Выбор прошедшей недели
6.04.1327 - В церкви Святой Клары в Авиньоне итальянский поэт Франческо Петрарка
впервые повстречал Лауру, которую полюбил с первого взгляда.
8.04.1341 - На Капитолийском холме в Риме в Сенатском дворце за поэму «Африка»
был увенчан лавровым венком 36-летний Франческо Петрарка.
Сие действо было совершено в знак признания его лучшим поэтом
и непревзойденным знатоком античной литературы.
Истории в деталях # 73
факты, серьезные и не очень:
то, что было на самом деле, и то, чего, возможно, не было
Франческо Петрарка
Сонет 132
(перевод Вячеслава Иванова)
Коль не любовь сей жар, какой недуг
Меня знобит? Коль он — любовь, то что же
Любовь? Добро ль?.. Но эти муки, Боже!..
Так злой огонь?.. А сладость этих мук!..
На что ропщу, коль сам вступил в сей круг?
Коль им пленен, напрасны стоны. То же,
Что в жизни смерть, — любовь. На боль похоже
Блаженство. «Страсть», «страданье» — тот же звук.
Призвал ли я иль принял поневоле
Чужую власть?.. Блуждает разум мой.
Я — утлый челн в стихийном произволе.
И кормщика над праздной нет кормой.
Чего хочу — с самим собой в расколе, —
Не знаю. В зной — дрожу; горю — зимой.
В жизни Петрарки было два главных желания –
Лаура и лавр - любовь и слава.
1) Возрождение
После того как рассвет культуры Древнего Рима и Древней Греции сменился упадком
человеческая цивилизация вошла в тёмные века.
За что утратил ты величье прежних дней?
За что, державный Рим, тебя забыли боги?
Град пышный, где твои чертоги?
Где сильные твои, о родина мужей?
(Е.Баратынский)
На планету не падал астероид, изменивший климат, не случилась опустошающая эпидемия,
но прогрессивное развитие человечества практически прекратилось.
Вспомните ли вы навскидку что-либо из культурных событий Европы V – ХII веков?
Эпоха постепенного выхода из этой ямы была названа Возрождением (Ренессансом).
У истоков раннего Ренессанса (Проторенессанса) стоял итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374).
Многие историки культуры сходятся во мнении, что эпоха Возрождения началась 8 апреля 1341 года,
в день, когда Петрарка был увенчан лавровым венком.
2) Лавровый венок
Овидий в своих "Метаморфозах" поведал нам такую историю.
Как-то раз Аполлон, повстречав Купидона, дружелюбно пошутил:
"Зачем тебе, малыш, лук и стрелы? Уж не думаешь ли ты превзойти меня в искусстве стрельбы?".
Злобный мальчик, похоже начисто лишённый чувства юмора, вместо того,
чтобы посмеяться или пошутить в ответ, задумал нехорошее.
Он поразил Аполлона стрелой любви к нимфе Дафне, а саму нимфу - стрелой антипатии к Аполлону.
В результате охваченный страстью Аполлон начал преследовать Дафну,
которая и была бы рада ответить взаимностью, да не могла этого сделать,
будучи подневольна магической стреле Купидона.
Дафна молила своих родителей (богов Пенея и Гею-Землю) изменить её облик,
чтобы избежать влюбленности Аполлона, и была превращена в лавровое дерево.
По-гречески лавр так и называется "дафна". До XVIII века так он назывался и на Руси.
После победы над змеем Пифоном в Дельфах, Аполлон в знак памяти о Дафне
собрал лавровые листы для первого победного венца.
Поскольку бог Аполлон покровительствовал искусствам и спортивным состязаниям,
лавровый венок стали вручать как композиторам, певцам и художникам,
так и победителям Пифийских и Олимпийских игр.
От слова "лавр" произошло слово "лауреат" — "увенчанный лаврами".
Но это миф. А факты, как вдумчиво заметил один из мыслителей, состоят в том,
что лавр рос в Греции в большом количестве, а скажем соболей там не водилось.
И потому античных олимпийских чемпионов увивали лавровыми венками,
а не соболью шубу кидали им на плечи.
Из Греции лавровый венок перешел по наследству римлянам.
Триумфальный символ лавра стал предназначаться не только для победителей в спортивных состязаниях,
но и для героев, отличившихся в военных кампаниях.
Лавр, который носил на голове Юлий Цезарь, выполнял еще и вспомогательные функции
– скрывал начавшийся процесс его облысения.
3) Увенчание лаврами Петрарки
Таким образом, венчание лавровым венком Петрарки уже само по себе было возрождением –
возрождением древней греко-римской традиции увенчания лаврами выдающихся личностей.
Завистники говорят, что провести такую «коронацию» сам Петрарка и предложил.
На это одновременно откликнулись и парижская Сорбонна, и Неаполь, и Рим.
Петрарка выбрал Рим. Перед церемонией триумфатора предварительно
проэкзаменовал по классической филологии неаполитанский король Роберт Мудрый (1277-1343).
Вместо заслуженной пятерки за знания король подарил Петрарке подбитую горностаем пурпурную мантию для церемонии. Одну.
Все изображения, показывающие Петрарку во время награждения, демонстрируют, что Петрарка остался чем-то недоволен.
4) "Африка"
Свою любовную лирику Петрарка называл «пустяком» и «безделкой»
(как и большую часть других произведений, написанных им на флорентийском вольгаре
— предке современного итальянского языка).
Главными в своем творчестве он считал латинские сочинения: поэму «Африка» и
сатирическую книгу «Письма без адреса».
Именно за поэму «Африка» Петрарка и был отмечен такой статусной наградой,
а посвятил он её именно Роберту Неаполитанскому, возможно в ответ за горностаев (а возможно, наоборот).
"Африка" была написана на латыни гекзаметрами.
В ней рассказывается о Второй Пунической войне (218-201 до н.э.),
в ходе которой карфагенский полководец Ганнибал вторгся в Италию,
но римские войска в конечном итоге одержали победу после вторжения в северную Африку
под предводительством Сципиона Африканского, героя поэмы.
Тоже и мне честного в трудах и грозного в бранях,
муза! мужа воспой, которому Африка званье
в вечную славу дала, сокрушась клинком Италийским!
Всласть уста утолить Геликонской влагой святою,
милые девять сестер! дозвольте, если забавны
вам стихотворства мои: я вновь в пристанище сельском,
луг со мной и ручей и полей безмолвие праздных,
реки со мной и холмы, со мною сени лесные —
все воротила мне Фортуна, а вы воротите
песни певцу, вы пыл воротите!
Но вот ведь парадокс: латинские произведения Петрарки давно забыты,
а сонеты и канцоны заучивают в школах наизусть.
5) Лаура
Имя Петрарки неразрывно связано с Лаурой, которой он посвятил множество сонетов,
ставших вершиной лирики Петрарки и всей итальянской поэзии.
Итак, 6 апреля 1327 года. Церковь Святой Клары в Авиньоне. Встреча Петрарки и Лауры.
Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с облаком благого серафима
Она сравниться красотой могла.
Сонет 335
Мэри Спартали Стилман. «Первая встреча Петрарки и Лауры» (1889).
Поэта знаем мы натуру:
его пусти лишь только в храм,
он поглядит по сторонам
и - вмиг найдёт свою Лауру.
Средь всех икон одну приметит -
с румянцем жарким на щеках,
запечатлит её в стихах,
и ненароком обессмертит.
Ей - Сретенье и Вознесенье,
и хор по праздникам поёт.
Ему - эпоха Возрожденья
венки лавровые плетёт.
(В.Забабашкин)
Наиболее вероятной считается версия, что творческой музой Петрарки была Лаура де Нов (1308-1348).
Из стихотворных описаний, обыгрывающих имя Лауры (Laura — l’aurea, «золотая»), известно, что она имела золотые локоны.
К моменту встречи Лаура была уже два года замужем, её мужем был граф Гуго II де Сад.
За свою недолгую (по нынешним меркам) жизнь она родила одиннадцать детей
и скончалась точно в 21-ю годовщину Встречи - то ли от чумы, то ли от туберкулеза,
то ли от истощения, вызванного частыми родами.
Смерь Лауры вызвала новую порцию сонетов... Петрарка воспевал её ещё 10 лет,
ежегодно отмечая годовщину знакомства с возлюбленной написанием сонета.
Повержен Лавр зеленый. Столп мой стройный!
Обрушился. Дух обнищал и сир.
Чем он владел, вернуть не может мир
От Индии до Мавра. В полдень знойный
Где тень найду, скиталец беспокойный?
Отраду где? Где сердца гордый мир?
Все смерть взяла. Ни злато, ни сапфир,
Ни царский трон — мздой не были б достойной...
Сонет 269
6) Маркиз де Сад
Третий из 11 детей Лауры (Гуго III) стал прямым предком французского писателя Маркиза де Сада,
давшего свое имя слову "садизм". Во время его длительного заточения Лаура являлась к маркизу во сне.
Дядя маркиза аббат де Сад (друг Вольтера), посвятил себя изучению жизни Лауры и Петрарки
и в итоге выпустил "Мемуары из жизни Франческо Петрарки" (1764—1767).
Сам маркиз де Сад в 1792 году, когда повстанцы разрушили церковь в Авиньоне,
сумел распорядиться, чтобы останки Лауры перенесли к месту успокоения под замком в Ла-Косте.
7) То ли девушка, то ли виденье
Существует версия, что Лауры вовсе не существовало во плоти.
Поэт прославлял ее исключительно в сонетах и канцонах, тогда как ни в его письмах,
ни в других документах упоминаний о ней не встречается.
Даже его друзья сомневались в ее реальности.
Вся история о встрече поэта с Лаурой проистекает из его записи,
которую он сделал уже в пожилом возрасте за пять лет до смерти.
Это единственное свидетельство, оставленное поэтом, в котором он назвал имя своей возлюбленной.
"Лаура, известная своими добродетелями и долго прославляемая моими песнями,
впервые предстала моим глазам на заре моей юности, в лето Господне 1327, утром 6 апреля,
в соборе святой Клары, в Авиньоне. И в том же городе, также в апреле и также шестого дня того же месяца,
в те же утренние часы в году 1348 покинул мир этот луч света..."
Они никогда не были вместе, но свою любовь к ней он пронес через всю жизнь.
Неизвестно, знала сама Лаура о его чувствах или нет.
Незадолго до смерти Петрарка написал: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме нее».
8) Сонеты
Великий Шекспир в конце 16 века написал 154 сонета.
У Петрарки их было 366. Он объединил их в «Книгу песен», которая прославила не только его чувства,
но и саму поэзию — воспевая любовь мужчины к женщине.
И трепетно слагал он о любви,
Что не была, однако же, взаимной ...
Хотя, кто знает ... Что ни говори,
Какой бы ни казалась жизнь нам длинной
Или короткой, но приходится признать,
Что для любви отпущено дней мало:
Чтобы успеть - как любишь - рассказать
Всегда на это жизни не хватало ...
(Сотер Ликтор 2)
9) Семья
Свою фанатичную платоническую любовь Петрарка оправдывал тем,
что именно она помогала ему избавиться от земных слабостей, именно она возвышала его.
Петрарка принял духовный сан и жениться не мог, но в плотской страсти себя не ограничивал —
у него было по крайней мере двое внебрачных детей от других женщин.
Им он не посвятил ни единого сонета, и потому имён их история не сохранила.
Любую страсть и душит, и гнетет
Семейных отношений процедура:
Любовник юный радостью цветет,
А юный муж глядит уже понуро.
Никто в стихах прекрасных не поет
Супружеское счастье; будь Лаура
Повенчана с Петраркой - видит бог,
Сонетов написать бы он не мог!
(Байрон, "Дон Жуан")
Согласен с этим и Николай Карамзин:
Любовь не терпит принуждения, одно слово — и всё блаженство исчезнет!
Мог ли бы Петрарка в узах брака любить свою Лауру так пламенно? Ах нет!
Воображение его не произвело бы ни одного из тех нежных сонетов, которыми я восхищаюсь.
Шли годы, но мнения не менялись.
И вот уже Байрону с Карамзиным поддакивает современный Игорь Губерман.
А Байрон прав, заметив хмуро,
Что мир обязан, как подарку,
Тому, что некогда Лаура
Не вышла замуж за Петрарку.
10) Франческо Петрарка и Данте Алигьери
Жизнь двух величайших итальянцев Средневековья пересеклась по годам:
17 лет (1304 – 1321) планета Земля носила их одновременно.
Любовь Петрарки к Лауре во многом походит на историю Данте Алигьери и Беатриче —
в обоих случаях скептики сомневаются в реальном существовании Муз.
По их мнению, Прекрасные Дамы были всего лишь плодом воображения романтичных поэтов.
«Божественной Комедии» юный Петрарка сторонился, боясь попасть под влияние выдающегося поэта.
Джорджо Вазари, "Портрет шести тосканских поэтов" (фрагмент), 1544
11) "Альпинист"
Ошибочно думать, что Петрарка только тем и занимался, что писал сонеты.
Петрарка также известен тем, что стал участником (со своим братом) первого
официально зарегистрированного восхождения на вершину горы Ванту (1912 м) на юге Франции,
которое состоялось 26 апреля 1336 года. Быть может, он искал там вдохновение?
12) Нумизмат
Франческо Петрарку называют первым нумизматом.
Некоторые исследователи и вовсе приписывают ему авторство самого слова "нумизматика".
Он коллекционировал античные монеты, и делал это со всей тщательностью,
став популяризатором исследования и коллекционирования монет.
Итальянские крестьяне во всей округе знали, если во время возделывания винограда
найдёшь древнюю монету, её нужно нести Петрарке.
Потому что он обменяет её на монету действующую, за которую можно купить макароны и мясо.
Вследствие этого мотивированные крестьяне как кроты с огромным прилежанием
перекопали сотни гектар во всех близлежащих окрестностях, подчас забывая о своём винограде.
В 1359 году Петрарка подарил часть своей коллекции монет
с изображенными на них портретами древнеримских правителей
императору Священной Римской империи Карлу IV, предполагая,
что это сподвигнет Карла следовать примеру славных деяний великих императоров Рима.
Но у Карла это не вышло.
12) Волшебник
Подводя жизненные итоги в «Письме к потомкам», Франческо Петрарка писал:
«С наибольшим рвением предавался я, среди многого другого, изучению древности,
ибо время, в которое я жил, было мне всегда так не по душе,
что если бы не препятствовала тому моя привязанность к любимым мною,
я всегда желал бы быть рожденным в любой другой век, и чтобы забыть этот,
постоянно старался жить душою в иных веках».
Поэт стал одним из первых собирателей античных рукописей, которые он
разыскивал их в странствиях по Европе.
Франческо Петрарка хорошо знал античных авторов, особенно Цицерона, Вергилия и Сенеку,
часто цитировал их и даже писал им письма как своим друзьям...
Недруги шептали: "Почему это он уединяется и чем он занимается по ночам?
Сквозь щели в ставнях его комнаты виден свет, который гаснет только на рассвете.
Он не расстается с Вергилием. Все понятно: он занимается магией и чернокнижием".
Дело приобрело серьезный оборот, когда к этим нелепым наговорам стал прислушиваться новый папа, Иннокентий VI,
посчитавший Петрарку волшебником.
Это сейчас слово "волшебник" несет скорее положительный заряд,
а в ту пору прослыть волшебником, да еще в глазах религиозных деятелей было опасно для жизни.
Петрарке пришлось сменить место жительства.
13) Бунтовщик
Франческо Петрарка считал современных ему итальянцев прямыми потомками древних римлян.
Он мечтал о возрождении величия древнего Рима, и стал проповедовать восстановление римской республики,
поддерживая авантюру Кола ди Риенци (1347), провозгласившего себя трибуном,
но удержавшегося при власти очень недолго и очень плохо кончившего.
Эта поддержка лишила его покровительства рода Колонна —
одного из самых богатых и влиятельных семейств средневековой Италии.
14) Самопиар
Любая шумная прижизненная популярность, громогласная слава почти никогда
не является следствием только таланта, свидетельством одних только заслуг и гениальности,
но почти всегда - результатом обширных мероприятий, требующих постоянного надзора.
В письмах Петрарки есть доказательства этому, он умел популяризировать себя,
правда не теряя при этом собственного достоинства, и умел использовать друзей,
не преступая границ благопристойности.
15) Финал
Последние годы жизни Петрарки прошли в Падуе.
Незадолго до смерти Петрарка сказал:
«Я хочу, чтобы смерть пришла ко мне в то время, когда я буду читать или писать».
Он тихо заснул, склонившись над рукописью в ночь с 18 на 19 июля 1374 года,
не дожив одного дня до своего 70-летия.
Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.
16) Могила
Останки поэта были помещены в саркофаг из розового мрамора в 1380 году
после временного захоронения в церкви Аркуа, недалеко от Падуи.
Они находились там до 1943 года, когда из-за бомбежек было решено поместить их в деревянный ящик
и укрыть в подземном хранилище Палаццо Дукале в Венеции. В 1946 году останки были возвращены в Аркуа.
К 700-летию со дня рождения поэта (в 2003 году) было решено изучить останки поэта.
Оказалось, что череп и скелет принадлежат двум разным людям,
а настоящий череп был похищен из могилы, это разбило надежды на реконструкцию внешности поэта.
Когда случилась эта кража неизвестно, в отличии от даты пропажи правого предплечья (1630 год),
которое взял в качестве сувенира пьяный монах, за что и был наказан, что оставило след в судебных книгах.
Могила Петрарки
17) Память
В честь Петрарки назван кратер на Меркурии.
В честь возлюбленной Петрарки назван астероид Лаура, открытый в 1901 году, диаметром
40,96 км.
К тому времени как распределение астероидов дошло до русских поэтов,
все крупные астероиды были разобраны. Самый большой достался Пушкину - 38,31 км.
Ну и конечно среди тех, благодаря кому Петрарка остался в памяти, можно назвать Иоанна Гутенберга,
изобретателя печатного станка (1450), что сыграло существенную роль в распространении идей эпохи Возрождения.
Шесть сотен лет прошло, как нет поэта ...
Вернее, плоти нет, но жив поэт,
Сонетами которого согрета
Жизнь, на вопрос тем самым дав ответ -
Что есть любовь...
(Сотер Ликтор 2)