После триумфального для Ишиоки Дракулы последовали приглашения поработать в фильмах -
"Клетка" и "Запределье" Тарсема Сингха.
Она также разработала костюмы в Цирк дю Солей для спектакля Варекай. Помимо известных фильмов мы могли увидеть ее шедевры и на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (2002 год), где она работала над дизайном коллекции одежды для официальных церемоний.
Наверное, успех клипа
Бьорк «Cocoon» во многом обязан Eiko Ishioka, так как та являлась художественным руководителем проекта музыкального клипа.
Дизайнерские достижения Eiko Ishioka невероятны!
Ее удивительные вымышленные миры поражают воображение, удивляют, вызывают у меня восхищение этим необузданным полетом творческой мысли и невероятно креативной фантазии. Как такое можно придумать? И тем более странным кажется осознание того факта, что многие люди, как и я до недавних пор, и не подозревают о ее существовании.
Она является автором костюмов для шоу "Varekai" Цирка дю Солей (2002)
Впрочем, это легко объяснить, так как деятельность Eiko Ishioka, помимо непосредственного моделирования одежды, сочетает в себе несколько профессий. Она и графический дизайнер, и художник по костюмам, и художник-постановщик, и даже дизайнер музейных выставок. Как правило, люди подобных профессий неизвестны широкому кругу общественности, особенно если дело касается кино. Это, по крайне мере, понятно – многие ли из нас читают титры к фильму?
Ведь именно киноискусство стало основой для воплощения неожиданных и порой даже шокирующих творческих идей. Кажется, что Eiko Ishioka сумела добиться невозможного: она оказалась способной соединить две культуры, находящиеся на противоположных полюсах – восточную и западную. Кроме того, творчество японского дизайнера позволило появиться на свет уникальному сочетанию традиций классицизма и авангарда.
Одежда, созданная ею, буквально завораживает своей экспрессивностью, создается впечатление, что каждый костюм - неотъемлемая часть героя фильма, подчеркивающая его индивидуальность и характер. В творчестве Eiko Ishioka одновременно присутствуют и мягкая одухотворенность, и своеобразная брутальность. Каждый штрих в одежде, созданной этой талантливой женщиной, помогает актеру раскрыть самые потайные уголки своей души, в результате его актерская игра становится более экспрессивной, а сам фильм невероятно зрелищным.
Творчество Eiko Ishioka притягивает к себе как магнит, и сила этого притяжения увеличивается по мере более тщательного его изучения. Ведь невероятно сложно передать при помощи дизайна одежды борьбу добра и зла, страсти и нежности, любви и ненависти, а Eiko Ishioka сумела этого достичь. Поэтому можно быть уверенным, что ее дизайнерские шедевры останутся тем удивительным наследием, которое будут изучать многие поколения дизайнеров. Ведь у Eiko Ishioka есть чему поучиться!
Цвет и отделка костюмов являются символами, некими иероглифами, которые нужно суметь разгадать. Это как в японском кимоно – рисунок, фактура и цвет ткани несут важную информацию о его владельце: возраст, семейное положение, материальный достаток, статус, принадлежность к клану.
Вот и в фильме, если рассматривать костюмы вдумчиво, то можно увидеть подтекст, заложенный в них. Первое революционное новшество в этом фильме - это сам образ Князя Тьмы. До этого его уже 50 лет изображали забриолиненным мужчиной демонической внешности, во фраке и плаще.
Но в новом фильме не стали эксплуатировать привычный образ, а создали свой:
У себя в замке Дракула выглядит как андроген, он давно уже не является человеком, поэтому лишен черт, присущих живым людям. Соответственно, и одежда не должна была указывать на его пол. Эйко придумала роскошный халат из алого шелка, шлейф которого струился по серым холодным камням, словно потоки крови.
В своих интервью Эйко Ишиока говорила, что идею этого халата – плаща ей подсказали образы актеров театра кабуки.
Еще одна деталь этого одеяния отсылает нас в Японию - вышивка на полочках, похожая на фамильные гербы, которые украшали одежду, а также доспехи, самураев и знати.
В гербе Дракулы переплелись в единое целое: дракон, волк, змеи, птицы и огонь. Именно эти символы ассоциируются с вампирами и оборотнями.
Прическа Дракулы - также синтез японской и европейской культур.
У Дракулы неслучайно часто присутствует красный цвет в костюмах - это тоже символ, означающий ярость, кровь, смерть. Даже в бытность его князем Владом Дракулой-Цепешем, он носил такие жутковатые алые доспехи, которые напоминают группы мышц при снятой коже
Это заимствование из дизайна доспехов самурая.
А вот в Англию Дракула приезжает одетый вполне по моде конца XIX века, настоящим денди.
Длинные волосы персонажа отсылают нас к первоначальному облику князя Влада (ведь он хочет, чтобы Мина увидела его таким, каким он был при жизни Элизабет). Здесь за основу образа взят автопортрет Дюрера. В замке висит портрет Дракулы, где вместо лица Дюрера вписано лицо Гэри Олдмана, исполнителя главной роли.
видите портрет, висящий за спиной Дракулы?
вот он ближе, с лицом Г. Олдмана / портрет Дюрера
В конце фильма Дракула предстает перед нами в роскошном золотом одеянии.
Здесь, в рисунке ткани, прямое цитирование картин Г. Климта "Поцелуй" и "Портрет Адели Блох-Бауер". Творчеству Климта была свойственна тема Чувственности, Жизни и Смерти...
Золотая дробность этих полотен навеяла художнице мысли о роскоши византийских мозаик. Сам наряд Дракулы похож на церковное облачение, соответственно, цикл завершен: он проклял Бога в церкви, и в конце, обрел покой именно в божьем храме, в золотых одеждах.
Теперь о женских образах.
Мина.
Основная гамма костюмов Мины - зеленая.
Во-первых, это цвет юности, невинности, стоицизма.
Во-вторых, Мина является реинкарнацией Элизабет, а у той платье было насыщенного зеленого цвета.
Дизайн платьев и костюмов подчеркивает скромность и целомудрие героини: высокий воротник, закрытые руки. Но шляпка выдает решительный, дерзкий характер.
эскиз костюма
Часто повторяющийся орнамент на платьях Мины - это листья лавра. Такие же листья были и на платье Элизабет.
Одно платье выбивается из этого нефритового ряда, словно огонь посреди спокойного летнего пейзажа.
Оно появляется в сцене обеда с Дракулой. Цвет платья - это кровавый отблеск, падающий от князя на Мину, и предрекающий ей печальную участь вампира.
И обратите внимание, что Мина "взяла" гамму Дракулы, а он "позаимствовал" ее орнамент из лавра. Они - две половины одного целого...
В сцене, когда Мина приезжает в Трансильванию, снова появляется зеленый цвет в ее костюме, но фасон сознательно старомодный, такие платья любили изображать на своих картинах прерафаэлиты.
Нам снова указывают на то, что Мина, в сущности, Элизабет.
В драпировках платьев Мины много японского: то ли оригами, то ли фрагменты коллекции Исея Миаки.
Люси.
Люси - полная противоположность Мины. Похотливая, легкомысленная, взбаломошная. Соответствено, ее платья сшиты из легких, даже полупрозрачных тканей, имеют глубокое декольте, руки чаще всего обнажены.
В ее образе есть что-то от жены и любимой модели Д. Г. Россетти Элизабет Сиддал, чьи портреты всегда несут в себе печать ранней смерти.
На фото справа мы видим, как сквозь платье просвечивает конструкция турнюра.
На самом деле, под верхним платьем носили ворох всякой одежды: корсет, комисоль, панталоны, несколько подъюбников, чулки, турнюр.
За живость своего характера Люси и расплатилась
Сначала предполагалось, что в этом платье Мина выйдет замуж. По немодному силуэту нам дают понять, что если Люси и станет невестой, то только князя Тьмы. Наряд легкий, ажурный, дробный, словно персонаж вот-вот распадется на миллион снежинок и льдинок...
"Клетка", 2000.
"Запределье", 2006.
Мюзикл "Человек-паук: Погасить тьму", 2011.
"Mirror, Mirror", 2012.
Эйко Ишиока блестяще справилась с поставленной режиссером задачей. Её костюмы настолько хороши, что многие известные дизайнеры одежды попали под их обаяние - на подиумах замелькали сюртуки, турнюры и цилиндры.