Показать сообщение отдельно
Старый 04.11.2024, 16:40   #20
ntr
Рецензент
Медаль пользователю. ЗОЛОТО Любитель
Аватар для ntr
Регистрация: 05.02.2019
Адрес: Эмпирей
Сообщения: 287
Репутация: 2897
Эмоции и разум наших предков


https://kinozal.tv/details.php?id=1829789
https://kinozal.tv/details.php?id=1961455
https://kinozal.tv/details.php?id=1497188
https://kinozal.tv/details.php?id=1830135

Это книги замечательного автора, который начинал свою научную карьеру еще в эпоху господства динозавров (зачеркнуто)... бихевиористов. Бихевиоризм рассматривает животных (да и людей тоже) как рефлекторные поведенческие машины, отрицая наличие у них глубинных мыслей и чувств. Кнут и пряник – вот и вся наука. Началось это все еще с условных рефлексов собак Павлова, а продолжилось американской школой крыс Скиннера. Автор остроумно замечает, что и в СССР, и в США господствовала сходная идеология доминирующего влияния среды на психику человека, отрицающая влияние эволюционно-обусловленной наследственной базы. СССР на этом и подорвался (природный эгоизм в конечном счете оказался сильнее возвышенных идей, даже если забивать их молотком гулага). А США как-то выкрутились. ) Видимо, с помощью идеологии индивидуализма, которая в неявном виде все-таки учитывает глубинные мотивации. Старушка Европа вообще не ходила по этому пути, хотя левацкие течения временами были популярны и там. (Автор, кстати, по происхождению голландец, хотя долгое время работал в США.)

Де Вааль был одним из первых, кто в жестокой битве с бихевиористами сумел доказать наличие у животных мыслей и чувств. В конечном-то счете все сводится к тому же кнуту и прянику, но на извилистом пути стратегических уклонений от кнута и расчетов на приобретение пряника наблюдаются сложные душевные реверберации. ) С точки зрения информационных технологий (ИТ), это добавление дополнительных слоев в нейросеть. Причем, первая книга де Вааля была посвящена как раз мыслям ('Политика у шимпанзе'), хотя у социальных животных скорее бросаются в глаза эмоции. Шимпанзе часто и очень эмоционально ссорятся, орут и дерутся, но внимательный взгляд исследователя разглядел в этом хаосе и рациональные паттерны. Долговременные наблюдения показали, что все эти ссоры ведут к установлению и поддержанию иерархической структуры. Интересно, что далеко не всегда на вершине власти (альфа-позиция) оказывается самый крупный и сильный самец. Чаще это самец, который хорошо умеет ладить с другими и образовывать коалиции. Улаживание споров -- одна из основных функций альфы (похоже на разруливание тёрок смотрящими криминальными авторитетами). Причем часто в этом разруливании альфа не получает для себя непосредственной выгоды (кроме укрепления авторитета). Обезьяны имеют обостренное чувство (не)справедливости, и справедливость – одно из основных орудий лидерства. Если же на вершине оказывается самый сильный, но не самый умный, то возникает влиятельная бета-позиция, в которой выступает более умный, но физически более слабый серый кардинал, правящий закулисно (через влияние на альфу). Часто это бывший альфа, ослабевший в силу возраста.

Обычно думают, что животные импульсивны. Автор приводит убедительные примеры их расчетливости, предвидения будущего и умения сдерживать свои эмоциональные порывы ради стратегического избегания кнута и получения пряника. В отношении эмоций, автор много пишет про эмпатию, без которой социальная жизнь невозможна. Эмпатия основана на нейромедиаторе окситоцине, выделение которого связано с родительским инстинктом. И другим инстинктом, ему предшествующим. ) Но мне показались более интересными примеры про чувство (не)справедливости. Де Вааль выделяет две степени этого чувства. Первая – несправедливость по отношению к себе – встречается даже у низших обезьян (колобусов). Так, например, если два колобуса сидят ввиду друг друга и выполняют какое-то задание, получая за это кусочки огурца, то все идет нормально (business as usual). Но попробуйте только одному из них дать виноград вместо огурца! Другой тут же устроит истерику (виноград-то вкусней). Он не только перестанет выполнять задания за огурец (которым раньше был вполне доволен), но и начнет сотрясать стенки клетки и вопиять на всю вселенную, жалуясь на мировую несправедливость. Чувство несправедливости второго рода (по отношению к другим) автор наблюдал только у шимпанзе. Когда одна обезьяна выполняет задания, получая за это молоко и бананы, а остальные смотрят из-за решетки и пускают слюни, этой обезьяне становится неудобно и она призывает экспериментаторов дать и другим. Сама она с ними не делится, а требует для них доп-паёк. ) Впрочем, де Вааль допускает, что возможно это не чувство несправедливости, а обычный страх. Первой обезьяне устроят потом тёмную, вот и весь механизм альтруизма. А как иначе воспитать в приматах светлые чувства, только через темную. )



Вопреки названию этой рецензии, шимпанзе не являются нашими прямыми предками. Наши эволюционные линии разошлись примерно 6 миллионов лет назад. Но есть все основания полагать, что шимпанзе с тех пор изменились гораздо меньше, чем люди, и поэтому они ближе к нашим предкам. Интересно, что есть два вида шимпанзе – обычный и бонобо. Они сильно различаются по поведению. Бонобо мирные и эмпатичные (на окситоцине), а шимпанзе заносчивые и агрессивные (на адреналине). Шимпанзе решают конфликты дракой, бонобо – сексом. Кстати, бонобо -- единственные животные, которые используют 'миссионерскую' позу лицом-к-лицу (среди прочих). Лозунг бонобо: make love, not war. Важно отметить, что у бонобо матриархат, и альфа у них – самка. Самцам-приматологам долгое время было впадлу принять этот факт. На конференциях, где докладывались такие результаты, бонобо костили как недо-человеков (зачеркнуто)... недо-обезьян, а рикошетом попадало и самим докладчикам, как гонцам принесшим дурную весть. )

Различия в поведении закрепились даже в структуре мозга. Отвечающая за эмпатию область амигдалы у бонобо развита сильнее, чем у шимпанзе. Де Вааль недоумевает, откуда могли взяться столь сильные психические различия. А между тем, все просто. Бонобо обитают на богатой пищевыми ресурсами территории, к их счастью отделенной от шимпанзе непреодолимой для обезьян рекой Конго. Обилие ресурсов на единицу площади позволяет им искать пищу большими дружными коллективами (пищи хватает всем). А шимпанзе приходится разбиваться на маленькие группки с острой конкуренцией между и внутри них. Изобилие ресурсов – путь к миру, дефицит – тропа войны.

И наконец, следует заметить, что не все книги де Вааля одинаково интересны. Первая, хоть и ставшая уже классикой ('Политика у шимпанзе'), -- сыровата и рыхловата, по сравнению со следующими. Молодой постдок еще не оформил свои концепции в структурированном виде. Да и не все еще было известно. Ее вполне можно пропустить, тем более что наиболее интересные факты все равно повторяются в следующих книгах. 'Наша внутренняя обезьяна' очень интересна, за исключением десятков страниц про художника Босха. (Автор родился в том же городке, что и Босх, и поэтому фанатеет от него.*) Но Босх там ни к селу, ни к городу, а автор -- приматолог, а не искусствовед, и вы сразу почувствуете разницу между профессиональным текстом про приматов и дилетантскими рассуждениями о живописи. Следующие, наиболее зрелые его книги лишены этих недостатков ('Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?', 'Последнее объятие Мамы. Чему нас учат эмоции животных').

*Странно, что автор не вспомнил другого художника из тех же краев -- Давида Тенирса (младшего), который фанател от обезьян и задолго до Дарвина отмечал их поразительное сходство с людьми. Возможно, потому что он был фламандец, а голландцы недолюбливают фламандцев за то, что те не поддержали их восстание против испанцев. ) https://kinozal.tv/details.php?id=1387471



  Ответить с цитированием