17-го декабря исполняется 165 лет со дня рождения русского живописца-
пейзажиста Николай Никандровича Дубовского (1859-1918)

В русское искусство второй половины XIX века творчество передвижника-пейзажиста Николая Никаноровича Дубовского влилось непосредственно и органично. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1886 года), а затем — один из его руководителей и идеологов (с 1899 года — бессменный член правления Товарищества), H. Н. Ду-бовской внес весомый вклад в русское реалистическое искусство, отстаивая и развивая его демократические принципы. Как представитель пейзажной живописи передвижников он являлся выразителем одной из ее основных тенденций, проявившихся в новом отношении к пейзажу.
У передвижников определился свой принцип подхода к пейзажу, что сказалось и в специфике избираемых художниками мотивов, и в новой их трактовке.
Пейзажисты-передвижники утверждали в пейзаже свои демократические идеалы. Они ввели в искусство мотивы родной природы, изображая их такими, какими они являлись в действительности, не приукрашенными, без романтического пафоса и идеализации, то есть показывали их реалистически. И в то же время, запечатлевая простые повседневные мотивы, художники не просто их фиксировали, а стремились раскрыть в них своеобразную поэзию и красоту, претворяя эти пейзажи в поэтические образы-картины.
На Волге. 1982
Летний день. 1890
Притихло, 1890
Сжатый, лаконичный образ природы большой эпической силы и выразительности,
передаёт величавую красоту русской реки, подчеркивает ее безграничную водную ширь.
Этому впечатлению способствует и прозрачный тонкий колорит. Видела картину в
Третьяковской галерее и обрадовалась, что сегодня могу рассказать о художнике,
чья картина произвела на меня неизгладимое впечатление на столько долгих лет.
Видеть картину вживую, обмереть от мощи природной стихии!
После грозы. 1897
Зима. 1884
Морозное утро. 1894
Картина имела успех и была куплена в первый же день выставки. Позднее для П. М. Третьякова
художник исполнил ее повторение, которое отличалось от первого варианта теплым колоритом.
Академия художеств, приняв во внимание заслуги Дубовского в развитии русского искусства, признала его академиком пейзажной живописи (в 1898 году), а в 1900 году — действительным членом Академии. В 1908 году Дубовской был избран в Совет Академии. С 1911 года назначен профессором— руководителем пейзажной мастерской.