|
Зритель
 
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 1,029
Репутация:  2263 
|
Австрийский «Кайзершмаррн» - («императорский омлет»). Ч.2.
Императорская резиденция Хофбург в Вене олицетворяет собой всю историю Австрийского государства.
На ее территории расположились девятнадцать дворцов, возведенных в разные периоды, и два десятка других построек и зданий.
Хофбург окружен двумя прекрасными парками, Бурггартен и Фольксгартен. Прекрасная, всеми любимая императрица в этом качестве Елизавета давно стала культовой фигурой.
В 2004 году во дворце Хофбурга открылся музей «Сисси».
Cкрытый текст -
Вход в мистерию «Сисси».
В 2004 году во дворце Хофбурга открылся музей "Сисси", так ласково называют австрийскую императрицу Элизабету, женщину-легенду,
в котором представлено несколько роскошных туалетов Сисси и множество её личных вещей.
Музей Сисси в Вене посвящен личности императрицы Элизабет по прозвищу «Сисси» в оригинальной обстановке, аутентичному рассмотрению жизненного пути знаменитой императрицы Австро-Венгрии за рамками общепринятых клише. В центре внимания экспозиции находится частная жизнь Элизабет, ее протест против придворного церемониала, ее бегство в культ красоты, спортивные достижения, путешествия и романтическая поэзия.
Музей раскрывает перед посетителями историю беспокойной жизни легендарной императрицы, от беззаботного детства в Баварии, изумившего всех обручения с австрийским императором и до ее убийства в Женеве в 1898 году.
Среди более чем 300 экспонатов имеются оригинальные предметы одежды, миниатюрный секретер с почтовыми конвертами, некоторые из которых были собственноручно раскрашены Элизабет,
набор акварельных красок Сиси, дорожная аптечка, состоящая из 63 предметов, и реконструкция роскошного придворного вагона-люкс Сиси, позволяющего посетителям войти внутрь.
В музее также можно увидеть реконструкции платья молодой невесты для девичника и венгерского платья для коронации, а также состоящий из шести частей набор траурных украшений из оникса и гагата,
которые императрица носила после смерти своего сына кронпринца Рудольфа.
Среди экспонатов музея – арфа из детства Элизабет, которую она привезла с собой из Баварии.
В музее Сисси можно увидеть посмертную маску убитой императрицы, а также черный плащ с перьями цапли, которым была укрыта Элизабет после покушения на Женевском озере и привезена в отель Beau Rivage.
Воротник и передние края плаща оторочены перьями цапли, на шелковой подкладке вышита монограмма императрицы.
Статуя в полный рост, которую вы видите здесь, была подарена Австрийской Республике эрцгерцогом Францем Сальватором, зятем Елизаветы.
Венгерское платье для коронации (слева) и платье молодой невесты для девичника (справа).
Это платье для коронации 08 июня 1867 года, когда Елизавета была провозглашена королевой Венгрии.
Если присмотреться, то платье стилизовано под нарядную национальную одежду женщин Венгрии и Австрии того времени:
темный лиф, напоминающий лиф дирндла, нитки жемчуга на груди вместо шнуровки, пышный рукав с бантом.
На написанных позднее по государственному заказу официальных портретах Сисси изображена в самом расцвете своей красоты.
На портрете императрицы работы Винтерхальтера 28-летняя Сисси запечатлена в «звездном платье» с алмазными украшениями.
Это платье, являющееся подлинным шедевром высокой моды и прославившее красоту Сисси на весь мир, было создано знаменитым парижским дизайнером Вортом.
В государственном архиве в Вене сохранилась опись приданного Сисси: она привезла с собой 17 вечерних платьев со шлейфом, свадебное платье из розового муара,
вечерние платья разных цветов с кружевами, черное платье для траура, шесть визитных платьев, летних платьев, четыре бальных.
А еще шестнадцать шляп, разнообразные аксессуары для волос, четырнадцать дюжин чулок, шестьдесят нижних юбок, четыре корсета, четырнадцать нижних рубашек, два веера, два зонта.
Множество пар обуви – восемнадцать черных туфель, пятнадцать пар шелковых туфель, три пары сапог и восемь пар тапочек.
В Австрии был обычай, что императрица не должна одевать пару туфель больше одного раза, но Елизавета быстро его отменила.
На предсвадебном ужине на Елизавете Баварской было платье из белой органзы, расшитое золотым и зеленым шелком.
Арабской вязью на нем было вышито "О, мой господин, какой прекрасный сон!". Это платье привез для Сисси ее отец, Масимилиан Баварский. Оно почти 2 метра в диаметре.
В то время императрица проявляла интерес к политике и настойчиво выступала в пользу подписания австро-венгерского соглашения, оказывая сильное влияние на своего супруга Франца Иосифа.
Бесспорным кульминационным событием ее жизни стала коронация на престол королевы Венгрии в 1867 году.
На этом торжестве Сисси была одета в платье из серебряной парчи с кружевами и корсетом из темно-синего бархата с жемчужной шнуровкой.
Оно тоже было создано дизайнером Вортом по мотивам венгерской национальной одежды.
На данный момент в различных музеях сохранилось 11 оригинальных платьев Сиси.
Их регулярно проверяют специальные "текстильные" реставраторы, чтобы моль не завелась.
Предполагается, что в частных коллекциях находится еще больше экспонатов.
За одно такое платье коллекционеры платят не менее 50 тысяч евро.
Большинство применявшихся императрицей косметических средств приготавливалось по специальной рецептуре в придворной аптеке,
без достижений высоких технологий и современной химии, из того, что произрастало в лесу, саду и на огороде.
В ход шли килограммы земляники, огурцов, меда, айвы, миндальных отрубей и телячьих отбивных, литры молока и оливкового масла,
а также сотни желтков, которые по приказу императрицы смешивали в различных комбинациях и пропорциях.
Также для Сисси готовили эссенции, душистые лосьоны, эфирные масла и самое главное – маски для лица и тела на все случаи жизни.
С момента трагического самоубийства ее сына Рудольфа в 1889 году и до собственной кончины в 1898 году императрица носила только траурную одежду.
Она полностью замкнулась в своем горе: на смену дорогим украшениям и драгоценностям, которые она раздарила своим дочерям и внукам,
пришли траурные украшения – черные стеклянные бусы и джет, изготовленный из бурого угля.
Сисси называют странствующей императрицей. В музее выставлен вагон, в котором она путешествовала.
В 1873 году австрийская железнодорожная компания решила сделать любимой императрице подарок и изготовила для нее специальный дорожный комплект,
состоящий из вагона-салона и спального вагона. В вагонах имелось электрическое освещение, паровое отопление и туалет.
Внутренне оснащение отличалось простым, удобным и при этом очень благородным стилем.
К бриллиантам и драгоценностям Сисси была равнодушна и надевала их лишь в исключительно торжественных случаях.
Даже свое обручальное кольцо она всегда носила на тонкой цепочке не шее.
Черный плащ с перьями цапли, которым была укрыта Элизабет после покушения на Женевском озере и привезена в отель Beau Rivage.
Придворный вагон.
Сисси дико боялась растолстеть и ежедневно изматывала себя многочасовыми тренировками, бесконечными диетами, постоянными поездками в солнечные уголки Европы..
У Сисси появляется страсть – путешествия. Впоследствии посчитают, что из 46 лет пребывания в семье Габсбургов лишь шесть она провела в Австрии, все остальное – в поездках:
Германия, Англия, Швейцария, Мадейра, Корфу, Италия, маршруты бесконечны, отлучки длительны, особенно при тогдашних скоростях передвижения.
И значит, слухи о «золотой клетке», куда попало вольнолюбивое существо, следует считать преувеличенными.
Вполне свободная дама была и делала, что хотела, а странствовать полюбила, потому что не способна-де эмоционально привязываться.
«Дромомания — это психическое состояние, когда человек бежит из дома, не имея при этом ни маршрута, ни цели.»
Этот сдвиг и приписывают императрице.
Мол, подменяла жизнь чередованием картинок, казну при этом не щадила, путешествовала на широкую ногу,
в специальном вагоне, с обслугой и баснословной цены экипировкой.
Свита императрицы иногда состояла из 70 человек. Она любила свежее молоко, и с ней возили коз и даже коров.
Коровы со временем отпали, потому что не выдерживали корабельной качки. А козы на судне прижились.
В общем, императрица оказалась с причудами, обязательствами манкировала, а привилегиями пользовалась. Бывала порой эксцентрична.
Ее фрейлинами были только венгерки и необязательно из хороших семей, ибо не каждая аристократка выдерживала многочасовые пешие прогулки быстрым шагом, которые практиковала Елизавета.
В сорок лет императрица, к ужасу супруга, сделала татуировку на плече и еще употребляла кокаин, который, впрочем, в ту пору считался всего-навсего лекарством.
Общение ее тоже было странновато.
Незадолго до своей гибели Сисси лечилась в клинике русского анархиста, которого просто очаровала.
Поживи она там подольше – могла бы встретиться с Азефом или Лениным.
Собственно, и ее пылкая любовь к поэту Генриху Гейне, приятелю Карла Маркса, тоже выглядела некой фрондой или, по меньшей мере, странностью.
Но Елизавета шла своим путем, и, что бы о ней ни писали, все равно заметно, что ее эксцентрика поневоле.
Сисси не капризничала, скорей, страдала, а побегами компенсировала отсутствие чего-то важного.
Может быть, признания? Словно кто-то ей сказал: «Ты никто», а она доказывала — «нет, Кто».
Была задета ее индивидуальность, и она искала место, землю, страну, где все будет иначе.
Разнообразие путевых картин давало надежду. Со временем ее странствия превратятся в зависимость, станут значимы сами по себе.
Дорожная аптечка с кокаиновым шприцом.
С точки зрения сегодняшнего дня Сисси была наркоманкой.
В музее можно увидеть коробку со шприцем для кокаина и пустой пузырёк.
В то время кокаин, морфий и опиум не считались наркотиками, вспомним хотя бы роман Толстого: Анна Каренина принимала морфий, Левин поехал в аптеку за опиумом для своей беременной жены.
А Шерлок Холмс? Он же без трубки с опиумом не мог мыслить.
Кокаин в 19 веке считался во всех слоях населения довольно безобидным обезболивающим средством, в форме порошка он входил в состав мазей, растворов, средств против боли при прорезывании зубов у младенцев...
Или знаменитые пастилки Dragees Bengue в жестяной коробочке против болей в горле. Но не внутривенно, а орально!
В конце 19 века было открыто (кстати Фрейдом) эйфоризирующие и психорегулирующие свойства кокаина (при внутривенном приеме) при депрессиях.
И многие аристократы баловались уколами кокаина "против хандры". Лишь в 1909 кокаин был официально признан наркотиком.
Трудно теперь определить степень зависимости Сисси от кокаина.
Но за год до смерти некоторые ее близкие отметили в дневниках, как, например, младшая дочь Мари Валери, что «мама последнее время выглядит отдохнувшей, веселой, как раньше».
В этом вагоне Сисси отправилась на лечение в Швейцарию, где на берегу Женевского озера погибла от смертельной раны в сердце, нанесенной анархистом Луиджи Луккени заточенным как стилет трехгранным напильником.
Младшая императорская дочь Мария Валерия написала о смерти матери: «Все произошло так, как она всегда желала: быстро, без боли, без врачебных консилиумов, без бесконечных дней страха и волнений за нее».
Ситуация изменилась после трагической смерти Сисси. Именно ее смерть сделала ее бессмертной и популярной.
Образ несчастной красавицы принцессы, ставшей жертвой жестоких дворцовых интриг, много лет пытавшейся вырваться из золотой клетки на свободу, стал все более глубоко проникать в сознание народных масс.
Появилось множество грошовых брошюрок и романов, авторы которых каждый раз придумывали новые и легенды и истории о Сисси.
Появились монеты, фотомонтажи, фантазийные картины с ее изображением. Стали появляться все новые и новые ее портреты, "смонтированные" из старых.
Она носила блузки и юбки, предпочитала удобную одежду, комфортную для путешествий или занятий верховой ездой.
Все без исключения придворные дамы Элизабет был венгерками. И разговаривала она с ними только по-венгерски, на языке, которым со временем овладела в совершенстве.
«Конкурс» на должность придворной дамы был очень жестким.
Не каждая проходила испытание на прочность. Капризный характер Сисси могла выдержать не каждая.
А также многокилометровые ежедневные прогулки были физически немногим под силу.
То есть даже не прогулки, а "пробежки" в быстром темпе. Да что придворные дамы.
Нанятые для прогулок проводники мужчины тоже не все могли держать темп.
На многолетней службе у Сисси остались только самые преданные, проверенные временем компаньонки, которые остались незамужними и бездетными.
Ида Ференци - единственная из всех придворных дам не имела права носить этот титул официально из-за своего «низкого» просихождения (она была из семьи мелких дворян).
Поэтому она официально именовалась «чтицей Ее Величества».
Самая близкая подруга императрицы, единственная, кто была с Сисси на «ты».. Ей часто доверялись рискованные задания типа суметь провести на дворцовый маскарад не аристократа.
В завещании Сисси ей была выделена сумма больше, чем другим придворным дамам.
Сисси (справа) во время прогулки в сопровождении Иды Ференци.
70-е годы 19-го века. Судя по одежде проводников - где-то в Альпах.
Ирма Старай, графиня. Была рядом с Сисси в момент покушения на нее и в момент смерти. Картина смерти Сисси воссоздана в основном с ее слов.
Мари Фестетич, графиня. Более 20 лет была придворной дамой Сисси, отказала многим претендентам на ее руку из-за привязанности в своей госпоже.
«Уволилась» за несколько лет до ее смерти, потому что по состоянию здоровья в свои 53 года была больше не в состоянии лазить с Сисси по горам 7-9 часов в день.
Последние годы жизни единственным кругом общения ее были придворные дамы и младшая дочь Мари Валери.
Сисси (справа) с фрейлиной Идой Ференци.
Все биографы Элизабет сходятся на том, что она не только не ревновала супруга к актрисе придворного театра Катарине Шратт, но и всячески содействовала их встречам.
Более того - именно она "выбрала" Катарину Шратт в "подруги" своему супругу.
И первая встреча, после которой началась многолетняя связь Франца Иосифа с актрисой, произошла в покоях Иды Ференци по инициативе Сисси.
Множество документов и дневников говорят о том, что обеих дам связывало даже некое подобие дружбы.
Они обменивались подарками, иногда ужинали вместе (с кайзером или без него).
Катарина Шратт даже целых 18 раз ездила в летний отпуск в Прованс вместе с императорской парой.
Надо отдать должное Катарине Шратт, она всегда "знала свое место" и деликатно держалась в тени. Она была на 16 лет моложе Сисси.
Катарина Шратт и Кайзер Франц Иосиф.
Скорее всего Сисси испытывала какое-то чувство вины перед супругом, что не может быть ему "полноценной" спутницей жизни и попыталась таким образом хоть немного исправить положение.
Итальянский анархист Луиджи Лукени был одержим идеей убить какого-нибудь «тунеядца» аристократа и уже несколько дней отирался в Женеве, выбирая удобный момент.
Сначала он выбрал своей жертвой принца Генриха Орлеанского, но тот изменил свои планы и не приехал в город.
И вдруг из просочившейся в газеты информации Луккени узнает, что в Женеве пребывает императрица Элизабет Австрийская.
Так это еще лучше! И говорят, она ходит без охраны, только в сопровождении фрейлины.
Сисси шла по набережной в направлении пристани в сопровождении только своей придворной дамы графини Старай.
Они торопились успеть на пароход, который должен был перевезти их на другой берег Женевского озера.
Луккени подбежал к Сисси – и от мощного удара кулаком в грудь она упала спиной на землю.
Графиня и подбежавший кучер, который был случайным свидетелем сцены, помогли ей снова встать на ноги.
Никто из них не заметил, что в кулаке у Лукени была зажата острая заточка.
Та самая заточка (музей Сисси).
Графиня Старай предложила вернуться в отель, но Сисси пробормотала «все в порядке» и пожелала продолжить путь, так как до отправления парохода оставались считанные минуты.
Около 120 шагов она прошла сама и в момент восхождения по трапу парохода она, уже смертельно бледная, потеряла сознание и упала в руки графини.
У Сисси заточкой было проткнуто легкое и правое предсердие, и уже началось внутреннее кровотечение.
Сопровождающая Сисси графиня еще не осознала всей серьезности положения – на черном платье не было видно никаких следов крови.
Последними словами Сисси были: «Что вообще произошло?»
Вместе с вызвавшейся помочь женщиной-пассажиркой графиня Старай разорвала платье и корсет Сисси – и ее глазам предстало маленькое, размером с монетку, кровавое пятно над левой грудью.
Стало ясно, что Сисси ранена. Когда ее принесли назад в отель, она еще хрипло дышала.
Но пришедший вскоре врач уже ничем не мог ей помочь.
Вскрытие показало, что рана глубиной 8,5 см была изначально смертельная.
Посмертная маска Сисси.
Когда Сиси хоронили в усыпальнице Габсбургов, по традиции постучали в дверь склепа.
Оттуда спросили: кто? «Императрица Елизавета Австрийская желают войти» — был ответ.
Желала ли она на самом деле упокоиться в склепе, ее не спрашивали.
Как всегда, решили за нее. Франц-Иосиф пережил жену на 18 лет и скончался в разгар Первой мировой, в 1916 году.
До конца Австро-Венгерской монархии оставалось два года.
Удивительна бывает последовательность судьбы.
И замуж за Франца-Иосифа должна была выйти не Елизавета, а ее сестра. И убита должна была быть не Сиси, а принц Орлеанский.
Зуб, с которым она родилась, не спас. Он дал ей все блага, присовокупив все ужасы этого мира. А она, похоже, оказалась существом из другого.
С другими интересами и жаждой иного.
Свою ношу человека «не от мира сего» она несла с поднятой головой, может быть, передав сыну, который ее не выдержал.
И это надломило ее и превратило в строгую даму в трауре. Символично, что Элизабет погибла в путешествии.
Ее дромомания, синдром бродяги, была последней точкой опоры.
Искать и ничего не найти среди самых прекрасных мест мира – такова была ее судьба.
Но прелестный образ остался, слишком много в него было вложено ее сил и характера, любви супруга и средств казны.
Он сияет и блестит, как эполет на плече щегольского австрийского мундира.
В нем есть очарование, достоинство и энергия, которая, расщепляясь, позволяет создавать мифы, сказки и сувениры: нарядную куколку Сисси для венгерской девочки,
мелодраму для девушек всех возрастов, элегантный стиль одежды для дам, украшения для миллионерш, работу для историков, загадку для поэтов.
Психологам и социологам в мире Сисси тоже найдется дело. Ее образ по-прежнему манит.
На Корфу.
Незадолго до смерти Сисси поделилась с младшей дочерью своей сокровенной мечтой - она хотела бы быть похороненной на острове Корфу...
Но исполнить это последние желание было невозможно...
После смерти супруги, император Франц Иосиф молчал в течение нескольких месяцев, ни с кем не разговаривая, потом жизнь потекла по заведенному порядку.
Вот только «первый гражданин государства» уже никогда больше не посещал театров, концертов и увеселительных заведений.
Он пережил всех своих родных и умер в возрасте 86 лет, оставив престол племяннику Францу Фердинанду.
Над камином в его кабинете всегда висел супруги в полный рост, и раз в несколько лет придворным художником на нем обновлялись выцветшие краски.
На написанных позднее по государственному заказу официальных портретах Сисси изображена в самом расцвете своей красоты.
Она была равнодушна к плотской стороне любви: несмотря на то, что с мужем императрица проводила всего несколько недель в году, не было доказано ни одной ее интрижки, хотя слухи, конечно, ходили...
Вообще же, исходя из дня сегодняшнего, это была нормальная женщина, с тягой ко всему естественному и здоровому, которая попала в абсолютно нездоровое окружение.
А так как изменить ситуацию она не могла, то попыталась из нее сбежать, преимущественно проводя время за пределами империи.
Но действительность нагнала ее: сначала через самоубийство сына-наследника престола, а потом - через ее собственную смерть от руки анархиста, зарезавшего ее заточкой.
Последними словами императрицы были: "Что же это все-таки со мной произошло?" И действительно, что?

Но действительно всемирная слава пришла к императрице годы спустя после ее смерти, в середине прошлого века, когда на экраны вышла знаменитая австрийская кинотрилогия: "Сисси", "Сисси - молодая императрица" и "Сисси - годы испытаний".
Образ наивной принцессы, ставшей одной из самых влиятельных женщин Европы, воплотила Роми Шнайдер (Romy Schneider).
Эта роль принесла юной актрисе всемирную славу - не меньшую, чем слава самой Сисси.
Роми, дочь австрийского аристократа и баварской актрисы (ее мать Магда Шнайдер исполнила в трилогии о Сисси ее мать),
вдохнула жизнь в образ юной императрицы со всей естественностью своих врожденных обаяния, грации и непосредственности, и стала после исполнения роли Сисси любимицей всей Австрии.
Ее личико в эту пору было поистине ангельским; это - настоящая принцесса из сказки.
Австрийцы так и не простили Алену Делону (ставшему причиной переезда Шнайдер во Францию) что он похитил у них их «Сисси».
В 1958 году она влюбилась в Алена Делона и переехала жить к нему в Париж.
Ни расставание с ним спустя шесть лет, ни попытка вернуться на "историческую родину", включавшая в себя берлинское замужество и рождение сына,
не ослабили любви и крепости этого союза: Роми полюбила Францию, а Франция полюбила Роми.
Немцы считают ее немецкой актрисой, французы – французской.
Так или иначе, но ее лучшие роли были сыграны на новой родине, а ее любимым режиссером и учителем стал француз Клод Соте.
Париж заставил ее повзрослеть, выхватив из цепких рук матери и отчима, которые зорко следили за каждым шагом дочери.
Из роли в роль она прибавляла в мастерстве. Но "полное погружение" не проходит бесследно. Чтобы выйти из ролей и комфортно чувствовать себя в реальной жизни, крика "Снято!" уже не достаточно.
Вино и транквилизаторы примирили Роми с необходимостью проживать еще и реальную жизнь.
Видимо, судьба решила благоволить в чем-то одном и выбрала актерскую карьеру. Видимо, другого выхода из этого замкнутого круга просто не было.
Чтобы так хорошо играть, видимо, надо было так трудно жить.
Но, это будет потом...А сейчас и до конца жизни – она будет «Сисси»!
Образ Сисси буквально пригвоздили к Роми Шнайдер.
Императорская коллекция мебели Музей мебели в Вене (Hofmobiliendepot Möbel Museum).
Здесь представленна коллекция мебели и оригинальных личных вещей из фильма «Сисси».
Благодаря фильму и костюмерному таланту художницы Гердаго (Gerdago, настоящее имя Герда Иро, урожд. Готштайн), платье со звездами стало абсолютным воплощением платья мечты для многих поколений девочек,
которые, даже уже став взрослыми, подсознательно выбирают себе свадебное платье, как у Сисси.
При этом платье со звездами вовсе не является свадебным платьем - это бальное платье императрицы, в котором она изображена на парадном портрете Франца Ксавера Винтерхуде -
крупного художника своего времени, который в разные годы был придворным портретистом почти всех королевских домов Европы.
Великолепная колыбель Рудольфа, напротив, напоминает о ликовании по случаю рождения долгожданного наследника престола.
Детская кровать и манеж.
Обширная коллекция гигиенического фарфора демонстрирует, что даже у королевских особ были глубоко человеческие потребности.
Плевательницы, биде и «комнаты отдыха» позволяют заглянуть в сугубо личную, даже интимную, жизнь императорского двора.
В Венском музее мебели подобные предметы повседневного обихода – нечто большее, чем просто неодушевлённые предметы.
Они – безмолвные свидетели тайных душевных переживаний своих бывших владельцев. Они открыто говорят о радости и горе, боли и трагедии.
Весы Сисси выдают её преувеличенный культ красоты.
Роми исполнила роль Сиси еще раз – в «Людвиге» Висконти, где она навещает своего кузена Людвига Баварского.
Но, конечно, она сыграла ее иначе. У Висконти Елизавета стала предметом вожделения главного героя, короля Баварии Людвига II.
Она стала одной из ступеней к его бесславному падению.
Кадр из фильма "Людвиг".
Фильмы пользовались бешеной популярностью, особенно в Германии и Австрии, даже больше чем главный кинохит XX века – "Унесенные ветром".
Еще бы, когда, наконец, на восьмой минуте фильма (!) на горячем жеребце и в красном платье в кадр врывается принцесса Сисси, она же - семнадцатилетняя Роми Шнайдер, и задорно кричит "Гутен Морген!",
по всей стране замирали сердца...
А как она трогательно кормит олененка из бутылочки! А как вспыхивают ее голубые глаза, когда она восклицает "никогда" в ответ на предложение руки и сердца от молодого императора!
А как она мило и непосредственно говорит "ты" его матери!
А уж фразу "Мое любимое занятие - верховая езда! Мои любимые цветы - красные розы! Мое любимое лакомство - яблочный штрудель!",- наизусть знали и повторяли все девочки Германии и Австрии.
Самой подкупающей деталью этих фильмов, помимо Роми Шнайдер, является тот факт, что многое в этой истории - правда.
Ведь девочку Сисси и на самом деле взяли за компанию на помолвку старшей сестры, тоже красавицы, с императором, а юный монарх неожиданно для всех предпочел сделать предложение младшенькой.
Вот только сцена знакомства будущих супругов - ловя рыбу, она случайно подцепила его на крючок - была придумана сценаристами.
И еще немаловажный аспект: Сисси - это немка, дочь баварского герцога, ставшая всеми любимой императрицей в другой стране, своего рода "принцессой Дианой" позапрошлого века. Сисси-Шнайдер, несомненно, была частью имидж-кампании 1950-х, призванной реабилитировать немцев в глазах всего мира после Второй мировой войны.
Действительно, в стране, недавно избавившейся от голодных пайков, только открывающей для себя прелесть потребления, приятно было глядеть на упитанную семью Сисси. Между прочим, совместное поедание баварских сосисок в фильме показано чуть ли не первой сценой. Как немцы хотели тогда, чтобы их видели такими: легкомысленными весельчаками-балагурами, охотниками и любителями природы, а не безжалостными оккупантами...
Образы Сисси и румяного, с ямочками на щеках императора так "прилипли" к Роми Шнайдер и Карлхайнцу Бёму (Karlheinz Böhm), ч
то оба исполнителя главных ролей всю жизнь пытались их с себя "смыть", что, возможно, послужило причиной некоторых экстравагантных поступков.
Так, Роми Шнайдер вышла замуж за Алена Делона и стала звездой французского кино. А Бём с облегчением сыграл серийного убийцу.
К сожалению, слово "китч" прозвучало сразу же после выхода первого фильма о Сисси на экраны. Действительно, чтобы без перемотки посмотреть последнюю треть первого фильма, когда интрига благополучно разрешилась и Сисси в белом платье (говорят, именно Елизавета Австрийская ввела моду на белые свадебные платья) и красной мантии, помахивая ручкой, плывет и плывет на пароходе, а на берегу в этот момент ликует австрийский народ, надо быть очень сентиментальным человеком. Это "слишком толсто", как говорят сейчас в интернете. Но у кого спустя шестьдесят лет поднимется рука осуждать этот "китч"?
В фильме много красивых пейзажей Мадейры, Греции, Италии, Венгрии, Австрийских Альп, Баварии.
Судя по этой трилогии, император Австро-Венгрии больше всего думал о своей жене.
И в это легко поверить, если подлинная Сисси была так же прекрасна, как Роми Шнайдер,
восхитительная женщина и блистательная европейская актриса.
К тридцати годам Сиси превратилась в человека с проблемами.
Ей не хватало самовыражения и свободы, и у нее не было любви. Психически она оказалась хрупкой, склонной к депрессиям, но при этом деятельной и ищущей себя, свой образ, собственный способ жить.
Вспыхнувшую в императрице страсть к Венгрии связать с любовным романом особо не удается.
Обошлось без пышноусых мадьяров и мазурок, хотя имя венгерского лидера Дьюла Андраши постоянно мелькает в биографии императрицы.
Ведь тоска, гнавшая Элизабет по миру, конечно, была женской. Но не той, что загнала в ловушку любовных романов ее современницу, флоберовскую Эмму Бовари.
«С Евгенией, женой Наполеона Третьего, Сиси обменивалась рецептами красоты. Средства против "черных" точек, морщин, пигментации».
Странствуя, она нашла страну, где ее полюбили безоговорочно, и Эржебет, как звали ее в Венгрии, в ответном чувстве оказалась энергична. Она со всеми подружилась, изучила язык и культуру. Понять волю к свободе ей вообще не составило труда. Поскольку Венгрия – территория австрийская, и даже не завоеванная, а доставшаяся Австрии, когда у венгров иссякли наследники мужского пола, сочувствия при австрийском дворе Елизавета не находила. Но ей удалось настоять на своем: вечно мятежная Венгрия стала половиной нового государства.
Неуступчивый Франц-Иосиф сменил гнев на милость и указом превратил Габсбургскую империю в дуалистическую Австро-Венгерскую монархию. Мера была вынужденная: Венгрия грозила союзом с могучей Пруссией, но и роль Сиси оказалась далеко не последней. Через девять месяцев после коронации Франца-Иосифа и Элизабет в Будапеште родился их последний ребенок — Анна-Валерия. Как намекают историки, в благодарность мужу. Если это так, удивимся женской интуиции.
Историки, ища причины краха Габсбургов, упирают на то, что империя слишком туго затянула удавку на шее стран-вассалов, нехватка прав и свобод привела к тому, к чему привела – к выстрелу серба Гаврило Принципа в австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда и началу Первой мировой. А действия, которыми можно было избежать жесткого конфликта, были бы именно того рода, на которые однажды подтолкнула императора Сиси. Нужно было ослабить хватку.
Венгры подарили имперской чете летнюю резиденцию в Геделе, неподалеку от Будапешта, – замок и 29 гектаров земли с видом на Дунай и цветущими парками. Еще один дом бездомной императрицы, еще один парк, где можно гулять в одиночестве. А Анну-Валерию, родившуюся в Будапеште, одевали и учили исключительно по-венгерски, и лишь с отцом она говорила на немецком. Сама Елизавета теперь была венгерской королевой, обожаемой целой страной.
Мадьяромания Сисси передалась наследнику престола, кронпринцу Рудольфу. Воспитанный по-спартански, с ледяными обливаниями, он вырос в мать, фрондером. Вольный дух Виттельсбахов играл в нем, венгерская оппозиция вызывала самый живой отклик, но судьба катилась по железным рельсам. Женат он был на бельгийской принцессе Стефании, как водится, без любви, в политических вопросах занимал позицию, противоположную отцу, с его мнениями и суждениями никто не считался.
Статус есть, а человека нет — все, как у Сисси.
Графиня Фюрстенберг из правящей династии княжества Лихтенштейн так скажет о Сисси:
«То, какой она была на самом деле, чем она была так привлекательна, в чем заключалось ее очарование, никогда не сможет передать ни один резец скульптора, ни одна кисть художника.
Она будет вечно жива в легендах, не в истории…».
Австрийский «Кайзершмаррн» - («императорский омлет»).
Сейчас уже не очень важно, почему австрийский «Кайзершмаррн» - («императорский омлет») так называется, но я знаю в чём его «секрет» и как его нужно готовить!
Кто бы вам что не говорил, попробуйте сделать так!
Рецепт на одну порцию. Для каждого пекут свою порцию.
Точная история происхождения этого дессерта не известна – одни сплошные легенды.

Одна из легенд связана с принцессой Елизаветой Баварской. Сисси дико боялась растолстеть и ежедневно изматывала себя многочасовыми тренировками, бесконечными диетами, постоянными поездками в солнечные уголки Европы...приказала поварам готовить для нее только легкие десерты.
Когда на свет «появилось» новое кулинарное творение шеф-повара - композиция запеканки из омлетного теста и слив, Елизавета отказалась от трапезы, посчитав десерт слишком «тяжелым».
Невыдержав император соскочил с места и сьел порцию Сисси со словами: «Дай мне мне эту («Schmarren» - безвкусный или неполноценный товар, ерунда, запеканка), что приготовил нам наш Леопольд, я испробую её на себе!». Но, отведав ту самую «дрянь», пришел в восторг.
По-второй легенде: в хижине одного альпийского пастуха ( в австрии пастухов называют ещё - "Kaser"), на которой кончалась одна из императорской охоты, подавали императору "Kaserschmarrn".
Император остался в таком восторге, что переименовывал незамедлительно это блюдо в "Kaiserschmarrn". Маленькая буква «i» - и блюдо из пастушечьего превратилось в императорский.
По следующей легенде – когда 24 апреля 1854 году Елизавета вышла замуж, то придворные повора придумали новое блюдо в честь неё и назвали «запеканкой императрицы», но т.к. Францу Иосифу мучные блюда нравились больше, стали называть в честь него.
Сейчас уже не очень важно, почему оно так называется, но я знаю в чём его «секрет» и как его нужно готовить!
Кто бы вам что не говорил, попробуйте сделать так! Рецепт на одну порцию. Для каждого пекут свою порцию.
Главное – это количество молока!
Обязательно разделяйте яйца и взбивайте белок!
Подпекать в духовке! Тогда он пышный как омлет, не сырой внутри и легко переворачивается!
Не пережарьте, иначе будет горелая сухая подошва!
Cкрытый текст -
Тесто:
3 яйца
60 г муки
10 ст.л. молока
1 ст.л. сахара
щепотка изюма
2 ст.л. топлёного или сливочного масла
Если у вас пересушенный изюм, то замочить его на 15-20 минут в роме, ликере или кипятке.
Отделить желтки от белков.
Высыпать муку в чашку, затем добавить молока чтобы у вас получилось тесто как «жидкий крем».
Взбивая венчиком добавить яйца по-одному и всыпать сахар.
Взбить белки в «не крепкую» пену и осторожно перемешивая, ввести в тесто. Тесто должно быть воздушным.
На сковороде 26 см в диаметре немного растопить масло, налить тесто, посыпать изюмом и поставить в духовку при 170 градусах на 10-14 минут.
Как только увидели золотистую поверхность, достать из духовки, лопаткой перевернуть запеканку и разделить её на «ромбы» 3 х 5 см.
Чуть-чуть подпечь на сковороде до равномерного золотистого цвета, посыпать сахарной пудрой и наслаждайтесь с малиновым вареньем и детским «Рождественским пуншем».
Приятного аппетита!
Детский «Рождественский пунш».

Cкрытый текст -
.
Образ красивой и несчастливой австрийской императрицы Элизабет(Сиси) не перестает вдохновлять кинематографистов разных стран.
Сисси и я (Sisi & I), 2023, биографический / Германия
Императрица (Die Kaiserin), 2022-..., драма / Германия
Корсаж (Corsage), 2022, биографический / Австрия
Сисси: Императрица Австрии (Sisi), 2021-..., драма / Германия
Людвиг Баварский (Ludwig II), 2012, биографический / Германия
Императрица Сисси (Sisi), 2009, драма / Германия
Переполох в Гималаях (Lissi und der wilde Kaiser), 2007, мультфильмы / Германия
Принцесса Сисси (Princess Sissi), 1997, мультфильмы / Канада
Кронпринц Рудольф (Kronprinz Rudolf), 2006, биографический / Австрия
Сисси - мятежная императрица (Sissi, l'imperatrice rebelle), 2004, Франция
Сисси и поцелуй императора (Sisi und der Kaiserkuß), 1991, драма / Германия
Падение орлов (Fall of Eagles), 1974, драма / Великобритания
Людвиг (Ludwig), 1972, Италия
Майерлинг (Mayerling), 1968, Великобритания
Сисси: Трудные годы императрицы (Sissi - Schicksalsjahre einer Kaiserin), 1957, драма / Австрия
Сисси – молодая императрица (Sissi - Die junge Kaiserin), 1956, драма / Австрия
Сисси (Sissi), 1955, мелодрама / Австрия
Людвиг II: Блеск и падение короля (Ludwig II. — Glanz und Elend eines Königs), 1955, драма / Германия
Король уходит (The King Steps Out), 1936, мелодрама / США
|