Показать сообщение отдельно
Старый 08.05.2016, 03:26   #465
djuka
Зритель
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Форумчанин
Аватар для djuka
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 945
Репутация: 2060


За столом, без танков: День Победы в советском и российском кино

Становясь с каждым годом все торжественнее, День Победы уже мало напоминает тот праздник, каким он был долгие годы. Вспомним про советские фильмы, рассказывающие о жизни после войны и том, как этот день отмечали раньше, когда не было никаких шоу военной техники.

«В шесть часов вечера после войны» (1944)

История создания фильма «В шесть часов вечера после войны»

Звонкая классическая музыкальная драма, которую сегодняшнему зрителю смотреть, пожалуй, непросто из-за парадных интонаций и специфической манеры игры, вышла в сорок четвертом, а задумана была и вовсе в сорок втором. Возвращение с войны здесь парадное: артиллерист Вася и зенитчица Варя, договорившиеся встретиться у Кремля «в 6 часов вечера после войны», встречаются несколькими часами позже, аккурат в тот момент, когда над всем городом дают залп первые парадные салюты.

Из всех фильмов в этом списке картина Пырьева самая плакатная, но она фиксирует многое, что на тот момент было важно на экране показать: прибывающие долгожданные поезда, победное народное гулянье, а главное — тот факт, что встреча героев состоялась и что, постояв в отблеске салютов на Каменном мосту, дальше они будут жить долго и счастливо.

«Летят журавли», «Дом, в котором я живу» (1957)

Спустя двенадцать лет выходят два важных фильма, говорящих о возвращении домой совсем иначе — гораздо печальнее. Главный герой «Дома, в котором я живу», однажды уже успевший спасти свою возлюбленную Галю от голодного обморока, придя домой с войны, ее не встретит. В соседний подъезд, где находится ее квартира, родные ему советуют не ходить: «Нету Гали. Убили Галю». В этом сюжете, впрочем, трагедия размывается, потому что переживается коллективно: его хромой брат, тоже ветеран, не сразу, но все же будет счастлив с женщиной, которую любит. А в финале в семью возвращается третий фронтовик — как раз в день празднования 9 Мая. Это очень прямолинейная сцена, одна из лучших в фильме: человек приходит, снимает военную форму, и пока его жена на радостях бежит за дочкой, а за окном гремят и сверкают салюты, он просто ложится спать на диване.

В отличие от фильма Кулиджанова, получившего несколько государственных премий, «Летят журавли» Калатозова, где схожая история рассказана безжалостнее, не удостоились никаких громких почестей на родине, хоть и выиграли «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля (они до сих пор остаются единственным советским фильмом в истории, с которым это случилось).

История Вероники, не дождавшейся с фронта своего жениха Бориса и уступившей ухаживаниям его брата, который в итоге завел любовницу, заканчивается знаменитой сценой на вокзале. Город встречает фронтовиков, вернувшихся на поезде с победой. Изменщица и мученица Вероника в белом платье, только что наконец узнавшая о смерти Бориса, идет сквозь толпу, плачет и раздает встречным солдатам по цветку из своего большого букета. За эту сцену фильм больше всего ругали и больше всего хвалили: одни в ней видели двусмысленность, другие — чрезмерный поэтический символизм, третьи — смелый сценарный шаг.

«Два Федора» (1958), «Судьба человека» (1959)

Снимавшиеся одновременно фильмы Сергея Бондарчука и Марлена Хуциева рассказывают одну из главных послевоенных историй: о безотцовщине. Фильм Бондарчука, где он сыграл главную роль, — прямая экранизация одноименного рассказа Шолохова, по сюжету которой рабочий Соколов, потерявший во время войны семью, уезжает работать в Урюпинск и находит там беспризорного пацана, которому говорит, что он его отец.

История создания фильма "Судьба человека"

Хуциев, в чьем фильме главную роль сыграл Василий Шукшин, действие похожей истории перенес в первый послевоенный год. Возвращение с войны здесь — не праздничная сцена, а долгий, на десять с лишним минут эпизод, который заканчивается праздником встречающих на вокзале. Все эти люди пока по-настоящему не вернулись с войны, но чтобы это произошло, они начинают собираться вместе — Большой Федор берет к себе в дом жить Малого, которому в итоге приходится полюбить не только нового отца, но и новую мачеху, и новую жизнь.

«Застава Ильича», «Июльский дождь» (1965–1966)

«Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое еще осталось впереди…» — радостно и громко сообщал главный герой в конце «Весны на Заречной улице», с которой Марлен Хуциев начинал режиссерскую карьеру. Спустя несколько лет, после «Двух Федоров», он поставил по сценарию Геннадия Шпаликова пронзительную «Заставу Ильича», где погибший на фронте отец являлся главному герою, чтобы сказать, что не знает, как тому быть: ведь ему уже 23, а отца убили в 21.

Этот разговор продолжается и в «Июльском дожде» — но уже как раз в виде красноречивого многоточия в конце фильма, когда главная героиня Лена рассеянно приходит в День Победы на площадь у Большого театра и камера долго скользит по лицам фронтовиков, а вслед за ними показывает глядящих в объектив молодых людей.

«Пришел солдат с фронта», «Ливень» (1972, 1974)

Два фильма, продолжающие тему беспризорников и неприкаянности. Оба — о людях, вернувшихся домой и не нашедших там не только родных, но и места для себя самих. В первом герой Михаила Глузского, потерявший зрение, пытается уйти из собственной деревни, куда вернулся как не к себе.

Во втором — прибившаяся в чужое село еще во время войны девушка Саша, которая не смогла найти в этой местности свою тетку. Она сожительствует с онемевшим кузнецом Серафимом, страдая от того, что все окрестные бабы неправильно понимают их невинный союз. Как многие фильмы о первых годах послевоенной жизни, эти два начинаются с прибытия поезда и заканчиваются празднованием Победы. И в обоих случаях праздник служит для героев моментом примирения — и внутреннего, и внешнего.

«Вдовы» (1976)

Две деревенские соседки, Александра Матвеевна и Елизавета Егоровна, на войне потеряли мужей и братьев, живут в покосившихся избах и все делают вместе, постоянно препираясь по пустякам. В войну они жили так же — вместе подкармливали партизан, передавали их сообщения, а в 1941-м схоронили на окраине деревни двух безымянных солдат, от которых осталась одна испачканная кровью половинка фотографии. К юбилею Победы районные власти решают солдат перезахоронить, и когда доходит дело до вопроса, кто могиле хозяин, фотографию печатают в газете. Спустя неделю начинают сыпаться письма, вслед за письмами приезжают люди, и каждый уверен, что кто-то из двоих погибших — его родня.
Александра Матвеевна и Елизавета Егоровна, которые поначалу упирались и наотрез отказывались перевозить останки в соседнюю деревню (на могиле они привыкли проводить много времени, а туда далеко ездить), увидев приезжих и послушав их истории, соглашаются пожертвовать свою реликвию общественности. На тридцатилетнюю годовщину Великой Победы павших солдат торжественно хоронят на новом месте, а все, кто приехал, уезжают из деревни в свои города как будто родными друг другу людьми.

Из этого сюжета, на словах похожего на агитку, получился удивительно живой фильм — этот же трюк режиссеру Сергею Микаэляну двумя годами раньше замечательно удался в классической «Премии». Две непоколебимо серьезные бабушки оказались идеальной комической парой, с помощью которой вся напускная серьезность ожила. А события эти, кстати, действительно случились, только на 10 лет раньше: первоначальная версия сценария, носившая название «День Победы», родилась из очерка в газете «Труд», опубликованного десятилетием раньше, на двадцатую годовщину окончания войны.

«В день праздника» (1978)

Пантелеймон Дмитриевич на День Победы ждет в гости друзей и семью. Он прошел войну, был шахтером и всегда готов отчитать молодых охламонов на улице. Но сегодня он нервничает, потому что этим вечером собирается познакомить детей с дамой своего сердца — парикмахершей Зинаидой, которую они наотрез отказываются признавать для него подходящей парой.
Действие фильма умещается в сутки: с утра и до утра мы успеваем увидеть и гулянье, и застолье, и драку, и массу важных разговоров. Но главное — громкий парадный вечер в местном Доме культуры, где Пантелеймону Дмитриевичу, нерешительному герою, дарят на праздник бесполезную вазу. С ней он ходит в нарядной толпе, безуспешно выглядывая свою Зинаиду, — так, что к рассвету эта история достигает какого-то почти феллиниевского масштаба.
«Ночь коротка» (1981)

Это кино по сюжету уже как бы и не про войну, а про шпану — а на самом деле, конечно, про все ту же безотцовщину. Главный герой — парень по имени Иван, чей отец с войны не вернулся, но регулярно присылает ему письма и деньги на новые ботинки. С возрастом приходит понимание того, что не обязательно человеку быть в живых, чтобы от него приходили письма, а вместе с ним — злость на весь мир. Еще приходит соседская девочка с белокурыми косичками, и вместе с ней — первая любовь.
Все самое важное сходится к финалу в одном из самых красивых эпизодов празднования Дня Победы в истории кино: соседи выносят в круглый солнечный двор деревянные столы, накрывают их чистыми скатертями, каждый приносит цветы и еду. Не чокаясь, стоя пьют, а потом — разговаривают, танцуют, шутят, играют с детьми. И без всяких громких церемоний продолжают жить, потихоньку пытаясь привести новую жизнь в порядок.

Белорусский вокзал (1971)

И вот уже бывшие однополчане встречаются через 25 лет после окончания войны на поминках фронтового товарища. Пронзительно грустный фильм о том, что между людьми воевавшими и их более молодыми современниками – пропасть, о дружбе на века, о том, что качества, проявившиеся на войне, могут пригодиться и спасти и в мирное время. Финальная песня о том, что «нам нужна одна победа» на слова Окуджавы, исполненная несколько фальшиво, дрожащими голосами великолепных актеров, неизменно вызывает слезы и гордость.


K 71-летнему юбилею Победы вспомним о давно прошедшей, но незабываемой войне
и памяти о ней в советских и российских фильмах.

Времена меняются, а тема остается. Вот уже более семидесяти лет в нашей стране выходят фильмы о Великой Отечественной войне (первые из них появились еще до того, как война подошла к концу). Конечно, сравнивать ленты, выпущенные за столь долгий срок, не совсем справедливо.
Битва за Москву (1985)

Фильм, созданный на основе документальных материалов, с хроникальной точностью воспроизводит некоторые крупные сражения Великой Отечественной Войны - первое героическое сопротивление Красной армии в Брестской крепости и первое крупное поражение Гитлера - разгром фашистских войск под Москвой.

Аты-баты шли солдаты (1976)

История создания фильма «Аты-баты, шли солдаты…»

Вроде самый обычный фильм о войне, то же расставание с любимой девушкой, те же перестрелки. Но уже с момента, когда восемнадцать юношей идут в бой, почему-то становится понятно: это тот самый момент, в котором виден весь героизм юношей и трагизм фильма.
Они погибли в 1944 году, их было всего восемнадцать человек — комсомольский взвод, остановивший колонну немецких танков.
Трагическое и комедийное, героическое и лирическое сплелись на экране в необычную ткань повествования об отцах, навсегда оставшихся молодыми, и о детях, пришедших туда, где ровно тридцать лет назад приняли свой последний смертный бой самые родные для них люди…

Мы из будущего (2008)

Создание фильма о войне – это всегда столкновение нынешних людей с прошлыми событиями, попытка примерить на себя испытания, которые выдержали наши предки. В «Мы из будущего», однако, это случилось не только за кадром, но и перед камерой. Главные герои фантастической картины Андрея Малюкова, некогда поставившего культовый боевик о десантниках «В зоне особого внимания», – молодые и циничные современные ребята, которые во время «черных раскопок» (они ищут награды и оружие военных времен, чтобы тайком их продать) чудесным образом попадают в 1942 год.
Чтобы выжить и вернуться в свою эпоху, им приходится на время стать солдатами Красной армии и пережить то, над чем они прежде посмеивались. Суперпопулярный ныне Данила Козловскийсыграл в «Мы из будущего» одну из своих первых звездных ролей.

Звезда (2002)

Четвертый фильм Николая Лебедева, будущего постановщика «Легенды № 17», – это вторая по счету экранизация одноименной повести Эммануила Казакевича. Казалось бы, в наш хит-парад стоило включить ленту 1949 года, снятую почти что по «горячим следам». Но поскольку картина Александра Иванова не так известна широкой публике, как многие другие советские ленты о войне, то мы предпочли ей более чем достойную постановку Лебедева. Как и ее предшественница, она рассказывает о маленьком отряде советских разведчиков, которые летом 1944 года пробираются за линию фронта и ценой своей жизни добывают сведения о перегруппировке немецких резервов и готовящемся контрнаступлении.

…А зори здесь тихие (1972)

История создания фильма "А зори здесь тихие"…

Всех весьма впечатлила недавно вышедшая новая экранизация повести Бориса Васильева, но пока ее рано включать в подобные хит-парады. Так что классическая лента Станислава Ростоцкого вне конкуренции. Хотя она наверняка выиграла бы состязание, даже если бы картина Рената Давлетьярова была вправе в ней участвовать. Многолетняя зрительская любовь, номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», колоссальные сборы в советском прокате… Ничего этого новая экранизация пока не добилась. Напомним, что в обеих трогательных и пронзительных лентах речь идет о маленьком отряде девушек-зенитчиц из тылового подразделения, которым приходится охотиться в северных лесах на немецких диверсантов, превосходящих их по численности и подготовке. Борис Васильев написал «…А зори здесь тихие» специально для того, чтобы напомнить молодежи, что в войне участвовали не только парни, но и девушки. И у него это превосходно получилось.

В августе 44-го (2001)

При всем разнообразии фильмов о войне одна военная тема поднимается довольно редко и, как правило, в негативных тонах. Контрразведчики из СМЕРШ если и изображаются, то злобными параноиками, которые мешают честным солдатам и офицерам выполнять свой долг. Однако немецкие шпионы и диверсанты не были вымыслом советских «органов». Они существовали, наносили немалый вред, и кто-то должен был с ними бороться. Именно о такой, реальной борьбе рассказывает белорусско-российская картина Михаила Пташука, основанная на романе Владимира Богомолова «Момент истины». Действие фильма развивается на только что освобожденной территории Белоруссии, где трое офицеров СМЕРШ разыскивают шпионов, передающих по радио шифровки немецкому командованию. Картина стала первой большой «взрослой» работой актера Владислава Галкина, который начал сниматься еще мальчишкой.

Подвиг разведчика (1947)

«У вас продается славянский шкаф?» – с этого странного вопроса (ну кому нужен шкаф в разгар войны?) началась славная история советских экранных разведчиков. До войны советские люди в кадре действовали «с открытым забралом» и оставляли шпионаж коварным капиталистам. Но немцы были столь страшными и опасными противниками, что победа над ними оправдывала даже тайное перевоплощение советского офицера в немецкого и поднятие с нацистами тоста «За нашу победу!». По нынешним временам лента Бориса Барнета может показаться наивной пробой жанрового пера, но это все равно восхитительная советская классика. Которая, кстати, вдохновлена реальным подвигом реального разведчика Николая Кузнецова, в ноябре 1943 года похитившего и ликвидировавшего немецкого генерала Макса фон Ильгена.

Они сражались за родину (1975)

История создания фильма «Они сражались за Родину»

Если «Судьба человека» была историей одного персонажа и его семьи, то в более поздней картине Сергея Бондарчука свыше 20 ярких ключевых героев – солдат и офицеров из стрелкового полка, который защищает подступы к Сталинграду и вынужденно отступает под немецким напором. Экранизация тяжелого, отнюдь не напропалую героического романа Михаила Шолохова стала последней экранной работой актера и режиссера Василия Шукшина. Шукшин скончался во время съемок, и потому в двух незавершенных сценах его подменил актер Юрий Соловьев. По опросу журнала «Советский экран», это была лучшая советская картина 1976 года.

Брестская крепость (2010)

Советское и российское кино не раз рассказывало об обороне Брестской крепости (в частности, в картине 1956 года «Бессмертный гарнизон»), но сейчас самый известный и самый «смотрибельный» фильм на эту тему – российско-белорусская картина Александра Котта, выход которой пять лет назад наделал немало шума. Хотя профессиональные исследователи, как водится, нашли в «Брестской крепости» ошибки и неточности, это достаточно близкое к историческим фактам описание первых дней войны, увиденных глазами маленького мальчика – одного из немногих довоенных жителей крепости, которым удалось выбраться из немецкого окружения (прототипом главного героя фильма был реальный парнишка по имени Петя Клыпа).

Отец солдата (1964)

Из всех «неславянских» советских картин о Великой Отечественной войне в платиновый фонд нашего кино вошла лишь одна лента – фронтовая драма грузинского режиссера Резо Чхеидзе, основанная на военных воспоминаниях сценариста Сулико Жгенти. В его отряде вместе с молодыми ребятами воевал пожилой колхозник, который, несмотря на свои годы, был крепче и выносливее сослуживцев и который находил время и силы, чтобы опекать солдат, годившихся ему в сыновья. Чхеидзе и Жгенти воспели этого удивительного человека в образе грузинского старика-виноградаря, который приезжает на фронт, чтобы повидать сына, записывается в армию добровольцем и с боями доходит до Берлина, поражая окружающих своей душевной силой и крестьянской мудростью. Это, вероятно, лучшая роль в кино выдающегося грузинского актера Серго Закариадзе.

Женя, Женечка и «Катюша» (1967)

Если бы действие второй картины Владимира Мотыля (будущего режиссера «Белого солнца пустыни») развивалось в мирное время, она могла бы быть банальной романтической комедией о недотепистом интеллигенте, который постепенно завоевывает сердце суровой девушки, поначалу видящей в нем «маленького мальчика». Однако события фильма, основанного на повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр», развиваются на фронте, и переплетение романтических приключений и военных испытаний превращает «Женю, Женечку и “катюшу”» в трогательное и трагическое полотно. Советские чиновники сочли ленту «вредной» и попытались сделать ее прокат как можно более ограниченным, но Мотыль все же добился того, чтобы зрители смогли увидеть картину и полюбить ее.

Сталинград (2013)

Создатели «Сталинграда» под руководством режиссера Федора Бондарчука потратили на эту картину 30 миллионов долларов, однако создали не эпическую «компьютерную» ленту о движении туда-сюда нарисованных танковых и пехотных колонн, а довольно-таки «интимное» повествование о маленьком отряде разведчиков, который во время обороны Сталинграда закрепляется в полуразрушенном здании неподалеку от Волги. Это был удачный художественный ход – наше кино почти всегда выигрывало, когда внимательно присматривалось к считаным персонажам и заглядывало к ним в душу, а не пыталось конкурировать с Голливудом по размаху спецэффектов. Впрочем, те эффекты, которые в фильме есть, более чем впечатляют.

Кукушка (2002)

Сосредоточившись на событиях на Западном фронте, наше кино обычно забывает, что у войны был и Северный фронт, где нам противостояли немцы и финны. Оно и понятно – если не считать блокады Ленинграда, основные события войны развивались вдали от границ СССР с Финляндией. Именно поэтому Александр Рогожкин смог снять такую картину, как «Кукушка». Трудно представить себе кино, в котором мудрая женщина примиряет немецкого солдата и советского офицера. Слишком уж велика к концу войны была ненависть между нашими народами. А вот между финном и русским примирение оказывается возможным – пусть и после череды порой нелепых, а порой и драматичных происшествий, связанных с тем, что никто из трех персонажей не понимает языка друг друга (главная героиня происходит из народа саами).

Два бойца (1943)

Военные картины, снимавшиеся во время войны, были в первую очередь пропагандой. Они создавались не ради «высокого искусства», а для поднятия боевого духа страны, и потому излишний драматизм в них не поощрялся, что позднее раздражало многих сторонников откровенной и мрачной «лейтенантской прозы». Тем не менее снятый в эвакуации, на Ташкентской киностудии фильм Леонида Лукова не был забыт сразу после Победы. Наоборот, он крепко врезался зрителям в память – благодаря душевности, с которой Марк Бернес и Борис Андреев изобразили защищающих Ленинград и никогда не унывающих бойцов, одессита Аркашу и уральца Сашу. Исполненные в фильме Бернесом песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали» стали многолетними народными «хитами».

Белый тигр (2012)

История создания фильма «Белый тигр»

Мировая война подходит к концу. Тяжелые затяжные бои изматывают обе стороны. Но чем увереннее наступают советские войска, тем чаще на полях сражений появляется огромным неуязвимый немецкий танк «Белый Тигр». Внезапно возникает он в дыму сражений, безжалостно расстреливает своих противников и неожиданно исчезает. Советское командование решает для борьбы с «Белым Тигром» создать особый танк — специальную модель Т-34—85.

Семнадцать мгновений весны (1973)

Интересные факты о фильме «Семнадцать мгновений весны»

Нельзя обойти стороной «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Стишком уж это грандиозный феномен в истории советской массовой культуры, поистине «культовое» произведение в изначальном смысле слова «культовый». Да, это было далеко не первое обращение советских режиссеров, сценаристов и актеров к теме «советский разведчик в тылу врага». Но никто не раскрыл эту тему так виртуозно, как Лиознова, автор романа «Семнадцать мгновений весны» Юлиан Семенов и актер Вячеслав Тихонов. И никому больше не удалось создать не просто замечательного экранного разведчика, а персонажа, который стал популярным героем анекдотов и именем нарицательным.

«Беспокойное хозяйство» (1946)

История создания фильма «Беспокойное хозяйство»Трогательная комедия знакомит нас с рядовыми бойцами, взявшими на себя заботу по обслуживанию бутафорского аэродрома, отвлекающего внимание врага. Ефрейтор Тоня, мечтавшая о передовой, и обрадованный перспективой спокойной службы красноармеец Огурцов, в прошлом счетовод санатория "Тихий отдых", в конце концов начинают осозновать степень важности поставленной перед ними задачи и активно работают над новыми проектами маскировки. Тоню любят два летчика - Герой Советского Союза Крошкин и французский офицер Лярошель, которые навещают девушку между боями. Но она отдает предпочтение Тихону Огурцову, который успешно выполнив первое задание, ухитрился привести в часть пленных немцев...

Небесный тихоход (1945)

История создания фильма «Небесный тихоход»

Один из первых советских фильмов, поставленных сразу после войны, «Небесный тихоход» еще несет отпечаток военного времени, когда обязательно надо было снимать духоподъемное кино, напоминающее о победах, а не о потерях. Впрочем, зрителям полуразрушенной страны тоже нужен был экранный позитив, и военно-романтическая комедия о бравых летчиках обоего пола надолго стала любимицей публики. Поставил «Небесного тихохода» Семен Тимошенко, режиссер популярного довоенного футбольного фильма «Вратарь», а главные мужские роли в ней сыграли Николай Крючков и Василий Меркурьев, ярчайшие советские звезды своего времени.

Живые и мертвые (1963)

Роман-эпопея Константина Симонова «Живые и мертвые» зародился как беллетристическая обработка дневника писателя, военного корреспондента в годы войны, и потому книга получилась одним из самых откровенных и правдивых произведений о Великой Отечественной, какое только можно было опубликовать в 1960-х. Снятая Александром Столпером экранизация двух первых частей романа, охватывающая первые месяцы войны и Сталинградскую битву, вышла почти столь же достойной, как и исходное произведение. Сыгранный Анатолием Папановым генерал Серпилин произвел на Симонова столь сильное впечатление, что, когда он писал третью часть романа, изданную уже после выхода дилогии Столпера, он описывал в ней не столько «своего» персонажа, сколько героя Папанова.

Иди и смотри (1985)

Одержав победу в войне, Советский Союз хотел видеть себя воином-триумфатором, а не жертвой. Поэтому основной темой военного кино было противостояние нацизму, а не гибель беспомощных, ни в чем не повинных людей от рук захватчиков. Тем более шокирующим для нашей публики был фильм Элема Климова, демонстрирующий кошмарную расправу эсэсовцев и коллаборационистов над жителями белорусской деревни, виновной лишь в том, что в примыкающих к ней лесах прятались партизаны. Сценарий картины написал белорусский писатель Алесь Адамович, глубоко изучавший военную историю своего края и собиравший свидетельства чудом выживших очевидцев.

Щит и меч (1968)

История создания фильма «Щит и меч»

Олег Янковский, Георгий Мартынюк, Валентин Смирнитский – все эти популярные советские актеры впервые прославились на всю страну благодаря четырехсерийному кинофильму Владимира Басова. Да, да, четырехсерийному кинофильму. «Щит и меч» пользовался таким огромным успехом, что зрители с готовностью оплачивали несколько билетов и часами сидели в кинотеатрах, наблюдая за подвигами внедренного в СС советского разведчика Александра Белова, известного нацистам как Йоганн Вайс. Это был собирательный образ, но основным источником вдохновения для авторов картины был действовавший на Украине разведчик Александр Святогоров. Его сыграл Станислав Любшин, приглашенный на эту роль из-за своего умного взгляда и привлекательной, но отнюдь не богатырской внешности. Блестящий разведчик должен был быть на экране не супергероем, а тонким психологом и мастером манипуляции.

Баллада о солдате (1959)

История создания фильма «Баллада о солдате»

«Он мог бы стать замечательным гражданином. Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в памяти нашей солдатом. Русским солдатом» – этими словами автора заканчивается блистательная картина Григория Чухрая. Она начинается с фронтового подвига главного героя, но в основном показывает Алешу Скворцова в «мирной» жизни в тылу, куда он уезжает, попросив вместо ордена короткий отпуск. Алеша едет домой, чтобы повидать маму, однако он проводит куда больше времени со случайными попутчиками и знакомыми. И зрители видят, что это в самом деле замечательный парень, который мог бы жить и жить и годами творить добро. Если бы война не отняла у родных, страны и всего человечества самого Алешу и миллионы таких же славных, добросердечных ребят.

Шел четвертый год войны (1983)

1944 год. На одном из участков фронта советское командование готовит крупное наступление. Войска должны пройти через лесной массив, охраняемый фашистами. Для выяснений целей вражеских формирований в этот район направляется группа советских разведчиков, которую возглавляет капитан Надежда Мороз.

Свои (2004)

Единственная российская картина, которую мы сочли достойной лучшей десятки нашего хит-парада, «Свои» – полотно Дмитрия Месхиева, повествующее о трех взятых немцами в плен советских военных (чекист, политрук и солдат-снайпер), которые сбегают во время марша и прячутся в деревне, где старостой служит отец младшего из героев. Пожилой мужчина соглашается спрятать сына и его сослуживцев, но это решение дается ему нелегко. Ведь за укрывание беглецов немцы безжалостно расстреливают, а защищать чекиста и политрука бывшему кулаку нет никакого резона… Украинский актер Богдан Ступка сыграл у Месхиева одну из своих лучших ролей. Картина была удостоена пяти наград Московского международного кинофестиваля, включая главный приз «Золотой Георгий», который вручается лучшему фильму конкурсной программы.

Иваново детство (1962)

Немного найдется в истории кино таких дебютов, как «Иваново детство» Андрея Тарковского. Картина о 12-летнем мальчике, который после гибели матери стал фронтовым разведчиком, сражает зрителей наповал. Это и напряженная военная драма, и реквием по похищенному и расстрелянному детству. Недаром фильм называет героя «Иван», а не «Ваня». Герой Николая Бурляева уже не мальчик – это до времени повзрослевший мужчина, который лишь в своих снах может жить жизнью 12-летнего паренька. Был бы Иван Ваней, он бы переживал из-за ссор с друзьями и плохих отметок, а не из-за описания немецкой диспозиции и перечисления фашистских зверств. «Иваново детство» было удостоено «Золотого льва», главного приза кинофестиваля в Венеции. Бурляев позднее снялся у Тарковского в «Андрее Рублеве», еще одном блистательном фильме о жизни в кровавую и безжалостную эпоху.

Восхождение (1976)

Военное кино – традиционно мужской жанр, но из любого художественного правила есть замечательные исключения. «Восхождение» создала украинская постановщица Лариса Шепитько, которая нелепо погибла в автокатастрофе как раз тогда, когда после «Восхождения» о ней заговорили как о гении отечественного кино. Ее лента рассказывает о двух белорусских партизанах, которые попадают в руки к немцам. В то время как один из них выдерживает все пытки и погибает героем, другой предает товарищей и соглашается записаться в полицаи. Когда картину увидел Петр Машеров, первый секретарь ЦК компартии Белоруссии и бывший партизан, он, как говорят свидетели, плакал навзрыд, не стесняясь своих подчиненных. Благодаря этому картина, которую цензоры порывались запретить, все же вышла в прокат. Он стала первым советским фильмом, удостоенным «Золотого медведя», высшей награды кинофестиваля в Берлине (в то время – в Западном Берлине).

Проверка на дорогах (1971)

История создания фильма «Проверка на дорогах»

Своими последними фильмами, выпущенными после распада СССР, Алексей Герман создал себе репутацию артхаусного режиссера, чьи мутные и невнятные картины могут оценить лишь самые преданные поклонники нестандартного кино. Начинал Герман, однако, с совсем других постановок – порой тяжелых, но всегда понятных и выстроенных по законам традиционной драматургии. Именно такая картина стала его главным военным шедевром. «Проверка на дорогах» рассказывает о бывшем военнопленном, который ранее добровольно перешел на сторону немцев, а теперь пытается искупить свою вину кровью в партизанском отряде. Фильм был запрещен сразу после его создания за «дегероизацию народного сопротивления врагу», и не все оценили его по достоинству, когда в 1986 году его все же допустили к зрителям, потому что в то время от запретного кино ждали большей крамолы. Но теперь ясно, что это замечательная, глубоко психологичная постановка на очень скользкую тему.

Жила-была девочка (1944)

История двух маленьких блокадниц в осаждённом Ленинграде — 7-летней Настеньки и 5-летней Катеньки, ленинградских детей, перенёсших наравне со взрослыми все тяготы войны. В фильме режиссера Виктора Эйсымонтавсё время перемешиваются сцены детских игр и суровой действительности — очень точно передана особенность детского восприятия: несмотря на войну и блокаду Настенька и Катя постоянно возвращаются в детский мир с его интересами, куклами, детскими песнями.

Блокада / 2005

У этого фильма один режиссер, 40 операторов и 2 с половиной миллиона героев... Фильм о том, как сжимается жизнь в блокадном Ленинграде, уступая пространству смерти; о том, что у войны не бывает победителей; о том, что в войне проигрывают все. Беспристрастный взгляд на период блокады города, режиссер показывает постепенные метаморфозы жизни горожан, не навязывая своего собственного мнения, в фильме, частями которого стали архивные киносъемки. Без слов, без музыки – только звуки и картины умирающего города. «Блокада» преподаёт настоящий урок игровому кино не только по степени невероятной натуральности и практически недостижимой гиперреальности происходящего, но в первую очередь - по эпичности мышления. В данной ленте не сказано вообще ни слова, и даже город не назван, как и война не поименована. Нам не навязывается в чередовании кадров никакая авторская концепция, помимо той, что мы сами должны извлечь из видимого на экране, если, конечно, пожелаем это сделать, не будучи окончательно испорченными насквозь фальшивым и отрепетированным кинематографом (включая многие документальные картины), якобы оснащённым всевозможными дискурсами и симулякрами. Ведь тут в постепенно мертвеющем и замерзающем пространстве всё ещё теплится жизнь - и чёрно-белое, почти графическое изображение с внезапно открывающейся глубиной кадра и поразительными городскими панорамами рождает восхитительное чувство «запечатлённого времени», не исчезающего никуда и пребывающего вовеки."
Я — русский солдат (1995)

21 июня 1941 года за несколько часов до войны выпускник пограничного училища лейтенант Коля Плужников, бывший московский школьник, попадает в приграничный Брест и в одном из ресторанчиков знакомится с поварихой командирской столовой. Коля и его ночная попутчица Мирра неторопливо возвращаются в часть по улочкам Бреста.

А утром лейтенант Николай Плужников берет на себя командование гарнизоном и принимает первый бой с фашистами. Когда он окажется один на один с врагом, проводником и помощницей ему станет Мирра, прекрасно знающая выходы к крепости.

Балтийское небо (1960)

По роману Н. Чуковского. Одна из суровых страниц Великой Отечественной войны — героическая оборона Ленинграда. Рассказ о суровых буднях защитников Ленинграда, полных героики и трагизма; о тяжелой доле жителей города, попавшего в кольцо вражеской блокады. В центре повествования — судьбы военных летчиков, которым выпало сражаться в небе над Ленинградом и Балтикой. Конец августа 1941 года. Ночью по последней еще не занятой врагом дороге к Ленинграду мчится грузовая машина. В кузове двое - летчик гражданской авиации Лунин и комиссар авиадивизии Уваров. Лунин, человек уже немолодой, но еще не бывавший в битвах, направлен в легендарную эскадрилью летчиков-истребителей под командованием капитана Рассохина. Эта эскадрилья сражалась с первого дня войны и потеряла уже большую часть своего состава. Капитан Рассохин погибнет на Ладожском озере, охраняя "дорогу жизни". Командиром его эскадрильи станет Лунин.

Помни имя своё (1974)

В основу фильма положена реальная, полная драматизма история русской матери, разлученной в Освенциме со своим малышом. Пройдя через все муки фашистского ада, она наконец находит сына, которого спасла польская женщина.

Мир входящему (1961)

Выпускник военного училища младший лейтенант Ивлев попал на фронт в последний день войны. Он мечтал о подвигах, о боях на передовой — а вместо этого получил «скучнейшее» задание: доставить в тыловой госпиталь раненого советского солдата и беременную немку. Пройдя тяжелый путь, быстро повзрослев, Ивлев выполняет задание вместе с шофером американской армии, повстречавшимся им на пути. Немку доставляют в госпиталь, заканчивается война и рождается младенец, ознаменовав рождение нового мира.

Торпедоносцы (1983)

История создания фильма «Торпедоносцы»Фильм по мотивам военных рассказов Юрия Германа. 1944-й год. Вторая мировая война. Полк морской авиации базируется на небольшом аэродроме. Для летчиков это одновременно — и фронт, и тыл. Они выполняют боевые задания и возвращаются к своим семьям. Но каждый вылет может оказаться последним.

На войне как на войне (1968)

По одноименной повести Виктора Курочкина. Действие происходит в конце войны. Фильм повествует о боевых буднях экипажа самоходки в период освобождения Правобережной Украины. Младший лейтенант Малешкин, выпускник училища, принимает под своё командование опытный экипаж самоходки СУ-100. Подчиненные Малешкина старше его по возрасту и намного опытнее. Авторитет неопытного командира на каждом шагу подвергается испытаниям. Кроме того, Малешкиным очень недоволен командир батареи, он то и дело грозится снять нерасторопного новичка с командования. В экипаже Малешкина и впрямь постоянно случаются разные неприятности: то в машине обнаружится боевая граната с выпавшей чекой, то случится неисправность как раз в момент выхода полка на марш. Но Малешкин не робкого деятка, а его экипаж - бывалые бойцы, прошедшие уже не один бой. Их совместная жизнь, боевая и будничная, радости и заботы, мужество и героизм - стали основой фильма.

Офицеры / 1971

Судьбы двух друзей - Алексея Трофимова и Ивана Вараввы - прослеживаются на протяжении многих лет. В 20-е они вместе служили на пограничной заставе, бились с басмачами. Там они, будучи еще совсем молодыми, на всю жизнь запомнили наказ своего командира: "Есть такая профессия – родину защищать". Потом Испания, Великая Отечественная война и мирные дни. Старые друзья снова встречаются, уже став генералами.

Освобождение (5 фильмов из 5) / 1968-1971

До постановки киноэпопеи «Освобождение» в советском кинематографе примерами монументальных кинопостановок были такие картины сталинских времён, как «Падение Берлина», «Третий удар», «Сталинградская битва». Режиссёром-постановщиком новой монументальной кинокартины был утверждён кинорежиссёр Юрий Озеров.
Сценарий был поручен двум известным писателям — Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, который должен был написать все «окопные» эпизоды с капитаном Цветаевым, майором Орловым, подполковником Лукиным и остальными героями. Здесь Юрий Бондарев использовал уже готовые свои произведения. И прежде всего, «Батальоны просят огня» (откуда и вышел Сашка — герой Сергея Никоненко). В 1985 году повесть «Батальоны просят огня» была отдельно экранизирована на ТВ.
После того, как обе части были готовы, все трое приступили к созданию единого сценария. Утверждался он тяжело, а в ходе съёмок претерпевал различные изменения. Курировал работу съёмочной группы непосредственно ЦК КПСС. И с самого начала Юрия Озерова предупредили, что о первых двух годах Великой Отечественной войны не может быть и речи: картина должна сразу начинаться с Курской битвы.

Горячий снег / 1972

В основе драматического сюжета - легендарное сражение на Волге во время Великой Отечественной войны.
Кинофильм снят по мотивам романа Юрия Бондарева.
Всего один эпизод героического сражения на подступах к Сталинграду, в котором в полной проявились стойкость и сила духа русских солдат, защищавших родную землю.
Фильм посвящен подвигу артиллерийской батареи, вставшей на пути танкав Манштейна.
«Главное было выбить у них танки. Выбить у них танки было главное» — вот уже десять лет звучат в нашей памяти, как потрясение, эти слова генерала Бессонова, который наутро после боя, длившегося сутки, вручает уцелевшим ордена Красного Знамени: «Спасибо за подбитые танки… Спасибо… Спасибо… Всё, что могу».

Батальоны просят огня(1985)В основе сюжета лежит один из решающих этапов Великой Отечественной войны — форсирование советскими войсками Днепра в 1943 году. Два батальона брошены в гибельный прорыв на занятый немцами берег реки с целью отвлечь на себя силы противника и тем самым облегчить дивизии бросок на стратегически важный город Днепров.
Основные соединения должны поддержать их артиллерийским и авиационным огнем. Однако командование внезапно меняет план наступления, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. Более того, солдатам отдан приказ держаться до последнего.

В бой идут одни старики (1973)

История создания фильма "В бой идут одни старики"

Если бы учитывали только художественные критерии, фильм Леонида Быкова вряд ли взобрался бы на высшую ступеньку фильмов о войне. «Летят журавли» и «Иваново детство» – более художественно сильные ленты. Но это не так важно, главное – это зрительская любовь, роль картин в советской и российской культуре, те мысли, которые фильмы стараются донести до зрителей… И «В бой идут одни “старики”» вышел бы победителем. Прежде всего, потому что, когда мы думаем о наших воевавших родных, мы представляем их себе такими, как военные летчики из картины Быкова, – смелыми, решительными, умеющими весело расслабиться в минуты отдыха… И при этом глубоко человечными, не стальными «рыцарями без страха и упрека», а простыми парнями, сельскими и городскими, которых Родина-мать позвала на защиту их земли, их семей, их любимых. Да, это не самое талантливое, не самое глубокое и не самое трагичное военное кино из всех когда-либо снятых в нашей стране. Но оно самое душевное и самое любимое зрителями. И для нас это важнее всего.

Ты моя надежда, ты моя отрада

Галерея раздач «Вспомним прошлое...»

Особая благодарность,
Manticore, GoldFlower, tanchik065, Teragon, nb92

rusichi-center.ru, vmersine.com, film.ru, yaplakal.com, afisha.ru, bigmir.net
  Ответить с цитированием