Показать сообщение отдельно
Старый 06.11.2024, 12:15   #408
ntr
Рецензент
Медаль пользователю. ЗОЛОТО Завсегдатай
Аватар для ntr
Регистрация: 05.02.2019
Адрес: Эмпирей
Сообщения: 387
Репутация: 3212

Еще раз о Пикассо
или
Эстетика безобразного


Настоящие художники — Рембрандт, Джотто, а я лишь клоун;
будущее в искусстве за теми, кто сумеет кривляться.

(Пикассо)

Положил картину набок -- ей так лучше (я зритель, я так вижу!). Пикассо конечно кривлялся, весь вопрос в том, почему людям это нравится. И вот, наконец-то, я понял смысл современного искусства, основанного на эстетике безобразного. Прочитав, вы скажете, так ведь эта мысль лежала на поверхности! Но не торопитесь с выводами. Например, в Википедии про 'Безобразное' есть только невнятные рассуждения и ни одной ясной мысли. Из наиболее определенного там сказано, что безобразное служит 'для разгрузки отрицательных эмоций', но не объяснен ни механизм этой разгрузки, ни вообще, почему это разгрузка, а не загрузка. ) Еще там есть востроумное наблюдение, что 'безобразное' означает 'без образа', что подразумевает нечто беспредметное (как в абстрактной живописи). Но предлог 'без' уже так давно слипся с 'образом', что слово приобрело новое значение. Еще там есть отсылка к фрейдовскому танатосу (инстинктивному стремлению к смерти). В настоящее время он считается научно-необоснованным. В отличие от противопоставляемого ему эроса, который совсем про дрсугое. ) Впрочем, иногда танатос отождествляют с агрессивностью, в чем наверно есть доля сермяжной правды и возможно, это имеет отношение к современному искусству. Вдобавок, это все иллюстрируется фрагментом картины Босха 'Сад земных наслаждений', который акцентирует скорее эрос, чем танатос. Как видим, вопрос сильно запутан, и необходимость в его решении давно назрела. )

Преамбула получилась больше, чем основная часть, но ничего не поделаешь... недуг уж слишком запущен. Итак, все по порядку. Наукой, теологией, также как и чисто эмпирическим народным разумением, давно уже установлено, что наш мир несовершенен. Временами он даже жесток, уродлив и отвратителен (войны, болезни, нищета). В теологии есть даже целый раздел – теодицея (богооправдание), который пытается объяснить, почему при всем своем всемогуществе и всей своей всеблагости Бог все это терпит. Но в теологию мы вдаваться не будем, поскольку речь здесь о другом. Прекрасный мир искусства есть форма эскапизма, позволяющего хотя бы на время забыть обо всех этих ужасах. Господа, если к правде святой... Другими словами, волшебная магия искусства позволяет снять стресс, вызванный несовершенством реального мира, и зарядиться положительными эмоциями для преодоления стрессов будущего.


Но... вся эта магия работает только до тех пор, пока вы не войдете в зал современного искусства! Здесь все иначе.


Но, по-видимому, и здесь есть свой смысл. На контрасте, гипертрофированное уродство этих картин позволяет легче перенести уродство реального мира. Выходишь потом на улицу и думаешь, а ведь все не так уж плохо в этом подлунном мире (по крайней мере, пока). Могло быть и хуже. Ведь после таких художеств любая уличная урна выглядит древнегреческой вазой. )

Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый —
воскресший Леонардо да Винчи.

(Маяковский)

Вы спросите, а почему это относится только к современному искусству? Разве Босх не пугал точно также своих доверчивых современников?


Конечно, тут есть определенное сходство. В соответствии с религиозными догмами, Босх стращал своих зрителей Страшным судом, мотивируя их к праведной жизни. Современное же искусство безобразного приучает нас к тому, что ужасы возможны и в земной жизни, и в какой-то мере готовит нас к ним.

  Ответить с цитированием