Показать сообщение отдельно
Старый 28.06.2025, 10:31   #1000
plohish011
Зритель
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Великий Гуру
Аватар для plohish011
Регистрация: 18.09.2021
Адрес: Улаанбаатор
Сообщения: 3,584
Репутация: 1570
бжжжжжж... погнали чтоль

Редкие и уникальные мотоциклы СССР



Советское мотоциклостроение началось в 1924 году, и к концу 60-х мотоциклы стали массовым транспортом.
Но кроме известных серийных моделей, в недрах заводских КБ рождались уникальные машины –
смелые эксперименты, опередившие время.
Эти прототипы могли изменить историю отечественного мотопрома, но остались лишь музейными экспонатами.

Днепр "Динамит" – несостоявшийся флагман
В конце 80-х киевский мотозавод создал настоящего монстра бездорожья – КМЗ 8.158-02 "Эндуро динамит". Этот тяжелый эндуро-турист должен был покорять любые маршруты: от горных троп до полного бездорожья.

Сердце "Динамита" – литровый оппозит мощностью 70 л.с. с четырехклапанными головками
и двумя карбюраторами Jikov (диффузор 34 мм).
Пятиступенчатая коробка передач довершала картину.
Но главное – шасси: жесткая рама из толстостенных труб, ход подвески 200/205 мм
(больше, чем у BMW R100 GS!), дисковый тормоз спереди и революционный для СССР моноамортизатор сзади.
Девять лет испытаний (1984-1993) доказали надежность конструкции.
Один двигатель отработал полный ресурс на стенде,
второй остался на ходовом прототипе. "Динамит" мог стать флагманом советского мотопрома,
но распад СССР и невозможность запуска без остановки серийного производства похоронили проект.

ИЖ "Сатурн" – легкий революционер
В 1959 году ижевцы создали ИЖ-231 "Сатурн" –
двухместный туристический мотоцикл весом всего 140 кг.
Секрет легкости – хребтовая рама без передней трубы и стеклопластиковые элементы,
выполнявшие роль несущих конструкций.

250-кубовый двухтактник выдавал скромные 14 л.с., но разгонял легкую машину до 110 км/ч.
Уникальная конструкция: двигатель качался вместе с маятником,
внутри которого проходил цепной привод с автоматическим натяжением.
Вся электрика собрана в единый блок с генератором – прогрессивное решение для тех лет.
Забавный факт:
позже на эмблеме серийных "Юпитеров" изобразили планету с кольцами – явно Сатурн, а не Юпитер.
Видимо, память о несостоявшемся предке.

ИЖ-6.121 – неудачный наследник
Планета Спорт покорила сердца советских байкеров,
и в 1979-м для нее готовили преемника – ИЖ-6.121.
База осталась прежней: 350-кубовый мотор в 28 л.с.,
но добавили фрикционную муфту в КПП, усилили вилку, защитили электронику от грязи.

Казалось бы, мелочи. Но именно они погубили проект –
высокая цена Планеты Спорт уже отпугивала покупателей, а тут еще и удорожание.
Модель не пошла в серию.

Восход-250 – жертва межзаводской конкуренции
Завод имени Дегтярева с 1976 года разрабатывал радикально новый Восход-250.
Мощный 20-сильный мотор требовал усиленной дуплексной рамы,
улучшенных подвесок и тормозов – максималка достигала 115 км/ч!

Завод закупил сотню станков, построил новые цеха,
внедрил 12-вольтовую электрику с мощным 100-ваттным генератором.
Впервые установили два зеркала, европейскую оптику,
регулируемое по высоте переднее крыло.
Успешно прошли госиспытания,
изготовили опытную партию и даже спортивную версию Восход-250-01 СПОРТ.
Но тут в игру вступила большая политика.
На завод приехали министры Финогенов, Бахирев и зампред Совмина Смирнов.
Вердикт: Дегтярева будет делать только 175-кубовые моторы, а 250-ку отдадут Ижевску.
Около 20 готовых прототипов отправились на свалку истории.

ИЖ "Вега" и "Лидер" – эскорт для генсеков
В 1986-м Ижмаш получил госзаказ на эскортные мотоциклы для ГОНа.
Результат превзошел ожидания – появились два роторных монстра с двигателями АВТОВАЗа.

"Вега" (ИЖ-8.201) получила 736-кубовый двухсекционный РПД мощностью 87 л.с.,
разгонявший байк до 200 км/ч. Мотор крутился до 6000 об/мин по паспорту,
но специальные версии выдерживали 9000!
Существовал вариант с 650-кубовым оппозитом от "Днепра".


"Лидер" оснащался более скромным РД-601 (613 куб.см, 52 л.с.),
но тоже впечатлял: карданный привод, дисковые тормоза с гидравликой, двойной передний диск.
Максималка – 195 км/ч.
Оба байка напоминали лучшие японские и немецкие модели.
Планировались серийное производство и экспорт для полицейских служб других стран.
Перестройка похоронила и эти амбиции.

ИЖ "Орион" – японское сердце в советском теле
Самый ожидаемый мотоцикл 80-х! Советские "рокеры"
(так тогда называли байкеров) мечтали о четырехтактнике,
и Ижмаш купил лицензию на Yamaha XT-550 1982 года.

558-кубовый мотор выдавал 38 л.с.,
имел воздушно-масляное охлаждение с отдельным маслобаком перед бензобаком.
Пятиступенчатая КПП в едином блоке с двигателем, дисковые тормоза,
моноамортизатор с регулировкой жесткости, легкая рама из труб прямоугольного сечения – чистый хай-тек!
"Орион" задумывался как модульная платформа: меняя подрамник, можно было ставить разные двигатели.
Пресса подогревала ажиотаж, публикуя восторженные превью.
Но японский мотор требовал качественного масла для единой системы смазки двигателя и КПП.
Советская нефтехимия такого не производила.
Техническое противоречие оказалось фатальным – "Орион" остался мечтой.
Днепр-1 – дизайн из будущего
В 1966-м киевляне решили порвать с наследием BMW R71 военных времен.
Днепр-1 выглядел футуристично: прямоугольная фара, Г-образное крыло, массивные обтекатели.
Даже сегодня дизайн смотрится свежо!

Новый 650-кубовый оппозит развивал 32 л.с., все три колеса (включая коляску)
получили гидравлические тормоза. При массе 340 кг с коляской байк разгонялся до 110 км/ч.
12 прототипов впечатлили приемную комиссию, но для серии требовались новые штампы, оснастка,
переоборудование производства.
Деньги выделили только на двигатель – революционный дизайн остался невостребованным.

ИЖ Планета-400 – слишком много вибраций
В середине 80-х на базе Планеты-4 создали версию с увеличенным до 400 куб.см двигателем.
Теоретически должна была улучшиться динамика, но на практике резко возросли вибрации.

Мотоцикл сохранил возможность установки прицепов и грузовых модулей, но ездить на нем было некомфортно.
Испытания показали: простое увеличение объема требует полной переработки конструкции.
От проекта отказались.

ИЖ-ГМ – грузовик для села
Самый старый герой нашего обзора – грузовой трицикл 1957 года.
Используя узлы от ИЖ-350 и 11-сильный мотор от ИЖ-49,
инженеры создали трехколесник с кузовом 1,5 кв.м и грузоподъемностью 500 кг.

Спаренные задние колеса как у грузовика, четыре амортизатора задней подвески,
баки по бокам от сиденья обеспечивали запас хода 250 км.
Идеальная машина для села, но руководство решило – спроса не будет.
Ирония судьбы: в 90-х Ижмаш все-таки создал грузовые модули для "Планет" и "Юпитеров",
превращавшие их в трициклы.
История сделала круг.
Эпилог
Каждый из этих мотоциклов мог изменить историю. "Динамит" дал бы СССР мощный эндуро-турист,
"Сатурн" – легкий городской байк, "Орион" – современный четырехтактник.
Эскортные "Вега" и "Лидер" показали бы миру советские технологии,
а Днепр-1 – смелый дизайн.
Но история не терпит сослагательного наклонения.
Эти машины остались прототипами – памятниками амбициям советских инженеров,
не сумевших пробить стену бюрократии и экономических реалий.
Сегодня они напоминают: техническое совершенство не гарантирует успеха,
если система не готова к переменам...
  Ответить с цитированием