Вернуться   Форум > Домашний кинотеатр > Кинопремии, награды, фестивали, киностудии
Регистрация Справка Пользователи Календарь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме
Старый 25.05.2015, 12:54   #21
djuka
Зритель
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Форумчанин
Аватар для djuka
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 990
Репутация: 2127

Канны-2015: победители кинофестиваля


Каннский кинофестиваль проходил в этом году с 14 по 24 мая на набережной Круазет. Всего в основной конкурсной программе участвовали 19 картин, а оценивало их международное жюри под председательством братьев Коэн. Представителей России среди соискателей наград в этом году не было.

«Особый взгляд», внеконкурсные и специальные показы, «Синефондасьон», короткий метр — более 60 картин было представлено в рамках всей программы фестиваля. Каждый день — бесконечные фотоколлы, пресс-конференции, коктейли, afterparty и праздничные вечера, организаторами которых выступили ведущие мировые компании. За это время прошло немало событий, которые еще долго будут оставаться на слуху.


Вчера завершился 68-й Каннский международный кинофестиваль показом документальной картины Люка Жаке «Лед и небо».

В 2005 годуЛюк Жаке получил «Оскар» за пингвинью документалку «Птицы 2: Путешествие на край света». Сейчас он снял картину «Лед и небо», в которой снова вернулся в Антарктику, но на сей раз ограничился только одним пингвином в кадре. Фильм рассказывает об ученом-гляциологе Клоде Лориусе, который еще в 80-е начал работать над теорией об изменении климата планеты в связи с таянием ледников. В общем, Жаке хочет еще один «Оскар».


Церемония закрытия 68-го Каннского кинофестиваля. Красная дорожка
.


Члены жюри 68-го Каннского кинофестиваля

По дорожке на Круазетт прошлись члены жюри фестиваля, каждый из которых не преминул рассказать в камеру, что судить конкурсные фильмы Канн – это ценный и незабываемый опыт.
А также много раз прозвучала сентенция «мы стали одной семьей».

Гильермо дель Торо, один из членов жюри, признался, что председатели судейской комиссии братья Коэн призвали всех быть «обоснованными». Ну, логично, было бы странно, если бы они призвали к обратному. У журналистов в фаворитах до конца числился фильм «Кэрол» Тодда Хейнса. Но, насколько это имело значение для жюри, будет известно позже.

Жюри долго, вдумчиво и в обнимку позировало перед камерами. Сначала на одной ступеньке, потом на другой. Пройдут еще 5 метров, и снова выстроятся в живописный рядок. Кажется, заходить внутрь они не спешили.

Кульминация была уже близко и на красной дорожке Французской Ривьеры - появились гости фестиваля.

(Изабель Гулар / Мишель Родригес / Джон Кристофер Рейли и Алисон Дики / Летиция Каста)

(Хофит Голан / Эмма Миллер / Джорджина Чапман / Чжао Юнь)

В этом году председателями международного жюри были братья Коэн, а в его состав вошли Гильермо дель Торо, Ксавье Долан, Софи Марсо, Росси де Пальма, Джейк Джилленхол, Сиенна Миллер, а также певица и композитор Рокиа Траоре — именно они и решали, кому достанутся «Золотые пальмовые ветви».

Джоэл и Итан Коэны

Награды распределились следующим образом.



Главный приз Каннского кинофестиваля получила драма Жака Одиара «Дипан».

Жак Одиар

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля досталасьфранцузскому режиссеру Жаку Одиару за фильм «Дипан».
"Решение было принято очень быстро. Все жюри было в восторге", - признал на пресс-конференции его сопредседатель Джоэл Коэн.

Социальная драма Одиара на злободневную тему мультикультурализма рассказывает о судьбе нелегального мигранта из Шри-Ланки.

Главные роли исполнили Жесутасан Антонитасан, Калиеасвари Сринивасан и Клодин Винаситамби. Герой картины - ветеран повстанческого движения "Тигры освобождения Тамил-Илама", который приезжает на незаконных основаниях в Европу с фиктивной семьей.
В эмиграции он попадает во Францию, где оказывается в одном из неблагополучных пригородов Парижа, сталкиваясь на новом месте с миром жестокости и безразличия. В финальной перестрелке между местными бандитами (не такими кровожадными, как военные Шри-Ланки, но тоже малоприятными) сторож почти повторяет сцену из «Таксиста».

"Не думаю, что мой фильм вмешивается во что-либо, мы начинали писать сценарий еще несколько лет назад, когда нелегальная эмиграция в Европу еще не имела таких масштабов, как сейчас, - отметил после церемонии награждения Одиар.

- Меня интересовало прежде всего положение "другого" в обществе: то, как он видит нас, то, как мы видим его, как мы воспринимаем этих людей, которых на улицах мы часто отчуждаем не глядя".

Гран-при получила дебютная работа венгерского режиссера Ласло Немеша «Сын Саула».

Эта картина также получилаПриз Международной федерации кинокритиков FIPRESCI на 68-м Каннском кинофестивале.

"Сын Саула" - дебютная картина режиссера, который ранее работал ассистентом у Бела Тарра ("Туринская лошадь").
Немеш - единственный дебютант в основном конкурсе нынешнего кинофестиваля. Сразу же после премьеры его фильма критики отметили талант молодого режиссера.

Ласло Немеш и Мадс Миккельсен

Действие драмы Немеша разворачивается в 1944 году в концлагере Освенцим. В центре сюжета - два дня из жизни Саула Аусландера, заключенного из зондеркоманды лагеря. По должностным обязанностям он должен сжигать трупы других узников, и однажды он пытается по иудейскому обычаю захоронить тело мальчика, которого он принял за своего сына.

По общему признанию, эта картина стала самой пронзительной на фестивале. "Нашей целью было поместить зрителя в центр этого переживания, - рассказал на пресс- конференции Ласло Немеш. - Как мне кажется, Европу все еще преследует призрак холокоста, эта тема все еще остается болезненной, особенно в Венгрии, где число депортированных было крайне велико".

Приз за лучшую режиссуру ушел тайванцу Хоу Сяосяню за историческую картину «Убийца». Для него это тоже не первая награда. В 1993 году он забрал приз жюри за драму «Кукловод».

Валерия Голино и Хоу Сяосянь

Действие исторической драмы Сяосяня разворачивается в средневековом Китае времен правления династии Тан. Главная героиня в исполнении Шу Ци - хладнокровная профессиональная убийца, ей поручено устранение мужчины, к которому у нее были чувства. Перед героиней встает непростой моральный выбор.

Приз жюри достался антиутопии Йоргоса Лантимоса «Лобстер» с Колном Фарреллом.

Режиссер Йоргос Лантимос с актером его фильма "The Lobster" Джоном К. Райли

Лучшим актером сталВенсан Лендон за роль в фильме «Закон рынка», сыгравший охранника торгового центра. Под бурные и продолжительные аплодисменты растроганный актер кинулся обниматься с каждым членом жюри.

Приз за женскую роль в этом году разделили две актрисы — Руни Мара за «Кэрол» (хотя победу прочили сыгравшей в нем же Кейт Бланшетт) и Эмманюэль Берко за «Мой король».

Эмманюэль БеркоПриз за лучший сценарий у фильма Мишеля Франко«Хроники» с Тимом Ротом в главной роли, рассказывающий о буднях сиделки Дэвида (Тим Рот), ухаживающего за неизлечимо больными.

Малую Золотую пальмовую ветвь - приз за лучший короткометражный фильм - 68-го Каннского кинофестиваля получил молодой ливанский режиссер Эли Дагер. Он удостоен премии за 15-минутный короткометражный анимационный фильм "Волны-98".

Главный герой выполненной в сюрреалистичной манере картины - молодой житель Бейрута, переживающий экзистенциальный кризис и ищущий выход из набившей оскомину каждодневной бытовой суеты.



Обладателем «Золотой камеры»
— премии за лучший дебют — стал Сезар Аугусто Асеведа за фильм «Земля и тень».

По сюжету драмы Асеведо колумбийский крестьянин возвращается в родное село к умирающему сыну. После многолетнего отсутствия на малой родине главный герой видит там апокалиптическую картину запустения.
Это дебютная полнометражная картина Асеведо, которая ранее уже завоевала несколько наград на латиноамериканских киносмотрах.

Получая приз Каннского кинофестиваля, режиссер отметил, что посвящает эту победу всем колумбийским крестьянам. "Они - настоящие герои, я хочу им сказать, что они не одни", - сказал Асеведо.
Премия "Золотая камера" на Каннском кинофестивале вручается молодым кинематографистам за их первую полнометражную художественную ленту.

Приз экуменического жюри получила психологическая драма прославленного итальянца Нанни Моретти "Моя мать" (Mia madre), роли в которой исполнили Джон Туртурро и Маргерита Буй.
Нанни Моретти обычно снимает кино от первого лица. Его фирменным знаком стали обманчиво биографические комедии с собой в главной роли о том, как нелегко быть художником и левым интеллектуалом в берлускониевской Италии.

Как только он попробовал себя в трагическом регистре («Комната сына»), сразу получил «пальму». Конкурсный фильм «Моя мать» начинается с манифестации трудящихся, которые требуют вернуть им рабочие места. Вдруг сцену прерывает режиссер криками: «Стоп! Все, хватит. Как вы держите транспаранты? Вот здесь можно поменять лозунги». Вопреки ожиданиям, в этой роли не сам Моретти, а женщина – известная итальянская актриса Маргерита Буй.
В параллельной конкурсной программе «Особый взгляд» главный приз достался фильму исландского режиссера Гримура Хаконарсона «Овцы»/ "Бараны". Фильм рассказывает историю двух братьев, которые встречаются впервые за 40 лет. Главой жюри выступила Изабелла Росселлини.
Специальный приз жюри«Особого взгляда» получил фильм «Солнце в зените»/«Зенит» хорвата Далибора Матанича, рассказывающий о том, как на протяжении многих лет друг в друга влюбляются жители соседних балканских деревень.

Японец Киёси Куросава удостоился приза за режиссуру в программе «Особый взгляд», с лентой «Путешествие к берегу», в которой к безутешной вдове спустя три года внезапно возвращается погибший муж.

Приз за «Особый талант» в программе «Особый взгляд» достался Корнелиу Порумбою с его «Сокровищем» - это картина о двух незадачливых мужчинах, которые решают отыскать клад в саду своих родственников.

Свою награду вручила и Международная ассоциация кинопрессы - индийской картине «Улетай один», которая рассказывает о жестокости, с которой сталкиваются в священных местах Индии те, кто смеют не придерживаться традиций.


Уроженка Бурятии, молодой режиссер Мария Гуськова, взяла бронзу в программе студенческих работ
с фильмом«Возвращение Эркина».
Главный приз в программе «Двухнедельник режиссеров», Art Cinema Award, завоевала картина колумбийского режиссера Чиро Гуэрры «Объятия змея». Фильм рассказывает о 40-летней дружбе амазонского шамана и двух ученых. Источником для черно-белой картины послужили дневники двух исследователей, путешествовавших в прошлом веке по колумбийской Амазонии – немца Теодора Коха-Грюнберга и американца Ричарда Эванса Шультеса.
Приз SACD,по традиции присуждающийся франкоязычным фильмам, получили«Три воспоминания моей юности» Арно Деплешена. Фильм стал приквелом картины режиссера 1996 года.

Награду Europe Cinemas, которая помогает раскрутке, росписи и кассовым сборам европейских фильмов в кинотеатрах сети по всей Европе, получил«Мустанг» Дениза Эмре Эргювена.Фильм рассказывает о том, как пять турецких сестер-подростков несправедливо лишились основных свобод."Мустанг"Гран-при Недели критики в Канне получил фильм "Паулина" аргентинца Митре.
Конкурс Неделя критики был создан в 1962 году Профсоюзом французских кинокритиков с целью поиска новых талантов среди молодых режиссеров. Он традиционно проходит в дни работы Каннского фестиваля, однако не является его частью и носит независимый характер.

Согласно критериям, в конкурсе могут принимать участие только первая или вторая по счету полнометражная картина режиссера. По традиции, в основную конкурсную программу Недели критики входит семь фильмов, которые демонстрируются в течение недели.

Фильм Митре (совместное производство Аргентины, Бразилии и Франции) стал римейком одноименной картины известного аргентинского режиссера Даниэля Тинайре, вышедшей на экраны в 1960 году. Кинолента посвящена истории 28-летней жительницы Буэнос-Айреса. Решив кардинально изменить свою жизнь, она оставляет адвокатскую карьеру в столице и, руководствуясь идеями борьбы за социальную справедливость, уезжает работать преподавателем в один из самых депрессивных регионов страны.
На новом месте Паулина подвергается изнасилованию со стороны местных мелкоуголовных элементов и вскоре узнает о своей беременности. Несмотря на пережитую личную трагедию, героиня картины пытается сохранить верность своим идеалам.

Помимо "Паулины" Сантьяго Митре, сразу две награды Недели критики в Канне получил еще один представитель латиноамериканского кинематографа - Сезар Аугусто Асеведо.
Колумбийский режиссер удостоен поощрения в категории "Откровение" и премии французского Общества драматических авторов и композиторов *SACD) за фильм "Земля и тень" (La Tierra y sombra).

В программе короткометражных фильмов лауреатами премий Недели кинокритики стали итальянский режиссер Фульвио Ризуэло с работой "Ветряная оспа" и представитель Румынии Андрей Кретулеску с фильмом "Рамона" (Ramona) .

На церемонии закрытия фестиваля был присужден еще один французский приз, особый. Это «Почетная Золотая пальмовая ветвь». За 70 лет существования фестиваля такой приз присуждали только трижды – Иствуду, Вуди Аллену и Бертолуччи. Четвертым лауреатом в воскресенье вечером стала знаменитая французская кинематографистка Аньес Варда(«Клео от 5 до 7», «Счастье»), единственная женщина среди «патриархов» французской Новой волны.По правилам каннского конкурса каждый фильм может получить только одну награду, так что церемония превратилась в серию разочарований для тех, кто ставил на главный приз для того или иного фильма, получившего приз второстепенный.

Пресс-зал свистел и букал. Так раздраженно он не принимал решения каннских жюри очень давно. Эти решения не только противоречили сложившейся на фестивале иерархии фильмов - они противоречили объективной истине. Хотя какая может быть объективность в мире кино, где кто-то любит арбуз, а кто-то - свиной хрящик. Но собрались вроде бы профессионалы - должна быть общность критериев.

Не преувеличиваю значение "журналюг" с их свистом. Конечно, смокинговый зал устроил победителям стоячую овацию - он всегда ее устраивает. Он и приходит в своих бриллиантах исключительно для того, чтобы изобразить ликующую массовку на самом престижном ток-шоу Европы. А расположенный рядом пресс-зал, куда идет прямая трансляция, - это уже живая реакция публики, не связанной ритуалом. И журналисты отличаются от обычных зрителей лишь тем, что просмотрели весь конкурс насквозь. И у каждого в голове - свое жюри.
Все радовались, что, судя по программе, встает из пепла великое итальянское кино - а в дамки вдруг вышло кино французское.

Таким образом, главным триумфатором 68-го Каннского фестиваля стал французский кинематограф. Помимо "Золотой пальмовой ветви", французы, представленные в основном конкурсе сразу пятью картинами, в итоге завоевали еще два главных приза - за лучшую мужскую и женскую роли. Итальянские же кинематографисты, включая Нанни Моретти и Антонио Соррентино, которым многие критики прочили успех, остались на этот раз вовсе без наград.

Новые лауреаты уже в истории. А нам стоит вернуться к тенденциям: на перемену погоды в мире Канн реагирует с чуткостью диагноста. На поверхности - фора женскому кино, утверждение равенства полов. Но его никто и не оспаривал, а равенства художественного пока нет: фильмы, созданные прекрасной половиной режиссуры, были слабыми. Возможно, это случайность, но ясно, что делить кино по половому признаку - непочтительно по отношению к женщинам-режиссерам уровня Кэтрин Бигелоу, Клер Дени, Софии Копполы, Киры Муратовой или Аньес Варда, только что удостоенной каннского приза за вклад в кино.

Глубинные слои конкурса выявили подспудно, но грозно звучащую тему смерти - в философском, глобальном значении. Суицидальный синдром у героев Гаса Ван Сента ("Море деревьев"). Суицид и зависшая над семьей тень погибшей матери - в драме Йоахима Триера "Громче, чем бомбы". Тягостный процесс умирания у Нанни Моретти ("Моя мать"). Борьба героя за право достойно похоронить сына у Ласло Немеша в "Сыне Саула".
Казнь влюбленных, виновных только в том, что любят не по правилам, - в "Маргерите и Жюльене" Валери Донзелли. Письмо, пришедшее из загробья, в "Долине любви" Гийома Никлу. Смертные одры в "Хронике" Мишеля Франко. Приближение смерти в "Молодости" Паоло Соррентино. Не говоря о "Макбете" Джастина Курцеля - он вдруг стал актуален. К чему бы? Суицидальный синдром человечества? Метастазы распада обществ? Кризис цивилизации?

Каждый из фильмов сам по себе не вызывает желания вешаться. Многие смотрят философски и с юмором. Но вкупе образуют метафору тяжело больного человечества. Оно лишилось иллюзий и переживает кризис всех вер, в том числе веры в человека. Фестиваль уподобился "Меланхолии" Ларса фон Триера, распространившейся до пределов всей программы. Канн как барометр - чувствует подводные течения в искусстве и отмечает угасание гольфстримов, несущих миру жизнь. Художники, люди без кожи, живут в предощущении катастрофы.

Еще один знак перемен - отдаленное, но отчетливое громыхание нового Вавилона. Мир не просто сдвинулся с мест - он подобен миксеру, взбивающему в общей колбе нации, языки и культуры до взвеси без цвета и контуров. В конкурсе два фильма из США и ни одного из Англии, но доминирует английский язык.

Выдающиеся режиссеры не обязаны разбираться в чужом кино. Эту истину с блеском доказали братья Коэны и жюри, состоявшее из никому не известной африканской певицы, четырех актеров-неинтеллектуалов, Ксавье Долана и Гильермо дель Торо, принявшее, кажется, самое неадекватное решение в обозримой истории всех важных международных фестивалей. Едва ли не все выписанные ими награды - мимо кассы. Коэны вместе с коллегами по жюри, разумеется, имеют полное право поддержать такое бесхитростное и поверхностное кино.

Но, при Жиле Жакобе (ушедшем в этом году в отставку президенте Каннского фестиваля и многолетнем его директоре) им бы не удалось это сделать. Жакоб умел работать с жюри — не навязывая им свои решения, а медленно, в течение месяцев просвещая и воспитывая их, объясняя им суть и смысл фестиваля. Именно таким образом он постепенно привел к каннскому триумфу Триера, Линча, Тарантино и многих других авторов, реально определивших кинематографическое движение. В Каннах без Жакоба с жюри явно никто не работает — отсюда и результаты, дискредитирующие важнейший кинофестиваль.


Магические моменты есть и в жанровом фильме об иммигранте, и в капиталистической антиутопии. В общем, не известно, как там у жюри с «обоснованностью», но учитывая, что такого исхода не предсказывал никто, волна недовольства от прессы и кинообщественности непременно воспоследует.

Каннский фестиваль собирает кино, которое привыкло думать и побуждает к тому зрителей. Сегодня это кино звучит тревожно…
focus.de, screendaily.com, filmstarts.de, seance.ru, wikipedia.org, festival-cannes.fr, stern.de, gala.de, theguardian.com, vogue.ua, rg.ru, kp.ru, afisha.ru, spletnik.ru, glamour.ru, ivona.bigmir.net, lenta.ru, korrespondent.net, ru.rfi.fr, kommersant.ru, kinopressa.ru
  Ответить с цитированием
Старый 29.05.2015, 14:53   #22
djuka
Зритель
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Форумчанин
Аватар для djuka
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 990
Репутация: 2127

Современные классики: Что смотреть у главных каннских режиссеров. Братья Дарденн, Михаэль Ханеке и другие светила современного авторского кино.


Каннский кинофестиваль— самый престижный смотр авторского кино в мире, программа которого в этом году выглядит «безопасной» и больше чем наполовину состоит из фестивальных фаворитов. Как и любая организация, где сидят не роботы, а люди, Канны не просто отражают реальное положение дел в мире кино, но и задают тренды.
Проще говоря, у его отборщиков есть свои предпочтения, не говоря уже о политике — поэтому какие-то режиссеры появляются в конкурсе чаще других, а некоторые не появляются никогда.

Десять режиссеров из «золотой обоймы» Каннского фестиваля, которые регулярно попадают в программу с начала 2000-х, и какие фильмы у них стоит посмотреть в первую очередь.
Михаэль Ханеке


Участвовал
в Каннском кинофестивале 6 раз с 1997 года
Выиграл
10 призов Каннского кинофестиваля, включая
2 «Золотые пальмовые ветви», 1 премию
за лучшую режиссуру и 1 Гран-при

Австриец Михаэль Ханеке, казалось бы, был в каннской обойме всегда — как Ларс фон Триер или Кен Лоуч. На самом деле за полный метр он всерьез взялся лишь в конце 90-х, а до этого много снимал для ТВ. Полоса успеха в Каннах началась у него в 1997-м, когда в конкурс попали его первые «Забавные игры» (есть еще американский авторемейк с Майклом Питтом, Наоми Уоттс и Тимом Ротом, посмотреть стоит оба хотя бы для сравнения).

Режиссер, которого любят называть «рассудочным», а его метод — «хирургическим», действительно, безжалостно и почти бесстрастно исследует человеческие драмы как конструкции, но при этом умеет ударить под дых. Неважно, что это: фильм о зарождении фашизма в отдельно взятой деревне ( «Белая лента») или о беспощадной старости ( «Любовь»).



«Пианистка»

Самый резонансный фильм Ханеке, взявший Гран-при в Каннах в 2001 году: Изабель Юппер играет фрустрированную интеллектуалку, которая до среднего возраста дожила под каблуком у властной матери. Шокировавшая многих сцена с бритвой в вагине, в принципе, хороший образ для описания творческого метода режиссера.

«Скрытое»

Телеведущему кто-то начинает присылать видеокассеты тревожного содержания, вскрывающие подавленную детскую травму и постколониальное чувство вины. «Скрытое» принесло Ханеке сразу три каннских приза, включая премию за режиссуру, а фильм до сих пор актуально звучит в эпоху европейского мультикультурализма.



Нури Бильге Джейлан


Участвовал
в Каннском кинофестивале 8 раз с 1995 года

Выиграл
8 призов Каннского кинофестиваля, включая
1 «Золотую пальмовую ветвь», 2 Гран-при и
1 премию за лучшую режиссуру

Если вы никогда не задумывались о существовании турецкого кинематографа, вот хороший повод о нем узнать. Нури Бильге Джейлан не просто находится на его передовой — это еще и, без преувеличения, один из самых обласканных каннским вниманием режиссеров последних лет.
С начала нулевых каждый его фильм попадает в конкурсную программу и неизменно берет какой-либо приз, а порой и не один. Джейлана принято называть «турецким Антониони» за неспешность, любовь к экзистенциальным драмам и порой ошеломляющую красоту кадра (помимо прочего, он еще и фотограф).

Он снимает тягучее, вязкое кино о Турции, какой мы ее себе даже не представляем: его сюжеты тянутся и вьются, как любимый им образ бесконечной извилистой дороги под тяжелым свинцовым небом. Неторопливости добавляет и зачастую увесистый хронометраж: последний его фильм, «Зимняя спячка», идет больше трех часов, предыдущий, "Однажды в Анатолии"— два с половиной.
В центре этих массивов — погребенные под будничными диалогами и поступками, маленькие или большие человеческие трагедии, от разлуки до убийства, с которыми невозможно разобраться решительно и бесповоротно.



«Времена года»

Университетский преподаватель с женой отправляются на каникулы, откуда они вернутся уже не вместе. Драму о разломе в отношениях и его необратимости разыгрывают сам Джейлан и его жена Эбру. На каннском фестивале «Времена года» отметили призом международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI.

«Однажды в Анатолии»

Своеобразное роад-муви: кортеж из трех полицейских машин изматывающе колесит по турецким холмам и равнинам в поисках места, где обвиняемый зарыл труп. Походя, из заурядных разговоров, проступает и другая история, где тоже есть место смерти. Фильм взял Гран-при в Каннах, разделив его с «Мальчиком с велосипедом» братьев Дарденн.



Братья Дарденн: Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн


Участвовали
в Каннском кинофестивале 6 раз с 1999 года
Выиграли
7 призов Каннского кинофестиваля, включая
2 «Золотые пальмовые ветви», 1 премию
за лучший сценарий и 1 Гран-при

Главный семейный дуэт современного европейского кинематографа (других братьев — Коэн — в Каннах, к слову, тоже любят).

Бельгийцы Люк и Жан-Пьер Дарденны вышли из документалистики и в игровое кино перенесли то же внимание к судьбам людей, чьи проблемы чаще всего находятся вне нашего поля зрения. Подход братьев-режиссеров заслуженно называют «социально ответственным реализмом»: их герои, как правило, из незащищенных слоев общества — бедные, неустроенные, неприкаянные, в чьей жизни мало места радости, зато слишком много необходимости выживать каждый день.

Безработные, бездомные, эмигранты, дети пьющих родителей или вовсе сироты — всё это звучит как будничный материал для новостной хроники в региональной газете, которую мало кому хочется читать.
Гуманизм Дарденнов явно левацкого толка, но при всём внимании к острым социальным проблемам он остается в первую очередь гуманизмом. Их фильмы умеют разглядеть и показать человека там, где всё вроде бы заранее понятно и неинтересно. Даже если это безответственный мудак-отец, решивший продать своего новорожденного ребенка на черном рынке.



«Розетта»
Дарденны много снимают о женщинах, оказавшихся заложницами почти непреодолимых обстоятельств. Получившая «Золотую пальмовую ветвь» «Розетта» — история девочки-подростка, которая пытается заработать себе на более достойную жизнь, чем прозябание с пьющей матерью в убогом трейлере на окраине города.



«Два дня, одна ночь»
В этом фильме меньше мрачной «социалки» и есть большая звезда — Марион Котийяр, но безысходность и схожая тема на месте. Это вынимающая душу производственная драма о несправедливо уволенной женщине, которой за один уик-энд надо убедить коллег проголосовать против ее сокращения и потерять годовой бонус в тысячу евро.



Паоло Соррентино



Участвовал
в Каннском кинофестивале 6 раз с 2004 года
Выиграл
2 приза Каннского кинофестиваля: «Приз жюри» и «Приз экуменического жюри»

Золотая эпоха итальянского кино осталась далеко в прошлом, но с начала нулевых дело постепенно пошло на лад. Каннский кинофестиваль, которому итальянцы давно близки не только территориально, с охотой поддерживает признаки возрождения соседней кинематографии по мере его, возрождения, сил.

Фестиваль явно симпатизирует автору «Гоморры» Маттео Гарроне(у которого в этом году номинирован, неожиданно, фэнтези-фильм с Сальмой Хайек, Венсаном Касселем и Джоном Си Райли), а в прошлом году Гран-при получили прекрасные «Чудеса» итальянки Аличе Рорвахер.
Но, пожалуй, из всех современных итальянских режиссеров больше всего в Каннах обласканы Нанни Моретти и Паоло Соррентино: за последние десять лет каждый их фильм попадал в конкурс и каждый второй что-то брал.

При этом Моретти выглядит объективным выбором (он, действительно, самый зрелый и всенародно любимый итальянский режиссер сегодня), а с Соррентино всё не так просто: он любит замахнуться на большие темы вроде «Власть» или «Искусство», похоже, чувствует в себе потенциал нового Феллини, склонен к гротеску, претенциозности и ему попросту часто отказывает вкус.

«Изумительный»

Самый популярный фильм Соррентино — основанная на реальных фигурах сатира про прогнившую итальянскую власть. Выпендрежные ракурсы, броские цвета, чуть ли не клиповый монтаж и громкая тема — на выходе получилось что-то между политической телепрограммой «Куклы» и клипом группы «Блестящие», в чём есть свое обаяние.



«Где бы ты ни был»

Здесь есть и присущая Соррентино напыщенность формы и содержания, но и не свойственная ему щемящая тонкость. Шон Пенн играет депрессивную рок-звезду в отставке, явно срисованную с Роберта Смита: размазывает помаду и тушь и изнывает в роскошном особняке, а потом едет в Америку разбираться в семейной истории.


Андреа Арнольд


Участвовала
в Каннском кинофестивале 2 раза с 2007 года
Выиграла
2 приза Каннского кинофестиваля — оба раза это был «Приз жюри»

С положением женщин-режиссеров в фестивальном кино ситуация чуть лучше, чем в мейнстриме, но всё равно неоднозначная.
С начала двухтысячных в каннском конкурсе каждый год учавствует два - три фильма, снятых женщинами, что выглядит объективным соотношением сил — все-таки в силу сложившейся традиции женщин в профессии пока значительно меньше, чем мужчин.

С другой стороны за 68 лет существования Каннского кинофестиваля женщина брала главный приз, «Золотую пальмовую ветвь», лишь однажды — это была Джейн Кэмпионс «Пианино» в 1993 году.

Гран-при женщины получали дважды (Наоми Кавасе и Аличе Рорвахер), лучшим режиссером не становились ни разу. А талантливейшая Клер Дени и вовсе попадала в конкурс только в 1988 и в 2013 годах, не взяв ничего: какова бы ни была причина, факт остается фактом — для Каннского фестиваля одной из лучших французских режиссеров как будто бы не существует.

На этом фоне победы англичанки Андреа Арнольд выглядят особо заметно. Из трех ее фильмов два были в конкурсе и оба взяли «Приз жюри», третью по престижности награду фестиваля.



«Красная дорога»

«Аквариум» Арнольд с молодым Фассбендером смотрели многие, но ее дебют «Красная дорога» не менее интересен — это история женщины, которая работает оператором камер наблюдения и однажды замечает мужчину из прошлого. Это еще и часть концептуального проекта, где три режиссера должны были снять по фильму про одного персонажа.


«Грозовой перевал»

Мощная экранизация знаменитого романа Эмили Бронте, снятая средствами современного реализма. Вместо костюмной театральности здесь всё живое и настоящее, каким не принято показывать прошлое: трепещущее, как сердце и грязная юбка на ветру, оглушающее и пронизывающее, как ветер на вересковых пустошах.



Ксавье Долан


Участвовал
в Каннском кинофестивале 4 раза с 2009 года
Выиграл
6 призов Каннского кинофестиваля, включая
2 приза «Юный взгляд», одну «Квир-пальму»
и «Приз жюри»

История Каннского кинофестиваля последних лет невозможна без головокружительного взлета молодого канадца Долана — на фестивале его холят и лелеют, каждый раз радостно всплескивая руками в духе «наш малыш растет не по годам».
И не то чтобы незаслуженно: за пять лет он превратился во вполне осознанного режиссера из инфантильного синефила, которому нравилось нарядить красивых молодых людей «как у Трюффо», а потом еще снять всё это в рапиде.

Вообще сам факт, что у человека 1989 года рождения в трудовой книжке записано шесть полнометражных фильмов, из которых пять показывали на Каннском кинофестивале, заставляет немного задуматься о смысле своей жизни.
С другой стороны, вопросы к нему еще есть. Долан отчасти оправдал выданный ему кредит доверия по-настоящему мастерской драмой «И всё же Лоранс», но пока не очень понятно, не развалится ли его кино, если вытащить у него подпорку в виде громкой музыки и столь же громких тем.

Мужчина решается на каминг-аут; мать-одиночка пытается наладить полуинцестуальные отношения с сыном; юноша приезжает на похороны бойфренда и попадает в мир большой лжи. В следующем фильме Долана сюжет в том же духе: смертельно больной писатель возвращается в давно оставленную семью попрощаться. Можно даже не сомневаться, что он будет в каннской программе 2016 года.

«И всё же Лоранс»

Почти трехчасовой фильм о каминг-ауте в относительно зрелом возрасте: 30-летний преподаватель, у которого есть прекрасная работа и любимая девушка, признаётся, что на самом деле ощущает себя женщиной, и пытается начать новую, честную жизнь. Долан, как обычно, не стесняется выкрутить ручку до предела и врубить драму на полную.



«Мамочка»

Взвинченная мелодрама про аутсайдеров: незрелую по общественным меркам мать и ее неуправляемого сына. Ко всему прочему «Мамочка» снята в формате 1:1 — если раньше Долана пытались обидно обозвать режиссером «поколения Инстаграм», то теперь он прямо сообщает, что ему так виднее.



Брюно Дюмон


Участвовал
в Каннском кинофестивале 4 раза с 1997 года
Выиграл
3 приза Каннского кинофестиваля,
включая 2 Гран-при

Бывшего философа Брюно Дюмона не назовешь каннским триумфатором в полной мере — с конца 90-х в его послужном списке лишь два Гран-при.
Но, по сути, сейчас он входит в топ главных французских режиссеров и фестиваль это признаёт.

Дюмона часто называют авангардистом, но его кино, как правило, предельно лаконично по форме и очень просто по содержанию. Он снимает почти бессюжетные истории о провинциалах и гопниках, неприкаянных девчонках и юродивых на фоне холмов, ферм и полей, но этот гиперреализм обманчив.

Его герои заняты невыдающимися делами (ходят, едят, иногда убивают других людей), всё время храня под сердцем какую-то тоску: они томятся и что-то чувствуют, но как будто не могут выразить. Зато способны, к примеру, будничным жестом оживить мертвого. Кроме того, в прошлом году Дюмон доказал, что у него еще и отличное чувство юмора, сняв абсурдистский мини-сериал про копов, подростков и дохлую корову «Малыш Кенкен».



«Хадевейх»

Грустная девочка-подросток хочет уйти в монастырь, но слишком боготворит Иисуса — не совсем непорочным образом. Одиночество и тоска по чему-то большему толкают ее в компанию двух радикальных исламистов, но даже при всём актуальном конфликте (светское vs религиозное, буржуазное vs аскетичное) «Хадевейх» остается великим фильмом о существовании любви, просто выраженном в ее отсутствии.

«Вне сатаны»

Типичная для Дюмона расстановка сил: провинция, суровые и зябко красивые пейзажи французского севера, странный парень — то ли бездомный, то ли современный святой, влюбленная в него девочка-подросток — то ли фантазерка, то ли непорочная дева. Кинокритик Variety отреагировал на фильм лаконичным WTF?, но чего тут непонятного, непонятно.



Оливье Ассаяс



Участвовал
в Каннском кинофестивале 4 раза с 2000 года
не Выиграл
пока ничего, но хочется верить, это скоро исправят

Каннская судьба Оливье Ассаяса пока складывается не самым блестящим образом: фестиваль признаёт его существование, но особо поощрять пока не намерен.
За последние пятнадцать лет он был в конкурсе те же четыре раза, что и Брюно Дюмон, но не выигрывал пока ничего, зато однажды судил других сам в составе жюри в 2011-м.

По-хорошему, Ассаяс в этом списке оказался с небольшой натяжкой (да, у редакции тоже есть свои фавориты) — на этом месте мог бы быть, например, Бертран Бонелло или Цзя Чжанкэ, у которых есть хотя бы по одному призу.
С другой стороны, Ассаяс постепенно, но уверенно становится одним из самых крепких европейских режиссеров. В прошлом году он снял фильм высочайшего режиссерского уровня "Облака Зильс - Марии", с двумя мощными актерскими работами — Жюльет Бинош и Кристен Стюарт (да-да, той самой, из «Сумерек»). Фильм участвовал в каннской программе и не взял ни одной награды. Как так получилось, уму непостижимо.



«Летнее время»

Оливье Ассаяса многие по инерции любят за «Ирму Веп», которую он снял еще в середине 90-х, — но вот вариант неочевиднее. Сестра и два брата пытаются понять, что делать после смерти матери с фамильным гнездом, полным антиквариата. Несмотря на лобовой сюжет, это тонкая драма о том, как место воспоминаний занимает перечень движимого имущества.



«Облака Зильс-Марии»

Грандиозная драма об именитой актрисе и ее ассистентке, чьи отношения сложнее и ближе, чем просто рабочие, а реальность переплетается с сюжетом пьесы, которую они репетируют. Ассаясу удалось еще и раскрыть актерскую мощь Кристен Стюарт, которая во всех смыслах переигрывает главную французскую «авторскую» актрису Жюльет Бинош.



Кристиан Мунджиу



Участвовал
в Каннском кинофестивале 3 раза с 2007 года
Выиграл
3 приза Каннского кинофестиваля, включая «Золотую пальмовую ветвь» и 1 премию
за лучший сценарий

На Канны, да и на фестивальное движение в целом, время от времени накатывают региональные «волны», будь то «греческая» или «румынская».
Не то чтобы эти тенденции были навязаны хитрыми отборщиками сверху — хотя, конечно, успехи молодых режиссеров с новой территории заставляют приглядеться к ней повнимательнее.

К примеру, несколько лет назад всех очаровала команда молодых греческих режиссеров и продюсеров во главе с Йоргосом Лантимосом (в этом году он снова в конкурсе), а до этого по экранам уверенно прошлись румыны, начиная примерно со «Смерти господина Лазареску» Кристи Пую.

В 2007 году его соотечественник Кристиан Мунджиу взял в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», приз ассоциации кинокритиков и еще спецприз от французской системы образования за социальную драму «4 месяца, 3 недели и 2 дня» — и стал, по сути, главным лицом «румынской волны».



«4 месяца, 3 недели и 2 дня»

Указанные в заголовке отрезки в пересчете на дни складываются в крайний срок, когда физически можно прервать беременность. Это и есть главная проблема румынской студентки, которой надо как-то сделать нелегальный аборт.
Через частную драму, подразумевающую решение даже не этических, а сугубо функциональных проблем (где, как, на что) просвечивает страшная машинерия авторитарного режима.

«За холмами»

Чем больше смотришь Мунджиу, тем неуютнее ощущение, что всё это уже и про нас. «За холмами», построенный по принципу «а вот был такой случай», тоже история противостояния человека и системы, только на этот раз церковной. Девушка пытается вытащить подругу детства из монастыря, вокруг всё чаще начинают звучать крики «гейропа», а заканчивается всё экзорцизмом. Основано на реальных событиях.



Апичатпонг Верасетакун


Участвовал
в Каннском кинофестивале 4 раза с 2002 года
Выиграл
3 приза Каннского кинофестиваля: «Золотую пальмовую ветвь», Гран-при и главный приз программы «Особый взгляд»

Независимый тайский режиссер из сочувствия с ходу предлагает европейцам называть его просто «Джо», но к его фильмам так просто ключ не подберешь.
В них есть всё лучшее, за что мы восхищаемся азиатским кино: неторопливость, не до конца понятный в силу культурных различий символизм и каким-то удивительным образом находящееся в одной плоскости уважение и к традиционным преданиям, и к поп-культуре.

Если добавить к этому выдающейся красоты съемки в джунглях и гомосексуальный подтекст (прямым текстом его сложно назвать — настолько у Верасетакуна всё призрачно), станет понятно, почему в Каннах и не только от него ахнули и тут же полюбили всем сердцем.



«Тропическая болезнь»

Двухактная история, условно про свет и тьму. Первая часть — о пробуждении чувств между двумя молодыми мужчинами, вторая — мистическое путешествие в сердце тьмы через джунгли, где один ищет другого.



«Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни»

Не менее запутанная история, в которой умерший сын может вернуться с того света в образе черной обезьяны и спокойно сесть с семьей за стол, а тайская царевна занимается сексом с сомом (да, рыбой). Более того, заголовок не врет — фильм ровно об этом.

ru.wikipedia.org, wonderzine.com,culture.lb.ua, festival-cannes.fr
  Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1)
 
Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск



Часовой пояс GMT +3, время: 07:00.