28.05.2022, 19:16
			
							
		 | 
		
			 
			#133
			
		 | 
	
	| 
			
			
			
			 Главный Кинооператор 
   
Душа Форума
 
		
			
				
			
			
			
				Регистрация: 09.01.2015 
				Адрес: г. Краснодар. 
				
				
					Сообщения: 10,108
				 
				Репутация:    19136    
			 					
		
	 | 
	
	
	
	
		
		
		
		Описание картины Бориса Кустодиева “Матрос и милая” 
 
Б.Кустодиев, “Матрос и милая”, 1920 год, Фото: artchive.ru 
 
Молодые люди – матрос в форме и девушка – прогуливаются по набережной.  
Высокий, плечистый мужчина с легким превосходством смотрит на зрителя. 
В зубах он держит сигару, а бескозырка залихватски сдвинута на затылок.  
Весь его образ демонстрирует бесстрашие и насмешку над любыми трудностями. 
Девушка нарядилась на свидание в лучшее, что есть в ее гардеробе. 
Короткое платьице с кружевным подъюбником, который кокетливо выглядывает из-под верхнего слоя ткани, 
отделано атласными лентами.  
Обута героиня картины в модные высокие сапожки на шнуровке.  
Из-под маленькой шляпки выбиваются коротко остриженные золотистые волосы. 
Девушка словно не замечает, что на них кто-то смотрит. 
Ее мечтательный взгляд слегка затуманен.  
Роза – видимо, подарок поклонника – завершает ее образ. 
 
“Матрос и милая” представлена двумя рисунками, на которых изображены одни и те же персонажи. 
Но полотно 1920 года отличается по композиции и нескольким деталям от повторения того же сюжета годом позже. 
Сравнивая эти два варианта можно увидеть,  
как менялось отношение художника к своим моделям. 
 
На более раннем варианте картины пара изображена в фас.  
Матрос держит свою спутницу под руку могучей рукой.  
Толстые пальцы на крупной кисти расположены точно в центре композиции. 
Он смотрит искоса на девушку, что в сочетании с почти хозяйским жестом руки говорит о том, 
что у него серьезные намерения.  
Удалой характер подчеркивается грудью нараспашку, 
на которой красуется татуировка в виде якоря. 
 
Девушка одета со вкусом и по моде тех лет.  
Шляпка и платье розового составляют ансамбль. 
Образ дополнен меховой горжеткой с мордочкой куницы.  
Смелое декольте украшено золотой цепочкой с кулоном. 
Девушка держит в зубах розу на манер сигареты и смотрит прямо на зрителя,  
но словно не видит его. 
 
В таком варианте автор явно иронизирует над представителями “нового времени”, новых хозяев жизни.  
Их образы напоминают карикатуру. 
В более поздней версии девушка и матрос изображены сбоку.  
Они прогуливаются по набережной и будто на мгновение оглянулись на зрителя.  
Голубая шляпка девушки больше похожа на старый чепец и не гармонирует 
с желтым платьем, отделанным коричневыми лентами.  
Образ девушки уже романтический, а не кричащий.  
Да и матрос выглядит куда скромнее. 
Видимо, в этом варианте художник уже менее критично относится к современной ему молодежи  
и изображает их молодыми романтиками, а не новыми хозяевами.
  
*****  
		
	
		
		
		
		
	
	 | 
	| 		
		
		
		
		 
	 | 
	
	
	
		
		
		
		
			 
		
		
		
		
	 |