Показать сообщение отдельно
Старый 07.08.2016, 16:41   #472
djuka
Зритель
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Форумчанин
Аватар для djuka
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 949
Репутация: 2063
«Ничего и никогда не бывает потом»:

Неоконченной пьесе для механического пианино - 35 ЛЕТ
Режиссер - Никита Михалков
Сценаристы - Александр Адабашьян, Никита Михалков
Оператор - Павел Лебешев
Композитор - Эдуард Артемьев
Художник - Александр Самулекин
Производство - Мосфильм, 1977

Фильм снят Никитой Михалковым по мотивам произведений А. П. Чехова. В картине рассказывается о сельском учителем Платонове, переживающем внутренний кризис.
В фильме использованы мотивы чеховских рассказов: "Безотцовщина", "В усадьбе", "Учитель словесности", "Три года", "Моя жизнь".
Картина стала одной из лучших в творчестве режиссера.

Идея создания фильма родилась у режиссера во время работы над его предыдущей картиной «Раба любви». Михалков, читая записные книжки Чехова, набрел на словосочетание «механическое пианино», и этот образ предсказуемости, инерции, машинальности того, как складываются судьбы чеховских персонажей, запал кинематографисту в душу.

"Никогда "потом" не наступает!"


Cкрытый текст -
 


«Мама, отправьте меня в жёлтый дом! Я сумасшедший. Я все еще верю в любовь, честность, дружбу!»
- эта и многие другие цитаты из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» стали узнаваемы и любимы зрителями многих поколений.
Пожалуй, императивами «любви, честности и дружбы», а также экзистенциальными поисками, рефлексией и философичностью - можно охарактеризовать не только этот фильм, но и пронизанную духом особой лиричности русскую классику в целом...
Впрочем, об этом лучше не говорить, а один раз увидеть, снова посмотрев фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» режиссера Никиты Михалкова, премьера которого состоялась 35 лет назад.

В июле 1977 года мосфильмовская газета "Советский фильм" так писала о картине:
(Газета "Советский фильм", 1 июля 1977)

Летом в усадьбе вдовы генерала Анны Войницевой собираются гости. Пасынок Войницевой Серж представляет им свою жену Софью, в которой сосед Михаил Васильевич Платонов узнает свою прежнюю любовь. Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Но Михаил Васильевич оказывается не готов к такому повороту…

Плакат фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино"

Герои драмы осознают никчемность, бесцельность своего существования, непохожесть жизни на ту, о которой мечтали в юности. Конгениальность картины чеховскому произведению придает атмосфера тихого дворянского гнезда и великолепная актерская игра, благодаря чему удалось передать на первый взгляд незамысловатыми средствами извечные проблемы человечества.

"Неоконченная пьеса..." (отрывок)

Единственный, кто видит всех насквозь и страдает от собственной несостоятельности, это Платонов. Подобно Чацкому, он "раздаёт оплеухи" – резко и чуть нелепо, – всем собравшимся.
Он задыхается среди лжи, лени, бессмысленных рассуждений и бездарного времяпрепровождения. И осознаёт, что является частью этого. Старается дистанциироваться от остальных, оправдаться, что “не стал чем-то бóльшим”, обвиняя окружающих:
“Мне 35 лет! А я ничего в вашей проклятой жизни не сделал!… Лермонтов восемь лет как лежал в могиле! Наполеон был генералом! Я ничтожество по вашей милости!”

Но Платонов неглуп и честен с собой, ему достает проницательности понять, что на самом деле он вовсе не жертва обстоятельств. Во всем виновен он сам. Но в чем его вина? В том, что всё сложилось, как сложилось? В пассивном следовании "по течению"? В том, что не стал великим?
Ведь разве в этом счастье? Его можно обрести в очень простом и обыденном.

Сильнейшая сцена молитвы Платонова в поле:
“Господи, Господи... Вот счастье: ехать в поезде, пить чай и говорить со случайным попутчиком о хорошем. Оставлять позади всю эту череду пустых лет и поступков..."



Но это настроение минуты. Едва ли мятущаяся душа Платонова была бы счастлива. Он чует невозможность счастья и той новой жизни, о которой мечтается... "Всех перебудил! Всем мешаю!" В порыве отчаяния он несется к обрыву, прыгает... И оказывается по колено в воде. Трагедия превратилась в фарс.

Но настроение тут же меняется. К Платонову бежит жена. Несколько минут назад он кричал ей: “И ты здесь, хранительница очага, в котором давно ничего не тлеет! Как я ненавижу тебя с твоими борщами и канарейками! Тебе, как и мне, просто деваться некуда!”
А она мчится за ним, чтобы удержать, спасти:


“Мишенька, Мишенька! Слава Богу, ты жив. Значит, и я жива. Я так люблю тебя. Я всё могу стерпеть, всё могу вынести, если ты со мной. Потому что я знаю, что никто не сможет любить тебя так, как я…”
И тут же слова Софьи из “Дяди Вани”:

“Мы отдохнем. Мы увидим жизнь новую, светлую. Мы встретим хороших людей, которые поймут и простят нас. Мы будем жить долго и счастливо. Только надо любить, Мишенька. Надо любить”.



В фильме соблюдены чеховские традиции: серьезное оборачивается смешным, возвышенное - пошлым. Неудавшаяся попытка самоубийства главного героя венчает действие, оставляя иллюзию временного примирения с жизнью. Чтобы выбраться из омута, в который сами себя загнали, персонажи должны или много работать, или искренне верить.
И то, и другое означает изменение сознания, образа жизни, определенные самоограничения. А это трудно и хлопотно, и чем дальше, тем невозможней. Остается одно - продолжать жить механической жизнью в назидание зрителю, способному еще испытывать ужас от сходства героев "Неоконченной пьесы" с самим собой...

Цитаты
  • Дворяне… Хуже пейзан, никакой гигиены — такой стул утопили.
  • Лахудры, свистать-то не разучились ещё?
  • — Опять от тебя, подлец, моими духами пахнет?
— Кто подлец, так это Митька ваш — он их пьёт и мне предлагает.
  • Мама, отправьте меня в жёлтый дом! Я сумасшедший. Я все еще верю в любовь, честность, дружбу!
  • Размножаемся, господа, размножаемся.
  • Ага, мистификасьон! Я же говорил, что чумазый играть не может.
  • Господи, как я счастлив! Вольтер, ты и маман, больше мне ничего не нужно! Впрочем, ещё Глинка.
  • Поглядите, православные - ящерицы зеленые, дуры!
  • A propos кто дурак - так это господин доктор-с. Они господину Петрину газету подожгли-с!
  • А вот в Сызрани девицей Терещук поймана ворона с голубыми глазами.
  • — Господи! Где они, представители нашей аристократии?! Пушкины где? Лермонтовы? Гончаровы?
  • — Гончаров был купец. — Исключение, милый мой, подтверждает правило! Вот так-то, молодой человек! Да и о гениальности вашего Гончарова сильно поспорить можно.

Сколько раз смотрю фильм - этот монолог в финале переворачивает душу, трогает до слёз. Столько искренности, любви и простоты.
Потрясающая работа оператора Павла Лебешева. И незабываемое музыкальное сопровождение.


Enrico Caruso - Una Furtiva Lagrima (1904)


Cкрытый текст -
 


Ah! Cielo, si puo, si puo morir,
Di piu non chiedo, non chiedo.
Si puo morir, si puo morir d'amor.


mosfilm.ru, tfilm.club, pipopolam.narod.ru, wikiquote.org,Официальный сайт Александра Калягина,
  Ответить с цитированием