Северный флот: война за Полярным кругом
Советское Заполярье в 1941-45 гг. становится театром активных действий субмарин.
База флота
Северный флот стал самым молодым из флотов СССР и был образован в 1933 г. В составе флота на 1941 г. отсутствовали линейные корабли и крейсеры. Самым крупным кораблем флота являлся лидер «Баку». В ходе войны флот получил пополнение, когда Северным морским путем совершили переход несколько кораблей Тихоокеанского флота. Кроме того, в силу специфики инфраструктуры и географического положения субмарины Северного флота имели очень ограниченное количество мест базирования. Основной же базой подводных лодок стал Полярный (до 1939 г. — Полярное).
Театр военных действий
Театром военных действий советских субмарин стала обширная акватория Баренцева и Норвежского морей. Этим были обусловлены весьма протяженные по сравнению с внутренними морями походы подводных лодок. Другим качественно был и состав ВМФ противника. Если на Черном и Балтийском море противник не использовал для активных действий крупные надводные корабли, то на Севере ситуация была иной. На порты оккупированной Норвегии в различное время базировался целый ряд крупных кораблей германского флота, включая тяжелые крейсеры и крупнейший немецкий линейный корабль «Тирпиц».
Советская база в Полярном
Состав же Северного флота был таков, что активно бороться с крупными кораблями было возможно лишь силами авиации и подводных лодок. Качественно иными были и основные цели. Если Черноморскому и Балтийскому флотам нередко приходилось атаковать отдельные суда противника, то подводникам Северного флота чаще надлежало вести борьбу с хорошо охраняемыми конвоями врага. Правда, гораздо меньшей была угроза со стороны наземных сил противника. Если на Черном и Балтийском морях немецкие войска и их союзники вплотную подходили и овладевали базами советских субмарин, то на Севере им так и не удалось приблизиться к пунктам базирования подводных лодок.
Подводная лодка К-21
К-21 стала одной из самых знаменитых лодок Северного флота в период Великой Отечественной войны. Субмарина была построена в 1937 г. в Ленинграде и относилась к числу наиболее крупных крейсерских советских субмарин. Лодка имела шесть носовых и четыре кормовых 533-мм торпедных аппарата; артиллерийское вооружение включало две 100-мм и две 45-мм пушки.
Подводная лодка К-21
В июле 1942 г. К-21 под командованием Николая Александровича Лунина предприняла попытку атаковать с дальней дистанции «Тирпиц». Вопреки художественному повествованию В. С. Пикуля в «Реквиеме каравану PQ-17», где эта атака описана с предельно короткого расстояния, Лунин, за неимением выбора, рискнул провести атаку с очень невыгодной позиции. Несмотря на неудачную атаку «Тирпица», К-21 имеет на своем счету четыре потопленных корабля и судна противника. На минах К-21 подорвались и затонули охотник за подводными лодками и транспортное судно. Еще два судна были потоплены артиллерией К-21. Всего подводная лодка совершила двенадцать боевых походов. В 1942 г. К-21 была награждена орденом «Красное Знамя». Эта лодка была сохранена и установлена в заполярном Североморске в качестве мемориала.
https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru...Fpulse.mail.ru