Показать сообщение отдельно
Старый 09.02.2016, 16:55   #11
djuka
Зритель
Медаль пользователю форума.
ЗОЛОТОМедаль автору.
ЗОЛОТО
Форумчанин
 
Аватар для djuka
 
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 1,002
Репутация: 2038

Документальные фильмы о еде

Самое важное, что у нас есть – это наше здоровье.
Каким оно будет – во многом зависит от еды.

Авторы этих фильмов не только разоблачают недобросовестных производителей, но и стараются посмотреть на современные продукты питания под другим углом: состояние ферм, съёмка без комментариев, огороды на крышах домов и в кузовах грузовиков, культура питания в мегаполисах.



Эти фильмы были удостоены премий. Одни из них повлияли на крупные пищевые корпорации, заставив их изменить свою политику.
Другие – на саму аудиторию. Так или иначе, равнодушных не осталось.



Двойная порция (Super Size Me)
, США, 2004 год



И всё-таки СМИ иногда могут быть «четвёртой властью» – это подтверждает культовый документальный фильм режиссера и журналиста Моргана Сперлока. Именно благодаря ему в «Макдональдсе» появились овощные блюда и маркировка пищевого состава продуктов.

Документалист решился на отчаянный эксперимент и не поскупился своим здоровьем, чтобы открыть миру глаза на то, что минутное удовольствие от фастфуда ударяет по организму не хуже ядерной бомбы. В течение месяца он три раза в день питался в «Макдональдс».
Основную ставку сеть делала на большую порцию своего меню – «Supersize» (1,24 л колы и 198 гр. картошки– фри) – на ТВ усиленно пускали рекламу. Энергетический вес съеденного в день составлял 5000 ккал. Во время проекта герой регулярно проходил обследование у врачей.

За месяц он поправился на 11 кг, у него обнаружили скопление жировой ткани на внутренних органах, в частности, ожирение печени – такого рода патологии медицина расценивает как более опасные, чем просто избыточный вес. Кроме того, вследствие такого питания у молодого журналиста наступила половая дисфункция. Чтобы восстановиться после пережитого, Моргану Сперлоку потребовалось больше года.

Фильм стал по-настоящему скандальным, во время показов «Макдональдс» проплатил в американских кинотеатрах трансляцию опровержения – короткие рекламные ролики перед сеансами. Однако общественность была до глубины души потрясена влиянием фастфуда на организм. Сеть «свернула» выпуск и рекламу больших порций и обновила свою концепцию: в меню стали указывать, сколько белков, жиров, углеводов и калорий содержит каждое блюдо; появилась «овощная» альтернатива гамбургерам и чизбургерам.

Фильм получил сразу несколько наград. В 2004 году Сперлока назвали «Лучшим новым режиссером» на Эдинбургском кинофестивале, а в 2005 году фильм получил «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».


«Отчаянные дегустаторы отправляются…» (The Supersizers..), Великобритания, 2007 - 2009



Цикл документальных фильмов, снятый BBC. В нём задействованы два главных героя – критик Джайлз Корен и известная британская комедийная актриса Сью Перкинс. Суть в том, что в каждом новом фильме они отправляются в инсценированную историческую эпоху и питаются исключительно теми блюдами, которые было принято есть в те времена. При этом, участники переоблачаются в костюмы, живут в декорациях и общаются с второстепенными актёрами в духе нужной эпохи.

Известно, что британская кухня в разные периоды менялась, поэтому набор продуктов и их влияние на организм тоже были разными. После каждого такого эксперимента участники проходят обследование у врача и получают заключение о состоянии своего здоровья. Отчаянные дегустаторы отправлялись во времена Второй мировой войны, где пытались прокормиться скупым пайком, прячась в метро от инсценированной бомбёжки. Побывали в эпохе Реставрации, когда только появились вилки и в моде были пироги. Шоком для героев стали Викторианские времена, когда к обеду подавали овечьи головы.

Более спокойно герои восприняли путешествие в более менее современные времена, например, в 70-е – годы своего детства, когда на рынок стали в огромных количествах поставлять разнообразные консервы. За одну неделю жизни во времена Эдуарда холестерин героев взлетел до небес: это была эпоха обедов из двенадцати блюд.


«Хлеб наш насущный», (Our daily bread)
, Германия – Австрия, 2005 год



Самый молчаливый и, в тоже время, один из самых кричащих фильмов о производстве продуктов питания. Молчаливый потому, что в нём нет закадрового повествования, комментариев и интервью, как в обычных документальных фильмах.

Кричащий потому, что съёмки и порядок их расстановки так действует на восприятие, что просто переворачивает систему ценностей даже у тех, кто раньше относился к проблемам производства равнодушно.
В фильме сняты различные процессы выращивания растений и животных, а также переработка пищи: забой кур, свиней и коров, содержание коров и свиней. В кадр попали кастрация поросят, дойка коров, куриные инкубаторы, роды животных, осеменение, производство куриных яиц, вылов и переработка рыбы.
Снято выращивание и сбор огурцов, помидоров, перца, яблок, оливок, добыча соли в шахте.

Механическая работа по алгоритму вырастить – убить – съесть. Режиссура рассчитана на то, чтобы сформировать у человека вопрос «А не стали ли мы сами винтиками в подобном бездушном механизме?». Интересно, что авторам удалось избежать судебных тяжб с производителями, во многом, благодаря полной анонимности посыла: места съёмок авторы так и не обнародовали.
Фильм получил хорошие рецензии в крупных изданиях. После его выхода в Швеции, Швейцарии, Дании были приняты законы о гуманном обращении с животными.


Священная свинья, (The Divine Pig), США – Нидерланды, 2010 год



Фильм повествует о судьбе очаровательного поросёнка по имени Доурус, который проживает в Голландии во дворе у мясника Жерара. Пока хряк ещё маленький, жизнь его легка и прекрасна: он бегает по сельским окрестностям, местные жители его обожают. Однако после наступления двухлетнего возраста перед мясником встаёт вопрос: свинья выросла, и пора забивать её.

Сам мясник очень любит своего питомца, но поступает так, как должен поступать мясник: убивает Доурус и с удовольствием лакомиться его мясом, вспоминая с семьёй за ужином интересные моменты из жизни с поросёнком.

Извечный посыл к человечеству: имеем ли мы право посягать на жизнь братьев наших меньших. Фильм небольшой по продолжительности – меньше часа, поэтому его не показывали в кинотеатрах, зато ТВ в разных странах не раз прокручивало эту экзистенциальную ленту.


«Вилки Вместо Скальпелей» (Forks Over Knives) , США, 2011



«Мне говорят – твоя диета экстремальна! В этом году пол миллиона людей в этой стране перенесут операцию – им разрежут грудную клетку, откроют сердце. Я считаю это экстремально».
Фильм рассказывает об исследованиях учёных в США, которые объединены одной идеей – употребление белков и жиров животного происхождения часто становится причиной возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, аутоимунных заболеваний и генных нарушений.

В ходе исследования учёные пришли к выводу, что для организма более оптимален растительный рацион: овощи, фрукты, крупы, орехи, растительные белки и жиры. Продукты без добавления любых животных компонентов не только предотвращают, но ещё и пускают на спад развившееся заболевание.
В качестве доказательной базы авторы использовали результаты исследований последних лет, научные факты и исследования, вошедшие в мировую историю.


«Ферма в грузовике» (TruckFarm), США, 2010



Как показывает практика, каменные джунгли не могут заменить людям настоящих – мы всё равно тянемся к тому, чтобы выращивать овощи и цветы и наслаждаться их вкусом, ароматом и просто приятным «непромышленным» видом.

Именно поэтому в последнее время в США и Европе и зародилось так называемое движение «городских фермеров. Ребята из фильма развели огород прямо в кузове машины и теперь катаются по Штатам, угощая удивлённых прохожих овощами и фруктами с необычных грядок. Они разъезжают по Нью-Йорку в поисках таких же городских сумасшедших, чтобы сделать этот город чуть более настоящим и зелёным.

Грузовик оценили все крупные СМИ страны, в том числе, «The New York Times». Надо отметить, что опыт «на колёсах» для Америки был первым, хотя разбивать огород на крыше городских зданий – давний тренд. Насколько полезна такая продукция, учитывая количество автомобилей в Нью-Йорке, трудно представить. Однако жителей мегаполиса легко понять – всё-таки тяжко жить в городе, где почти нет растений.


«Необычная еда. Америка» ( Bizarre Foods. America), США, 2013



Ведущий программы Эндрю Цимерн колесит по Америке и разыскивает необычные рецепты блюд, которые ещё живы в этой стране.
По сюжету выясняется, что Штаты богаты не только фастфудом. Как никакая другая эта культура изобилует необычными блюдами, она складывается из привычек в еде, которые привезли с собой иммигранты, а также из собственных традиционных и современных продуктовых трендов. Ведущий пробует жареных крокодилов, пюре из мозгов ягнят, голубиные головы.
Всё это действо сопровождается комментариями самых разных людей, живущих в разных регионах Штатов, их историями и точкой зрения на пищевую культуру Америки.


Корпорация «Еда» (Food, Inc), США, 2008 год



Фильм рассказывает о современном производстве продуктов питания. Интересно, что авторы не пощадили никого – ни животноводов, ни растениеводов, показав, что проблемы есть и в той и в другой отрасли. Первая часть фильма посвящена картинам производства мяса.

Собственно, авторы не называют имён, никого не обвиняют, но мрачные картины ферм, где в грязи на убой выращивают животных, а потом рубят им головы, заливая пол кровью, оставляют крайне тягостное впечатление. Животных содержат в жутких условиях и, по-мнению авторов, мы должны понять, что пищевое производство – это жестокий механизм, который достаёт руками деньги из грязи, смешанной с антибиотиками, тушами больных коров и измождённых телят.

Это негуманный, небезопасный, но дешёвый процесс. Корпорации лоббируют свои интересы, выбивают в правительстве льготы и субсидии, однако еда остаётся малополезной, а порой, становится настоящим невидимым убийцей для потребителя: гормоны, токсины, химикаты медленно разрушают организм человека уже в молодом возрасте.

Такая же мрачная обстановка во второй части фильма, посвящённой сельскому хозяйству. У фильма была мощная PR-поддержка. Перед его выходом была запущена книга «Как пищевая индустрия делает нас более больными, более полными и более бедными, и что с этим делать».
Кроме того, анонс фильма разместили на упаковках био-йогуртов, очень популярных в США. Несмотря на то, что открытых выпадов в сторону крупных компаний-производителей не было, среди корпораций возникла мощная волна негодования.

Авторы предвидели эту реакцию, поэтому в бюджет фильма сразу были заложены деньги на оплату исков. В 2010 году картина была номинирована на «Оскар», но не получила его.

Документальные или около-документальные фильмы о гастрономии

foodnews-press.ru

Последний раз редактировалось djuka, 01.06.2016 в 17:43.
  Ответить с цитированием