Зритель
 
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 1,007
Репутация:  2205 
|
Вот и закончился десятидневный кино – марафон. Опустела «красная дорожка» без голливудских звезд. Никто даже и не предпологал, что победителем 64 Берлинского международного кинофестиваля станет Азия, обогнав любимца публики и критиков Ричарда Линклейтера с фильмом «Отрочество».
(фото: групповое фото победителей фестиваля)
Zhùhè! ( так звучит «Поздравляем!» на северокитайском диалeкте мандарин). Китайский режиссер Дяо Йинан поднялся на сцену дворца Берлинале, почесал растерянно голову, побарабанил пальцами по пульту, растегнул пиджак, прежде чем сказал: "В это действительно очень тяжело поверить. Берлин, я люблю тебя!"
(фото: Diao Yinan)
Его криминальный детектив „Черный уголь, тонкий лед“ собрал сразу сразу две награды. Актер Лиао Фан получил "Серебряного медведя" за лучшего исполнителя. Актер сказал: "Прежде чем я покинул Пекин, я пообещал своей матери: Если я не получаю эту награду, я не вернусь назад. Спасибо, Берлин!"
(фото: Liao Fan, Diao Yinan)
Лучшая актриса вышла на сцену в кимоно. Хару Куроки получила "Серебряного медведя" за ее чувствительную игру в драме „Маленький дом“. Она была очень растрогана: "Я вообще даже не расчитывала, что смогу стоять, здесь, впереди. Тогда бы я больше учила немецкий язык. То, что я здесь могу стоять, заслуга, режиссера Ёдзи Ямада, что он снял чудесный фильм. Я заберу это счастье с собой в Японию!"
(фото:Haru Kuroki)
В этом году в программах смотра широко представлены кинематографии стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В общей сложности в различных секциях Берлинале показано около 40 азиатских фильмов. В конкурсную программу вошла одна лента, снятая в Японии, - «Маленький дом» / «The Little House» (режиссер Ёдзи Ямада), и сразу три ленты производства Китая: «Черный уголь, тонкий лед» / «Black coal, thin ice» (режиссер Йинан Дяо), «Массаж вслепую» / «Blind massage» (режиссер Лоу Е) и «Ничья земля» / «No Man's Land» (режиссер Нин Хао). Еще три ленты попали в другие секции смотра (Generation 14plus, Forum и Panorama).
«Золотой медведь» за лучший фильм "Черный уголь, тонкий лед" (Bai Ri Yan Huo), Китай, режиссер Йинан Дяо.
«Серебряный медведь» - лучший актер Ляо Фань, «Черный уголь, тонкий лед»
Действие детектива китайского режиссера Йинана Дяо "Черный уголь, тонкий лед" (Bai Ri Yan Huo) начинается в 1999 году. В маленьком городке на севере Китая находят изуродованное тело. Попытка задержать предполагаемого убийцу заканчивается еще одной трагедией: двое полицейских убиты, еще один тяжело ранен. Пять лет спустя выживший в бойне теперь уже экс-полицейский работает охранником на фабрике. Новое загадочное убийство заставляет его вернуться к службе и вместе с бывшими коллегами заняться расследованием. Улики приводят его к молодой сотруднице одной из химчисток, с которой были связаны все жертвы.
Он начинает следить за женщиной и незаметно для себя влюбляется в нее. Но впереди героя ждет ужасное открытие, которое поставит его жизнь под угрозу и заставит осознать, что понятия "вина" и "невиновность" не всегда можно отделить друг от друга. Для Йинана Дяо это третий игровой фильм, который он снял в традициях классического нуара.
Главная особенность современного китайского кино - смещение фокуса с крупных индустриальных городов, на пригороды и небольшие поселения, где люди вынуждены влачить жалкое существование. Таким образом, в картинах обостряются проблемы «маленьких» людей, и тематически становится очень важен вопрос выживания в непростых экономических и социальных условиях. Экономика КНР, хотя и замедлила ход в прошлом и особенно в этом году, все равно развивается намного быстрее всех остальных крупных экономик планеты. За последние 12 лет кинопрокатный рынок этой страны стал вторым по прибыльности после рынка Северной Америки.
В 2013 году из 25 миллиардов мировых кассовых сборов 3,6 миллиарда пришлись на кинопрокат Китая, что на 28% превысило показатель 2012 года (при этом прирост количества экранов составил 5077), в то время как Европа переживает падение сборов по сравнению с предыдущим годом. Так, в Испании бокс-офис снизился на 15%, во Франции – на 5,3%, в Германии – на 3%, в Великобритании – на 1%, причем во всех указанных европейских странах лидерами проката в 2013 году стали картины не отечественного производства, а голливудские блокбастеры. В Китае же хедлайнером с результатом 205,9 млн. долларов стало приключенческое фэнтези «Путешествие на Запад», а «Железный человек 3», занявший вторую позицию, заработал почти вдвое меньше – 124 млн. долларов.
Более того, нельзя оставить без внимания и еще одну тенденцию – не только Голливуд приходит в Китай, но и Китай делает все возможное, чтобы «прорубить окно» в Голливуд. Например, один из богатейших людей Китая Робин Ли Янхонг, также известный как Робин Ли, основал производственную компанию Aquaman Entertainment, которая базируется в Лос-Анджелесе, будет снимать крупнобюджетные ленты в формате 3D и анимационные фильмы, рассчитанные на семейную аудиторию. Соперничать с Китаем на Берлинале в этом году могло лишь немецкое кино, что видно на примере официальной программы, в которой 12 лент сняты при участии Германии - из них 10 картин – копродукция.
Вторая по значению награда Берлинале – «Гран-При» - ушла к Уэсу Андерсону за картину «Отель «Гранд Будапешт».
Для фильма, действие которого происходит в вымышленной республике Зубровке, здание декорировали, добившись полного сходства с чешскими или венгерскими СПА.
Фильм доверху набит звездами первого ряда, но главный его герой - конечно, сам этот отель "Гранд Будапешт": совершенно невероятное здание, вобравшее в себя сразу все стили XIX и XX веков, этакий гибрид будапештских СПА и немецкой готики, восточной гаремной роскоши и западной коммерческой рациональности.
Превосходная историческая кулиса старого города – готика, барокко, роккоко. Такое здание - само по себе источник вдохновения для режиссера, и всякий зритель его нового фильма это сразу почувствует. Гёрлиц до войны был одним городом, а вот после войны его разделили на польский Згоржелец и немецкий Гёрлиц. В средние века здесь сходились торговые пути из Богемии и Силезии, Бранденбурга и Саксонии. Отсюда польские купцы везли в далекую Московию товары, которые дальше растекались по бескрайним просторам Востока. От тех времен, когда Гёрлиц был торговым центром остались дорогие особняки, роскошные и величавые культовые здания, памятники и усыпальницы, фонтаны с питьевой водой и уютные дворики среди узких каменистых улочек.
Многие и сейчас называют Гёрлиц самым красивым немецким городом. Почти все достопримечательности Гёрлица сосредоточенны в немецкой его части. Более 3000 исторических зданий различных эпох и стилей находятся здесь.
Сначала проходим через красивую площадь со старинным зданием почты, в центре фонтан. На углу площади церковь Фрауенкирхе. Всего в Герлице 15 церквей. А вот и знаменитые три башни: Dicken Turm - Толстая ее еще называют Фрауентурм (Frauenturm). Высокая – 45 метров и действительно толстая белая башня напоминает о временах гуситских войн, на стене ее герб с надписью: "INVIA VIRTUTI NULLA EST VIA" – для смелости нет непреодолимых дорог.
Этот домик- бывший универмаг, во времена ГДР основательно изменен казенным стилем, но устоявший, с башенками и мезонинами художники фильма отыскали в городке Гёрлице, что в Саксонии. Сами жители называют себя в шутку Гёрливуд. Благодаря сьемкам фильма – универмаг получил нового владельца и шанс на реставрацию, хотя и не ввиде универмага.
Лучшая актриса - Хару Куроки, «Маленький дом»
Йодзи Ямада - признанный мастер самурайских саг, в этом фильме он пронзительно и с любовью рассказал историю жизни служанки в японском семействе в начале Второй мировой войны. Молодая девушка Такеси после смерти своей тети Таки Нуномии среди личных вещей находит описание ее жизни. Тетя не была замужем и не имела детей. Всю жизнь работала в семье Хирай домработницей и няней в их небольшом токийском домике с остроконечной красной крышей. Глава семьи Масаки работал на игрушечной фабрике начальником отдела и мечтал о расширении компании. Тем временем его жена Токико встречается с его молодым коллегой по работе, выпускником художественной школы Шои, в которого влюбляется. Все это время Таки остается верна семье Хирай и преданно заботится о ней. Но когда она узнает о тайном романе своей госпожи, ей приходится принять душераздирающее решение.
Приз имени Альфреда Бауэра за новые перспективы в кино:
"Любить, пить и петь" (Aimer, boire et chanter), Ален Рене (Франция).
Патриарх французского кинематографа, 91-летний Ален Рене представит на фестивале фильм "Любить, пить и петь". В международном прокате лента называется "Жизнь Райли". Поверить в это, впрочем, решительно невозможно.
(foto:André Dussollier, Jean-Louis Livi)
Его фильмы по наглости и радикальности как формы, так и сюжета дали бы фору работам многих куда более молодых коллег. С другой стороны, с возрастом Рене, который всегда казался немного мудрее других режиссеров французской «новой волны», в понимании мира и жизни достиг совсем заоблачных высот. Фильм рассказывает о последних месяцах смертельно больного мужчины. Героини фильма, актрисы любительской театральной труппы, во время репетиции узнают, что их друг Георг смертельно болен, и ему осталось меньше месяца. Но общее горе не объединяет женщин, напротив, между ними разгорается спор за то, чтобы проводить Георга в последний путь. Подобно многим пожилым мэтрам, Рене в «Любить, пить и петь» высказывается на тему смерти и ее ожидания — получается при этом издевательская (в отношении смерти) комедия с похабными разговорами о сексе и шутками на грани.
( фото: слева Hippolyte Girardot, Sandrine Kiberlain, Caroline Silhol, Sabine Azema und Andre Dussollier)
Лучший сценарий "Крестный путь" (Kreuzweg), Дитрих Брюггеманн (Германия)
Название следующего фильма-участника Берлинале "Kreuzweg" можно перевести с немецкого как "перепутье" или "перекресток" - понятия, подразумевающие сложность выбора и принятия решений. Другое значение этого слова, более подходящее содержанию фильма - "Крестный путь" - так традиционно называют дорогу Христа на Голгофу и богослужение, напоминающее верующим о Страстях Христовых. Главная героиня 14-летняя Мария живет между двух миров. В школе она обычная девочка с типичными для тинейджера интересами, а дома - истовая сторонница традиционной католической веры, которой придерживается ее семья. Ее суровая мать железной рукой ведет дочь по пути веры, а молчаливый отец предпочитает оставаться безучастным. Все, что Мария думает и делает - ее экзамен перед Господом, держать который все сложнее. Девушка живет в постоянном страхе совершить какую-то ошибку и в попытке сделать все правильно пытается угодить всем - и религиозной семье, и школьным друзьям, и учителям, но в результате лишь попадает под перекрестный огонь и тех, и других.
«Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения
Оператору фильма «Массаж вслепую»
"Массаж вслепую" (Tui Na), Лоу Е (Lou Ye ) -Китай-Франция
Лоу Е — режиссер с репутацией провокатора и радикала, не стесняющегося ни откровенного секса в кадре, ни проклятых тем. Китайские власти даже на несколько лет запрещали ему работать.
В фильме «Массаж вслепую» переплетаются истории нескольких слепых, работающих в одном массажном салоне, и режиссер задействует незрячих артистов. Тем самым новая работа Лоу Е напоминает прошлогоднего берлинского конкурсанта «Камиллу Клодель, 1915» Бруно Дюмона, у которого пациенток психбольницы играли настоящие пациентки психбольницы. В отличие от Дюмона, просто повышавшего градус ада в кадре, Лоу Е еще и выстраивает вокруг своих героев более-менее внятный сюжет — с криминалом, проститутками и сразу двумя обреченными историями любви. Герой фильма "Массаж вслепую" в детстве потерял зрение в результате несчастного случая и с тех пор полагается главным образом на слух. Сейчас он работает в массажном салоне в Нанкине, большинство сотрудников тоже незрячие. Китайский режиссер Е Лоу пытается рассказать о жизни этих людей в "Мире темноты": камера следит за движениями, когда герои на ощупь изучают пространство, а саундтрек полон тихих шорохов, помогающих им ориентироваться. Режиссер работает в фильме как со зрячими, так и со слепыми актерами, через их жизнь показывая ежедневную реальность современного Китая. Этот фильм тоже можно назвать экспериментальным, с помощью актерской игры и своеобразного монтажа режиссер пытается показать зрителям эмоциональный мир слепых людей.
Лучший режиссер Ричард Линклейтер, «Отрочество»
Уникальность «Отрочества» в том, что всех героев на протяжении 12-ти лет играют одни и те же люди — и мы видим абсолютно реальные изменения в Элларе Колтрейне и Ко, пусть даже фильм художественный, а не документальная зарисовка. Линклейтер приступил к съемкам в мае 2002 года у себя дома в Остине, заявив, что хочет сделать «Двенадцатилетний проект» — таким было рабочее название фильма. «Я всегда хотел рассказать историю отношений отцов и детей на примере мальчика и его взросления, — поясняет режиссер. — Но дилемма была в том, что дети быстро взрослеют, из-за чего невозможно рассказать такую масштабную историю». Поэтому Линклейтер придумал нанять актеров сразу на 12 лет и раз в год снимать эпизоды из жизни своих героев, фиксируя изменения в режиме реального времени. В результате перед нами — никаких спецэффектов и грима, исключительно жизнь и почти настоящие люди, а не персонажи. Перед нами — жизнь мальчика Мейсона (Эллар Колтрейн) с 6 до 18 лет: тот самый период отрочества по Толстому. Его мама (Патрисия Аркетт) в разводе с отцом (Итан Хоук) и пытается устроить свою жизнь и жизнь детей — у Мейсона есть сестра Сэм (Лорелей Линклейтер, дочка режиссера), которая в детстве будит его ударом подушки и песней Бритни Спирс. Три часа мы наблюдаем за тем, как растет и взрослеет самый обычный мальчишка и не можем оторваться от экрана. Героиня Аркетт — одинокая мать с двумя детьми, которая всеми силами пытается поставить их на ноги и при этом не забыть о себе.
(фото: Richard Linklater,Lorelei Linklater, Ellar Coltrane, Patricia Arquette)
«Отрочество» — очень светлый проникновенный фильм о взрослении людей: как детей, так и взрослых. Он полон духа времени и забавных диалогов, в нем есть совершено непередаваемое словами очарование чьей-то чужой жизни — обычной и уникальной.
Единственный российский участник Берлинале 2014 - анимационный короткометражный фильм режиссера Леонида Шмелькова «Мой личный лось», производства кинокомпании «МетрономФильм», продюсера Арсена Готлиба - удостоен Специального приза конкурса Generation Kplus как лучшая короткометражная работа.
Жюри отметило, что приз вручается «за работу, великолепно раскрывающую человеческую природу, сделанную с большим мастерством и тонким чувством юмора». Леонид Шмельков пришел на студию «МетрономФильм» после окончания анимационной школы-студии «ШАР», где учился у Ивана Максимова. Его дипломная работа «Собачья Площадка» была удостоена Гран-при Московского фестиваля короткометражных фильмов. На студии «МетрономФильм» Шмельков стал одним из художников-постановщиков анимационного сериала «Везуха!» и, как режиссер, сделал одни из лучших серий проекта: «Все мы инопланетяне на этой Земле», «Китовая любовь», «Супер-супер-супер мальчик», «Василий Васильевич», «Чело-вело-век». В 2011 и 2012 годах проект «Везуха!» был признан лучшим российским анимационным сериалом на фестивале анимационного кино в Суздале, а «Китовая любовь» как раз и была представлена в 2011 году как серия проекта. Тем не менее, «Мой личный лось» может по праву считаться полноценным дебютом молодого режиссера.
(фото: Арсен Готлиб, Леонид Шмельков)
Оценивали конкурсантов Generation Kplus два жюри: детское (11 человек от 11 до 14 лет) и профессиональное, международное (3 человека). В состав последнего вошли: Катриона МакКензи (Catriona McKenzie) из Австралии, режиссер фильма Satellite Boy (Специальное упоминание на Берлинале 2013); кинокритик Кристиан Беллай (Christian Bellaj) из Германии; и датский режиссер Будвин Кул (Boudewijn Koole).
|