Показать сообщение отдельно
Старый 17.01.2016, 16:41   #409
Manticore
ВИП
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Регистрация: 06.03.2008
Адрес: Жемчужина у моря
Сообщения: 2,800
Репутация: 2561
История создания фильма «Тайна железной двери»

Еще с незапамятных времен на планете Земля все люди мечтают найти лампу с джинном, волшебную палочку, цветик-семицветик или в крайнем случае выловить золотую рыбку. Артефакт не важен, главное, чтобы желания выполнялись. Очередная версия сказки про исполнение мечтаний в 1970 году была снята известным детским кинорежиссером Михаилом Юзовским по книге Юрия Томина «Шёл по городу волшебник». Фильм назвали «Тайна железной двери»
Фильм снимали в Москве, а также в Крыму. Начальные и конечные эпизоды снимали на Комсомольском проспекте, на пересечении со 2-й Фрунзенской улицей. Все сцены двора, квартиры, гаражей, хоккейной площадки снимали в г. Севастополе на улице Репина у домов № 28, 30, 32 и 34.
Сцены в Крыму снимали в окрестностях Симеиза. Когда Волшебник перенес Толика на свой остров, и Толик приходит в себя – он приходит в себя в чаше антенны радиотелескопа РТ-22, который находится в Кацивели.
Волшебник находится неподалёку, и следит за происходящим из здания зеркального телескопа имени Шайна, Крымской астрофизической обсерватории. В роли застенков Волшебника, где он держит друзей Толика – выступил Инкерманский известняковый карьер. Дом Волшебника был построен в окрестностях горы Кошка.

Асфальтированную хоккейную площадку построили специально для съёмок в Севастополе в районе улицы Репина. Режиссёр утверждает, что благодаря именно ему и его съёмочной группе подобные площадки впоследствии появились в каждом советском дворе.
Сюжет фильма увлекает с первой минуты. Мальчик Толя Рыжков, не ангел, хотя и не хулиган, случайно завладевает коробком с волшебными спичками. Стоит спичку переломить и желание загадать – оно тут же исполняется. Выяснив, что спички волшебные, Толик начинает активно их использовать.
Строгая Толина мама теперь ходит «по струнке», назойливого милиционера забирают в участок, сладости льются рекой.

А еще Толя выигрывает на спор у лучшего друга в шахматы (хотя сам никогда не занимался этой игрой), ну и так далее. Но все хорошее имеет свойство заканчиваться…
При этом оказывается, что за Толиком давно уже наблюдает настоящий хозяин волшебного коробка, и таких коробков у него ровно миллион.
Этот мальчуган настоящий волшебник, но злой. У него есть остров, личный робот, куча аттракционов и всё, что душе угодно. Ради полной свободы он забыл своё имя и своих родителей.
– Ты жадина. И ты мне нравишься, – говорит мальчик Толику и забирает его к себе на остров.
Однако обманутый Толиком его лучший друг все же бросается спасать новоявленного «волшебника».
Несмотря на то, что повесть «Шел по городу Волшебник» по которой снят фильм, довольно мрачная, режиссер Юзовский решил сделать из нее комедию и у него это получилось. Во многом благодаря актерам. Так на роль угрюмого старшины Сафронова пригласили поэта-пародиста Александра Иванова.

Хотя на момент съемок картины Александр Иванов вовсе не был популярен. Впервые на телеэкране, как пародист он появится только через несколько лет в развлекательной программе «Артлото». А широкому кругу телезрителей станет известен только после открытия в 1978 году программы «Вокруг смеха», т.е. почти через десять лет после своего кинодебюта в «Тайне железной двери».

Позднее Александр Иванов, в одном из интервью, рассказал, что сниматься ему не понравилось и после «Железной двери» он решил закончить артистическую карьеру…
Бузотера Зайцева с блеском сырал Савелий Крамаров. Одно его появление на экране уже вызывает неизменный гомерический смех… Да и остальные актеры на месте – Олег Табаков, Алиса Фрейндлих.

Кстати, в этом фильме Табаков и Фрейндлих сыграли супружескую пару. Интересно, что спустя всего 8 лет им придется повторить эту связку в кинокартине «Д’Артаньян и три мушкетера».

Так что титульные звезды подобраны на зависть.
Но ведь кино было снято для детей. Поэтому главное было – подобрать на основные роли детей, хотя бы парочку. Здесь, к сожалению, все было не так блестяще. Показался разве что Сережа Евсюнин, он же Волшебник.
Фильм снимали в Москве и в Крыму. Все сцены двора, квартиры, гаражей, хоккейной площадки снимали в Севастополе на улице Репина. Там для съемок вместо волейбольной площадки была построена самая большая в городе хоккейная коробка. Говорят, что именно после выхода фильма в прокат, подобные площадки появились в каждом советском дворе…

А вот резиденцию Волшебника отсняли в окрестностях Симеиза. Когда Волшебник перенес Толика на свой остров и Толик пришел в себя – он оказался в чаше антенны радиотелескопа РТ-22, который находится в Кацивели.

Все это время волшебник следит за происходящим из здания зеркального телескопа имени Шайна, Крымской астрофизической обсерватории.
В качестве тюрьмы Волшебника, где он держит друзей Толика, выступил Инкерманский известняковый карьер, а вот дом Волшебника был построен в окрестностях горы Кошка.
– Кино-экспедиции на все лето, да еще и в Ялту – это здорово, – впоследствии с восторгом вспоминал те дни Сергей Евсюнин сыгравший Волшебника. – Тогда Ялта была международным курортом, а меня отправили туда вместе с мамой. Мне и ей, как сопровождающей несовершеннолетнего, оплачивали командировочные и проживание в гостинице «Интурист». Там, в 312 номере, я прожил около 4-х месяцев…

Конечно, с точки зрения современного зрителя, избалованного компьютерными спецэффектами, происходящее на экране кажется немного наивным и слегка неуклюжим. Однако фильм ни в коем случае нельзя отнести к категории плохого кино, хотя он и получился излишне детским. Согласитесь, кто в детстве не мечтал о таких спичках? Как известно идея получить что-то на халяву неистребима. Поэтому и фильм все смотрели и смотрят с позиции «А чтобы сделал я…».

Так что происходящее на экране заставляет задуматься о своем месте в жизни, об отношениях с близкими людьми, о том что такое настоящая дружба. Вот и получается, что фильм, которому скоро исполнится 44 года, до сих пор смотрибелен.
Фильм снят по мотивам книги, откуда была позаимствована основная сюжетная канва, с существенными сюжетными отступлениями.

Мир волшебника в книге — «вчерашний день» — как бы параллельное пространство, из которого есть только один выход во времени — на рассвете (когда кончается вчерашний день и начинается сегодняшний), в фильме — это, судя по всему, просто остров в океане. Или даже вероятнее всего полуостров.

У Волшебника в фильме глаза карие. В книге же они — голубые, причём на этом заостряется особое внимание, так в большинстве случаев Томин описывает Волшебника, как «мальчика с холодными голубыми глазами».
В фильме действие происходит в конце весны, уже распустилась зелень и ярко светит солнце. В книге на улицах лежит еще нерастаявший снег.
В фильме у Мишки появился младший брат Митька, который вместе с ним попадает на остров, и пёс Буран. В книге у него только собака Майда.

В фильме Волшебник говорит, что отпустит их домой, если они попросят у него прощения. В книге же выясняется, что, если бы Мишка извинился, Волшебник бы его никуда не отпустил, а превратил в прогулочный катер.

В фильме Волшебник пытается склонить Толика к дружбе тем, что грозит превратить его в паука. В книге Волшебник угрожает Толику тем, что может запросто заставить того забыть всю свою семью.
В фильме показано, как Волшебник следит за Толиком чуть ли не с самого начала и вмешивается только тогда, когда тот начинает тратить спички на других: мирит родителей, тратит спички на Мишку, а затем вместе с ним помогает людям. В книге его задерживала необходимость пересчитать свой миллион коробков.

В фильме Толик тратит на Мишку три спички (даёт ему талант игры на скрипке, устраивает для него концерт, а после избавляет его от всего этого), а затем отдаёт ему оставшиеся спички и раскрывает их секрет. В книге же он ни разу не загадывает на Мишку, а сам Мишка узнаёт о спичках только тогда, когда Волшебник переносит их на остров.

Робот Балбес поёт песню про «Привычки Нехорошие», в которой подразумевается намёк, на то, что когда-то он был человеком, который и создал эти злополучные спички. Из найденных на свалке нехороших привычек он слепил себе сына-заместителя, который, завладев спичками, превратил его в железного робота.

В книге же Балбес — обычный робот, созданный Волшебником, а про самого Волшебника подразумевается, что он тоже когда-то был обыкновенным мальчиком, как Толик, потому что он говорит, что ему пришлось потратить множество спичек, чтобы забыть всех своих родных.

В финале фильма Мишка использует одну из двух последних спичек, желая, чтобы Волшебник никогда не мог воспользоваться спичками. В книге этого нет.
В фильме последняя спичка переносит героев в прошлое, где Толик, отказавшись бежать от милиционера, изменяет реальность: Зайцев-голубь вновь превращается в человека, шокируя пассажиров своим голым видом; при этом сохраняются последствия добрых, альтруистических чудес.

В книге ребята попадают домой без спичек, загаданные Толиком желания остаются в силе до тех пор, пока он не находит случайно выпавшую спичку в квартире и не использует её для восстановления статус-кво.

В фильме лишь даётся намёк на то, что волшебные спички до добра не доведут, в книге же происходят два события:
Толик собирается выступить со стихотворением на первомайском празднике, но, выйдя на сцену, обнаруживает, что не помнит ничего из того, что учил, потому что привык учить с помощью спичек. Опозорившись, он уходит со сцены.

В фильме ребятам удаётся осилить Волшебника благодаря работе сообща. В книге же Волшебник, столкнувшись с Толиком и Мишкой, обнаруживает, что у него при себе нет волшебных спичек. Он бросается бежать, но Толик догоняет его и валит на землю (Мишка в этом не участвует, потому что у Волшебника загадано желание, что Мишка не может причинить ему какой-либо вред).

Тут-то и выясняется, что Волшебник стал настолько зависим от спичек, а также от условий на острове, что физически очень ослаб. (Следует однако иметь в виду, что Толик благодаря спичкам стал самым сильным человеком в мире и оставался таковым и во «вчерашнем дне»).
По материалам ussr-kruto.ru
  Ответить с цитированием