Показать сообщение отдельно
Старый 11.03.2016, 20:21   #437
Manticore
ВИП
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Регистрация: 06.03.2008
Адрес: Жемчужина у моря
Сообщения: 2,800
Репутация: 2561
Любимое кино - Ворошиловский стрелок

Повесть «Женщина по средам» известного автора детективов Виктора Пронина была опубликована в 1993 году. Несколько лет спустя книга попалась на глаза Станиславу Говорухину, который в это время после почти десятилетнего перерыва вновь решил снять игровой фильм (предыдущая художественная лента Говорухина-режиссера, «Брызги шампанского», была создана в 1988 году). История, написанная Прониным, и ее главный герой произвели на режиссера сильное впечатление, и он решил экранизировать повесть.

На роль Ивана Федоровича Говорухин с самого начала, без кинопроб утвердил Михаила Ульянова.
Рассказывает Станислав Сергеевич:
– Потом Георгий Жжёнов донимал: "Ах, моя роль, моя роль! Ну почему же ты меня не пригласил?" Всё время переживал, что это его роль, а он не снимался. И я сейчас вот думаю, что Жжёнов, наверное, был бы хорош. Но лучше Ульянова никто бы это не сделал, потому что держится всё на этом старике.

Работа над фильмом проходила в очень напряженном темпе: Станислав Говорухин в то время возглавлял Комитет по культуре Госдумы, депутатская работа занимала почти все время, не оставляя ничего творчеству, и поэтому необходимо было уложиться в два летних месяца его каникул. «Ворошиловский стрелок» вызвал широкий общественный резонанс, фильм и его создатели сразу же приобрели как противников, утверждавших, что Говорухин «призывает Россию к топору», так и горячих сторонников, увидевших в экранной истории правдивое отражение реального положения дел в стране, переживающей «лихие 90-е». Первые усмотрели в картине оправдание суда Линча, для вторых пенсионер-ветеран, взявший в руки оружие, чтобы наказать уверенных в собственной безнаказанности подлецов, стал воплощением мечты о народном мстителе.

Сценарий "Ворошиловского стрелка" Михаилу Александровичу сразу понравился. Мало того, трагедию старика Афонина Ульянов воспринял как свою личную. В это время у актёра подрастала внучка Лиза – как раз ровесница героини фильма, поэтому он мог представить переживания фронтовика-мстителя. А однажды даже расплакался…
В фильме внучкой героя Ульянова, Катей, стала 17-летняя Анна Синякина, которую режиссёр заметил ещё в фильме Карена Шахназарова "День полнолуния". Впрочем, была на эту роль и другая претендентка, которая была весьма убедительна на пробах, – юная певица Юлия Началова. Несколько недель Говорухин не мог определиться, кого же ему, в конце концов, снимать. Тогда и предложил Михаилу Ульянову самому выбрать партнёршу. Тот, поколебавшись, всё же выбрал Аню.

Из интервью с Анной Синякиной
Анна Синякина: «Во время съемок „Ворошиловского стрелка“ мне казалось, что Ульянов — действительно мой дедушка»

— Мне немножко грустно вспоминать о фильме «Ворошиловский стрелок», потому что Ульянова уже нет с нами, — вздохнув, начала моя собеседница и поведала об их первой встрече. — Мы познакомились с Михал Санычем, как все его называли, на пробах. Они были очень долгие, режиссер Станислав Говорухин все никак не мог сделать свой выбор. Тогда-то он и позвал на помощь Ульянова и последнее слово оставил за ним. Помню, когда я зашла, Ульянов сидел, разместившись в креслице. Такой хороший, что сразу захотелось к нему подойти, рядышком сесть. Мы начали работать. Для проб взяли сцену, когда внучка после того, как ее изнасиловали, приходит домой и ее встречает дедушка. Меня просили плакать на пробах. Делали несколько дублей. Первый раз я заплакала, а второй и третий — не смогла. Все — ступор, режиссер ругается: «Ты ничего не мо-о-ожешь!» И вдруг Ульянов говорит: «Вы знаете, а я тоже никогда сам не плачу».

— Я сначала испугалась из-за того, что на меня все накинулись, но после признания Михал Саныча напряженная обстановка разрядилась. «Если я буду плакать в фильме, то мне каждый раз нашатырь надо будет наливать», — сказал Ульянов. И как-то всем неловко стало обвинять меня, начинающую артистку, в том, что не могу плакать, если сам Ульянов... И в дальнейшем, когда Михал Саныч был на площадке, мне было гораздо спокойнее, я чувствовала себя защищенной. Было на кого посмотреть и спросить: «Так? Я правильно делаю?» Иногда действительно казалось, что он мой дедушка.

«Мы с Ульяновым приходили в гостиничные апартаменты Говорухина, и я варила пельмени»

— С Говорухиным легко работалось? Он строгий режиссер?
— Я не ощущала никакого давления. Наверное, от меня и не ждали чего-то особого, но всегда внимательно слушали все предложения с моей стороны, а выслушав, почти всегда находили повод пошутить. Было здорово работать на этой картине. Мы вместе с Михал Санычем собирались у Станислава Сергеевича в гостиничном номере. У него были огромные апартаменты с кухней, и мы вечерами приходили поговорить о следующей сцене, варили пельмени и ели их.
— Кто куховарил?
— Пельмени заставляли варить меня. Я не особый кулинар. Мы, кстати, сцену с пельменями и в фильм вставили. Я варю их для деда. Ленту «Ворошиловский стрелок» снимали в Калуге. Два месяца жили там в гостинице «Приокская». В выходные дни выезжали загорать, купаться и жарить шашлыки. От съемок остались самые лучшие воспоминания.

«Обнаженные части тела в фильме не мои. Я изначально попросила дублершу»
— А перед съемками сцены изнасилования был страх?
— Тогда переживали все. Думали, как это все передать деликатно, не сделать пошло, противно. Долго искали. Один из насильников моей героини актер Илья Древнов больше всех нервничал по поводу этой сцены. А наш оператор Геннадий Энгстрем, большой шутник, запугивал его: «Тут мы поставим кресло и снимем тебя со спины всего голого». И Илья велся: «Нет. Это невозможно». Решение сцены нашлось само собой. На момент съемок я была несовершеннолетняя и раздеваться отказалась категорически. Обнаженные части тела в фильме не мои.

— У вас была дублерша?
— Да, я изначально попросила дублера. И тут даже дело не в том, что мне нельзя было обнажаться. Получив согласие родителей, я могла бы раздеться, но очень стеснялась. Мы долго думали, как заменить меня дублершей. Я лежала на кровати и вдруг так схватила покрывало и закинула на себя, что меня не стало видно. Решение было найдено. Другую девушку спрятали под покрывалом.

— Перед съемками, чтобы лучше вжиться в роль, не встречались с женщинами, которые были изнасилованы?
— Я действительно пыталась добыть информацию о подобных случаях. Расспрашивала более взрослых женщин. Потому что любая женщина иногда попадает в неприятные ситуации. Я училась в училище имени Гнесиных. После занятий возвращалась домой поздно, одна. Иногда, чтобы избежать неприятностей, приходилось быстро бегать. Так что собственный опыт тоже пригодился.

Роли трёх подонков, совершивших насилие над Катей, достались начинающим актёрам Илье Древнову, Марату Башарову и Алексею Макарову. Из всей троицы опыт киносъёмок был только у Башарова, блеснувшего в "Сибирском цирюльнике". Понятно, что молодые артисты были счастливы сниматься у самого Говорухина, однако трудностей избежать не удалось. Особенно тяжело шли съёмки пресловутой сцены насилия. Все трое жутко смущались и постоянно то текст забывали, то не понимали, что им нужно делать. Однако неопытность не помешала им в перерывах между дублями критиковать режиссёра. Однажды, пока Говорухин был во дворе у съёмочной аппаратуры, а актёры одни в квартире, произошло следующее. "Обсуждали: тоже мне Говорухин, три часа свет поставить не могут, – вспоминает Илья Древнов. – И вдруг открывается дверь и заглядывает, по-моему, ассистент Таня Талькова и нам крутит у виска, и показывает жестом вниз… Думали, что сейчас будет разнос наш. Но Говорухин терпеливо всё это слушал, слушал, только через паузу тихо сказал: "Наглецы".

"Впрочем, эти "наглецы" всё-таки отработали своё и даже отказались от дублёров в трюковых сценах, – говорит шеф-редактор программы "Тайны нашего кино" Юлия Микитенко. – Например, Марат Башаров сам снялся в эпизоде с разлетающейся в осколки бутылкой. К счастью, сняли с одного дубля и актёр не пострадал".

Алексей Макаров тоже решил погеройствовать и сам "горел" в эпизоде с пылающей иномаркой. Рассказывает Алексей:

– Там есть буквально двухсекундный кадр, где я в кустиках лежу, колочу руками по земле, и у меня горит попа. Это всё было в кадре. Этот трюк я исполнил сам, и сказать, что для меня это было фантастикой – это мало. Это было из разряда какого-то космоса.Впрочем, фильм принёс Макарову немало огорчений и были моменты, когда он жалел, что снялся в нём. "Иду я однажды по Мосфильмовской улице, навстречу мне женщина. А у неё в коляске сидит девочка. И эта женщина смотрит на меня, смотрит, а потом разворачивается и делает так (плюёт)... У нас зритель впечатлительный, верит, что в кино всё по правде". Впрочем, амплуа негодяя за Алексеем не закрепилось надолго, вскоре последовали другие работы, где он сыграл положительных героев.

В 1999 году лента «Ворошиловский стрелок» была удостоена Гран-при «Золото «Лістапада» на Международном кинофестивале «Лiстапад» в Минске, отмечена призом Президентского совета фестиваля (Станислав Говорухин), призом за лучшую мужскую роль (Михаил Ульянов) и Специальным упоминанием жюри за актерскую работу (Сергей Гармаш) на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи. В 2000 году на Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине картина стала обладателем Специального приза жюри, приза за актерскую работу (Сергей Гармаш) и приза за лучший женский дебют (Анна Синякина). За исполнение роли Ивана Федоровича Афонина Михаил Ульянов был награжден премией «Ника» («Лучшая мужская роль»), премией «Золотой Овен» за лучшую мужскую роль и призом «Самый мужественный образ» на МКФ «Восток – Запад» в Баку.

По материалам okrug.tv, ochevidets.ru, tvc.ru, fakty.ua
  Ответить с цитированием