И некто, с рукою, воздетой
к невидимым нам небесам,
был автором музыки этой,
и он дирижировал сам.
Юрий Левитанский
Людвиг ван Бетховен (декабрь 1770 год, Бонн, Германия)— немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы». Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире.
Когда двадцатидвухлетний Бетховен в 1792 году отправился в Вену, он никак не предполагал, что в этом музыкальном центре тогдашней Европы слава к нему придет прежде всего как к концертирующему виртуозу. Он ехал туда совершенствоваться в теории композиции, думал также заняться игрой на скрипке, чему немного обучался в детстве. Правда, еще с двенадцатилетнего возраста в родном городе Бонне ему приходилось слышать похвалы своему пианистическому дарованию. Однако — вопреки горячему желанию отца — вундеркиндом он не был, искусством игры на фортепиано мало интересовался, а профессиональных пианистов недолюбливал (эта неприязнь у Бетховена сохранилась до конца его дней). Тем не менее добросовестный педагог и отличный музыкант Христиан Готлоб Нефе сумел пробудить его пианистический гений. Уже в 1791 году Бетховен поражал слушателей импровизацией, обладая, как отмечали его современники, «почти неистощимым богатством идей, своеобразной манерой исполнения, совершенством выражения». Слава непревзойденного импровизатора нерушимо утверждается за Бетховеном.
Его игра была лишена какой бы то ни было претенциозности. Таким же простым и сдержанным было поведение за инструментом, лишь в богатой мимике прорывалась глубина и сила чувств. Рис отмечал, что Бетховен обычно «играл свои произведения свободно (launig), но большей частью оставался строго в такте; лишь иногда — и то редко — он ускорял движение. Особенно красивого эффекта он достигал, сочетая большое динамическое нарастание с замедлением темпа. Во время исполнения он придавал то в левой, то в правой руке некоторым отрывкам особое выражение, которое с трудом поддается воспроизведению; лишь очень редко он добавлял виртуозные моменты или украшения».

Наряду с Моцартом и Гайдном Бетховен входит в тройку венских классиков, однако его музыку, полную страстей и бурных эмоций, невозможно спутать с сочинениями его знаменитых соотечественников. Ученик Гайдна и Сальери, композитор своим творчеством и жизненными принципами значительно опередил свое время. Как нельзя лучше мятежную натуру и музыку Бетховена характеризуют легендарные слова, адресованные им обидчику-меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один».

В зените славы композитор почувствовал приближение страшной болезни — глухоты. Героическим усилием воли Бетховен преодолел отчаяние. В том же 1802 году он сказал: «Я недоволен своими прежними работами; отныне хочу избрать новый путь». Начался период высокой творческой зрелости, великих свершений: именно в это десятилетие, начиная с 1802 года, были написаны симфонии — от Второй до Восьмой, Четвертый и Пятый фортепианные концерты, концерт для скрипки с оркестром, опера «Фиделио» и т. д. Но публичные пианистические выступления резко сократились. Последнее свидетельство об игре Бетховена относится к 1826 году. Через год он умер.
Сегодня произведения Бетховена — симфонии, концерты, сонаты — входят в репертуар музыкантов всего мира, а знаменитая «Ода к радости» из Симфонии №9 стала гимном Евросоюза.