24.11.2024, 17:44
|
#418
|
Рецензент

Завсегдатай
Регистрация: 05.02.2019
Адрес: Эмпирей
Сообщения: 382
Репутация:  3167 
|
Византийское влияние на итальянское Возрождение
Византийское влияние на итальянское Возрождение началось не с изучения греческого языка или изучения античной философии. Художники раннего Возрождения отразили это влияние задолго до XIV века. Такие термины, как maniera greca, используемые для описания итальянских произведений 13-го и начала 14-го веков, являются явным индикатором византийского влияния на Апеннинском полуострове.
Художественный обмен можно наблюдать еще со времен строительства базилики Сан-Марко в Венеции. С его архитектурой, отсылающей к церкви Святых Апостолов в Константинополе, и золотой мозаикой, он сравним с высочайшими достижениями византийского искусства 12-го века.
Вид на базилику с площади Сан-Марко.

Церковь Святых Апостолов в Константинополе (разрушена турками в 1461 году).
Миниатюра из Ватиканского кодекса 1162 г.
В Ассизи художники также начали использовать византийские модели. В материнской церкви францисканского ордена в Ассизи Джунта Пизано представил византийскую иконографию итальянскому религиозному искусству через Christus patiens. Это иконографическая вариация Распятия, где мертвый Христос изображен с закрытыми глазами и телом, наклоненным влево.
Слева: "Мадонна с младенцем", Дуччо ди Буонинсенья, ок. 1290-1300, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Справа: фрагмент картины "Весна" Боттичелли, 1482.
Адаптация византийской модели достигла своего пика в Сиене с творчеством Дуччо ди Буонинсенья. Маэста, созданная для Дуомо в Сиене в 1311 году, является одной из самых новаторских картин начала 14 века. Она показывает не только византийское влияние Дуччо, но и его понимание живописного пространства и человеческой формы, которое стало важнейшей характеристикой искусства эпохи Возрождения.
Еще одним аспектом итальянской культуры эпохи Возрождения, который подвергся, возможно, вторичному византийскому влиянию, была архитектура. Один из самых ранних архитекторов эпохи Возрождения, Филиппо Брунеллески демонстрирует в своих работах явные элементы византийской архитектуры. После работы над флорентийским собором Санта-Мария-дель-Фьоре и больницей для невинных, Брунеллески получил заказ от Джованни ди Биччи де Медичи на строительство ризницы для церкви Сан-Лоренцо.
«Старая ризница», Филиппо Брунеллески, 1421-1428, музеи Флоренции
Между 1421 и 1428 годами так называемая Старая ризница была построена в виде куба, увенчанного полусферическим куполом на подвесках, элементом, который он позаимствовал из византийской практики перемычки углов квадрата, чтобы обеспечить круглое основание для купола. Окруженный окнами у основания, купол был разделен ребрами на двенадцать сегментно изогнутых стен. Меньший куб, такой же сводчатый, образовывал алтарную часовню. Старая ризница должна была стать семейным мавзолеем Медичи. Начиная с античности, а также в раннехристианский и византийский периоды, централизованно спланированные здания использовались в качестве погребальных сооружений.
Природа византийского влияния сложна и не может быть понята без учета более широкого политического и культурного контекста позднего Средневековья. Ясно, что византийские интеллектуалы сыграли свою роль в создании основы для развития мысли эпохи Возрождения. Благодаря коммерческим, военным и политическим усилиям эти влияния укоренились в работах итальянских художников уже в XIII веке. Такие художники, как Чимабуэ, Дуччо и Джотто, продолжили и развили эту традицию, постепенно проложив путь к Высокому Возрождению.
https://www.thecollector.com/how-did...n-renaissance/
|
|
|