Зритель
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 945
Репутация: 2060
|
Легендарные автомобили в кино
О автомобилях, гонках и декорации: Скорость и красота Элле Найс. Дух экстаза Элеанор Торнтон.
Пиковая двойка: Фэйт Грэнджер - женщина, достойная восхищения..
Как кино из простой машины делает культовую вещь.
27 августа - день Рождения Чарльза Роллса (1877 – 1910).
Английский авиатор и автомобилист из Лондона, один из первых на этом поприще. Вместе с Генри Ройсом основал автомобильную фирму Роллс-Ройс. В 1894 юный Роллс поступил в Тринити колледж, в Кембридже, где изучал механику и прикладную науку. В 18 он уже отправился в Париж за своей первой машиной. Ею стал Peugeot Phaeton. Тогда же молодой инженер вступил в Автомобильный Клуб Франции. Считается, что его авто было первым в Кембридже.
Кроме того, Роллс серьезно увлекался велоспортом. После окончания колледжа в 1898 году предприимчивый молодой человек при поддержке своего отца в 1903 году открывает дилерский автоцентр C.S.Rolls & Co., где начинает продавать французский Peugeot и бельгийский Minerva. Историческая встреча между Чарльзом Роллсом и Генри Ройсом состоялась 4 мая 1904 года в Манчестере, отель Midland. Первая машина под совместным именем явилась на свет на Парижском автосалоне в декабре 1904 года. Вскоре состоялось юридическое оформление совместной компании. Роллс был также заядлым любителем полетов. Он совершил более 170 подъемов на воздушном шаре. В 1903 завоевал золотую медаль за самый продолжительный одиночный полет. В 32 яркая жизнь Чарльза Роллса оборвалась – его самолет потерпел аварию. Первую на территории Британии. Здесь он тоже был первым.
Автомобиль — не роскошь, а окно в подсознание. Во всяком случае, об этом свидетельствует опыт мирового кинематографа: с появлением в 1964 году у киноипостаси Джеймса Бонда роскошного Aston Martin машины неизменно становились символами, фетишами и главными героями режиссерских фантазий.
Они были помощниками и соперниками, спасителями и убийцами; в их дизайне и поведении отражались главные тенденции мирового автопрома и одновременно общественные страхи. А вдруг у автомобиля есть собственный — злобный — разум? Что будет, если довести заботу о безопасности водителя до абсурда? Можно ли использовать машину как орудие убийства? На эти и другие вопросы кино отвечает уже более полувека.
Начнем с истории...
Экзотическая танцовщица вполне может стать спутницей автогонщика. Почему бы и нет. Даже в наше время, когда автогонщики больше напоминают нежных девиц, нежели мужчин. Тот же Райкконен не раз веселился в стрип-барах. Но при большом желании стриптизёрша может стать автогонщиком сама. Пример тому – легенадарная Элле Найс (Hellé Nice), «Королева Бугатти». Её имя забыто сегодя, а в русскоязычной среде оно вообще практически неизвестно.
Судьба её была трагична, она знала вершины и знала падения, она умирала и возрождалась, и никогда не сдавалась. Её обожала вся Европа – а потом сменила любовь на ненависть из-за одного слова одного человека. Она любила великих, и великие любили её. Она жила с такой скоростью, какой можно только позавидидовать, эта удивительная женщина, проигравшая свою игру и ставшая легендой – Элле Найс.
Cкрытый текст -
Танцы
Элле Найс (Hellé Nice) вообще-то, её звали Мариэтта Элена Делянгль (Mariette Hélène Delangle) и она была дочерью деревенского почтальона Леона Делянгля. А родилась в 1900 году в крошечной деревушке неподалёку от Парижа. Что было делать симпатичной и амбициозной провинциалке? Ехать в столицу, конечно. А там – кабаре, потому что больше никому 16-летняя девушка без образования была не нужна.
Она взяла сценический псеводним Элена Найс (от английского nice – хорошенькая), Hélène Nice, но вскоре поклонники переименовали её в Hellé Nice. В таком написании её псевдоним был созвучен с французским «elle est nice», то есть «она – хорошенькая», причём «она» - по-французски, а «хорошенькая» - по-английски.
К 1926 году она была очень, очень известной экзотической танцовщицей. Танцевала она сольно и в паре с танцовщиком Робером Лиссе, поклонников у неё было хоть отбавляй, кто звал замуж, а кто – просто провести с ней ночь. В общем, успешная карьера обычной французской танцовщицы с бульвара Клиши в Париже. Точнее, из Casino de Paris – самого престижного места, где могла найти работу танцовщица. Надо сказать, впоследствии её любовниками были Филипп де Ротшильд, Жан Бугатти (сын Этторе), граф Бруно д'Аркур и другие очень небедные аристократы.
Европа хорошо знала её имя – благодаря эротическим и порнографическим открыткам с её фотографиями, которые продавались везде. И она гордилась этим. Деньги сыпались точно с неба – она купила дом, яхту. А где-то в 20-х годах, купила себе и машину. И водить ей очень понравилось, особенно быстро.
Перелом произошёл в 1927 году. Мисс Найс очень любила горные лыжи и, катаясь, очень неудачно упала, получив тяжёлый перелом ноги. Исправить его до конца не получилось; хромота и шрамы остались на всю жизнь. Карьера танцовщицы была окончена раз и навсегда.
После реабилитации и размышлений на тему, что делать дальше, Элле решила уйти в профессиональный автоспорт. Вот так, ни с того, ни с сего. Вдохновила её на это её подруга Шарлотта Венсиньи, принимавшая участие в Гран-При Боля в 1927 году на своём Talbot.
Гонки
Женщины довольно активно принимали участие в автогонках того времени. Были тогда и «женские» гонки – на менее мощных и более простых в управлении машинах. Дебютировав в 1929 году в «женском Гран-При», она в том же году выиграла первую гонку в Монлери (Франция) на своём Omega 6 и поставила мировой рекорд скорости среди женщин.
В этом же году она уехала в США. Американские гонки были проще и демократичнее. Для успехов в европейских Гран-При явно не хватало любительского уровня и частного автомобильчика.
США в 1930-м
«Потренировавшись» в США, она вернулась годом спустя в Европу и познакомилась там с банкиром Филиппом де Ротшильдом. Последний был не толко наследником финансовой империи, но также известным автогонщиком, писателем, поэтом, сценаристом, театральным режиссёром, драматургом и вообще многоталантливым человеком. Разделив с Элле постель, он ввёл её в мир настоящих гонок.
В 1931 году он познакомил её с Этторе Бугатти.
Бугатти был неплохим маркетологом. Он подумал, что наличие в команде красивой женщины-пилота привлечёт известных пилотов-мужчин. Широна, Нуволари, Вимилля, Бенуа, Карраччиоллу…звёзд того времени. Их было не так и много, и команды боролись за них.
И она стала пилотом Bugatti Type 35C наравне с мужчинами. Более слабым, заведомо проигрышным пилотом – но блестящим рекламным ходом. Сложно сказать, понимала ли Элле это. Вполне вероятно, что нет. Вполне вероятно, она верила в то, что Этторе взял её благодаря её таланту.
Её ярко-голубой «Бугатти» ни разу не финишировал на Гран-При первым, но толпы зрителей всегда встречали её овациями. Её любили, и многие мужчины ревновали толпу к ней. Широн, один из величайших доволенных пилотов, говорят, откровенно обижался на то, что гонку выигрывал он, а на руках несли финишировавшую во втором десятке Элле. Широн ещё сыграет в её жизни страшную роль.
5 июля 1931 года она дебютировала на Гран-При де ля Марн на Bugatti T35C, до финиша добралась последней, 14-й (из 28 стартовавших – уже неплохо). В гонки она заявлялась под псевдонимом «Мадемуазель Элле-Найс». Уже 26 июля на Гран-При Дьеппа она финишировала седьмой из 22 стартовавших (12 финишировало).
Конечно, состязаться с Марселем Леу или Филиппом Этанселеном она не могла – но Бугатти устраивало хотя бы то, что Элле успешно добирается до финиша. Всего в свой дебютный сезон больших призов она стартовала в шести Гран-При, лучший результат – седьмое место (дважды).
Итак, немного сухой статистики:
1931 – 6 ГП, ни одного схода, лучший результат – 7-е место на ГП Дьеппа и ГП Дофине
1932 – 6 ГП, 2 схода, лучший результат – 5-е место в первом заезде ГП Лоррэна
1933 – 4 ГП, 1 сход, лучший результат – 8-е место на «Коппа Ачербо»
1934 – 3 ГП, 3 схода
1935 – 2 ГП, 1 сход, лучший результат – 4-е место на ГП Пикардии
1936 – 1 ГП, сход
Тут надо отметить, что в 1933 году Бугатти всё-таки отказался от услуг Элле – рекламы она принесла достаточно, нужны были результаты. Поэтому в 1934 году она ездила уже на автомобилях Alfa Romeo.
И ещё одно: всего раз наша героиня выступала в Гран-При, входившем в зачёт Чемпионата Европы. Старик Этторе был не так безумен, чтобы выпустить на старт Гран-При, которое может решить исход чемпионата, заведомо слабого пилота. Пусть даже красивого.
Единственное Гран-При 1936 года – ГП Бразилии – стало для Элле Найс трагическим. Она попала в страшную аварию, на скорости около 140 км/ч вылетев в толпу зрителей (4 погибли, около 30 получили ранения). Гонщицу выбросило из машины прямо на молодого солдатика, который попался на её пути. Что характерно, он погиб – а она, благодаря ему, выжила.
Хотя сначала её приняли за мёртвую. Три дня она была в коме, а затем очнулась.
За это время женщину-пилота посетили сотни фанатов. Матери даже детей называл Helenice или Elenice в её честь. Не нужно возмущаться. Дело в том, что тогда смерть зрителей на гонке было совершенно нормальным делом и никто никогда не винил в этом пилотов (только пилоты часто винили сами себя). В среднем 3-4 погибших за гонку были нормой, и не было пилота, который бы за карьеру не убил несколько человек, которые выскакивали на трассу (это часто было причиной аварий) или просто занимали опасные места вдоль трассы.
Конечно, она стартовала не только в Гран-При, но также в гонках на выживание, в подъёмах на холм и прочих соревнованиях – это было нормально для пилотов того времени. После реабилитации и возвращения она пыталась выступать в 1000-километровой «Миль Милья», в женских гонках в Монлери, но успехов не снискала. К этому моменту её любовником был Жан Бугатти, старший сын старика Этторе. Жан был младше её на 9 лет.
В 37-м она выступила в ралли Шамони на немецкой DKW, которой владел будущий активист СС Хушке фон Ханштейн, и это сыграло с ней позже плохую шутку.
11 августа 1939 года Жан Бугатти погиб на тестах машины Type 57, которая только что выиграла в Ле-Мане. А через месяц в Европу пришла война. Это было окончанием карьеры Элле Найс. В 1943 году Элле обзавелась домиком в Ницце, где и поселилась. Немцы не слишком сильно контролировали оккупированные территории.
Обвинение в нацизме
Длительное время после войны Элле не появлялась на публике, живя на свои сбережения. Но в 1949 году она не выдержала и заявила своё участие в первом послевоенном, XIX Ралли Монте-Карло.
Это было ошибкой, потому что на ралли произошёл скандал. Перед гонкой был грандиозный праздник в ознаменование возвращения гонок в Европу. И прямо в середине праздника появился Луи Широн. Тот самый, который не любил Элле ещё в 30-е годы, когда они выступали в «Бугатти».
Широн был великим автогонщиком – более 40 побед в Гран-При (6 – только в одном ГП Франции), влиятельнейшая личность в мире автоспорта. И он, Широн, показал на Элле и сказал: «Ты не имеешь права быть здесь. Ты всю войну шпионила в пользу гестапо против нас, французов». Он сказал это громко и бездоказательно, при всех. И это было концом. Возникла шумиха, кто-то далее Элле пощёчину, и она бежала, покинула праздник, потому что слову Широна верили безоговорочно. Элле Найс больше не существовало в автогоночном мире. А в гонке победил Жан Треву на Hotchkiss.
Самое страшное, что Элле Найс никогда не была агентом наци. Никогда. Её биограф Миранда Сеймур провела тщательнейшее расследование с поднятием всех нацистских документов – и ничего не нашла.
Элле подала на Широна в суд, и даже выиграла дело, получив какие-то гроши в качестве компенсации за клевету. Но слово Широна ушло в народ. От Элле отвернулись спонсоры её заездов, её покинуло большинство друзей, а враги называли фашистской шлюхой.
По иронии судьбы во второй половине 30-х годов сам Луи Широн выступал на автомобилях «Мерседес-Бенц», в команде, которая была частью легендарной нациской пропагандистской машины. Кстати, его друга Рене Дрейфуса в 30-е с позором выгнали из «Мерседеса», потому что тот был евреем. А Широн продолжал выступать.
Можно восхищаться Широном как гонщиком. Даже нельзя не восхищаться. Но множество различных эпизодов говорят о том, что как человек, он был редкой сволочью. Ну да ладно, речь не о нём.
Последние годы
Пару лет она ещё барахталась, выступая на маленьких Renault 4CV в ралли (последний раз в 1951 году). Но слухи были сильнее её. И ей начали просто отказывать в регистрации на гонки. В неё плевали, когда она проходила мимо. И она исчезла.
Ещё 35 лет она жила в безвестности – и в нищете, в дешёвой квартирке в пригороде Ниццы, под чужим именем. Потому что её оклеветанное имя было теперь запретным. Она умерла 1 октября 1984 года нищей одинокой полусумасшедшей старухой, забытой и брошенной той самой толпой, которая носила её на руках сначала после каждого представления на сцене парижского казино, а потом – после каждой гонки.
Её кремацию оплатила организация по помощи нищим и старикам, и никто, ни один человек не был на её похоронах. Прах отослали её единственному родственнику – сестре Соланж, которая все эти годы жила в той самой деревеньке под Парижем, где в 1900 году родилась Мариэтта Элена Делянгль по прозвищу Элле Найс.
Сестра закопала её прах в землю вне кладбища и даже не пометила место. До неё дошли слухи о том, что Элле была осведомителем гестапо. Она тоже ненавидела её все 35 лет, которые Элле прожила в безвестности. Имени Элле Найс на семейной могиле Делянгль не было. Где находится настоящая могила Элле – неизвестно и по сей день.
4 сентября 2010 года в той самой деревушке Сен-Месме собрались люди, которые решили почтить память Элле Найс. 200 человек, в том числе писательница Миранда Сеймур, которая написала её биографию. В деревне была поставлена памятная мемориальная доска в честь женщины, которая была звездой, а стала изгоем благодаря клевете мужчины.
Там же был создан и кенотаф (символическая могила, в которой нет тела) Элле Найс – на семейном могильном камне было выбито и её имя.
И только спустя 71 год (с 1939 года), ей принесли первые цветы .
Дух экстаза Элеанор Торнтон.
В феврале 1911 года фирма «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce) учредила для своих автомобилей знаменитую эмблему – фигурку в виде крылатой женщины, склонившуюся перед прыжком вперед - знаменитая эмблема Spirit of Ecstasy «Дух экстаза». Мало кто не слышал эту историю, но вряд ли кто знает её настолько детально.
Итак, у лорда Джона Уолтера Эдварда Скотта-Монтегю, барона Монтегю оф Беллью (John Walter Edward Douglas-Scott-Montagu) было много страстей. Среди них был его Rolls-Royce и его секретарь и любовница Элеанор Веласко Торнтон (Eleanor Velasco Thornton).
Cкрытый текст -
Дух Экстаза
Она родилась в 1880 году в Стокуэлле, Великобритания, а в возрасте 22 лет, в 1902 году стала личным секретарём лорда Монтегю (ему было на тот момент 36 лет, он был знатен, красив и богат). Но собственно бароном Беллью он стал чуть позже – после смерти отца в 1905 году. Сложно было скрывать любовную связь юной Элеанор и барона, потому как уже через год «секретарства» она родила от него дочь. Дочь получила от тайного отца много денег, гувернанток, нянь и дом, а барон по прежнему любил свою Элеонору. Он бы на ней женился, если бы не был женат.
Женился он чуть раньше, в 1889 году на девушке его статуса – Сесилии Виктории Констанции Керр, дочери маркиза Лотианского. Он заседал в парламенте Нью-Фореста, затем перебрался в Палату Лордов всего Соединённого королевства, в общем, жизнь текла хорошо.
Ну, как уже говорились, лорд очень любил не только женщин, но и автомобили. Например, он первым стал издавать автомобильный журнал The Car.
Монтегю особенно любил «Ройс-Ройсы». В 1907 году он, как известный автомобильный энтузиаст, лично открывал новый завод Rolls-Royce в Осмастоне, Дерби. Именно он торжественно дёрнул рычаг и включил на заводе электричество.
Рабочих было, кстати, 200 человек. Позже, в 1908 году Монтегю принял участие в 1000-мильной гонке на своём Rolls-Royce Type 70 40/50HP – и выиграл её. Автомобиль получил имя собственное – «Dragonfly», «Стрекоза».
У лорда Монтегю был также Rolls-Royce Silver Ghost 1910 года выпуска – собственно, он его в том году и купил. И ему совершенно не улыбалось иметь такой же «Роллс», как у ещё десятка всяких лордов. И Монтегю решил заказать себе не только кузов и так далее (в то время кузов заказывался отдельно от шасси), но и особую статуэтку на капот.
Он обратился к своему другу, скульптору Чарльзу Робинсону Сайксу (Charles Robinson Sykes), чтобы тот сделал ему персональную эмблему. Сайкс относился к тому избранному кругу людей, которые знали о любви между лордом и Элеанор – именно он разработал дизайн статуэтки и предложил Элеанор роль модели.
Работал Сайкс иллюстратором в журнале The Car, издаваемом лордом.
Впрочем, не только дружба с лордом связывала Сайкса с этой парой. Суть в том, что он тоже любил мисс Торнтон.
Статуэтка получила название «Шёпот» (The Whisper). Да-да, вовсе не «Дух экстаза». Она представляла собой полуобнажённую женщину в развевающейся тоге, которая прикладывала указательный палец к губам. Палец, приложенный к губам, символизировал тайну. То ли тайну любви лорда и секретарши, то ли тайную любовь к ней самого Сайкса.
Кстати, тут оговорюсь, что статуэтки на капотах автомобилей называются «маскоты» - от английского «талисман». Например, олень на «Волгах» был именно маскотом, а не «значком», как его называли у нас.
В том же 1910 году лорд Монтегю уже гордо рассекал просторы на своём «Роллсе» с маскотом на капоте. А так как он был не просто автолюбителем, а одним из пионеров автомобильной культуры, издателем и членом палаты Лордов, на его инициативу обратило внимание руководство компании Rolls-Royce.
В какой-то мере Сайксу повезло. Дело в том, что сэр Фредерик Генри Ройс был категорически против каких-либо маскотов (а в то время почти все машины несли на капотах статуэтки). Он считал, что это разрушит строгую «фирменную» линию радиатора машины и поставит её в ряд других таких же. Но именно тогда, в первой половине 1910 года он тяжело заболел – это был уже рецидив желудочной язвы, доктора обещали ему максимум полгода жизни (он прожил ещё 22 года).
Поэтому временно он не работал и в компании не присутствовал. А Чарльз Стюарт Роллс в июле 1910 года погиб в авиакатастрофе. В итоге третьи лица, управлявшие компанией, приняли решение сделать статуэтки для всех «Роллсов» поголовно.
«Третьим лицом» был управляющий директор компании в отсутствие основателей – Клод Джонсон (Claude Johnson).
Его заказ звучал просто: что-либо более грациозное и эффектное, нежели «Шёпот», чтобы подходило всем «Роллсам», а не сугубо машине Монтегю. Буквально заказ Джонсона звучал так: «…показать настоящий дух «Роллс-Ройса, скорость в абсолютной тишине, неподвижность в полёте и удивительное сочетание огромной энергии и живого организма невероятной крастоты…» Как пример, Джонсон привёл Сайксу «Нику» из Лувра.
Но Ника Сайксу не нравилась. В его голове была только Элеанор. И он попросил её позировать для новой статуэтки, которую он назвал «Дух скорости». Нет, нет, не «Дух экстаза». Только он никак не мог придумать аннотацию для «Роллса» к такому названию – и переименовал её в тот самый «Дух экстаза».
Он написал: «Это грациозное маленькое божество, Дух Экстаза, которая избрала путешествие по дороге, как величайшее озарение и нашла своё место на носу «Роллс-Ройса», дабы вдыхать ветер и слышать музыку колышущихся занавесей…» (формулировка буквальная, что он имел в виду под занавесями, сложно сказать).
Впрочем, Джонсон «проверил» Сайкса и раньше. Он заказал ему оформление фирменного каталога «Роллс-Ройс» за 1910 год. Впоследствии Сайкс оформлял ещё не один каталог фирмы. Вот одна из иллюстраций:
Конечно, Ройсу сказали, что на его машинах появился маскот, но он…не поверил. Он был лежачим и не мог увидеть свои машины на тот момент. «Это владельцы заказывают сами…» - говорил он. Джонсон аккуратно поддерживал в Ройсе эту версию.
Первая статуэтка появилась на капоте заводской машины в феврале 1911 года. Её изготовил в своей мастерской лично Сайкс и подписал: «Чарльз Сайкс, февраля 1911 года». Более того, после этого Сайкс получил пожизненный заказ: изготовление маскотов, чем и занимался вместе со своей дочерью Йо вплоть до смерти, 1948 года.
Все статуэтки были подписаны автором.
После того, как Ройс поправился, статуэтки стали уже настолько ассоциирующимися с маркой, что удалять их было нельзя. Ройс настоял, чтобы их устанавливали опционально, по желанию заказчика. 90% заказчиков требовали этой опции. До 1914 году статуэтки делались из серебра, но затем перешли на более дешёвую никелированную сталь. Впрочем, посеребрить или позолотить маскот входило в опции при заказе машины. А можно просто отлить из серебра или золота.
А что же Элеанор Торнтон? Она умерла. В 1915 году году она сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия».
30 декабря 1915 немецкая подводная лодка U-38 торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501.
Пароход затонул всего за пять минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. До самого последнего момента крушения сэр Монтегю держал за руку Элеанор Торнтон, но затем огромная волна ударила их и разъединила. Его спас надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Его подобрал итальянский корабль и по пути в Англию лорд имел возможность прочитать в газетах свой собственный некролог. Элеанор Торнтон осталась на дне моря – и в его сердце.
Когда он вернулся в Британию, он установил в память о ней памятную доску в своей родовой церкви. В 1919 году его супруга умерла, и годом позже 54-летний Монтегю женился снова на 25-летней Элис Пэрл, и в 1926 году родился его единственный сын.
Впрочем, лорд тоже умер не своей смертью. 30 марта 1929 года он погиб в автокатастрофе, а титул унаследовал его 3-летний сын. Элис Монтегю, вторая жена, умерла в 1996 году в возрасте 101 года.
В 1934 году Сайкс снова вернулся к образу своей возлюбленной, создав по её образу спортивную версию статуэтки – более низкую и обтекаемую, чтобы она не мешала водителю на большой скорости. Эта версия появилась всего на трёх моделях, после чего «Роллс-Ройс» отказался от неё в пользу первоначальной. Другой версией статуэтки была The Flying Lady – её чуть больше согнули, чтобы сделать менее ломкой.
Проницательные журналюги дали статуэтке говорящее прозвище «Ellie in her Nightie», «Элли в ночнушке», которое, как ни странно, дожило до наших дней, хотя Элли уже сто лет как на морском дне.
Среди автолюбителей эмблему называют «Серебряной леди». В настоящее время фигурку делают из нержавейки и полируют порошком из измельченных косточек черешни. Раньше «Дух экстаза» была сделана из сплава меди, цинка и никеля.
Фирма «Роллс-ройс» выпускает машины со специальным устройством, позволяющим нажатием кнопки на приборной доске спрятать фигурку.
Американский режиссер и обладатель "Золотого глобуса" Мартин Скорсезе заинтересовался историей компании Rolls-Royce и решил принять участие в ее экранизации. Не так давно был анонсирован фильм «Серебряный призрак» - о истории лорда Монтегю и Элеанор Торнтон.
Пиковая двойка Фэйт Грэнджер - женщина, достойная восхищения.
Многие видели фильм Двойка пик / Deuce of Spades / 2010. Режиссёр фильма – некая Фэйт Грэнджер (Faith Granger). И автор сценария – Фэйт Грэнджер. В одной из главных ролей – Фэйт Грэнджер. Ух ты, и продюсер – Фэйт Грэнджер.
Да, и музыка к фильму написана Фэйт Грэнджер и сыграна её группой. И оператор – тоже Фэйт Грэнджер. С виду дешёвенький и сначала даже попахивал трэшняком и кажется дешевеньким, но затем появляется вполне приличный сюжет, красивая завязка переростает в недорогие, но приличные съёмки. Сюжет фильма пересказывать Вам не буду, скажу, что фильм о любви и об автомобилях. Фильм захватывает. А если еще знаешь, как этот фильм создавался, то хочется показать, как пример, всем тем тупым многобюджетным фильмам с холмов Голливуда.
Фэйт Грэнджер родилась в Ницце (Франция), потом её родители переехали по работе в Бейрут (Ливан). В 1975 году в Ливане началась гражданская война – и девочка видела все её ужасы. Война длилась 15 лет, но в это время гражданская жизнь в стране продолжалась. Фэйт с 12 лет писала музыку, выигрывала конкурсы молодых исполнителей, а в 1987 году, в возрасте 18 лет, эмигрировала из раздираемой конфликтами страны в США, где и осела.
Cкрытый текст -
В Ливане остались её песни, крутившиеся по единственной на тот момент ливанской FM радиостанции.
Живя в Лос-Анжелесе она собрала группу Alternate Faith и небольшую звукозаписывающую студию. Научилась играть на ситаре.
Основной инструмент Фэйт, как ни странно, вовсе не гитара, а… ситар. Для тех, кто в танке, ситара – это не гитара, это индийский струнный инструмент у которого 17 струн. Играть на нем очень сложно.
Обычно она поёт, аккомпанируя себе именно на ситаре. Хотя бывает берёт домру, мандолину или банджо – она самоучка-мультиинструменталист. За 20 лет группа записала несколько дисков и дала более 500 концертов.
Кроме музыки, у Фэйт обнаружилась и страсть к технике на колесах. Ее дед гонялся на машинах и погиб в 32 года. Но все же кровь деда вскипела у Фэйт в Америке. И она купила однажды ход род Форд модели. В 32 года, кстати, редкая модель и пользующаяся большим спросом у ходродеров. А так как эта модель Форда носила индекс В, то к ней приклеилось прозвище "двойка".
Но и это не все страсти присущие Фэйт Грэнджер. Ее заинтересовало кино. Долго она изучала это дело, но за этим стояла идея, возникшая после покупки ход рода, “Пиковой Двойки”. Сценарий был написан за два месяца. Работы по фильму начались в 2007 году. Начались – это легко сказано. Дело в том, что денег на съемку фильма у нее не было. Кое-где деньги были заняты, были сняты деньги с пенсионного счета.
На эти средства была куплена камера и другое необходимое оборудование. На помощь пришли друзья и просто знакомые, которые верили в нее и были влюблены в автомобили. Актеры – студенты театральных училищ. Итак, все по порядку:
До «Пиковой двойки» она вообще никакого отношения к кинематографу не имела – это её первый фильм во всех качествах: режиссёра, актрисы, продюсера, сценариста, оператора и композитора. И последнее меня совсем вжало в стул. Примерный бюджет фильма по данным imdb – 25000$. Повторяю: двадцать пять тысяч. В то время как, за миллионы снимают чудовищно трэшовое кино, не имеющее отношение к кинематографу, никому не известная американка за 25000 баксов делает очень неплохой фильм со скидкой на дебют и бюджет.
Двойка пик
Фильм в большей степени рассказывает о эпохе – начале 1950-х годов. О молодых ребятах, строящих хотроды на базе «Фордов» тридцатых и бесшабашно рискующих головой в грязевых гонках. О настоящей любви, преградой которой не может стать никакое расстояние – и время. И о человеской подлости и мелочности.
Завязка проста: в наше время не слишком юная, но очень приятная дама, любительница старинных машин - эту роль и играет Фэйт, случайно покупает на распродаже красивый хотрод Ford 1932 года и находит под обивкой сиденья письмо, написанное 4 сентября 1955 года неким Джонни Кэллоуэем, письмо девушке в Нью-Йорк с западного побережья, через всю страну. И героиня начинает расследование, которое открывает перед нами историю двух людей, развернувшуюся полвека назад.
Фишка в том, что в фильме – много старинных хотродов и других автомобилей, немножко пиротехники, помещения, декорации, съёмки на открытом воздухе. Именно «двойка» стала популярнейшей базой для хотродов.
Я не буду тут переписывать историю хотродостроения на базе «двойки». Вы можете почитать её самостоятельно и посмотреть на красивейшие в мире машины.
Фэйт Грэнджер давно мечтала о хотроде. И в 2006 году, подкопив денег, купила ту самую «Пиковую двойку», которая и сыграла главную роль в фильме. Фэйт купила машину просто для того, чтобы ездить на ней.
Машина с 2002 года стояла в чьём-то гараже, до того сменила множество рук. Собственно, гонки на хотродах обрели популярность после войны; машины 30-х годов были дёшевы, сердиты и легко поддавались модернизации, поэтому в США эта культура получила огромное распространение. Фэйт самостоятельно дореставрировала машину – и тут ей пришло в голову снять фильм. Раз – и пришло.
Кстати, на Deuce стоит кастомное рулевое колесо от «Шевроле» 1953 года, «бьюиковские» тормоза и так далее. По сути, кастомизация хотродов очень мало оставляла от оригинального шасси.
В процессе реставрации и участия в любительских гонках на хотродах Фэйт познакомилась со множеством людей, занимавшихся этим профессионально или на уровне постоянного хобби. Среди них были гонщики, реставраторы, механики, просто тусовщики. В съёмках фильма принимало участие 140 человек, и никто их них не получил изначально ни цента – все работали на износ и на энтузиазме.
В фильме появляются и очень известные люди. Например, самого себя играет кастомайзер и хотродер Джин Винфилд (Gene Winfield)...
...и легенда кастомайзинга Билл Хайнс (Bill Hines).
В 2007 года Фэйт купила кинокамеру и сделала с помощью друзей небольшой документальный фильм о родстерах на базе «двойки» - 75-летие этой модели автолюбители праздновали с большим размахом, и фильм был приурочен к этому событию. Как ни странно, хотрод Фэйт на выставке по этому поводу пользовался немалым зрительским успехом. Тогда Фэйт поняла, что ей по силам и что-то большее, чем простой документальный фильм на полчаса.
Начало фильма – точь-в-точь реальность: она и в самом деле так, как в фильме, купила свой хотрод. Но письмо за сиденьем и вся остальная история – плод её фантазии.
А потом начались съёмки. Денег не было чуть больше, чем совсем. Поэтому Фэйт залезла в свой пенсионный фонд, страховку, заклад имущества и долги по самые уши – но нашла 25 000$ на закупку осветительного оборудования и прочих необходимых для съёмок предметов. На профессиональных актёров денег не было: в фильме играют студенты театральных и кинематографических ВУЗов и профессиональные хотродеры, с радостью согласившиеся на аферу. Эти же люди выполняют технические роли.
Вот исполнитель главной роли Тимоти Люк держит микрофон в качестве звукооператора:
А вот сама Фэйт снимает свой фильм на свою единственную камеру:
В выходных данных указаны всего шесть работ, выполненных Фэйт в фильме. Но на самом деле она же подбирала актёров, она же – костюмер, она же искала места для съёмок, она – всё. В начале фильма написанное: «Кинокомпания Фэйт Грэнджер» представляет» - и всё, никаких спонсоров, никаких китов. Только она одна. Все сбережения она тоже вбухала в фильм. Да, и монтаж отснятого материала – тоже она, чуть не забыл. Да, и макияж для актёров – тоже она.
Они работали как волы и лошади. Съёмки в пустыне по 16 часов в день при сорокаградусной жаре.
И самый культурный шок: фильм снимался два года. И эти два года Фэйт работала. Как все люди, пять дней в неделю, 40 часов. И на второй работе – ещё столько же, потому что денег не хватало. Фильм снимался по выходным: по сцене в день, две сцены за уик-энд. Каждые выходные толпа хотродеров и актёров ехала на новую локацию и отснимала там очередную сцену. Фэйт два года не отдыхала вообще. Когда ей выпадал отпуск, она снимала все дни подряд, без перерывов. Актёры спали по 6 часов и снова рвались в бой.
И получился фильм длиной 128 минут. Порядка 65% его действия – это флэшбеки в 1953…59 годы, остальные 35% - наше время.
И фильм имел успех. Конечно, он вышел только на DVD – в конце 2009 года. Но он имел такой успех на DVD, что уже к весне 2010 года крупные прокатные компании пожелали купить его для демонстрации в кинотеатрах.В мае сделка состоялась, и 14 ноября 2010 года фильм триумфально прошёл в кинотеатрах США.
Вот так. Приехать в чужую страну без гроша в кармане. Самостоятельно научиться играть на нескольких инструментах. Научиться реставрировать автомобили (она даже блок цилиндров сама растачивала, да). А потом всё ввалить в Свой Фильм, где быть режиссёром, сценаристом, актрисой, оператором, продюсером, композитором, менеджером по всем вопросам, костюмером, гримёром и так далее.
Легендарные автомобили в кино
Bugatti Veyron Supersport — «Need for speed: Жажда скорости»
В новом издании самой обожаемой во всем мире франшизе о скорости и автомобилях засветилась настоящая звезда современности - Bugatti Veyron Supersport. Это чудо достижений современного автомобилестроения завораживает. В нем нет той особой красоты в обычном смысле слова. Плоские боковины и приплюснутый нос Bugatti Veyron Supersport можно было бы считать безвкусицей, если бы они не выполняли свою особую роль в каком-то, наверно, грандиозном инженерном замысле. Гладкий, спортивный, чуть вытянутый силуэт и элегантные колесные арки позволяют машине выглядеть эффектно. Одного быстрого взгляда достаточно, чтобы понять, что это воплощение скорости и неудержимой мощи.
Несколько говорящих цифр: заявленная мощность 1200 л.с.(Bugatti — неофициальный спонсор налоговой службы), разгон до 100км/ч — 2,5с. Внутренний интерьер самой быстрой в мире машины можно описать двумя словами — изысканность и простота. В салоне нет никаких излишеств и кричащей роскоши — все просто до совершенства. Кожа, строгая и сдержанная отделка. Приборная панель предоставляет водителю только самую необходимую информацию и не изобилует какими-либо дополнительными «штучками». Заказы на произведение немецкого автокутюрье принимает официальный дилер марки в России — компания Меркури.
Cкрытый текст -
Aston Martin DB S — «Квант Милосердия»
Выбору главного героя бондианы, фильма поколений, можно доверять со 100% уверенностью — через его руки за годы прошло немалое количество лучших произведений мастеров автомобильного дела. В фильме 2008 года мы наслаждаемся прекрасными съемками и игрой актеров. Aston Martin покрашен в эксклюзивный Casino Ice.
Этот экземпляр английского бренда в гражданском исполнении способен удивить не меньше. Под капотом дикий V12 исключительно ручной сборки мощностью 510 л.с. Разгон до стандартных 100 км/ч не отнимет много вашего драгоценного времени — лишь 4,3 секунды. Дизайн претендует на звание безупречного. К тому же для истинных ценителей франшизы и марки была выпущена ограниченная 300 экземплярами серия именно в цвете Casino Ice. Стоимость — более 250 000 долларов. Достаточно скромная сумма для того, чтобы ощутить себя супергероем.
Ferrari 575 M Maranello — «Плохие парни 2»
Добавим ярких красок в наш обзор. О том, чем занимается итальянская фирма, знает почти каждый. Каждая ее модель — это новая вершина, как в техническом, технологическом плане, так и с точки зрения дизайна. Ferrari конкурирует только с собой. Кажется, что это почти невозможно — создавать один шедевр за другим. Однако только людям, одержимым духом побед, доступен секрет этого чуда. Один из прекрасных экземпляров, модель 575M Maranello, играла в фильме «Плохие парни-2». Неподражаемые актеры Мартин Лоуренс и Уилл Смит выполняют ответственную миссию — расследуют контрабанду наркотиков в Майами. Жаркое местечко! И транспорт под стать — Ferrari 575M участвует в умопомрачительной погоне по мосту. Стрельба, разбитые машины — все смешано в лучших традициях жанра.
Austin Mini Cooper — «Идентификация Борна»
На очереди — одна из популярнейших кинолент нашего века, вышедшая в прокат в уже отдалившемся от нас 2002 году. После удачного дебюта зрители с нетерпением ждали продолжения фильма и были вознаграждены — в настоящее время свет увидели 4 части триллера, имеющие немало поклонников по всему миру. Автомобиль, упомянутый нами в заголовке, стал популярным у покупателей в том числе благодаря частым ролям в кино. В «Идентификации Борна» можно увидеть, пожалуй, самое стильное поколение этой модели — первое. В нем вся идея машины — недорогого, экономичного и компактного транспорта. В Англии и Европе с давних пор ощущалась нехватка мест в городах, и такие автомобили были просто необходимы. В фильме наш четырехколесный герой везет Мэтта Дэймона (исполнителя главной роли) и его новую знакомую Мэри Криутз (Франка Потенте) в Париж — город романтики и приключений.
RR Phantom — «Ларго Винч: начало»
Если эта картина по каким-то причинам еще не удостоилась вашего внимания — самое время ее посмотреть. Ведь кроме обаятельного исполнителя главной роли Томера Сислея и захватывающего с первых минут сюжета для вас предусмотрены удивительные по своей красоте съемки. После просмотра обязательно захочется продолжения — и оно есть: Ларго Винч: Заговор в Бирме. Но это отдельная история. Вернемся к первому фильму. Каким должен быть автомобиль человека, получившего в наследство от отчима большую корпорацию и еще большее состояние? Несомненно, он обязан соответствовать новому положению героя. И режиссер сделал правильный выбор — никто другой, помимо Rolls-Royse, не мог составить компанию Ларго в изменившихся условиях его жизни.
Chevrolet Suburban — «Одноклассники»
Время от времени мы хотим расслабиться, отдохнуть и зачастую решаем посмотреть комедию. Но обязательно хорошую, чтобы результат был налицо. В этом случае следует обратиться к картине 2010 года — «Одноклассники». Адам Сэндлер, известный по своим ролям в «Притворись моей женой», «Такие разные близнецы», «Большой папа» и других, в «Одноклассниках» не только исполняет одну из главных ролей, но и выступает в качестве сопродюсера. Вообще автомобиль успел заслужить симпатию успешных людей — харизматичная внешность сочетается в нем с безопасностью и функциональностью, особенно когда речь заходит о перевозке большой семьи. Автомобиль, полностью разделяющий ценности своего владельца.
Nissan GTR — «Форсаж 4»
Знаменитые приключения стритрейсеров. Фильм-сериал, ставший именем нарицательным. В 4 части принимает участие один из лучших вариантов японского спортмобиля — модель GTRс индексом R34, на котором один из главных героев Брайан О’Коннер участвует в гонках по ночным улицам города. Без этой модели не проходит ни одно серьезное соревнование по дрифту, драгрейсингу или выставка тюнингованных авто. По сути это настоящий спортивный болид, на котором можно ездить по дорогам общего пользования. А еще он являет собой образец особого японского автодизайна, горячо любимого во многих странах мира, где есть специальные клубы почитателей этого Nissan.
Pagani Zonda — «Мишель Вальян: Жажда скорости»
Эксклюзивные суперкары Pagani выпускаются в Италии с 1992 года. За столь короткий промежуток времени они успели сыскать себе такую славу, что позавидовать могут даже компании с более богатой историей. Моторы M120 V12 поставляет спортивное подразделение Mercedes-Benz — AMG. Кузов автомобиля практически полностью выполнен из углепластика, что позволяет достичь существенного снижения веса, уменьшения центра тяжести и улучшения управляемости. А оригинальный дизайн Горацио Пагани, основателя фирмы, обеспечивает превосходную аэродинамику. Вглядитесь в этот инопланетный облик. Есть что-то от космических кораблей? Почти так. Внешность разрабатывалась под впечатлением от реактивных самолетов — чего стоят только четыре патрубка выхлопа на корме машины. А звук, производимый ею, звучит как концертная музыка. В фильме Zonda появилась очень эффектно — именно на ней Мишель Вальян проезжает трассу с закрытыми глазами, демонстрируя свое мастерство. Это завораживает.
Porsche 911 turbo 993 — «Плохие парни»
Первая часть фильма, появившегося в 1995 году, также отметилась включением в сюжет неординарного автомобиля. Porsche вообще все делает по-своему, а свою принцессу, 911-ую, за многие годы упорных инженерных изысканий и суровых тестов довел до совершенства. Черный вариант смотрится крайне удачно. Многочисленные эффектные взрывы, экспрессивная погоня за Cobra и неподдельные эмоции героя Уилла Смита не оставят вас равнодушным. Автомобиль в кадре — модель 993 Turbo 1994 года. Такие сейчас в цене у коллекционеров марки. 3,6-литровый оппозитный турбированный двигатель делал эту машину самой быстрой в то время, о чем упоминает герой Уилла Смита.
Ford Mustang & Dodge Challenger — «Буллит»
На десерт- блюдо для гурманов. В одном фильме 1968 года встретились автомобили, чья борьба за кошелек почитателей настоящих американских мусклкаров ведется уже не одно десятилетие. По сценарию эта парочка учинила погоню, да такую, что она признана чуть ли не лучшей во всем кинематографе. За рулем Ford Mustang 390 GTV8 — актер Стив МакКуин. На эту сцену длиной 9 минут 42 секунды было израсходовано 3 недели съемок. Знаменитые прыжки на скорости по спускам Сан-Франциско выглядят очень реалистично — никаких популярных сегодня спецэффектов не использовали. Сами автомобили, несмотря на преклонный возраст, популярны до сих пор, особенно у себя на родине, а за пределами США фанаты готовы выложить немалую сумму за возможность почувствовать на себе всю мощь культовых монстров.
wikipedia.org, blog.hemmings.com, drivelikeawoman.com, nostradamvs.livejournal.com, stevekyiv.livejournal.com, alternatefaith.com, vschicagomagazine.com, elle.ru, topcrop.ru
|