Редактор
 
Гуру Форума
Регистрация: 19.08.2012
Адрес: Золотистый остров бисерного Архипелага
Сообщения: 2,517
Репутация:  15306 
|
5 октября Международный День учителя

Вспоминая школу, дань памяти отдаю учительнице по географии. Найти океаны, моря, реки, крупные озёра, страны и их столицы, мне и сегодня достаточно пары секунд, чтобы повернуть глобус и найти искомое место на земном шаре без всякого навигатора.
Вспоминаю учительницу пения, оттачивающую мои и ещё девятерых учеников слух и голос, для участия в национальном празднике Латвии "Песни и танца", проводящегося на открытой концертной арене в Межапарке с участием около двух тысяч учеников со всех школ страны.
Вспоминаю учительницу английского языка, вряд ли владевшую знанием языка, рассказывающую классу удивительные байки про жизнь интересных людей.
Жизни я училась из собрания книг домашней обширной библиотеки без всякого контроля со стороны родителей, и вскоре с повести Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали", перешла на полное собрание сочинений Эмиля Золя, роман Льва Толстого "Воскресение" и другие книги, открывающие мне неприглядные стороны жизни вне моего счастливого детства.
Джулиан Патрик Барнс (Julian Patrick Barnes) — один из самых утончённых и
интеллектуальных прозаиков современной британской литературы не мог
не заинтересовать меня. Лучшей его книгой посчитала "Элизабет Финч".
Имя главной героини романа - Элизабет Финч от пэрессы родившейся в 1556 году. Дочь и наследница сэра Томаса Хениджа канцлера герцогства Ланкастерского. Пэресса - супруга пэра. Во время коронации английских королей, в самый торжественный момент, когда монарх возлагает на голову корону, все пэры и пэрессы, присутствующие в Вестминстерском аббатстве, тоже надевают свои короны.
А вот, собственно, и выдержка из книги о преподавателе -
каким я хотела бы видеть своих учителей.
Она стояла перед нами – ни конспектов, ни книг, ни капли волнения. На кафедре возвышалась ее дамская сумочка. Окинув взглядом аудиторию, преподавательница улыбнулась и после короткой паузы начала лекцию.
– Наш курс, как вы, должно быть, заметили, называется «Культура и цивилизация». Но пусть это никого не пугает. Мучить вас круговыми диаграммами я не собираюсь. Не собираюсь и пичкать вас фактами, как гусей – кукурузой. Через неделю я предоставлю вам список литературы, осваивать который нет никакой необходимости; выкинув его из памяти, вы не потеряете баллов, как и не заработаете их за счет упорного штудирования. Учить вас я буду как взрослых, коими вы, несомненно, успели стать. Лучшая форма обучения – как завещали нам древние греки – это сотрудничество. Итак, наше с вами взаимодействие будет выстроено в форме диалогов. Но поскольку вы далеко не первоклассники, сюсюкать с вами я не собираюсь. Кому-то из вас, наверное, будет со мной нелегко – мы можем не сойтись в плане темперамента и образа мышления. Оговариваю этот момент заранее, чтобы вы знали, к чему готовиться. Само собой, я очень надеюсь, что наши встречи вы будете посещать с интересом, а главное, с удовольствием. Я имею в виду – с удовольствием, доведенным до методичности. Эти понятия, кстати, не так уж несовместимы. Поэтому и вы, смею ожидать, настроены на методичность. Витать в облаках – это не здесь. Меня зовут Элизабет Финч. Благодарю за внимание.
И снова улыбнулась. Записать мы ничего не успели. Только смотрели на нее во все глаза: кто с благоговением, кто с недоумением на грани досады, а кто почти с обожанием. Сейчас уже не помню, чему была посвящена та первая лекция. Зато помню призрачное чувство, будто я впервые в жизни оказался в нужном месте.
Элизабет Финч стоит перед нами, неестественно застывшая. Она не прибегала к лекторским фишкам и трюкам, призванным очаровать или огорошить слушателей, а то и продемонстрировать характер. Никогда не жестикулировала, не подпирала ладонью подбородок. Время от времени для иллюстрации некой мысли вставляла слайд в диапроектор, но, как правило, обходилась без этого. Завладеть вниманием аудитории ей помогали два средства: неподвижность и голос. Спокойный, ясный голос, сдобренный десятилетиями курения. Ее нельзя было отнести к тому типу преподавателей, чей контакт со студентами ограничивается изредка отрывающимся от заготовленных конспектов взглядом, а все потому, что, как я уже говорил, она не читала лекции по заготовкам. Весь материал, обдуманный и проанализированный самым тщательным образом, хранился у нее в голове. Это тоже привлекало внимание, уменьшая пропасть между ею и нами.
Манера подачи сдержанная, речь синтаксически выверена – на слух можно было различить, где запятые, а где точки с запятой и точки. Она никогда не начинала фразы, не зная в точности, как и когда ее закончить. При этом у нас никогда не создавалось впечатления, будто перед нами говорящая книга. Во время занятий она оперировала той же лексикой, какой пользовалась и в других случаях, будь то письменное или устное общение. Несмотря на это, ее лекции отличались живостью изложения, без всякого намека на старомодность. Иногда она – возможно, чтобы позабавить себя или растормошить аудиторию – добавляла вкрапления совсем в другой тональности.

|