Булат и дамаск: давайте разберёмся в терминологии (продолжение)
Виды дамаска
Клинок: А.Белый
"Дикий дамаск" не имеет как-либо структурированного рисунка, что ничуть не ухудшает качество реза клинка.
Клинок: мастерская Федотова
"Простой дамаск" имеет достаточно стабильный повторяющийся узор. Хотя в этом случае при ковке мастер не стремится к созданию конкретного узора, он получается автоматически в результате применения простейшей технологии ковки дамасской стали. Следовательно его можно считать подвидом "дикого" дамаска.
Клинок: М.Архангельская
"Штемпельный дамаск" имеет характерный повторяющийся узор, форма которого определяется примененным для его создания штампом. Название происходит не от "штамповки" в смысле поточного низкокачественного производства, как некоторые думают, а от "штампа" как кузнечного инструмента и приема.
Клинок: С.Бобков
"Мозаичный дамаск" имеет повторяющийся по всей длине рисунок, сложность которого определяется только мастерством и замыслом автора. Для такого дамаска пакет изначально собирается таким образом, чтобы после сварки был получен желаемый узор.
Клинок: А.Белый
"Крученый мозаичный или турецкий дамаск" имеет характерный рисунок, получаемый в результате многократного закручивания заготовки вокруг своей оси в процессе ковки.
Клинок: М. Архангельская
"Торцевой мозаичный дамаск" является подвидом мозаичного дамаска и отличается тем, что с торца готового блока срезаются пластины, которые либо навариваются на лезвие в виде обкладок, либо составляют середину клинка, к которой приваривают лезвие и обух.
Клинок: Ю.Саркисян
"Волокнистый дамаск". Довольно редко встречающийся у нас вид. С виду клинок похож на булатный. Если в других видах дамаска слои при ковке оттягиваются на всю длину клика, то волокнистый дамаск состоит из коротких волокон. При ковке сначала набирается необходимое количество слоев, как в обычном дамаске. Потом заготовка поворачивается под 90 градусов (слои располагаются вертикально), и аналогично путем расковывания, надрубания и складывания, набирается желаемое количество волокон. По мнению С.Лунева, лучшие японские мечи имеют именно сложную волокнистую структуру.
Клинок: М.Архангельская (четырехрядный мозаичный дамаск)
"Многорядный дамаск". Это скорее относится к клинку, и правильнее сказать "многорядный дамасский клинок". Такой клинок получается при сваривании 2 и более полос дамаска, расположенных вдоль клинка. При этом, обычно на режущую кромку ставится "рабочий" (наиболее практичный) дамаск, а дальше к обуху - более сложный художественный.
Иллюстрация взята из статьи Л.Б.Архангельского
"Порошковый мозаичный дамаск". В основном изготавливается за границей. Суть метода заключается в том, что сначала из хорошо свариваемого металла, контрастного при травлении обычной стали, делается клише. Оно помещается в емкость и засыпается порошковой сталью. Под действием высокой температуры и давления все это спекается в единый слиток, который потом расковывается на усмотрение мастера. Таким способом можно создать на клинке изображения практически любой сложности.
Перечисленные выше виды дамаска являются наиболее распространенными. Они различаются методами ковки, что дает различный узор на клинке. Мастер может комбинировать разные методы и получать совершенно необычные и оригинальные узоры. Только специалист высокого уровня сумеет разгадать секреты другого мастера. А мы будем просто любоваться этим завораживающим и манящим узором на клинке.
Клинок: Л.Архангельский
Примером тому может служить этот клинок, который по внешнему виду трудно причислить к одному из указанных выше видов.
Если Вас заинтересовала тема узорчатых клинков, обширный материал по булату и дамаску Вы сможете найти по ссылкам:
- раздел "Статьи" сайта мастера И.Куликова;
- раздел "Статьи" сайта кузнецов Архангельских;
- раздел "Статьи" сайта мастера И.Пампухи;
- сайт Евгения Чарикова об историческом и современном литом булате "Дендритная сталь";
- франкоязычный сайт "Passion du damas" на котором описаны и проиллюстрированы фотографиями способы получения различных видов дамаска.
Кард. Клинок - Персия, 18 век. Оправа - Бухара, начало 19 века.
Кард. Клинок - Персия, булат, 18 век. Оправа - Бухара, серебро, начало 19 века
|