Герой, который отвоевал у американцев небо Северной Кореи
70 лет назад на
Корейском полуострове впервые в истории лицом к лицу в военной схватке встретились две системы – социалистическая и капиталистическая.
На стороне Северной Кореи выступили СССР и КНР. Китай взял на себя решение сухопутных задач, а наша страна взяла на себя задачу
авиационного прикрытия союзников против ударов с воздуха по важным военным объектам и коммуникациям.
Во время этой войны впервые широко применялась
реактивная авиация. Также впервые в небе Кореи в воздушных боях столкнулись советские и американские летчики.
Один из главных героев этой войны – уроженец сибирского городка Бодайбо пилот истребителя Миг-15-«бис»
Евгений Пепеляев. По итогам операции в Корее он оказался самым результативным ее участником среди авиаторов.
Больше, чем Евгений Пепеляев, реактивных самолетов не сбил никто за всю
мировую историю!
Советские Миг-15 "бис" и Евгений Пепеляев с медалью "Золотая звезда" Героя Советского Союза
В нашей стране об участии советских воинов в Корейской войне известно сравнительно мало. Многие документы до сих пор
засекречены. Летчики, направленные в Корею, давали подписку о неразглашении. Также им было запрещено фотографироваться в военной форме.
Для Пепеляева Корейская война стала
главной. В 1941-45 годах он служил на Дальнем Востоке и в военных действиях практически не участвовал.
Впоследствии свое добровольное согласие на корейскую командировку он объяснял тем, что мало воевал в Великую Отечественную. И чувствовал
моральный долг перед товарищами, погибшими на фронте.
В Корее Пепеляев командовал 196-м истребительным авиаполком. Несмотря на высокую руководящую должность, он сам активно участвовал в боевых действиях.
Летал на самолете МиГ-15 «бис».
Миг-15 "бис" на взлетно-посадочной полосе
По разным данным Пепеляев лично
сбил от 19 до 23 самолетов противника. Коэффициент результативности Пепеляева, рассчитанный по формуле – количество побед на один боевой вылет – составил 0,19. То есть за 5 вылетов он сбивал 1 самолёт противника.
В абсолютном большинстве сбитые Пепеляевым самолеты были «Сэйбры» – лучшие американские
истребители того времени.
Как отмечал он сам, «воздушные бои на реактивных истребителях существенно
отличались от боев Великой Отечественной войны на поршневых самолетах».
Реактивный воздушный бой Пепеляев описывал так: «…Один и тот же бой каждый летчик видит по-своему. И если описать действия каждого <…>, то получится целый отчет, в котором даже специалисту трудно разобраться. Понять <…> можно только отдельные
эпизоды воздушного боя и окончательный результат этого боя».

Разбор полетов в 196-м авиаполку
В некоторых боях, участвовало более сотни МиГ-15. Район воздушного боя при этом расширялся до 10-15 километров и «слагался из отдельных
фрагментов, в которых дрались пары, четверки и эскадрильи полков».
Бои проходили на больших скоростях и с огромными
перегрузками. «При перегрузках [у летчиков], бывало, темнело в глазах, а некоторые <…> даже теряли сознание».
196-й авиаполк под командованием Евгения Пепеляева непосредственно
участвовал в боевых действиях в течение 10 месяцев – с 1 апреля 1951 по 1 февраля 1952 года.
Для летчиков реактивной авиации – это колоссальная нагрузка. Сражения на пределе сил, полеты в
критических режимах и постоянное нервное напряжение изматывали людей.
Летчики летали на обезболивающих уколах и часто выбывали из строя по настоянию врачей. К началу 1952 года из всего личного состава полка
боевой вылет могли совершить только две эскадрильи МиГов по 8 самолетов.
Главный противник советских Миг-15 "бис" в небе Кореи - американский реактивный истребитель F-86 «Сейбр» Всего летчики 196-го истребительного авиаполка за время Корейской операции совершили более 4000 боевых вылетов, в которых
уничтожили (по официальным данным) 108 самолетов противника. Потери полка при этом составили всего десять самолетов.
22 апреля 1952 года, после возвращения в СССР Евгению Пепеляеву было присвоено
звание Героя Советского Союза.
https://pulse.mail.ru/article/geroj-...=pulse_mail_ru