Показать сообщение отдельно
Старый 09.05.2016, 17:02   #467
djuka
Зритель
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Форумчанин
Аватар для djuka
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 949
Репутация: 2063
Офицеры / 1971

ТЕ, КТО ПРИНЯЛИ СМЕРТНЫЙ БОЙ. История создания фильма «Офицеры»
Фильм «Офицеры» вышел на экраны 26 июля 1971 года на Киностудии имени Горького.
Режиссер — Владимир Роговой.
Сценаристы: Борис Васильев, Кирилл Рапопорт

Не знаю как у вас, а у меня есть три самых любимых фильма о войне, сколько бы раз я их не смотрела - это «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики» и «Офицеры».

Хотя, если быть более точным, то хороших фильмов о войне намного больше, а «Офицеры» это фильм не о войне - он о людях! О мужчинах, верных дружбе, любви, долгу, чести, своей стране. И о женщинах, заработавших «половину их орденов». Фильм - легенда. Фильм, который "цепляет" за живое. Для меня этот фильм свят, потому что показывает настоящих офицеров! А моя бабушка, когда смотрит этот фильм всегда плачет, т.к. постоянно узнает себя
в Любе Трофимовой. А главная причина успеха фильма - в его искренности и в вере в завтрашний день.

8 мая 1970 года началась работа над «Офицерами», картиной, в отечественном кинематографе уникальной. Ее называют кинороманом, а, по нашему мнению, точнее было бы — «кинолетопись». В 70-е годы о войне, гражданской и Великой Отечественной, фильмы появлялись едва ли не каждый месяц, но лишь «Офицеры» вобрали в себя всю военную историю СССР.

Действие этого фильма охватывает довольно большой период — с двадцатых по 70-е годы. В центре внимания авторов жизнь всего одной семьи — Алексея Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце — убеленного сединами генерала, жены его Любаши, их сына Георгия и, наконец, внука Ивана. Но фильм нельзя назвать просто семейной хроникой. Помимо принадлежности к одной семье, у героев есть еще одна особенность, роднящая их друг с другом. Все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое, как эстафету, передают своим детям и внукам.

Именно профессия героев и является, по замыслу авторов, драматургическим стержнем фильма. Она, эта профессия, формирует характеры, взгляды, мировоззрение, определяет логику движения сюжета, сосредотачивая внимание авторов на тех узловых моментах жизни героев, когда особенно ярко и очевидно проявляется их призвание, их еще с детских лет усвоенная привычка считать себя воинами Советской Армии, их гордость за свою профессию — профессию защитников Родины.

Для Владимира Рогового картина стала дебютом в роли режиссёра. Борис Васильев предложил на главную роль в картине Георгия Юматова. Режиссёр сначала отказывался. У Юматова была плохая репутация сильно пьющего человека, который мог сорвать съёмки. Однако Васильев поручился за него.

Съёмки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье («переправа китайцев» на самом деле происходила рядом с деревней Волково в Рузском районе), Твери (сцена с танковой колонной, которую догоняет на автомобиле генерал Трофимов с семьей), Севастополе (сцены с Егором и Машей на улице), Ашхабаде (среднеазиатские эпизоды).

Снимать сцену встречи Ивана Варравы и Любови Трофимовой у фасада здания Министерства обороны не позволило армейское начальство, поэтому ее снимали возле входа в корпус химического факультета МГУ, которое очень напоминало внешний облик здания, в котором располагалось военное ведомство.
«Испанский» эпизод снимался в одном из столичных переулков в районе Никольской улицы.
Рискованный прыжок с поезда, который совершил Варрава, чтобы нарвать цветов для только что родившей Егора Любы, был снят на железнодорожной петле возле Инкермана.

Успех картины был неожиданный и потому ошеломляющий: она стала самым кассовым фильмом 1971 года, а Василий Лановой, по опросу журнала «Советский экран», — лучшим актером.

И что бы мы ни говорили выше, зритель увидел в картине главное — правду характеров. Секрет такого, если хотите, противоречия, кроется в том, что киноленту создавали, помимо прочих, четверо фронтовиков: сценаристы Борис Васильев и Кирилл Рапопорт служили в танковых войсках. Им заинтересовалась студия им. Горького.

47-летний Владимир Роговой работал на студии с 1953 года, но самостоятельно поставил всего один фильм — «Годен к нестроевой», добротную кинокомедию из армейской жизни. Роговой - был бывшим пехотинцем. Сегодня такой выбор кажется мудрым — режиссер донес до зрителей озорные искорки в сценарии, без которых герои оказались бы мертворожденными.

И Георгий Юматов - юнга, потом рулевой на бронекатере. В составе Азовской и Дунайских флотилий участвовал в штурме Измаила, брал Бухарест, Будапешт, Вену. По собственному выражению актера грудью пропахавший всю Малую землю.

К концу 60-х Васильев и Рапопорт были ветеранами не только войны, но и кинематографа. Сценарии писали с 1957 года, причем дебютом стала работа о воспитании советских воинов, называвшаяся не иначе как«Сержанты».

Следующим, по идее, должен был появиться фильм «Прапорщики», но не случилось — «Сержанты» оказались «проходной» картиной, и бывшие танкисты начали разрабатывать другие темы — приключенческую («След в океане», 1965) и спортивную («Королевская регата», 1967, Юрия Чулюкина, которая, увы, далеко отставала от его же «Девчат», несмотря на крепкий актерский ансамбль).

Лишь в 1969 году они вернулись к событиям войны, создав сценарий к фильму «На пути в Берлин». Замысел «Офицеров» родился два года спустя и стал лучшим в их творческой биографии.

Труднее всего в подготовительный период было найти актеров на главные мужские роли — Ивана Варравы и Алексея Трофимова. Исполнительница роли Любы отыскалась быстро — ею стала Елена Добронравова, актриса-вахтанговка.

Между тем на роль Трофимова претендовало ни много ни мало 42 кандидата. В их числе были Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Михаил Ножкин… Однако на пробах всех превзошел Георгий Юматов, кумир 50-х («Молодая гвардия», «Разные судьбы»), у которого в то время открылось второе дыхание (в 1965–1969 гг. ежегодно выходило по фильму с ним в главной роли; даже неискушенные зрители прекрасно помнят его дуэт со Светланой Светличной в картине Эдмонда Кеосаяна «Стряпуха»).

Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, оно (ранение) настоящее и прошло всю Европу — Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.

Это настоящие шрамы, полученные актером во время венской операции.

Из воспоминаний Георгия Юматова:
Мы уткнулись носом в бык, то есть встали посредине моста, по которому в это время отступала танковая дивизия СС «Мертвая голова». Оба берега у немцев. Причалили, матросы забросили «кошки» и по канатам забрались туда. Мальчишки по девятнадцать-двадцать лет, самому старшему, по-моему, было лет двадцать пять.
Пробрались туда, взяли гранаты-связки и под танки! Паника… Переполох… Радист успел на катере отстучать: «Матросы захватили мост». И наши в этот туман бросили десант и захватили мост полностью. Таким образом, была взята Вена…

Пока длилась операция по захвату моста, немцы пришли в себя. Когда они сообразили, что нас там всего человек 15, всех перебили. Оставшиеся в живых были очень сильно искалечены. Выжило всего двое или трое, меня отправили в госпиталь. Привезли, положили на операционный стол, хирург одел маску-наркоз и говорит: «Считай до десяти». Я считаю… и ничего. До двадцати, до ста – тот же эффект… Хирург очень удивился, снял маску, понюхал и приказал: «Ну-ка дайте ему стакан спирта!..»

Ивана Варраву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров — Олег Ефремов, Александр Лазарев, Александр Белявский, Валентин Гафт.
Режиссеру больше всех понравился Ефремов, его утвердили на худсовете, но он сниматься не смог — был занят в другой картине. Роговой настолько пал духом, что во время полета в Ашхабад, где планировались натурные съемки, уговорил сниматься… пилота Леонида Козмерова. К сожалению (или к счастью?) Козмеров не прошел пробы: красавец-мужчина был начисто лишен актерских данных.

Тогда выбор пал на Василия Ланового, «сослуживца» Елены Добронравовой.

Сегодня кажется, что иного Варравы и быть не могло. Между тем Лановой долго колебался: «Я не мог понять своего героя, — рассказывал Василий Семенович. — Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: «Варрава — романтик, играй романтика!» И я согласился». Признание удивительное. Читаешь, а перед глазами… Павка Корчагин, которого Лановой блестяще сыграл в экранизации Алова и Наумова (1956).
Какие могут быть сомнения? Очевидно, Василий Семенович, человек знаменитый своим серьезным отношением к актерскому труду, просто не хотел повторяться. И добился своего — мало кому придет в голову сравнивать Варраву с Корчагиным.
Кроме этого, между Лановым и Юматовым были очень натянутые отношения. Ещё в 1950-е годы Юматов мечтал сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него тогда на роль взяли Ланового.

Василия Лановой: «Жора уже начинал сниматься, а я в соседнем павильоне снимался в фильме "300 лет тому..." о Богдане Хмельницком. Но Жора заболел, и Алов и Наумов (режиссеры фильма "Павел Корчагин") начали судорожно искать.
А тут рядом снимается какой-то актер, студент третьего курса Щукинского училища. "Пойдите посмотрите", — сказали режиссерам. И я увидел Алова. Раз торчит в кадре, смотрит, два торчит в кадре, смотрит. И я понимаю, что он смотрит меня.
И потом, когда меня пригласили уже пробоваться, я сказал эту знаменитую фразу: "Нечего. Я должен играть". Жора Юматов очень на меня рассердился».


На съёмках «Офицеров» актёры помирились.

Несмотря на то что Иван Варавва - персонаж вымышленный, его образ Васильев списал с настоящего кубанского казака, поэта Ивана Вараввы.

Писатель познакомился с ним, когда они работали вместе в Министерстве культуры СССР. Васильев как раз трудился над сценарием «Офицеров» по заказу Министерства обороны. Образ офицера-казака давался сценаристу с трудом - никак не получалось наделить его запоминающимися чертами характера. Васильев тогда начал присматриваться к своему коллеге, расспрашивал его о жизни, о том, как он воевал. В итоге образ был найден.
Так, некоторые истории, рассказанные Вараввой, попали в фильм. Например, шаровары, которые вручали как награду в фильме, в реальной жизни стали поощрением для деда Ивана Вараввы, сражавшегося в Гражданскую войну.

Однако, если сосредоточиться на тех сведениях о персонажах, которые мы можем получить из фильма, то можно узнать, что Васильев решил использовать только имя, несколько историй и фамилию Ивана Варравы. Но не более.
Если задуматься, оно п
онято, что это собирательные образы советских офицеров. А были ли такие на самом деле? И вот что можно узнать о наших героях...

Начнем с Ивана Вараввы, ибо у него «маркеров» по которым его отследить можно гораздо больше, как - никак дважды Герой Советского Союза, коих всего то было 154 человека. После Туркестана пошел на учебу в военную академию в Москву, оттуда военным советником в Китай, но не открытым, а тайным, ибо неудачно выдавал себя за китайца.
То есть, если судить по петлицам Алексея, это должно было произойти между 1935 и 1937 годом.

После мы видим его на аэродроме с петлицами комбрига (формально говоря генерал-майора) кавалерии РККА. Поучаствовал в Гражданской войне в Испании, так как передает сыну Любы и Алексея Егору республиканскую пилотку.
Так как Люба ничего не знает о судьбе мужа — то это происходит примерно весной 1937 года.
По сценарию должен был бы быть репрессирован, но в кино это не вошло. После мы его видим уже после войны (год примерно 1956, если на форму генеральскую обращать внимание) .
Он генерал-полковник, командующий военным округом.

Генерал-полковник

Если внимательно проштудировать биографии подходящих людей, то такового трудно найти. Слишком насыщенная и сложная судьба. Скорее всего за прототип были взяты судьбы 2 военачальников и Дважды Героев Советского Союза — Павла Ивановича Батова(Испания, и командование округами примерно в это время), Павла Семеновича Рыбалко (был тайным военным советником в Китае 1935-1937 год, кавалерист).

Павел Иванович Батов

Павел Семенович Рыбалко

Судьба Алексея Трофимова раскрыта более полно.

После расставания с другом Иваном Вараввой он продолжал служить в Средней Азии, боролся с басмачами. Потом гонял бандитов по Павлоградским степям. В 1936 году он учится в академии и отправлен на стажировку в Китай.
Там он встречает Ивана в виде китайского товарища. Алексей капитан кавалерии, впрочем вскоре мы видим, что он перешел в бронетанковые войска.
Самое забавное, что Егор, фотографируя свою девушку и будущую жену, облачается в китель отца. Так вот на кителе отца петлицы капитана — а шевроны на рукаве майорские. Впрочем в звании майора мы видим Алексея уже перед самой ВОВ, когда Егор прибыл на побывку.

Иван Трофимов

До этого показана война Алексея в Испании. Он командир танка Т-26, его достаточно тяжело ранят.
Когда он прибывает домой в гражданской одежде, на столе можно видеть «Советское шампанское», а значит это не ранее середины 1937 года, скорее всего 1938 год.

Генерал-майор Трофимов

После войны, Алексей командир танковой дивизии, в звании генерал-майора. Герой Советского Союза.
Такого человека было найти вообще очень трудно.
В чем то схожа судьба Николая Григорьевича Лященко (Средняя Азия, Китай и Испания), в чем то генерал-майора Сергея Михайловича Бушева и еще ряда других.

Николай Григорьевич Лященко / Сергей Михайлович Бушев

Когда подготовительный период был в самом разгаре, группа едва не потеряла Георгия Юматова. Летом 1970 года он снимался в комедии «Опекун» в роли выпивохи. Опьянение было ему не в диковину, однако на сей раз он так «вошел в образ», что сорвал съемки.
За недостойное поведение Юматову объявили строгий выговор по «Мосфильму» и запретили режиссерам студии снимать его в течение года. Начальство собиралось через Госкино закрыть ему дорогу и на другие студии.
К счастью, до этого не дошло, иначе роль Трофимова пришлось бы играть кому-то другому. Хотя поговаривают, что, «разрешив» ему сниматься у Рогового, «Мосфильм» подкладывал конкурентам свинью: был расчет, что Юматов подведет и съемочную группу «Офицеров». Расчет, как показали дальнейшие события, верный, но результат получился отнюдь не в пользу «Мосфильма».

Съемки пришлось начать с конца, эпизода, когда Варрава знакомится с внуком Трофимовых — суворовцем Ваней. Дело в том, что в этой роли был занят московский школьник Андрей Громов (снимался в картине «Приключения желтого чемоданчика», а его нужно было освободить до начала учебного года.

Между режиссером и Еленой Добронравовой возник конфликт. Они по-разному трактовали взаимоотношения Варравы и Любы.

Режиссер хотел, чтобы любовную линию в этом дуэте вел один Варрава, актриса настаивала, чтобы ее героиня тоже питала к сослуживцу своего супруга не только платонические чувства. Скандалы следовали один за другим, и наконец Роговой снял Добронравову со съемок.
Времени на поиск новой актрисы не было, решили обратиться к тем, кто пробовался раньше. Остановились было на Ларисе Лужиной, но она готовилась стать матерью. Исполнительница роли Любы нашлась только с третьей попытки — утвердили Алину Покровскую, актрису театра Советской Армии.

Ее срочно отозвали с гастролей. «Юматов и Лановой встретили меня с цветами. Оператор провел пальцем по моему лицу: «Здесь проложим морщины» — и вытащил откуда-то седой парик. В считанные минуты я из девчонки, которую собиралась играть, стала бабушкой!»

Не менее трудную задачу представлял собой грим Юматова. Для первой трети фильма 44-летнего актера нужно было омолодить на двадцать лет. Чтобы разгладить морщины, Георгию Александровичу заплетали волосы в косички и туго стягивали на затылке, а лицо замазывали яичным белком. Процедура сродни изощренной пытке, но актер сносил ее безропотно.

Покровская: «Работать было легко и радостно. Мы все влюбились в Бориса Васильева. Мне этот автор был особенно близок, потому что в то время в театре я параллельно репетировала роль Женьки в его пьесе «А зори здесь тихие…» Владимир Роговой очень прислушивался к Василию Лановому и Георгию Юматову. Они уже тогда были киношные асы, а он — практически дебютант. Отношения сложились замечательные, всем очень хотелось сделать сердечный фильм».

Затем съемочная группа отправилась в Рузу. Там в конце августа снимался эпизод «китайская переправа». Для пущей достоверности в сцене заняли настоящих китайцев — двести человек, предоставленных торгпредством КНР.

Надвигалась осень. Ночью, когда шли съемки, вода в озере стала ледяной. Однако дисциплинированные китайцы безропотно отрабатывали дубль за дублем. Их старания были вознаграждены несколькими ящиками главного русского лекарства от простуды. Приняв его, гости с юго-востока потеряли автономность — их грузили в автобусы навалом.

На бессловесную, но важную роль Ванечки, внука Трофимовых, в нескольких эпизодах требовался очень юный артист — годовалый ребенок.
Здесь уместно вспомнить бессмертные стихи Корнея Чуковского. «Но какая же мать согласится отдать своего дорогого ребенка?..» В конце концов было решено искать его в домах малютки, где воспитывались дети-отказники.

Нашли 11-месячного малыша Володю Селиванова, мальчика с судьбой, позаимствованной как будто из романа Дюма. Отец поставил вопрос ребром: или я, или ребенок, и она выбрала мужа. Это не помогло — молодая «семья» вскоре распалась. Впрочем, мать все равно не спешила за сыном в детдом, но вмешался случай. Она попала на сеанс «Офицеров» и узнала сына в юном актере. Лишь тогда сердце непутевой родительницы дрогнуло, и после полутора лет в детском доме Володя обрел настоящую семью.

Всем известно: водка в больших дозах — уже не лекарство, но Георгий Юматов решил еще раз познать это на собственном опыте. Октябрьские съемки в Севастополе оказались под угрозой срыва.
Единственным, кто мог в прямом и переносном смысле отрезвить Георгия Александровича, была его супруга Муза Крепкогорская.
Ее срочно вызвали в Севастополь, а чтобы приезд был оправдан творчески, специально для нее Васильев написал крохотную роль мамы той девушки, в которую влюбился сын Трофимовых.

Однако сразу перевести мужа на трезвую колею Крепкогорской не удалось. Юматов был профессионалом не только по актерской части, так что долго умудрялся водить строгую жену за нос. Они жили в гостинице, и Муза каждое утро буквально обыскивала номер.
Ее усилия достигали результата не всегда. Например, однажды Юматов спрятал «заначку» в сливном бачке и «полечился» так, что съемку пришлось отменить. В другой раз ему помогли «потерять форму» его закадычные друзья — военные моряки. Они раздобыли кадры кинохроники, где юнге Юматову вручают орден, и явились в гостиницу обмыть находку. Выяснилось, что актер заперт в номере на ключ. Это его не остановило. Он разорвал простыню на полосы, связал их и спустился к друзьям…

Когда окончательно выяснилось, что бутылка сильнее жены, актера уговорили на несколько дней лечь в больницу. Однако по утрам он спускал из окна своей палаты больничную простыню, к которой сердобольные поклонники привязывали бутылку водки. Тогда Роговой пошел на хитрость. Он попросил, чтобы на севастопольском спиртзаводе налили в одну из водочных бутылок воду и закупорили по всем правилам.

Утром эту бутылку спустили Юматову с крыши в окно гостиничного номера, но выпить ее в одиночку не дали. Зашел Роговой и как бы невзначай предложил распить поллитру на двоих. После первого же глотка Юматов распознал подвох, отдал должное выдумке режиссера и до конца севастопольской экспедиции ни разу не подвел съемочную группу.

Была ли для «срыва» особая причина? Говорят, Юматов влюбился в свою партнершу. «То, что Жора ко мне неравнодушен, было видно невооруженным глазом, — рассказывала Алина Покровская.
— Но я делала вид, что ничего не происходит. Я уже тогда встречалась со своим будущим мужем, за Жору очень переживала Муза. У нас бы ничего не вышло…
На всякий случай мы везде ходили втроем: Жора, Вася и я. Прямо как в фильме».

По сценарию Иван Трофимов решил продолжить семейную династию военных и стал десантником.


Говорят, службу в ВДВ рекомендовал включить в фильм сам Василий Маргелов, основатель советских воздушно-десантных войск.

После просмотра фильма тысячи молодых людей захотели связать свою жизнь с армией, конкурс в военные вузы увеличился в несколько раз. А Лановой, сыгравший офицера, объехал 800 гарнизонов, и везде его встречали как своего.

В феврале неподалеку от Ашхабада начались съемки эпизодов войны с басмачами. Алина покровская вспоминает: «Я приезжала в Туркмению на два-три дня. Садилась после спектакля в самолет и мгновенно засыпала. Дозаправка в Красноводске — и из заснеженной Москвы попадаешь в зеленый рай. Возвращаешься со съемок в гостиницу, напоенную изумительными запахами.
Жора Юматов кричит: «Тебе шашлык заказывать?»

Жора и Вася скакали не хуже заправских джигитов, а вместо меня режиссер хотел снимать дублершу. Но у меня были на этот счет свои планы. Возвращаясь в Москву, я каждое утро — к семи часам — ездила на закрытый манеж ипподрома. Инструктор подводил коня, здоровенного, как шкаф, и я забиралась на него по лесенке. Страху натерпелась! И вот через пару дней конь подвез меня к большому зеркалу, что всегда есть на манеже, обернулся и посмотрел на меня таким красноречивым взглядом, что я со смеху чуть не выпала из седла. Но лошадей бояться перестала».

Столь неожиданная смелость едва не стоила актрисе жизни. На съемках ей дали отнюдь не философски настроенного коня-джентльмена, а скакуна горячих кровей. Сцену погони басмачей за героями фильма снимали рядом со рвом, мимо которого и должны были проскакать актеры.
Однако Адлер — так звали коня Покровской — решил прокатить наездницу с ветерком и пошел на обгон скакунов Юматова и Ланового. Первым это заметил Юматов и бросился наперерез Адлеру. Вскоре подоспел Лановой. Они догнали лихача-камикадзе и спасли Покровскую от неминуемого падения в ров.

Через несколько дней едва не погиб второй режиссер Владимир Златоустовский. Впоследствии он вспоминал:
«Басмача-предателя играл ашхабадский художник, панически боявшийся высоты. А по роли ему надо было подстреленным падать со скалы. Мы с ним примерно одного роста, и я решил «упасть» за него. Туркмены внизу натянули брезент, я повернулся к ним спиной, шагнул вниз… и промахнулся! Рухнул башкой прямо им на руки. Горе-страховшики испугались и бросили меня вместе с брезентом. Очнулся — «Скорая», врачи, сотрясение мозга»…

Несчастье подстерегло и оператора Михаила Кириллова.
Чтобы снять рельсы под мчащимся поездом, ему пришлось привязать себя под вагоном. Но от тряски веревка развязалась и оператор рухнул на рельсы.
От гибели его спасло лишь то, что поезд в тот момент замедлил ход. Оператор попал в больницу, съемки остановились. Он уговаривал режиссера найти замену, но Роговой посчитал это предательством. На несколько недель Кириллова заменил его сын Андрей — в то время он заканчивал ВГИК и вскоре снял один из самых оригинальных советских фильмов для детей — научно-фантастический «Москва–Кассиопея».

В конце марта съемочная группа вернулась в Москву и начался монтаж фильма. Премьера была приурочена к Дню Победы, поэтому времени оставалось мало, но торопиться не пришлось — основная работа по монтажу и озвучиванию прошла параллельно со съемками.
9 апреля 1971 года картина была представлена худсовету киностудии и принята практически без поправок. Однако у чиновников из Госкино сложилось иное мнение. Они заставили вырезать из фильма несколько эпизодов, в том числе, сцену расстрела фашистами советского офицера (она, видимо, никак не вязалась с названием).

Под давлением военспецов из Главного политуправления армии картине присвоили лишь третью прокатную категорию. Не повезло фильму и с датой премьеры — на широкий экран «Офицеры» попали 26 июля, в разгар летних отпусков.
И хотя дебют проходил в самом престижном столичном кинотеатре «Россия», половина мест в огромном зале пустовала.

К счастью, на просмотре оказалась супруга тогдашнего министра обороны Андрея Антоновича Гречко. Она была потрясена увиденным — в Любе Трофимовой она узнала себя.

Она немедленно поделилась впечатлениями с мужем, он запросил копию фильма и отправился смотреть ее на дачу к главному кинокритику страны, Леониду Ильичу Брежневу.
«Офицеры» привели Генерального секретаря и его окружение в восторг, и в сентябре, когда в столицу подтянулся отпускной народ, состоялась повторная премьера. Она прошла при аншлаге.
Он, как выяснилось, не был специально организован:
в прокате «Офицеры» собрали 53,4 млн. зрителей и заняли место в первой десятке самых кассовых советских фильмов.


О взрослых актерах, сыгравших главные роли в картине, написано много. Рано ушли из жизни Георгий Юматов и Наталья Рычагова.
Драматической была личная жизнь красавицы Алины Покровской, которая много лет боролась за жизнь любимого супруга, но так и не смогла одолеть смертельный недуг.

А как сложилась жизнь актера Андрея Громова, сыгравшего самого юного героя картины - Ваню Трофимова, внука главных героев - Любы и Алексея.


— Разгильдяй! — ругался на подросшего внука генерал Трофимов—Юматов.
— Отличник! — разглядывая доску почета, уточняла “бабушка” Покровская.
Ванюша Трофимов, смешной лопоухий суворовец, опоздал в училище из увольнительной, "потому что бегемота смотрел" в зоопарке. За что и получил два наряда вне очереди и нагоняй от деда-генерала.

Маленький Андрей Громов попал в кино, как и многие юные советские актеры, чисто случайно. Он учился во втором классе обычной московской школы, когда к ним в класс пришли помощники режиссера Ильи Фреза, который искал мальчика, сыгравшего бы главную детскую роль в задуманной им ленте "Приключения желтого чемоданчика". Они отобрали несколько человек. В том числе и Андрея.

"Вместе с мамой в назначенный день мы приехали на киностудию имени Горького, - вспоминал впоследствии Андрей Громов. - Там все напомнило мне поликлинику. Огромная очередь, в которой сидят напуганные родители с детьми. Подошел мой черед, я зашел в кабинет. За столом два режиссера - главный и второй.
Меня попросили что-нибудь почитать, но я так перепугался, что напрочь забыл все серьезные стихи и басни, которые знал тогда в великом множестве.
На ум пришло лишь шуточное "Робин-бобин-барабек, скушал сорок человек…".
Мальчик прочел стишок и собирался уходить, однако его остановили и попросили повторить: "Только так, чтобы нам стало страшно, а потом - так, чтобы было смешно".

Через месяц в квартире Громовых раздался телефонный звонок: звали на фотопробы. Еще через месяц - на кинопробы. Прошел еще месяц, когда со студии Горького позвонили родителям Андрея и сообщили: "художественный совет утвердил вашего сына на главную роль в фильме "Приключения желтого чемоданчика".

Так началась кинокарьера Громова. В картине его партнерами были Татьяна Пельтцер и Евгений Лебедев. Взрослые всячески помогали юному дарованию, подбадривали и смешили его. Фильм еще не вышел в кинопрокат, а Андрея пригласили в следующую картину, на этот раз в Одессу, где снимали короткометражку "Валерка, Рэмка + …" о двух друзьях-первоклассниках, влюбившихся в одну девочку. Андрей быстро стал популярным среди своих одноклассников, которые гордились им и уважали.

Но всенародно известным 10-летний паренек стал после "Офицеров". На роль мальчика утвердили без проб. Владимир Роговой знал его по "Приключениям желтого чемоданчика" (на съемках этого фильма он был вторым режиссером).
"Офицеры" снимались по заказу Министерства обороны, поэтому на режиссере и актерах лежала особая ответственность. Все должны были играть безукоризненно и достоверно. У зрителей не должно было возникнуть и тени сомнения в том, что из суворовца Вани Трофимова вырастет настоящий офицер.

Алина Покровская, игравшая его бабушку, рассказала потом, что все указания режиссера мальчик выполнял точно и был очень дисциплинированным.

Многим, наверное, памятен диалог деда и внука уже ближе к концу фильма:

- Вот эти львы, Вань!
- Тоже мне львы. У них клыков-то нет.
- Не скажи, брат. Это не просто львы, это знаменитые львы. Знаешь…
- Все знаю: и как ты бабушке полено от самых Хамовников волок, и про красные штаны знаю. Мне бабушка про это тысячи раз рассказывала. Дед, ну, пойдем лучше в зоопарк.

Действительно, давайте посмотрим на львов в начале и конце фильма.
Сцена знакомства Любы и Алексея - зубы есть.

И та самая сцена, когда Люба и Алексей приходят к этим львам с внуком - зубов нет.

Предприимчивые киношники ради этого диалога сделали львятам фальшивые-зубы.

"В конце фильма есть эпизод с зоопарком - я опаздываю в училище и иду смотреть на бегемота, - вспоминал Андрей Громов. - Так вот, этот эпизод снимали по отдельности. Сначала отсняли бегемота. А потом привезли тяжеленную чугунную решетку, около которой должны были стоять я и еще человек десять - пятнадцать массовки.

Решетка ничем не была укреплена, ее держали своим весом посетители импровизированного зоопарка. Отсняли эпизод, выключили камеру, актеры отходят от решетки, и… Эта громадина начинает заваливаться на меня. Хорошо, я успел отскочить в последний момент, а иначе пришлось бы переписывать сценарий".

Картину ждал большой зрительский успех. А перед Андреем и его родителями встал вопрос - мальчик продолжит актерскую карьеру или начнет нормально учиться? Ведь пока Андрей снимался в трех лентах, он практически запустил учебу. Его, конечно, переводили из класса в класс, но ни о каких серьезных знаниях при постоянных экспедициях на съемки и речи быть не могло. И Андрей выбрал учебу.
Когда он учился в девятом классе, ему предложили роль принца в фильме "Принцесса на горошине", где играли Алиса Фрейндлих, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Зельдин, Игорь Кваша, Александр Калягин, но Андрей отказался.

После окончания школы он поступил в МГИМО, позже защитил диссертацию по экономике. В середине 2000-х он занимал должность старшего советника постоянного представительства РФ при ООН в Нью-Йорке.

Завершив там работу, он вернулся в Москву. Его супруга Татьяна - врач, сын, также Андрей, пошел по стопам отца - в МГИМО изучает английский и норвежский, интересуется экономикой. Дочь Владислава еще учится в школе. Андрей Юрьевич рассказывал, что его супруга не сразу узнала о том, что муж когда-то снимался в кино. И никоим образом не ассоциировала его с мальчиком Ваней из легендарных "Офицеров".
Поэтому, когда супруг все же признался в своем актерском прошлом, для Татьяны это оказалось большой неожиданностью. Сейчас супруги время от времени любят пересматривать три фильма Андрея Громова.

45 лет назад на экраны вышел фильм Владимира Рогового "Офицеры".
Фразу, которая затем стала крылатой: "Есть такая профессия - Родину защищать!", произнес тогдашний министр обороны СССР Андрей Гречко. Он, кстати, и был инициатором создания этого фильма.

Коллектив, создававший фильм, состоял из очень талантливых людей. Безусловно! Творческая группа сумела найти ассоциативный ряд, не оставляющий равнодушными несколько поколений зрителей.
В ней каждый находит что-то для себя лично. И юные, и пожилые, и романтики, и реалисты. Честь, мужество, доблесть, отвага и рыцарское благородство.

Через весь фильм «Офицеры» проходит главная тема: «Есть такая профессия — Родину защищать!»

И только один эпизод фильма, наверняка многих зрителей заставлял задуматься: как могло получиться, что два таких преданных друга в мирной жизни потеряли связь между собой, ничего не знали о том, кто и где служит, где живет.

Есть люди, которым Бог отмерил невероятное обаяние. Таков Борис Васильев. Прекрасный рассказчик, остроумный, свободный, полный жизни и сил… Как жаль, что написанные на бумаге слова не в состоянии сохранить удивительной интонации, свойственной этому человеку.

И вот, в интервью с Борисом Васильевым находится интереснейшая разгадка:

А как появился фильм «Офицеры»?
– Сам я из потомственной офицерской семьи, мои предки всегда воевали. Один из моих прапрадедов – герой войны 1812 года, генерал-лейтенант Алексеев. Он есть в энциклопедии, его портрет работы Доу висит в Эрмитаже – в зале 1812 года. Табличка с его именем есть в Георгиевском зале Кремля. И потом все были офицерами.

Я написал сценарий об офицерах, потому что очень хорошо знал этот быт. Я жил в военном городке, отца часто переводили с места на место, мы мотались по всей стране. Так что я знаю эту жизнь не понаслышке.
Предполагались две серии. Первая должна была показать Гражданскую войну и мирное строительство. Потом – репрессии против офицерского состава, расстрелы, лагеря.

А в следующей серии их отпустили – как Рокоссовского, к примеру, – и они стали воевать уже на следующей войне. Я написал, отвез на студию имени Горького. Там прочли и сказали: да, есть у нас такой режиссер Роговой, он готов ставить, но две серии дать не можем. И цветным фильм не будет. Но я сказал, что перекраивать не могу.

И тут приезжает ко мне Кирилл Раппопорт, мы с ним очень дружили… Говорю: Кирилл, если хочешь, переделай две серии на одну. Ну неохота мне с этим ковыряться, лучше я за это время другое что-нибудь напишу. Он это и сделал.
Но в окончательном варианте «Офицеров» есть накладка: ну как это – два генерала, ровесники и друзья детства, встречаются, и вдруг один с изумлением: «Ты?!» Почему он удивляется, что друг-то здесь, что он жив? Или эти друзья-генералы не интересовались судьбой друг друга? Да просто оба сидели – и оба уцелели в той мясорубке. Вот чему он удивляется…

Именно один из последних кадров этого фильма, где генерал Иван Варрава спустя много лет видит Любу Трофимову с внуком Иваном на Фрунзенской набережной в Москве, послужил идеей к созданию памятника.

9 декабря на церемонии открытия памятника непосредственное участие приняли народный артист СССР Василий Лановой и народная артистка РСФСР Алина Покровская. Памятник создан скульпторами Студии военных художников им М. Б. Грекова.

— Я не снимал фильм про армию. Я делал кино про нашу страну и настоящую дружбу, — не раз говорил Владимир Роговой.— А вообще мне было бы очень интересно дожить до 2000 года, чтобы посмотреть, как через тридцать лет будут прославлять нашу Родину.
Но Роговой не дожил. Он умер в 1983 году, в 60 лет, во сне, с улыбкой на устах, от обширного инфаркта, хотя раньше никогда не болел и ни на что не жаловался. Он не застал развала Союза, а вместе с ним и армии. Не увидел тысяч бездомных и обнищавших офицеров и их отчаявшихся жен.

Памятник героям фильма «Офицеры» в Москве

Но этот фильм — так и остался в сердцах людей о любви к Родине, к жизни… И, конечно, к женщине.
И что боевые товарищи — несмотря на все превратности судьбы, хранят верность дружбе, долгу, офицерской чести. Пройдя сквозь множество испытаний, сквозь сражения гражданской и Отечественной, но они остались такими, как в юности.
И даже «любовный треугольник» не может этого изменить…

Фильм «Офицеры» в 1972 году был отмечен призом и дипломом Кинофестиваля трудящихся Чехословакии.

От героев былых времён

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.



Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.


«Офицеры» вобрали в себя всю военную историю СССР, какой она представлялась тогдашним идеологам.
Однако главное в фильме вовсе не это, а волнующий рассказ о благородных людях. Хочется верить, что потребность в таких историях не иссякнет никогда!


nnm.me, aif.ru, medved-magazine.ru, fishki.net, rg.ru, mk.ru,id77.livejournal.com, archdesignfoto.com
  Ответить с цитированием