Zagreb Film
«Zagreb Film» - югославская (после 1991 года - хорватская) киностудия, основанная в 1953 году в Загребе как студия мультипликационных фильмов. На студии создано около 600 мультфильмов, 14 художественных фильмов, около 600 документальных фильмов, 800 рекламных роликов и 600 образовательных фильмов. Фильмы получили около 400 наград, в том числе премию «Оскар» за мультфильм «Суррогат» (1962).
С 1957 года художественным руководителем студии был Владимир Попович.
Мультипликаторы, работавшие на этой студии, очень любили экспериментировать с анимацией, упрощая ее до предела, отвергая перспективы и объемности и заменяя ее на плоское пространство или совмещая разные техники, например, рисованную анимацию с кукольной или живыми съемками. Благодаря ним и была создана так называемая загребская школа мультипликации.
На студии стажировался советский художник-мультипликатор Анатолий Петров.
Загребский стиль начал проявляться уже в самых первых мультфильмах студии - «Красной Шапочке» 1954 года, «Шаловливом роботе» 1955 года, «Ковбое Джимми» 1957 года и в «Корове на луне» 1959 года. Для своего времени они были очень смелыми и минималистичными в плане стиля, и противопоставлялись диснеевским мультфильмам. После того, как семь мультфильмов были показано на Каннском фестивале 1958 года, а спустя три года мультфильм «Суррогат» был награжден «Оскаром», загребская школа получила мировую славу. Но уже в середине 1960-х экспериментаторский дух поутих, и аниматоры, скажем так, вернулись с небес на землю.
Самым известным анимационным фильмом киностудия «Загреб-фильм» стал сериал «Rrofesor Baltazar», снятый с 1967 по 1978 год. Сериал состоит из 59 эпизодов продолжительностью от пяти до десяти минут и до сих пор остается самым успешным проектом Загребской школы мультфильмов. Отцом персонажа профессора Бальтазара является хорватский аниматор Златко Гргич. Герой сериала профессор Бальтазар с помощью своего воображения и позитивной энергии решает проблемы своих сограждан в городе Бальтазар. Сериал с успехом демонстрировался в европейских странам, и добрался до американского континента.
Опыт «загребской школы» становится как бы фундаментом общеюгославской мультипликации. Возникают мультстудии и в др. республиках; среди них студия «Вардар-филм» в Скопье (Македония) и Нови-Сада (Сербия). Массовый советский зритель был практически незнаком с югославской мультипликацией.
Сборник мультфильмов Боривоя Довниковича-Бордо
Сборник мультфильмов Душана Вукотича
Сборник мультфильмов Златко Гргича