Загадка исчезнувшей мухи
Художники, даже очень серьёзные, любили похулиганить на своих полотнах,
прибегая к приёму тромплея (обманки).
Взять и нарисовать муху на картине так, чтобы зрители недоумевали, она живая?
Может, стукнуть по ней газетой?
Вот портрет картезианца — работа нидерландского художника Петруса Кристуса (1446 г).
Она считается шедевром, а из-за мухи, нарисованной в нижней части картины,
выдающимся ранним примером тромплея.
Посмотрим на раннюю копию алтарной картины «Праздник венков из роз» кисти Альбрехта Дюрера.
И на ней можно увидеть тщательно выписанную муху. Муха находится почти в центре композиции
— сидит на ткани, покрывающей колени Богородицы,
как раз между младенцем Христом и императором Священной Римской империи
Максимилианом I.
Что интересно, муха написана художником в натуральную величину,
тогда как люди на картине примерно вполовину меньше.
Поэтому получается, что Дюрер изобразил муху так, будто она села на поверхность картины.
И что еще более интересно, на картине, которая сейчас хранится в Национальной галерее в Праге,
муха давно исчезла: либо просто отслоилась, либо реставраторы замазали ее, посчитав неуместной,
либо... она улетела.