Показать сообщение отдельно
Старый 08.04.2016, 17:36   #51
djuka
Зритель
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Форумчанин
Аватар для djuka
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 942
Репутация: 2056
Все дело в шляпке: история шляпки из флорентийской соломки

"Соломенная шляпка золотая
С головки вашей ветреной слетая,
Ещё не раз пленять собой могла,
Но лошадью какой-то офицерской
С гримасою какой-то изуверской
Она внезапно съедена была..."
Булат Окуджава

Не знаю, часто ли показывают сейчас фильм «Соломенная шляпка» по ТВ, но когда-то этот фильм с Андреем Мироновым в главной роли был очень популярен. В этом году легендарному фильму исполнилось 40 лет. А там, напомним, нежно объясняются и лихо отплясывают Людмила Гурченко и Андрей Миронов.
Что, кстати, стало некоей иронией судьбы - ведь изначально Рязанов именно их планировал снять в главных ролях в своей «Иронии», но после оглушительного успеха «Шляпки» передумал - мол, теперь за артистами закрепился имидж «опереточного жанра», и это может повредить его серьёзной картине.

А тогда в «Шляпке» плюс к Миронову и Гурченко снялись ещё и Алиса Фрейндлих, и Екатерина Васильева, Игорь Кваша и Зиновий Гердт, два Михаила - Козаков и Боярский, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик…
Для особо любопытных: если хотите увидеть отца Михаила Боярского артиста Сергея Боярского - пожалуйста, он там фигурирует в эпизоде в роли капрала в карауле.



Для самого Михаила этот фильм стал теледебютом.
Даже знаменитый драматург Михаил Рощин мелькнул там в роли фонарщика! У него в те годы был роман с одной из актрис, он приехал к ней на съёмки и сам стал артистом.

Ах! Водевиль!
Между тем эта блистательная музыкальная комедия, показанная по телевизору впервые ровно 40 лет назад, аккурат в Новый год, мгновенно полюбилась зрителям, и уже в начале 1975-го редакторов на ТВ завалили письмами с просьбой повторить фильм.
Песенки Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы стали радиохитами.

«Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки!» - главный герой, роскошный усач-ловелас Фадинар (Андрей Миронов) поёт под топот копыт, покачиваясь в седле.



Зрители даже не догадывались, что на самом деле Миронов сел на лошадь во второй или третий раз в жизни и эта кажущаяся лёгкость опытного наездника давалась ему с большим трудом. Но как истинный артист в кадре он этого не показывал. А вот за кадром, как вспоминает режиссёр, Миронов ещё долго ходил враскоряку - всадники знают почему...


История создания фильма "Соломенная шляпка"

(особая благодарность за помощь, Manticore)


А романс «Вечерний ветерок» про «колосья тучные» в дуэте Фрейндлих и Козакова!
Она - обворожительная баронесса, перепутавшая шляпки.
Он - придурковатый виконт, грассирующий, стареющий и с явно нетрадиционной ориентацией (актёра можно считать смелым первооткрывателем этого типажа на нашем экране).



Многие фразочки из фильма зрители тут же растащили на цитаты:

- «Держите даму!»
- «Легко сказать - держите!»


- «Когда умер мой несчастный муж…»
- «Чего это он несчастный?»
- «Мне лучше знать!»


Или же:
- «Бросьте ваш веник, папа!»
- «Это миртовое дерево, символ невинности моей дочери!»


- «Ах, я умираю!»
- «Только не в моей квартире, она для этого совершенно не приспособлена!»


В исполнении сплошь звёздных артистов, виртуозно-остроумном, старинный немудрёный водевиль, точно оттёртая от патины времени монета, зазвенел и заиграл на солнце.

И как положено в жанре, всё действие двухсерийного фильма происходит при жарком солнышке и, как положено в водевиле, в течение одного дня.
Дня свадьбы, когда несчастный жених Фадинар вынужден лихорадочно искать замену шляпке из итальянской соломки с маками за 500 франков.

Потому что некая ветреная замужняя дама сбросила её во время страстного свидания, и её лениво слопала (шляпку, не даму) лошадь Фадинара, заехавшего на минутку в лесок… Ну, понятно, зачем…





Съёмки, надо сказать, были недешёвыми. Дело в том, что фильм длиной в 120 минут делался по заказу Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР, поэтому на киноэкспедициях не экономили.
Провинциальный французский городок снимали в Петергофе, в Тарту в Эстонии, в красивейшем старинном здании Ленинградского дома литераторов.



Леонид Квинихидзе поразительно умело собирал невероятные актёрские «цветники».
Он во многом открыл для кино Олега Борисова (инженера Гарина), хотел снимать его и в роли Фадинара в «Шляпке», но Борисова подвело здоровье.

На съёмках бегал по жаре со своим миртовым деревом мэтр Владислав Стржельчик:
«Лёня, я готов сниматься у тебя всегда!»

Романтичный Кваша изображал полного идиота-офицера и любовника. Актёры Квинихидзе обожали - ведь он давал возможность им свободно «зажигать» (а зрителю - «зажигаться») во времена унылого и маразматического брежневского застоя.


Леонид Александрович - ленинградец, отец его - известный режиссёр Александр Файнциммер, снявший «Овод» с Олегом Стриженовым, «Девушку с гитарой», «Котовского», «Трактир на Пятницкой»…

А сына можно считать патриархом жанра отечественной музыкальной комедии. Сейчас 87-летний режиссёр по-прежнему живёт в Петербурге.

Это интересно!
"За три года до "Соломенной шляпки" с Андреем Мироновым - в 1971 - в Чехословакии на киностудии "Баррандов" вышла своя "Соломенная шляпка". Так случилось, что этот фильм никогда не переводился на русский. Это и понятно: советская версия затмила всю тему.

А меж тем картина прекрасная. И вот группа энтузиастов раздобыла исходную чешскую версию, нашла где-то субтитры на русском, собрала друзей - и... переозвучила фильм. Соломенная шляпка (Баррандов)


А теперь о чудо - шляпке, сделанной из флорентийской соломки.

В XVIII веке среди европейской знати возникла мода на соломенные шляпы. В то время стала популярной флорентийская соломка. Замужние дамы и молодые девушки считали соломенную шляпку из Флоренции одной из самых важных деталей своего гардероба.

Собственно, популярность этих головных уборов и вдохновила написать водевиль французских драматургов Эжена Лабиша и Марк-Мишеля, по которому был снят фильм, назывался Un chapeau de paille d'Italie - «Шляпка из итальянской соломки»,
а известный композитор Нино Рота даже написал по нему мюзикл Il cappello di paglia di Firenze - «Шляпка из флорентийской соломки».


В XVIII веке также было популярно швейцарское кустарное производство соломенных шляп. В Россию ремесло плетения шляп из соломки было привезено немецкими колонистами во времена царствования императрицы Екатерины II (1762 – 1796). Производством соломенных шляп занимались во многих колониях Николаевского уезда Самарской губернии.



Миклош Барабас "Флирт" (1841)

На самом деле, «итальянская», «флорентийская», «ливорнийская» - суть одно и то же, поскольку такие шляпки изготавливали из тосканской соломы сорта marzuolo.
Стебли этой пшеницы имеют красивый золотистый цвет и хорошую эластичность. К тому же, изделия из нее получались легкими, что, согласитесь, важно для головного убора. Кстати, сорт был выведен только для шляпной соломы, он не используется для еды.



Leghorn straw bonnet, French, 1845 MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON

Эту пшеницу выращивали (и еще выращивают) под городом Синья (пригород Флоренции), чтобы потом солому в виде сырья или уже готовых изделий отправить из ближайшего морского порта Ливорно в Европу и Америку.
Отсюда, часто эту соломку или шляпы называют "леггорн" (Leghorn) — поскольку именно такое имя дали англичане порту Ливорно. И понятно, что свое обобщеное название "итальянская соломка" она получила уже в середине 19 века после объединения Италии)



Ливорно, терраса Масканьи. День сегодняшний.



Ливорно, Новый форт (Fortezza Nuova), наши дни. От Ливорно 19 века сегодня мало что осталось, поскольку город сильно пострадал во Вторую мировую войну.

Немного остановлюсь на термине Leghorn, который обычно указывает историкам моды и коллекционерам на:

1) место происхождения (что забавно, поскольку Синья находится, скорее, рядом с Флоренцией, чем с Ливорно);

2) используемый материал;

3) способ плетения: обычно, обработанную должным образом соломку заплетали в тонкие косички, а затем ловко и бесшовно собирали спиралькой до требуемой формы (в местах стыка тесьмы образовывался небольшой холмик).



Образцы "леггорна".




Для обработки этой соломы, для плетения из нее тонких косичек, использовался женский и детский труд.



Holman Hunt’s Tuscan Girl Plaiting Straw


Оплачивался он плохо, хотя сами шляпы считались элементом роскоши.
В Италии женщин, сплетавших эти косички в длинную тесьму называли «trecciaiole».



Всемирную популярность шляпам из флорентийской соломки приписывают конкретному лицу — Доменико Микелаччи, который в 1718 году, после многих экспериментов, пришел к выводу, что именно пшеница сорта marzuolo идеально подходит для их изготовления.









А тут еще в Европе пошла мода на пейзанок (крестьянок) и соломенная шляпка пришлась очень кстати.
Европейская аристократия идеализировала крестьянский труд — вспомним французскую королеву Марию-Антуанетту, доившую коз и жарившую омлеты, что, правда, не спасло ее от гнева народа.



Виже-Лебрён Портрет Марии Антуанетты, 1783



Анжелика Кауфман - Портрет леди Элизабет Фостер. 1785 год



кадр из фильма "Герцогиня".



Томас Гейнсборо - Мэри, графиня Хоу, 1764

Такой тип соломенной шляпки, модной в 18 веке назывался "бержер" - в переводе с французского "пастушка".



кадр из фильма "Герцогиня"



Еще одно ее прозвище - milkmaid hat - "шляпа доярки")





Эта шляпка (1775 - 1800 гг) из музея Виктории и Альберта, скорее всего, сделана именно из флорентийской соломки, поскольку в Англии тогда еще не умели возделывать пшеницу нужных для изготовления подобных шляп сортов.



кадр из фильма "Опасные связи"

В 18 веке шляпки «леггорн» были очень популярны, хотя и дороги.



Еще одна шляпка "бержер" из лондонского музея В&А


Из-за наполеоновских войн (1803 - 1815 гг) на некоторое время прекратился импорт соломки из Италии, это привело к тому, что в Англии стали усиленно развивать промышленное производство изделий из собственной соломы.
В 1805 году лондонское Общество поощрения искусств, производства и торговли, наградило мистера Уильяма Корстона золотой медалью за то, что он нашел свой вариант имитации "ливорнийской косички".

В некоторых регионах Великобритании, таких как Мидлендс, Бедфордшир и Херефордшир появились школы плетения, в которых детей с трех (!) лет обучали искусству плетения из соломки. Тоже происходило и в Америке, и других странах, где появились фирмы — подражатели.



Фотография двух девочек, плетущих из соломы шляпы в Уилстоне, Хартфордшир, Годфри Бингли, 1890 г. Музей В&А (Лондон)


Но уже в 1810-х гг флорентийцы снова наладили экспорт соломки и шляпок во Францию и Германию.



Микеланджело Григолетти. Семейный портрет. Ок. 1830




Merry-Joseph Blondel Portrait of a Woman Seated Beneath a Tree. 1830



A leghorn bonnet, with wide slightly flaring poke brim. American. 1840. MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON


Тем более, что в то время в моду вошли шляпки-капоры. Именно на 19 век приходится особая популярность флорентийской соломки в Европе и Америке.



1830 г.




Leghorn, red taffeta ruffle in back, 1830, MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON



Модные картинки 1838 г и 1820 г




Marie Amélie Cogniet. Portrait of Adélaïde d'Orléans, 1838



Black leghorn, American, about 1835 MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON



Joseph Karl Stieler Bildnis der Tochter des Künstlers






Carolina Frederica Kerst by Charles Van Beveren




A black leghorn bonnet American 1835–40 MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON




Yellow leghorn American about 1840 MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON



Bonnet, 1840. Painting by Van Rensselear, 1842





Leghorn straw bonnet French about 1845 MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON


Мужчины тоже носили ... соломенные цилиндры!



Man's leghorn hat French about 1840? MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON





Мужские моды 1834 год




United States, circa 1832




Модная картинка начала 19 века

Отдельно нужно сказать о соломенной обуви.


"Верх этой женской обуви сделан в ливорнийской технике remaille, где мелкие соломенные косички соединены по краю невидимой строчкой. Такие соломенные заготовки производили в Тоскане и в основном их использовали для пошива высококачественных головных уборов.

Тем не менее, на пике своей популярности, такими соломенными косичками украшали почти все виды одежды - от корсетов до зонтиков. Итальянскую соломенную тесьму, из которой сделана эта обувь, вероятно, продавали уже сшитую в полотно, может быть, даже нарезанную выкройками, а на обувь шли обрезки.

Это означает, что такая обувь могла быть сделана в любом месте Европы, или даже в Америке",
- информация сайта музея Виктории и Альберта (Лондон)



"Эти тапочки, сделанные из соломы и конского волоса, были предназначены для ношения дома. Они, вероятно, были сделаны в Тоскане (Италия), чей портовый город Ливорно был раньше экспортером соломы для модных дамских шляпок.
Сетка из конского волоса поддерживает различные замысловатые соломенные жгутики, косички и украшения, которые, вероятно остались после отделки капора. Алая шелковая подкладка подчеркивает эти детали отделки.

Хрупкая обувь требует изящного шага. Женский идеал 1830-х и 40-х годов находился под влиянием популярности балерин. Их костюмы имели большое влияние на моду, особенно изящные, с плоской подошвой тапочки, которые сегодня по-прежнему носят танцовщики и которые продаются в модных магазинах для под
названием "балетки".

Из-за подражателей и появившейся дешевой продукции, выполненной в Китае (вот она, первая ласточка!) в конце 19 века цены на знаменитую флорентийскую соломку сильно упали, что вызвало забастовку женщин - trecciaiole.

Они заблокировали движение поездов на отрезке Флоренция - Фьезоле, завалив пути соломой и усевшись на нее, что вы видите внизу на иллюстрации из журнала тех времен. Пишут, что это была первая итальянская забастовка.



После этого, кое-как цены стабилизировались, чему, конечно, помогла продолжающаяся мода на шляпки из соломки.



Heinrich Hellhoff - Portrait von Charlotte Testrup, seiner Tochter 1906




A leghorn hat American early 20th century

Последний всплеск популярности на соломенные шляпки пришелся в 20-е гг,





Но, опять-таки, из-за Китая, в середине ХХ века производство изделий из соломки сократилось до минимума, сегодня это уже редкий, кустарный промысел.
Чаще всего, те шляпки "из флорентийской соломки", которыми сегодня завалены рынки Флоренции произведены в Китае.

"Все старые, а пуще молодые,
Храните ваши шляпки золотые,
Храните до конца и в этом соль.
Когда над головой грохочут громы
Способна даже пригоршня соломы,
Сыграть в судьбе решающую роль".
... Тем более - за 500 франков.

fidmmuseum.org, wildberries.ru, liveinternet.ru, la-gatta-ciara.livejournal.com, nnm.me
  Ответить с цитированием