Показать сообщение отдельно
Старый 05.04.2025, 23:04   #112
HansSolo
Зритель
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Великий Гуру
Аватар для HansSolo
Регистрация: 16.12.2020
Сообщения: 5,083
Репутация: 9754
Дата недели
5.04.1242 - Ледовое побоище - битва новгородцев и владимирцев под предводительством Александра Невского против рыцарей Ливонского ордена

Истории в деталях # 123

Фильм "Александр Невский" (1938)



1) Сюжет
На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков.
Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование опытного полководца князя Александра Ярославича,
уже получившего к тому времени своё прозвище за Невскую битву со шведами (1240).
Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера.
Александр строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру.
Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его.
Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжёлыми доспехами лёд.
Эта часть съёмок особенно нравилась актерам массовки, игравшим новгородцев.
Они с торжествующими криками бросались на врагов, те бежали по льду, бросая копья и щиты.
Эйзенштейн, надрываясь кричал в рупор "Конец! Конец".
Но где там! Новгородцы, настолько увлеклись сражением, что продолжали гнаться за «немцами» вплоть до Подмосковья.



2) Кто напал?
Если вы полистаете многочисленные публикации о Ледовом побоище, то так и не поймете - какие рыцари в нём участвовали Ливонские и Тевтонские.
Хотя и то и другое - верно.
Ливонские "братья" к 1242 году были не самостоятельным орденом, а местным отделением Тевтонского.

3) Численность войск
По официальной версии, Александр выставил 15−17 тысяч человек, его противники — 10−12 тысяч.
Однако многие историки сходятся во мнении, что в Ледовом побоище приняли участие около 40 рыцарей-крестоносцев и приблизительно 160 их слуг-кнехтов.
Плюс сотню-другую предоставили эсты. Получается, что Невскому противостояла армия из нескольких сотен человек.
По меркам того времени, это было вполне приличное войско.
Александр Невский, скорее всего, сумел выставить около 800 бойцов.

4) Отношение к Александру Невскому в СССР
В первые два десятка лет советской власти отношение к Александру Невскому было прохладным.
В 1922 году мощи Александра Невского были вынесены из Александро-Невской лавры Петрограда.
В первом издании Большой советской энциклопедии (1926) в статье об нём ни слова не было сказано о Ледовом побоище, но были такие слова:

"…с молодых лет княжил в Новгороде и здесь оказал ценные услуги новгородскому торговому капиталу,
с успехом ограждая его интересы в войнах со шведами, ливонцами и литовцами..."
"Татары, завоевав Русь, обложили данью все население, при чем брали одинаковую сумму как с бедного, так и с богатого.
Это было невыгодно «меньшим людям», «черни», к-рая поэтому и волновалась. В задачу князя входило усмирять ее, склонять к повиновению..."
"Русская церковь, хорошо ладившая с ханом, оценила «мирную» политику А. по отношению к татарам и объявила его святым".


В «Кратком курсе истории СССР» (для 3-4 классов школы), изданном в 1937 году события в Новгороде и Пскове вообще никак не освещались:
от монголо-татарского завоевания авторы перескакивали сразу к временам Ивана Калиты.
Но всё изменилось.
Кинематографисты получили задачу на экранах показать, что Александр Невский — это не «эксплуататор трудового крестьянства и пролетариата»,
а великий воин, и что основной враг русских — немец.

5) Сергей Эйзенштейн
В середине 1930-х годов положение Сергея Эйзенштейна в советском кино было крайне шатким.
С одной стороны, он — прижизненный классик мирового уровня.
"Броненосец Потемкин" (1925) и "Октябрь" (1927) - это очень впечатляющие фильмы.
Многие до сих пор убеждены, что кадры из фильма "Октябрь", часто демонстрирующиеся в современной документалистике,
это именно документальные кадры 1917 года.
Эйзенштейн был одним из немногих кинематографистов, кому было разрешено выехать за рубеж и проехать Европу, США и Мексику.
С другой стороны, его новаторские методы в сталинскую эпоху социалистического реализма оказываются чуждыми,
а проекты один за другим подвергаются цензуре, критике и даже уничтожаются,
как было в 1935 году с «Бежиным лугом» (посвященного коллективизации и истории убийства Павлика Морозова, случившегося в 1932 году).
В какой-то момент тучи сгустились настолько, что уже был готов приказ об аресте режиссера,
однако Политбюро ЦК все-таки решило, что Эйзенштейна еще «можно попробовать использовать».
«Александр Невский» – это первая звуковая картина Сергея Эйзенштейна в карьере.



6) Сергей Прокофьев
Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев - один из величайших композиторов XX века.
Альфред Шнитке высказался о работе Прокофьева в кинематографе следующими словами:

"На современном Западе ни один приличный, уважающий себя композитор в кино не работает.
Кино не может не диктовать композитору своих условий. Случай с С. Эйзенштейном и С. Прокофьевым —
единственный, может быть, есть ещё отдельные исключения".


В 1939 году Прокофьев аранжировал музыку к фильму в виде кантаты «Александр Невский».
Это один из немногих примеров ( «Поручик Киже» - еще один из них),
когда музыка к фильму заняла прочное место в стандартном репертуаре, а также осталась одной из самых известных кантат XX века.



7) Автор слов песен
Автором текста слов к песням был Владимир Луговской.
Сравните его текст, написанный в 1938 году к фильму, и всем известный текст Василия Лебедева-Кумача, который звучал по всей стране через 3 года.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
***
Вставай, страна огромная
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною
С проклятою ордой.


8) Государственный заказ
18 мая 1937 года Эйзенштейну поступило предложение от директора «Мосфильма» Софьи Соколовской
(позже расстрелянной по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации) снять историческую картину.
На выбор ему были предложены сюжеты и герои из русской истории: Минин и Пожарский, Иван Сусанин и Александр Невский.
Режиссёр остановил свой выбор на Александре Невском.
По воспоминаниям другого режиссера Михаила Ромма, Эйзенштейн, встретив его, спросил, какой сценарий он бы выбрал.
Ромм ответил, что, конечно, «Минина и Пожарского»: всё-таки XVII век, известно, как люди выглядели и что там происходило.
А что известно об эпохе Невского?! «Вот поэтому, — ответил Эйзенштейн, — мне и надо брать „Александра Невского“. Как я сделаю, так оно и будет».
Отметим, что прототипом средневековых русских шлемов стала красноармейская будёновка.
До сих пор ходят слухи о том, что тевтонцы были экипированы шлемами, сделанными из обычных ведер.
А псковский воевода-предатель Твердило носил в фильме самый дешевый вид азиатского шлема, который надевать ему было не по чину.

9) Николай Черкасов
Главная роль в фильме досталась Николаю Черкасову, статному (198 см) и уже популярному к тому времени актеру,
снявшемуся в фильмах «Дети капитана Гранта» (1936, Паганель) и «Пётр Первый» (1937-1938, царевич Алексей).
К моменту съёмок актеру было 35 лет.
Настоящему Александру Невскому к моменту Ледового побоища - около 21 года.

10) Татаро-монгол-китаец
В начале фильма князь Александр Невский разговаривает с представителем Орды.
На "Мосфильме" «лиц азиатской национальности» обычно исполнял артист Свердлин. Но он не обладал достаточной импозантностью.
Нужен был радикально отличавшийся от расхожих, трафаретных представлений о носителях «татарского ига» типаж.
И Эйзенштейн пригласил сняться в фильме преподавателя китайского языка и страноведения этнического китайца Никиту Лянь-Куня.
Ну не то, чтобы пригласил. А сделал запрос на имя наркомвоенмора Ворошилова
с просьбой откомандировать абсолютно необходимого для особо ответственного фильма «актера» в распоряжение съемочной группы.
У Никиты было четверо детей. По семейным воспоминаниям, Лянь-Кунь сознательно не учил своих детей китайскому языку,
так как опасался, что они, зная китайский, могут быть отправлены в Китай в качестве разведчиков (так бы и было).



11) Съёмки
Съёмки фильма «Александр Невский» начались 5 июня 1938 года.
Из-за сжатых сроков съёмки центральной сцены фильма — Ледового побоища —проходили летом.
Для этого во дворе Мосфильма выстроили декорацию.
Для начала срубили и выкорчевали вишнёвый сад (в этом году, кстати, отмечалось 35-летие пьесы Чехова).
Землю на этом месте разровняли и положили асфальт, который посыпали нафталином с мелом, опилками, солью и залили жидким стеклом.
Недалеко от ледяного озера стоял трактор с пропеллером. Пропеллер создавал легкий ветер,
поднимавший меловую пыль, и создавалось полное впечатление, что это снежная вьюга, метель.
Чудское озеро заменил небольшой пруд рядом с «Мосфильмом», а льдины делались из пенопласта, фанеры и дерева, окрашенного в белый цвет.
Сцены, где тевтонские рыцари проваливались под лед, были запечатлены уже в павильонах киностудии.
Там построили огромные бассейны и запустили в них "льдины" из покрашенной фанеры и пенопласта.
Если лёд и был бутафорным, то рыцарские доспехи были настоящими – неудобными и тяжёлыми.



Солнечные лучи буквально раскаляли металлические латы и шлемы, от чего у некоторых актёров были даже ожоги на теле.
Грим также проигрывал схватку с невыносимой жарой, из-за пота его приходилось постоянно поправлять.
А вот режиссер Эйзенштейн и главный оператор Эдуард Тиссэ, которых в кадре не было видно, были одеты в тропические пробковые шлемы.
Ну а декорации соборов, улиц и панорама города были возведены в подмосковной Коломне.



12) Возрастные ограничения
Несмотря на масштабные и жестокие сражения, крови в фильме очень мало.
Такова была задумка режиссёра. Он не хотел, чтобы после просмотра его картины зрители излучали агрессию.
С другой стороны, кадры, на которых рыцари-монахи Тевтонского Ордена сжигают псковских детей под церковные песнопения
(по моим детским воспоминаниям) были всё-таки тяжёлыми.
И хотя родители уверяли меня, что это понарошку - верилось в это с трудом. Раз по телевизору показали - значит, во время съёмок так и было.



13) Дублёры
Не только сейчас, но и в 1938 году сложные сцены исполнялись дублёрами.
Вот что писал об этом сам Николай Черкасов.

«В массовых батальных сценах и в эпизоде поединка, где лицо Александра Невского закрыто опущенным забралом,
снимался опытный профессиональный кавалерист, который своим умением, ловкостью и сноровкой
создал мне незаслуженную репутацию смелого всадника...»


Черкасов, однако, не назвал имени своего дублёра, что породило разные версии.
Близкий друг и соратник Эйзенштейна Виктор Шкловский в своей монографии упоминает даже самого Льва Доватора -
будущего легендарного героя Великой Отечественной войны.
В 1938 году он был начальником штаба Особой кавалерийской бригады Наркомата Обороны СССР, участвовавшей в съёмках массовых сцен фильма.
На самом деле, как рассказал впоследствии консультант фильма Константин Калмыков, командовавший этой бригадой,
Черкасова дублировал старший лейтенант Николай Бучилев.
А дублёром ливонского магистра в эпизоде поединка был лейтенант Владимир Сурков.
Впоследствии оба прошли войну. Сурков дослужился до генерала танковых войск.
Рассказывает Николай Бучилев

Мы сошлись в поединке с Сурковым — дублером тевтонца, дрались всерьез, забыв о камере.
В какой-то момент меня охватил такой азарт, что я не удержался
и со всей силой так съездил по рогам безобразного шлема моего дорогого магистра, что он едва удержался в седле.
Сурков долго потом не мог простить мне этого случая.




14) Крылатая фраза
Александр, напутствуя отпущенных кнехтов, произносит в конце фильма «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива!
Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет!
На том стоит и стоять будет Русская Земля!»
Считается, что фраза является аллюзией на цитату из Евангелия от Матфея (глава 26, стих 52):
«Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

15) Не вошедшее в фильм
В одной из режиссёрских записей видно, что режиссёр даже хотел начинать фильм с цитаты (титра) из книги
«Моя борьба» Адольфа Гитлера, призывавшего «раздобыть земли… за счёт России», для чего надо было бы,
«двинуться по той же дороге, по которой некогда шли рыцари наших орденов».
А после этого титра, должна была по задумке режиссера идти надпись: «Вспомним и напомним, как это происходило».
В фильме также планировался еще один большой финальный эпизод с переговорами Невского в Золотой Орде,
отравление князя и его смерть, перед которой он видит объединение Руси.
По легенде на листе сценария рукой вождя была проведена красная черта.
«Не может умирать такой хороший князь!» — передали режиссеру сталинский вердикт.

16) Критика
Еще в 1938 году в журнале «Историк-марксист» выходит статья о фильме историка Михаила Тихомирова «Издёвка над историей»:

«Оказывается, что главным героем является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей.
Русь XIII века рисуется авторами сценария нищей и убогой. Как всё это далеко от исторической действительности!
Если бы авторы сценария серьёзно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого».




17) Финал съёмок
Вместо запланированных 198 съёмочных дней режиссёру потребовалось лишь 115,
и за досрочное окончание съёмок группе вручили переходящее красное знамя.
Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой.
Низкое качество записи объясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить.
Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде.
Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
7 ноября 1938 года фильм был показан ЦК ВКП (б) и членам правительства.
9 ноября состоялся официальный киносеанс в Комитете по делам кинематографии.
25 ноября был осуществлён общественный просмотр в Доме кино.

18) Премьера фильма
Премьера фильма в советских кинотеатрах состоялась 1 декабря 1938 года.
В первый же день проката в одной только Москве в семи кинотеатрах его посмотрели 45 000 человек.
О популярности фильма свидетельствует такой факт: в новогоднюю ночь 1939 года в столице можно было встретить людей,
одетых в маскарадные костюмы Александра Невского.
В старых архивах нашел свой стишок, в котором описывался реальный случай, произошедший в нашей семье.
Привожу сохранившийся фрагмент.

Мы с младшим братом как-то в детстве
Смотрели "Александр Невский",
Потом сюжеты разыграли:
Вдвоём в сражения играли.
Ведро для брата было велико,
И шлемом крестоносским для него
Малоразмерную мы сделали кастрюлю.
Её на голову мы брату натянули.
А снять не можем…


19) Новое слово
Интересно, что два слова, которые потом были близки мне в образовательной сфере,
я впервые услышал в кинофильмах: магистр - в фильме "Александр Невский" (1938), а доцент - в фильме "Джентльмены удачи" (1971).

20) Судьба фильма
В августе 1939 года между СССР и Германией был заключен пакт Молотова-Риббентропа.
В связи с прекращением антинемецкой и антифашистской пропаганды в СССР «Александр Невский»
и другие кинофильмы подобной тематики из соображений политкорректности были изъяты из кинотеатров.
23 июня 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, демонстрация фильма, прославляющего героизм русского народа,
возобновилась с большим успехом, так как он способствовала укреплению морального духа населения.



21) За рубежом
22 марта 1939 года фильм вышел в прокат в США. 29 июня газета «Кино» сообщила о показе фильма в Белом доме в Вашингтоне.
По сообщению издания президент США Франклин Делано Рузвельт, был очень тронут фильмом.
Кстати, Николай Черкасов в своей актерской карьере сыграл и Рузвельта - в фильме "Сталинградская битва" (1949).
В 1939 году фильм демонстрировался в кинотеатрах Бельгии, Швейцарии и Великобритании.
В ФРГ «Александр Невский» был запрещён для публичных просмотров до 1966 года.



22) Награды
1 февраля 1939 года Эйзенштейн и исполнитель главной роли Николай Черкасов получили за фильм высшую государственную награду СССР — орден Ленина.
Николай Черкасов - по совокупности за исполнение ролей в этом фильме, а также в фильмах «Пётр Первый» и «Ленин в 1918 году», где он сыграл Максима Горького.
15 марта 1941 года режиссёр и актёры Николай Черкасов и Андрей Абрикосов (богатырь Гаврила) получили Сталинскую премию первой степени.
Андрей Абрикосов известен ещё и тем, что стал первым исполнителем роли Григория Мелехова ("Тихий Дон") на телеэкране (1931).
Эйзенштейн также получил степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

23) Орден Александра Невского (1942)
29 июля 1942 года в СССР был учреждён орден Александра Невского с изображением князя.
Но прижизненных портретов Невского не существует, и поэтому на ордене изобразили Николая Черкасова, исполнившего в фильме главную роль.



В 1966 году актер Николай Черкасов был похоронен на территории Александро-Невской лавры,
в Троицком соборе которой в настоящее время покоятся возвращённые туда мощи великого полководца и князя.
  Ответить с цитированием