Выбор прошлой недели
12.04.1931 – родился Леонид Петрович Дербенев, советский и российский поэт-песенник
Истории в деталях # 74
факты, серьезные и не очень:
то, что было на самом деле, и то, чего, возможно, не было
Леонид Дербенев
Есть только миг
Призрачно все в этом мире бушующем.
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.
Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Вечный покой для седых пирамид
А для звезды, что собралась и падает
Есть только миг – ослепительный миг.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия.
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я –
Мигом одним – только мигом одним.
Счастье дано повстречать иль беду ещё
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.
1) Творчество
Леонид Дербенёв написал более двух тысяч стихотворений,
включая стихи к двум сотням популярных песен, в том числе - к 120 художественным фильмам.
Ну а дебютом поэта, в то время семиклассника, стала публикация стихов в газете «Пионерская правда».
2) Образование и работа
После школы молодой поэт поступил не в Литературный институт, чему был против отец,
а в Московский юридический институт.
"Юрист - профессия надежная, с ней не пропадешь" – подбадривал его папаня.
И в 1954 году Дербенев стал дипломированным специалистом.
Последняя запись в трудовой книжке поэта датирована 1958 годом –
"склад лекарственных растений. Должность – юрисконсульт". После этого он ушел в никуда.
В СССР зарабатывать на жизнь искусством можно было только членам творческих союзов.
Дербенёва, не выпускавшего поэтических сборников, не принимали в Союз писателей.
Лишь в 80-е годы он вступил в Союз кинематографистов.
А до этого к нему ходил участковый и требовал справку с места работы.
Юридически Дербенев считался тунеядцем.
3) Песенник
Подрабатывая по молодости поэзией, Дербенев делал смешные подписи к картинкам в журнале «Крокодил»,
приносил в газеты стихи собственного сочинения.
Как-то он пришел получать гонорар и встретил в бухгалтерии приятеля, Эдика Иодковского,
автора целинной песни «Едем мы, друзья, в дальние края».
Сравнив полученные им и Эдиком суммы, Дербенев с удивлением узнал,
что за большое стихотворение в сто строк платят 2 рубля, а за три куплета и припев – 8.
И Леонид Петрович решил попробовать себя в этом жанре.
Отсутствие музыкального слуха – было лишь временной помехой.
Нужно было только освоить несколько профессиональных приёмов, помогающих следовать ритму мелодии.
Бывалые друзья дали совет: количество слогов и порядок ударений гораздо легче соблюдать,
если, например, при сочинении песни «Широка страна моя родная» повторять "48, 30, 48".
Дербенев ходил из угла в угол единственной (с женой) комнаты и бубнил эти цифры.
«Совершенно ничего не могу сочинить – тут же складываю в уме, сколько это получится».
Хорошо, что у настоящих друзей советов много. Ему предложили другую «рыбу» –
«Дорогой, любимый, милый, милый». Это уже не отвлекало. Дела стали налаживаться.
Заметим, что от своих коллег, поэтов-песенников, Дербенев отличался тем,
что тексты песен часто писал уже на готовую музыку.
Вспоминает композитор Александр Зацепин:
"Другие поэты просили где-то в мелодии сделать покороче, где-то подлиннее –
мол, стихи не помещаются. Дербенев справлялся с любой мелодией".
4) Творческий процесс
Не такой уж звонкий мне достался голос
Вера Ивановна (жена): - В любое время, если ночью – будил: «Послушай, что получилось».
Голоса у него не было, слуха тоже, но расхаживает, выстукивает, напевает слова.
Что я могла сказать? Конечно, что понравилось. Ну, а если нет –
«Ты ничего не понимаешь, вот запоет ее народ, тебе станет стыдно, что сразу не понравилось».
Однажды дочке дала книжку с картинками и наказала «К папе не ходи, он занят!»
Через некоторое время слышу «Вера, забери Лену, я же просил мне не мешать!»
Иду, забираю – она обижена, чуть не плачет.
«Леночка, ну мы же договаривались, что не надо у папе заходить, он работает».
– «Ничего он не работает, просто сидит, и левой ногой болтает».
5) 1961. Тридцатилетие.
Рассказывает жена Дербенева, Вера Ивановна.
Когда в честь 30-летия Леонида Петровича в космос был запущен первый космонавт,
Дербенев в своих комментариях ограничился одним словом: "Подхалимы!".
6) 1962. Ямайка
В отличие от обычного поэта, поэту песеннику нужен композитор. А где его взять?
Для начала можно взять музыку от другой песни.
И здесь в контексте Леонида Дербенева нам есть о чём вспомнить. С этого и начнём.
Самым удивительным голосом, который я слышал (не в живую), обладал юный Робертино Лоретти.
В 1962 году его песни дошли до СССР и обрели невероятную популярность,
пластинки издавались огромными тиражами. Из всех окон летом неслось: «Джамайка, Джамайка»,
А почему бы раскрученную песню не переложить на русские слова?
За это взялся и Леонид Дербенев
Ямайка, Ямайка,
Остров удивительный,
Одной судьбой мы связаны с тобою
Счастье и беда моя –
Вот это сердце, полное любовью.
И муку несет, и отраду
Любовь, что не знает пощады.
Любовь днем и ночью как жажда
Сжигает меня.
7) 1964. Каникулы любви
А вот про эту песню, возможно и не все знают, что она не исконно русская.
В 1964 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песней «Каникулы любви»
японского композитора Миягавы, которую исполнял дуэт сестер Дза Пинац.
В современном варианте это выглядит так:
https://www.youtube.com/watch?v=vKGfSxxzO4o
Для Дербенева это стало новым заданием.
Иногда он работал с помощью подстрочника (непоэтического перевода),
иногда, как и на этот раз, отталкиваясь от общих указаний:
нужна была песня о двух влюбленных на берегу моря.
И вскоре на всех танцплощадках, в парках и на радио зазвучало:
У моря, у синего моря
Со мною ты, рядом со мною.
И солнце светит, и для нас с тобой
Целый день поет прибой.
Прозрачное небо над нами,
И чайки кричат над волнами,
Кричат, что рядом будем мы всегда,
Словно небо и вода.
Песня стала хитом. Через некоторое время случился конфуз.
Японскую делегацию, которая прибыла в СССР по линии культурного обмена,
пригласили в ведомственный детский сад, где, готовясь к приему высоких гостей,
«Каникулы любви» разучил сводный хор средней и старшей группы.
Японцы вежливо хлопали, но были явно смущены.
Через переводчика удалось выяснить, что в Японии эта песня двух девушек относится
к категории 18+ и любовь на пляже описывается там весьма откровенно.
8) «Падает снег» Сальваторе Адамо
В своем заграничном оригинале восхитительная песня "Tombe la neige" была записана в 1963 году.
По признанию автора, он написал её ещё в 18 лет вследствие несостоявшегося свидания:
он ждал девушку на холоде, с неба сыпался снег, она взяла и не пришла.
Переводов на русский язык было немало, один из них на стихи Дербенева исполнял
Холодный вечер,
В мире и в сердце зима.
Снег лег на плечи,
На асфальт и дома.
Точно так же шел он,
Когда мы встречались,
Что горе, что счастье, -
Ему все равно.
Он опять идет, опять,
И не хочет он понять.
Что грусть о тебе он,
Бесконечный и белый.
9) 1964. Лучший город Земли
В молодости Дербеневу платили копейки. Он просил жену Веру потерпеть.
Было просто необходимо написать первую песню с кем-нибудь из маститых композиторов.
«Маститые» время от времени собирались где-нибудь поиграть в карты.
Получив зарплату, Вера выделяла мужу некоторую сумму на азартные игры с композиторами.
И молодому поэту все-таки удалось добиться расположения самого Арно Бабаджаняна.
Результатом их совместной работы стала песня "Лучший город земли",
которую замечательно исполнил Муслим Магомаев.
Ты никогда не бывал В нашем городе светлом,
Над вечерней рекой Не мечтал до зари.
С друзьями ты не бродил По широким проспектам, —
Значит, ты не видал Лучший город земли.
Песню крутили на радио с утра до вечера, пели в ресторанах.
Дербеневу наконец-то пошли первые авторские гонорары.
Случайно песню услышал наш Первый секретарь Никита Хрущёв.
«Как так? Песня про Москву! А тут какой-то твист и западные веяния!»
Песню ставить в эфир перестали.
Через несколько месяцев, в октябре 1964 года, Хрущёва отправили в отставку.
По легенде, поэт Леонид Дербенёв (в других версиях – Бабаджанян, а то и оба вместе)
как-то пришёл на радио и сказал:
«Ну вот: Магомаев сделал всё, что мог. Хрущёва сняли. Будете теперь давать нашу песню в эфир?».
Песню реабилитировали.
https://www.youtube.com/watch?v=kRt_UVHZ094
10) 1967. Песня о медведях
Изначальное недоумение слова песни вызвали у режиссера («Лето на дворе, при чем здесь мороз?»).
Сцену с песенкой снимали в Крыму.
Первоначальные слова «Чешут медведи спины о земную ось» вызвали возмущение у худсовета.
Негигиенично звучит, неэстетично смотрится, разве у них блохи, зачем чешутся?
У советских медведей блох быть не может из принципа!
Слова немного поменяли, оставив нам трущихся о земную ось белых медведей,
что образно мы прекрасно воспринимаем.
Автор музыки к этой песне Александр Зацепин:
Когда вышла «Песенка о медведях», ко мне прибежал Леня Дербенев и говорит:
«Мне на днях авторские пришли. Я сразу машину купил!».
Вслед за весенним ливнем
Раньше придёт рассвет,
И для двоих счастливых
Много-много лет
Будут сверкать зарницы,
Будут ручьи звенеть,
Будет туман клубиться
Белый, как медведь.
С голосом Аиды Ведищевой
https://www.youtube.com/watch?v=dExwT_pEr9w
11) 1968. "Бриллиантовая рука"
Всем известные песни Александра Зацепина на стихи Дербенева в этом фильме цензуре тоже не пришлись по нраву.
«Песню про зайцев» и «Остров Невезения» посчитали «криминальными».
Намекаете на то, что конституцию надо было бы немножко поменять, и все было бы хорошо?!».
Дербенев: А я то о дикарях думал…
(А может всё же и нет?)
Леонид Гайдай песни из фильма убирать не пожелал. Фильм мог быть положен "на полку",
но попался на глаза третьему Леониду – Брежневу, и понравился.
https://www.youtube.com/watch?v=goFIxxWru78
12) 1973. Есть только миг
В 1973 году на российские, советские экраны вышел фильм "Земля Санникова",
в котором прозвучала песня, превзошедшая этот фильм.
Многие коллеги уверяли, что если бы Леонид Дербенев
написал в своей жизни слова только к одной единственной песне — «Есть только миг»,
то славы и любви народной к нему бы не убавилось.
https://www.youtube.com/watch?v=1Fj7hzWe9qo
На это сам поэт-песенник скромно отвечал, что слава в его работе — это второстепенное,
главное, что хорошо сделанная работа приносит хорошую зарплату.
3 июня 1983 года в газете «Труд» появилась статья «Есть только миг?».
Началом послужило письмо бабушки - Л.Кругловой из Красноярска.
У внучки моей все любимые песни — с каким–то надломом, бескрылые.
Я иной раз сижу рядом, вяжу что-нибудь и прислушиваюсь.
Поверите ли — уши вянут, когда слышишь: "Есть только миг — за него и держись"
и тому подобную белиберду. Зачем только такие песни размножают?
Чему они могут научить, кого взять за сердце, кому стать помощницами в жизни?
И уже журналист, Лариса Алимамедова, двадцать лет проработавшая в газете до этого,
и двадцать лет после этого (награждена медалью "За трудовую доблесть",
удостоена почетного звания "Заслуженный работник культуры РСФСР") разворачивает тяжелую артиллерию:
Песня эта, — в сущности, о слабых людях, которые только ноют,
что жизнь быстротечна, и заботятся лишь о собственной судьбе.
Откровенная пошлость, облеченная, к сожалению, в красивую мелодию и потому легко запоминающаяся.
Конечно, бабушке, написавшей письмо в редакцию, прожившей, судя по всему,
богатую событиями жизнь, песня эта особого вреда не причинит,
для нас с вами, взрослых, сложившихся людей, тоже опасности не представляет.
А вот в юные души, восприимчивые и к хорошему, и к дурному, может внести много неразберихи.
Такие песни как минимум бесполезны, а то и вредны хотя бы потому,
что ничему хорошему научить не способны,
никаких добрых струн в человеческой душе затронуть не могут.
Когда песня проповедует откровенную пошлость, призывает уйти от "суеты",
в маленький мещанский мирок, когда она тревожит юные души ложными представлениями о счастье,
мещанским философствованием о жизни, фальшивой романтикой, —
она не помощница в воспитании молодежи.
Нельзя не разделить тревогу ее бабушки — песни ведь тоже по–своему ведут борьбу за юные души.
Хорошо, что рядом с девочкой — бабушка.
Я бы посоветовала бабушке почаще петь на семейных посиделках да внучку вовлекать.
Без комментариев
Cкрытый текст -
13) Скромный Дербенев
Несмотря на свою известность, Леонид Дербенёв, не был человеком тусовки.
Говорят даже, что он был нелюдимым. Но не без чувства юмора.
Однажды Вячеслав Добрынин похвалил Леонида Дербенёва за стихи к их очередному хиту, сказав: «Лёня, ты гений».
Леонид не стал отнекиваться: «Спасибо за правду, Слава!».
Молодой композитор Игорь Матета, однажды при нём удивился:
- Так народную песню – "Ах мамочка, на саночках, касалась я не с тем" – это тоже вы написали?"
-Я – скромно ответил Дербенев. - Слова ко всем песням написал я.
"Подмосковные вечера" не я. И то только потому, что меня дома не было.
https://www.youtube.com/watch?v=fslmTpqDmV4
14) Гимн
Леонид Дербенёв является автором текста официального гимна Йошкар-Олы —
столицы Марий Эл (1965, музыка Андрея Эшпая, исполнитель — Эдуард Хиль),
утвержденного в 1997 году.
На земле не счесть
Городов больших
И за целый год
Не объехать их.
Но в любом краю
Об одном всегда я пою...
15) Алла Пугачева
Всегда быть рядом не могут люди,
Всегда быть вместе не могут люди.
Для успеха песни наряду с композитором нужен был еще исполнитель.
Одним из примечательных исполнителей песен Дербенева стала Алла Пугачева.
Самая ранняя песня, с которой у меня начала ассоциироваться Алла Пугачева,
была дербеневская "Арлекино".
https://www.youtube.com/watch?v=HQlCQoDQvVw
С творческим трио (плюс Зацепин) связано множество всем нам известных песен.
К сожалению, все закончилось скандальным разладом.
И вот уже следует комментарий Аллы Пугачёвой:
«К сожалению, я должна распрощаться с Дербенёвым и Зацепиным, больше их репертуар я петь не буду».
И в следующие восемь лет, она действительно не исполняла ни одного их хита.
У Аллы Пугачёвой появились Паулс и Резник, Леонид Дербенёв стал раскручивать Распутину и Киркорова.
Но мы вспоминаем не разногласия, а успех.
https://www.youtube.com/watch?v=kcngaUGjhjA
А вот здесь вы можете увидеть, почему в дербеневской песне "Волшебник-недоучка"
одна из строк после слова "Даром..." в некоторых исполнениях вроде бы немотивированно прерывается.
Отрывок из забытого фильма "Отважный Ширак" (1976), к которому была написана песня.
https://www.youtube.com/watch?v=v5X3t2cRSdQ
16) Финал
Леонид Дербенев ушёл из жизни в 64 года (1995). Подвело здоровье.
Обнаружившийся рак желудка нужно было оперировать без промедления,
но Дербенев выбрал другой путь – новосибирского целителя.
А мир устроен так, что все возможно в нем,
Но после ничего исправить нельзя.
Иосиф Кобзон:
«Мы не всегда бываем благодарными, хотя должны в ноги кланяться поэтам,
пишущим хорошие стихи для наших песен. Благодаря им нас народ за умных держит.
Потому что поём, произносим слова, придуманные вами…».
«Жизнь чередой одинаковых лет
То торопилась порой, то тянулась.
Но разорвал эту цепь яркий свет
И, пробуждаясь, душа встрепенулась:
Нет, я не стану землёй и травой!
Верьте вы этому – или не верьте:
Там, за последней чертой роковой
Есть ослепительный шанс на бессмертье…
Тень разрывая, день новый встаёт,
И для меня нет другого ответа:
Ради меня время пущено в ход
И существует Вселенная эта.
Пусть возражает унылый педант,
И всевозможными фактами вертит,
Я никому ни за что не отдам
Мой ослепительный шанс на бессмертье».
https://www.youtube.com/watch?v=dNpDYEpJbEE