Главный Кинооператор
 
Гуру Форума
Регистрация: 07.11.2012
Сообщения: 1,865
Репутация:  3510 
|
КТО ТАКАЯ "КИСЕЙНАЯ БАРЫШНЯ"?
Кисейной барышней называют нарочито чувственную, жеманную
девушку, которая стремится, демонстрируя свою изнеженность,
избежать всякой ответственности и труда.

Портрет Бакуниной Е. П. кисти художника А. П. Брюллова.
Общественное явление, которое породило этот фразеологизм,
возникло в Российской империи в первой половине XIX века.
В 1830–40-е годы появилась мода на дамские платья
из кисеи - очень тонкой и прозрачной ткани.
Сперва её использовали для штор и драпировок, а позже из такой
ткани стали шить многослойную одежду. Если для популярных в начале
столетия ампирных платьев были характерны высокая талия и юбка,
напоминающая античную колонну, то платья из кисеи были пышными
и создавали силуэт, который подчеркивал женскую хрупкость.
Нынешняя "кисея" больше известна под названием "тюль".

П. Ф. Соколов - Портрет княгини Л. Т. Голицыной.
Вот как описан наряд кисейной барышни на рубеже XIX—XX веков:
"Выходное бальное платье молодым небогатым девицам было принято шить
из белой кисеи. Это было недорого, и такое платье на голубом или розовом
чехле делало девицу нарядной, если к тому же причёска с большим белым бантом,
белые туфельки и чулки. Если платье было пышное, получался воздушный вид.
По талии обычно завязывалась широкая белая лента, на спине
из этой же ленты делался большой бант с концами. Руки обычно были
открыты, делалось маленькое декольте".

Пример из журнала мод Wiener Moden 1830-х годов
Дворянки, поддавшись моде, вели себя крайне неестественно:
склоняли голову и опускали глаза, неспешно двигались, чтобы
выглядеть скромными и стеснительными, мало ели и старались выглядеть
отрешенными. Иногда могли быть игривыми, что тоже одобрялось.

Иоганн Непомук Эндер - портрет эрцгерцогини Генриетты Австрийской 1829 год.
В литературе похожее выражение впервые появилось в 1861 году.
В повести Николая Помяловского "Мещанское счастье" эмансипированная
героиня делится своими размышлениями:
"…ведь жалко смотреть на подобных девушек - поразительная неразвитость
и пустота!.. Читали они Марлинского, — пожалуй, и Пушкина читали;
поют: "Всех цветочков боле розу я любила" да "Стонет сизый голубочек";
вечно мечтают, вечно играют… Ничто не оставит у них глубоких следов,
потому что они неспособны к сильному чувству. Красивы они, но не очень;
нельзя сказать, чтобы они были очень глупы… непременно с родимым
пятнышком на плече или на шейке… легкие, бойкие девушки, любят
сентиментальничать, нарочно картавить, хохотать и кушать гостинцы…
И сколько у нас этих бедных кисейных созданий!".

Выражение стало особенно популярным после статьи "Роман кисейной девушки".
Критик писал: "К типу добродушной кисейной девушки подходят все женщины,
не отличающиеся сильным и блестящим умом, не получившие порядочного
образования и в то же время не испорченные и не сбитые с толку шумом
и суетою так называемой светской жизни.
У этих женщин развита только одна способность,
о которой заботится уже сама природа, - именно способность любить".
Становится понятно, что у таких девиц на уме исключительно мода:
они читают только модных писателей, слушают только модную музыку,
надевают только модные наряды. В то время этим презрительным термином
передовая молодежь называла поверхностных, светских и неразвитых женщин.
Выражение не было забыто и в советское время.
Так, в "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова 1935 год
выражение трактуется как "жеманная, с ограниченным кругозором девушка,
получившая патриархальное воспитание".

Таким образом, выражение кисейная барышня, пущенное в широкий
литературный оборот много лет назад, укрепилось в интеллигентской
речи как едко-ироническая характеристика женского типа,
взлелеянного старой дворянской культурой.

|