Зритель
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 949
Репутация: 2063
|
«Ничего и никогда не бывает потом»:
Неоконченной пьесе для механического пианино - 35 ЛЕТ
Режиссер - Никита Михалков
Сценаристы - Александр Адабашьян, Никита Михалков
Оператор - Павел Лебешев
Композитор - Эдуард Артемьев
Художник - Александр Самулекин
Производство - Мосфильм, 1977
Фильм снят Никитой Михалковым по мотивам произведений А. П. Чехова. В картине рассказывается о сельском учителем Платонове, переживающем внутренний кризис.
В фильме использованы мотивы чеховских рассказов: "Безотцовщина", "В усадьбе", "Учитель словесности", "Три года", "Моя жизнь".
Картина стала одной из лучших в творчестве режиссера.
Идея создания фильма родилась у режиссера во время работы над его предыдущей картиной «Раба любви». Михалков, читая записные книжки Чехова, набрел на словосочетание «механическое пианино», и этот образ предсказуемости, инерции, машинальности того, как складываются судьбы чеховских персонажей, запал кинематографисту в душу.
"Никогда "потом" не наступает!"
Cкрытый текст -
Место действия - дача, в центре событий - никчемность человеческого бытия.
Стоит сразу отметить, что персонажей в картине крайне много, все они говорят много и живо, а порой одновременно, создавая при этом ощущение полнейшей какофонии, из которой сложно что-либо выловить. Но, вылавливая "это", понимаешь, что послушать есть что, так что картина отлично подходит для неоднократного просмотра.
У каждого из персонажей есть свои трагедии, большие и маленькие, но главным героем является школьный учитель Михаил Васильевич и, стало быть, главной тематикой фильма является именно его "большая трагедия", нынче именуемая просто - кризис среднего возраста.
Так вот, одним прекрасным летним днем учитель Мишель Платонов вдруг (ну как вдруг, через семь лет случайно повстречал любовь своей юности гражданку Софью), осознает, что он "оказывается" совершенно никчемный человек, пустой, к своим 35-ти за собой ничего не оставивший и окруженный такими же жалкими людишками, как и он сам. Мне это ,право, смешно. Как-то уж больно строг Михалков к своим героям, слишком вычурно он выставляет их слабости на суд зрителю.
Люди всегда много мечтают и много говорят, и при этом редко много делают. Кто виноват? Наша лень? может происки рока, наши вечные откладывания на "потом"? Так ли это плохо? Я бы ответила, что, скорее, это в природе самого человека.
Мечты и порывы юности из-за твоей слабости "почему-то" не стали реальностью. Правильнее в таком положении не упиваться мыслями о том, что могло бы, а думать о том, как жить с тем, что имеется и как сделать это лучше. И ведь кто-то должен быть простым учителем и учить ребятишек( что я считаю делом благородным и меня отношение гг к своей профессии прям-таки возмутило), кто-то должен трястись в карете с "очень плохими лошадьми", спеша на помощь больному крестьянину, пусть и мечтали эти "кто-то" совершенно о других вещах.
По опросу журнала «Советский экран» в 1977 году Калягина за роль Платонова был признан лучшим актером года.
В 1977 год на МКФ в Картахене Александр Калягин получил специальный приз жюри за роль Платонова.
«Роль Платонова стала «переломной». Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Я испугался. Я понял, что провалил роль. Это был такой удар, что плакать хотелось.»
Мы публикуем фрагмент из книги «Александр Калягин» (2002), в которой актер рассказывает о своей работе в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», роль в этом фильме стала одной из лучших в его карьере.
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым в фильме «Неконченная пьеса для механического пианино»
Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам и вдруг смотрю — на экране другой человек. Это не Калягин, это не я. Я не привык к тому, что я так двигаюсь, нет моих привычных ужимочек, привычных красок. Какой-то другой актер. И ощущение ужаса провала. Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!»
И все дальнейшее определилось Платоновым. Даже Эфрос открыл меня как актера именно в «Механическом пианино». Вот что он писал в своей книге: «Попадались фотографии Калягина в „Механическом пианино“, и лицо его казалось все более и более привлекательным. И я издали проникался к нему все большим доверием. Но это у него произошел какой-то скачок, а не у меня. Ведь у него был когда-то совсем другой облик, другое лицо. Так мне кажется. Он совершенно преобразился за несколько лет. В нем проступило то, что где-то таилось, но было совсем незаметно».
Мы мало сейчас общаемся с Никитой Михалковым, и встречи получаются довольно официальные. Но та наша юность, которая нас сблизила и в чем-то породнила, дала успех, та наша юность помнится пронзительно. Мы встретились в какой-то правильный момент, начинающими, нащупывающими свой путь.
Мы пытались встать на ноги, понять свои возможности и соотнести их со своими амбициями. Михалков — жесткий режиссер, который настаивает, чтобы делали так, как он видит, но при этом он обожает актеров, с которыми работает, а это не каждому дано. Ведь актеру нужно, чтобы его любили.
Актер — существо нервное, самолюбивое, ранимое, даже если делает что-то неверно. Как сказал один философ, актер — это не профессия, это болезнь. Приглашая актера на роль, Никита Михалков в него влюбляется, форменным образом влюбляется. Он понимает твои нервы, чувствует тебя, твои слабые и сильные стороны и самое, может быть, главное — твои потенциальные возможности, то, что заложено, но пока не выражено.
Когда мы репетировали «Свой среди чужих, чужой среди своих», Никита мне показал для Ванюкина улыбку-гримасу. Оттого, что он всем старается угодить — и красным, и белым, и тут он хочет успеть, и там, поэтому он всегда — как натянутая струна, всегда потный от напряжения… Никита показал мне эту улыбку, и все завертелось.
Великий случай, великая смелость Никиты Михалкова, что я играл Платонова. Ведь если бы сорвался, все бы обвинили режиссера: не надо было брать на Платонова характерного артиста! До этого были «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви». И я люблю эти фильмы, люблю свои роли в них. В «Рабе любви» мой персонаж носит мои имя, отчество и фамилию. Никита предложил чудный способ работы: импровизировать прямо тут же, на съемочной площадке, и этим заразил нас досочинять сцены, менять диалоги, придумывать реплики.
Если сравнить первоначальный сценарий и конечный вариант «Рабы любви», станет понятной разница. В сценарии отсутствуют целые сцены, монологи, реплики, которые стали расхожими. Например, на съемочной площадке был сочинен монолог Басилашвили. Да и моя коронная реплика: «Есть хочется. Худеть хочется. Все хочется» была придумана не за столом, а по ходу действия.
На «Рабе любви» практически сложился кинематограф Михалкова, сформировалась команда: Паша Лебешев, Саша Адабашьян, Лена Соловей, Юра Богатырев, Коля Пастухов — талантливые, замечательные люди, которые работали с ним, обожали его. Все это потом перенеслось в «Неоконченную пьесу для механического пианино»… Недаром мысль о постановке Чехова пришла в голову Михалкову и Адабашьяну во время съемок «Рабы любви».
Они не знали, что именно выбрать, но говорили о потребности поставить именно Чехова. В «Рабе любви», мне кажется, ощутимо это чеховское настроение: растворенность персонажей в природе, плавность перетекания настроений, сложная вязь взаимоотношений персонажей, кружево интонаций. «Раба любви» была прологом к «Неоконченной пьесе», и своего Платонова я считаю главной ролью, сыгранной у Михалкова.
В предыдущих фильмах мы как-то «открывали» друг друга, а в этом фильме работали, уже зная друг друга, но еще не надоев, еще не устав, еще удивляя друг друга неожиданностями. Михалков — отличный педагог, а это редкое и драгоценное сочетание — режиссер и педагог в одном человеке.
Предложив мне роль Платонова в «Неоконченной пьесе для механического пианино», он обозначил на моей фотографии контур: вот так надо похудеть для этой роли. И я похудел почти на 20 килограммов, что показывает, как я относился к этой роли. Когда мне прислали сценарий, он меня поразил, прежде всего, как замечательное литературное произведение. Я даже решил, что, если меня не утвердят на роль Платонова, буду читать его в своих программах.
А потом чем больше вчитывался, тем больше «заболевал» ролью. Когда услышал требование «похудеть» — для меня страшное, — сначала закапризничал, уперся. Но Михалков жестко сказал: «Надо, не хочешь — будем пробовать Мягкова». Так что деваться было некуда.
Это «похудение» вовсе не было каким-то трюком вроде переодеваний тетки Чарлея. Худые руки, поджарая фигура изменили пластику: походка, жесты — все стало заостреннее и резче. А вслед за этим стали происходить изменения внутренние. Я даже испугался, когда заметил, что в моем характере появилась не свойственная мне раньше жесткость. Я стал другим, а может, просто проступило что-то ранее незаметное.
У Никиты всегда была заветная мечта, чтобы актеры еще до съемок, во время подготовительного периода, жили вместе, много и долго репетировали. После чего за месяц съемочного периода вся картина снимается, потому что все готовы. На съемках «Неоконченной пьесы» мы все жили в одной гостинице в Пущине, на Оке.
Никита всех заранее предупредил, что мы должны жить там, никаких прилетов и отлетов, параллельных съемок и срочных дел. Мы должны были полностью сосредоточиться на нашем фильме — такой театральный способ существования в условиях съемок.
Мы жили сообща, бок о бок, два месяца подряд, с утра до вечера все вместе. Обычно съемочная группа: прилет-отлет. «Где тут моя страница? Что снимаем? Двадцатую? А девятнадцатую отсняли?» На этих съемках все другое. Всё делаем вместе: чай пьем, читаем, говорим. Это были бесконечные разговоры — вечерами, ночами, когда гуляли. Мы стали друг другу родными: вместе праздновали дни рождения, вместе играли в футбол и дурачились.
Чтобы я казался выше ростом в сцене с генеральшей, которую играла Тоня Шуранова, на съемочной площадке была положена такая дорожка из плиток, по которой мог ходить только Платонов. Адабашьян меня звал Марлоном Брандо, на каждой плитке было подписано: Марлон, Марлон. Ирония, юмор, самоирония — это было, действительно, что-то такое родное, мы в этом купались и ощущали себя не то чтобы командой, но «одной компанией».
Когда я сейчас думаю об этом фильме, самым важным мне кажется «совпадение элементов».
Чтобы произошла ядерная реакция, разнозаряженные частицы должны прийти в какое-то соприкосновение друг с другом. На «Неоконченной пьесе для механического пианино» все сошлось.
Все участники были в нужной форме: физической, эмоциональной, интеллектуальной я не имею в виду, что мы все были близки к идеалу. Но… мы подходили именно для этого материала. Мы знали о Чехове, об этой пьесе и об этой эпохе ровно столько, сколько надо, и не знали ровно столько, сколько нужно. Интуиция сколько работала, столько и не работала.
Была идеальная группа: операторов, художников, сценаристов. Все вдруг сошлось: само место Пущино, компания людей, форма, в которой находятся эти люди. И то, что главным исполнителям — мне, Юре Богатыреву, Тоне Шурановой — было по 30 — 35 лет, то есть наш возраст чисто биологически совпадал с возрастом чеховских героев. Мы проживали тот самый промежуток жизни, о котором писал Чехов.
30 — 35 лет — критический возраст, особенно для мужчины. У тебя уже есть семья, есть ответственность за кого-то, ты уже вкусил первого успеха, ты уже встретил какого-то учителя, научился чему-то, ты уже к этой жизни относишься не потребительски, ты чуть-чуть научился терпению, но еще не определился, не проявился окончательно. Мы понимали своих героев не умозрительно и даже не интуицией, а нутром, чисто биологически.
Полжизни унес мой Платонов. Полжизни… Платонов мой меня обжег. И мимо бесследно для меня не пройдет. Может, оттого, что он тоже тот человек, который боится «быть у воды»? Боится остаться в кордебалете. Помните: «Мне 35 лет, а я ни черта в вашей жизни не сделал!»? Я это мог крикнуть и в двадцать, и в двадцать пять, и в тридцать пять.
Мне всегда было страшно подвести людей, которые в меня верили. Я очень наглядно себя представлял, как это происходит.
Студентами мы бегали смотреть спектакли в Вахтанговский театр, а потом обсуждали увиденное с педагогами: как можно было взять этого актера! Он же бездарно играет! А они нам рассказывали, что, когда его брали, он считался просто «№ 1». А вот в той актрисе, на которую сейчас смотреть тошно, видели чуть ли не будущую Стрепетову… То есть «способности», «талант» не спасали.
Мельтешение будней засасывало и лишало всего: сил, таланта, энергии. Вот этот крик, что «я ни черта не сделал», всегда был во мне. Беременность этим воплем. Не дай Бог, жизнь тебя подомнет, засосет, и наступят чеховские серые будни, которые топят любые надежды, любые стремления. Ужас серых будней, когда просыпаться не хочется, когда мы солнцу радуемся, как будто выиграли билеты в вечность…
Почему мне кажется, что эта картина — особая и отдельная? Дело не в мастерстве (хотя работали мастера), не в удаче, но именно в каком-то биологическом совпадении с материалом. А это самое редкое совпадение. Когда его нет, надо что-то придумывать, чем-то прикрывать: наблюдательностью, обаянием и т. д. А когда оно есть — это счастье.
Никита Михалков на съемках фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Можно сказать по-иному: мы все были в идеальной форме для этого конкретного фильма. Идеальной — не в смысле лучшей, а самой подходящей. В какой-то детской книжке, чтобы получить приз, надо было весить 7 килограммов 500 граммов. Не больше, не меньше. Вот мы все «весили», сколько нужно. Все — 7 килограммов и 500 граммов. Даже Кадочников, легенда советского кино. Он до этого долго не снимался, его практически забыли.
И вдруг Никита его вызвал. Кадочников жил с нами в гостинице, его все любили, вся труппа к нему относилась именно как к легенде советского кино. Наблюдали за ним на съемочной площадке и вне ее. Потрясающим было то, что он практически так же нервничал, как и мы, начинающие. И тоже был в чудесной форме.
Я, признаться, никогда не мог понять расхожих выражений: «Это его роль», «Это не его роль», «Это его роль, но он ее провалил» или «Не его роль, но сыграл замечательно». Белиберда какая-то. Мне кажется, правильнее говорить о «форме» актера. Как говорят о форме спортсмена. Он подошел к соревнованиям на пике формы и оптимально пробежал дистанцию. Или «взял» вес. Актер может или не может сыграть роль в зависимости от формы, в которой он находится: физической, интеллектуальной, эмоциональной. Почему режиссер — это еще и тренер? Он может понять «форму» актера, может помочь ее поддержать или даже привести актера в нужную форму.
Во время съемок «Неоконченной пьесы для механического пианино» мы много играли в футбол на лужайке перед гостиницей. Мы так заводились, что забывали о том, что впереди съемка. Вот грязный мяч летит к тебе, хотя ты понимаешь, что впереди съемки, крупные планы и надо бы поберечь лицо, — все равно бьешь головой. Будь что будет. Не пропускать же гол.
Или когда мы с Никитой играем в разных командах.
Напряженный момент: я нападаю, он защищает, он — нападающий, я — защитник. А Никита — человек жесткий и проигрывать не любит и не умеет. И когда мы сталкиваемся в борьбе за мяч, действительно сталкиваемся, он со всего размаху бьет меня по ногам.
Я корчусь и ему: «Никита, ты что, мне же больно, мне же сниматься завтра.
Ты что, я же ходить не смогу…» — «Ой, я забыл о съемках!»
И через какое-то время все повторяется. Представляете, какой завод! Ведь если бы я вылетел со сломанной ногой на месяц-полтора, все бы сорвалось.. Но был мальчишеский азарт, он тоже входил в роль.
А атмосфера Пущино! Грязь, осень, дождь. И взрывчатая смесь юмора, почти до цинизма, и тут же рядом ощущение и присутствие чего-то высокого, заветного, святого. Счастливое состояние предчувствия: удачи, судьбы, открытия. Чего-то, что случится. Все это относилось не только к картине, но и к жизни тоже. Уверен, что не только я, но все мы, там бывшие, тоскуем по тому времени. По этому недостижимому, прошедшему, невозвратному состоянию, когда внутри звенела какая-то натянутая струна.
Никита Михалков на съемках фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Там, на съемках, я впервые услышал о Маркесе, который стал моим любимым, самым необходимым писателем. Мы закончили репетировать сцену в поместье… Стоим внизу с Адабашьяном, а наверху — Сережа Никоненко с книгой: «Слушайте, потрясающий текст», — и он улыбается, читая что-то из книги Маркеса. Я слушаю, а сам думаю: серьезно он или издевается? Что за бред? Словесные навороты? Что это за писатель?
Он говорит: «Маркес». — «Хороший?» — «По-моему, очень». И вот это «по-моему, очень» и ощущение бреда, наворота… Двадцать лет прошло, а помню, кто как стоял, выражения лиц, все интонации, собственную сумятицу…
Актерская профессия, она — «множительная» профессия, чем больше множишь, тем результат сильнее. Жизнь множишь на роль, то есть на текст, на автора.
Множь на свой опыт, множь дальше на опыт друзей, на опыт того, что ты увидел вчера, что ты поел, как ты себя чувствуешь, что ты читаешь… Чем больше этого множительного, тем сильнее результат. Если ты по-настоящему хочешь перевоплотиться, для этого надо много-много-много множить. И попробовать самые полярные состояния: гнева и радости, усталости и взрыва. Но в то же время надо держать в знаменателе роль, режиссера, свой опыт, и все это войдет в создаваемый тобою образ, неведомыми путями, но войдет.
Мне кажется, что в «Неоконченную пьесу» вошло ощущение какой-то полноты бытия, которое было в нас, снимавших этот фильм. Он и тяжелый, и трагический, и безысходный, но в нем есть полнота и острота чувственного восприятия жизни, этого места, этого поместья, этих деревьев. Мы шалили и хулиганили, но это шло, прежде всего, от ощущения полноты, радости, собственных сил. И интуитивно мы пользовались в этой работе техникой переключения: с веселого, озорного общения с партнерами — на драматическую сцену. Переключение. Это не бездумное в работе. Наоборот — сознательное. Моментально переключиться с одного состояния на другое…
Михалков предложил нам замечательный способ репетиций. Очень часто мы проигрывали ту или иную сцену на татарском языке, на узбекском… Звукоподражание достигало той степени, когда посторонний человек был бы твердо уверен, что слышит чужой язык, на котором мы свободно разговариваем. На деле это была тарабарщина, которая давала возможность снять «зажим» перед текстом, прожить сцену вне и помимо слов, вскрывая ее ритм, ее смысловое ядро… Ну, и помимо всего прочего, это было необыкновенно смешно. А смеялись мы много, часто и охотно.
Мы не упускали буквально ни одного случая, чтобы не «отсмеять» его. Помню, как долго снимали сцену объяснения Платонова и Софьи. Уже была осень, мы стояли у дерева. Мой герой вопрошал: «Зачем вы любите этого пигмея, Софья?! Вы же такая…» И в это время появлялся Богатырев со своим: «Софи, я принес вашу тальму». И Софья ломала руки: «Ах, как пошло!» Черно-белое изображение. Она ломает руки. Надо снимать следующий дубль. И тут кто-то: «Ах, как пошло! Ах, как пошло! Ах, как пошло!» И всё, Леночка Соловей сниматься не может. А потом собирается, продолжаем, но этот момент смеховой остановки каким-то образом входит в сцену, или это я его там угадываю.
Елена Соловей в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Из дневника: «В ночь с 12 на 13 сентября… До часу ночи в номере у Михалкова. Обговариваем сцену молитвы, в 4 часа ночи — грим. В 5.30 поле у деревни Зайцево. Дерево. В 7 утра уезжаем снимать сцену фейерверка — Софья, Войницев, Платонов… В 13 часов — усадьба. Последний день съемок». Через два дня после съемок я улетел в Болгарию со МХАТом. Вошел в свой номер в гостинице, принял ванну и рухнул в постель. И — такого со мной никогда не было — проспал больше суток, как будто провалился. Вот так далась мне эта работа.
А. Калягин (Из книги «Александр Калягин», 2002)
«Мама, отправьте меня в жёлтый дом! Я сумасшедший. Я все еще верю в любовь, честность, дружбу!»
- эта и многие другие цитаты из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» стали узнаваемы и любимы зрителями многих поколений.
Пожалуй, императивами «любви, честности и дружбы», а также экзистенциальными поисками, рефлексией и философичностью - можно охарактеризовать не только этот фильм, но и пронизанную духом особой лиричности русскую классику в целом...
Впрочем, об этом лучше не говорить, а один раз увидеть, снова посмотрев фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» режиссера Никиты Михалкова, премьера которого состоялась 35 лет назад.
В июле 1977 года мосфильмовская газета "Советский фильм" так писала о картине:
(Газета "Советский фильм", 1 июля 1977)
Летом в усадьбе вдовы генерала Анны Войницевой собираются гости. Пасынок Войницевой Серж представляет им свою жену Софью, в которой сосед Михаил Васильевич Платонов узнает свою прежнюю любовь. Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Но Михаил Васильевич оказывается не готов к такому повороту…
Плакат фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино"
Герои драмы осознают никчемность, бесцельность своего существования, непохожесть жизни на ту, о которой мечтали в юности. Конгениальность картины чеховскому произведению придает атмосфера тихого дворянского гнезда и великолепная актерская игра, благодаря чему удалось передать на первый взгляд незамысловатыми средствами извечные проблемы человечества.
"Неоконченная пьеса..." (отрывок)
Единственный, кто видит всех насквозь и страдает от собственной несостоятельности, это Платонов. Подобно Чацкому, он "раздаёт оплеухи" – резко и чуть нелепо, – всем собравшимся.
Он задыхается среди лжи, лени, бессмысленных рассуждений и бездарного времяпрепровождения. И осознаёт, что является частью этого. Старается дистанциироваться от остальных, оправдаться, что “не стал чем-то бóльшим”, обвиняя окружающих:
“Мне 35 лет! А я ничего в вашей проклятой жизни не сделал!… Лермонтов восемь лет как лежал в могиле! Наполеон был генералом! Я ничтожество по вашей милости!”
Но Платонов неглуп и честен с собой, ему достает проницательности понять, что на самом деле он вовсе не жертва обстоятельств. Во всем виновен он сам. Но в чем его вина? В том, что всё сложилось, как сложилось? В пассивном следовании "по течению"? В том, что не стал великим?
Ведь разве в этом счастье? Его можно обрести в очень простом и обыденном.
Сильнейшая сцена молитвы Платонова в поле:
“Господи, Господи... Вот счастье: ехать в поезде, пить чай и говорить со случайным попутчиком о хорошем. Оставлять позади всю эту череду пустых лет и поступков..."
Но это настроение минуты. Едва ли мятущаяся душа Платонова была бы счастлива. Он чует невозможность счастья и той новой жизни, о которой мечтается... "Всех перебудил! Всем мешаю!" В порыве отчаяния он несется к обрыву, прыгает... И оказывается по колено в воде. Трагедия превратилась в фарс.
Но настроение тут же меняется. К Платонову бежит жена. Несколько минут назад он кричал ей: “И ты здесь, хранительница очага, в котором давно ничего не тлеет! Как я ненавижу тебя с твоими борщами и канарейками! Тебе, как и мне, просто деваться некуда!”
А она мчится за ним, чтобы удержать, спасти:
“Мишенька, Мишенька! Слава Богу, ты жив. Значит, и я жива. Я так люблю тебя. Я всё могу стерпеть, всё могу вынести, если ты со мной. Потому что я знаю, что никто не сможет любить тебя так, как я…”
И тут же слова Софьи из “Дяди Вани”:
“Мы отдохнем. Мы увидим жизнь новую, светлую. Мы встретим хороших людей, которые поймут и простят нас. Мы будем жить долго и счастливо. Только надо любить, Мишенька. Надо любить”.
В фильме соблюдены чеховские традиции: серьезное оборачивается смешным, возвышенное - пошлым. Неудавшаяся попытка самоубийства главного героя венчает действие, оставляя иллюзию временного примирения с жизнью. Чтобы выбраться из омута, в который сами себя загнали, персонажи должны или много работать, или искренне верить.
И то, и другое означает изменение сознания, образа жизни, определенные самоограничения. А это трудно и хлопотно, и чем дальше, тем невозможней. Остается одно - продолжать жить механической жизнью в назидание зрителю, способному еще испытывать ужас от сходства героев "Неоконченной пьесы" с самим собой...
Цитаты- Дворяне… Хуже пейзан, никакой гигиены — такой стул утопили.
- Лахудры, свистать-то не разучились ещё?
- — Опять от тебя, подлец, моими духами пахнет?
— Кто подлец, так это Митька ваш — он их пьёт и мне предлагает. - Мама, отправьте меня в жёлтый дом! Я сумасшедший. Я все еще верю в любовь, честность, дружбу!
- Размножаемся, господа, размножаемся.
- Ага, мистификасьон! Я же говорил, что чумазый играть не может.
- Господи, как я счастлив! Вольтер, ты и маман, больше мне ничего не нужно! Впрочем, ещё Глинка.
- Поглядите, православные - ящерицы зеленые, дуры!
- A propos кто дурак - так это господин доктор-с. Они господину Петрину газету подожгли-с!
- А вот в Сызрани девицей Терещук поймана ворона с голубыми глазами.
- — Господи! Где они, представители нашей аристократии?! Пушкины где? Лермонтовы? Гончаровы?
- — Гончаров был купец. — Исключение, милый мой, подтверждает правило! Вот так-то, молодой человек! Да и о гениальности вашего Гончарова сильно поспорить можно.
Сколько раз смотрю фильм - этот монолог в финале переворачивает душу, трогает до слёз. Столько искренности, любви и простоты.
Потрясающая работа оператора Павла Лебешева. И незабываемое музыкальное сопровождение.
Enrico Caruso - Una Furtiva Lagrima (1904)
Cкрытый текст -
«Una furtiva lagrima» (с итал. — «Потаённая слеза», «Одна слезинка украдкой»), Романс Неморино — ария из оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток» (1832),
Акт II, Сцена 2.
Одна из наиболее знаменитых итальянских арий тенорового репертуара.
Una furtiva lagrima
Negli occhi suoi spunto:
Quelle festose giovani
Invidiar sembro.
Che piu cercando io vo?
Che piu cercando io vo?
M'ama! Sì, m'ama, lo vedo, lo vedo.
Un solo instante i palpiti
Del suo bel cor sentir!
I miei sospir, confondere
Per poco a' suoi sospir!
I palpiti, i palpiti sentir,
Confondere i miei coi suoi sospir
Cielo, si puo morir!
Di piu non chiedo, non chiedo.
Ah! Cielo, si puo, si puo morir,
Di piu non chiedo, non chiedo.
Si puo morir, si puo morir d'amor.
Слёзы любимой украдкою
На очи скатились её;
Этим девицам, кажется,
Завидно стало ей.
Что же мне дальше искать?
Что же мне дальше искать?
Любит! Она меня любит, я знаю.
На миг лишь только почувствовать,
Как бьется сердце её!
Слить мои воздыхания
С её воздыханьем на миг!
Чтоб вздохи наши смог соединить,
Биенье её сердца ощутить...
Небо, я рад и умереть,
О большем не прошу я, не надо.
Ах! Небо, я согласен умереть,
Мне большего не надо, не надо.
Лишь умереть, лишь умереть в любви
Ah! Cielo, si puo, si puo morir,
Di piu non chiedo, non chiedo.
Si puo morir, si puo morir d'amor.
mosfilm.ru, tfilm.club, pipopolam.narod.ru, wikiquote.org,Официальный сайт Александра Калягина,
|