БТР-40 — советский лёгкий бронетранспортёр 1950-х годов, в силу специфики своего назначения по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Был разработан в ОКБ ГАЗа в 1947—1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и стал первым серийным бронетранспортёром СССР. Будучи разработан под влиянием опыта использования поставленных в годы Второй мировой войны бронетранспортёров США, прежде всего M3, в системе вооружений Вооружённых Сил СССР БТР-40 выполнял роль лёгкого бронетранспортёра, параллельно с более тяжёлым БТР-152. В отличие от последнего БТР-40 использовался, помимо перевозки личного состава мотострелковых частей, преимущественно в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача.
Серийное производство БТР-40 осуществлялось ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8 500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспортёра и лёгкой пулемётной ЗСУ. БТР-40 использовался Советской Армией в 1950—1960-х годах, но с 1958 года постепенно стал вытесняться в большинстве своих ролей более совершенной машиной БРДМ, созданной на его основе, но окончательно был формально снят с вооружения ВС России лишь в 1993 году. БТР-40 также активно поставлялся на экспорт по меньшей мере в 18 стран, как партнёрам СССР по ОВД, так и третьим странам, и использовался во многих локальных конфликтах. Хотя по состоянию на 2010 год, большинство бронетранспортёров этого типа были сняты с вооружения, ряд стран продолжает использовать машины этого типа.
Классификация - Бронетранспортёр
Боевая масса, т - 5,3
Экипаж, чел. - 2
Десант, чел. - 8
Годы производства - 1950—1960
Годы эксплуатации - с 1950
Количество выпущенных, шт. - около 8500
Размеры
Длина корпуса, мм - 5000
Ширина корпуса, мм - 1900
Высота, мм - 1750 (1830 с тентом)
База, мм - 2700
Колея, мм - 1600
Клиренс, мм - 275…400
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. - 11—15
Борт корпуса, мм/град. - 8—9
Корма корпуса, мм/град. - 7
Днище, мм - 4
Крыша корпуса, мм - 0—6
Вооружение
Пулемёты - 1 × 7,62-мм СГМБ
Подвижность
Тип двигателя - ГАЗ-40
Мощность двигателя, л. с. - 78
Скорость по шоссе, км/ч - 78
Запас хода по шоссе, км - 285
Удельная мощность, л. с./т - 15,1
Колёсная формула - 4 × 4
Тип подвески - на полуэллиптических рессорах
Преодолеваемый подъём, град. - 30
Преодолеваемая стенка, м - 0,47
Преодолеваемый ров, м - 0,35
Преодолеваемый брод, м - 0,9
Модификации:
БТР-40 (1947) — базовая модель с открытым верхом.
БТР-40А (1951) — машина противовоздушной обороны (ПВО), оснащённая зенитной установкой ЗТПУ-2 со спаренными 14,5 мм пулемётами КПВ; боевая масса 5,6 т.
БТР-40В (1956) — централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарикового типа. Оснащался фильтро-вентиляционной системой, позволявшей использование БТР-40В в условиях применения химического и бактериологического оружия[источник не указан 355 дней].
БТР-40Б (1958) — с закрытым броневым корпусом (экипаж 2 чел., десант 6 человек), создана по итогам событий в Венгрии.
БТР-40РХ — машина химической разведки (ХР).
БТР-40ЖД (1969) — модификация для железнодорожных войск (ЖДВ), оборудованная устройством (дополнительными подъёмными колёсами с ребордами) для передвижения по железнодорожным путям; переоборудовалась непосредственно в частях.
Тип 55 — Китайская лицензионная копия БТР-40.
http://www.youtube.com/watch?v=zHfpb8Y6GhU - если найдете более интересное видео, то дайте знать.