Показать сообщение отдельно
Старый 13.12.2015, 20:47   #400
Manticore
ВИП
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Регистрация: 06.03.2008
Адрес: Жемчужина у моря
Сообщения: 2,800
Репутация: 2561
История создания фильма «Весна на Заречной улице»

«Когда весна придет, не знаю. Пройдут дожди, пройдут снега...
Но ты мне, улица родная, И в непогоду дорога».

Нарочито бесхитростные слова Алексея Фатьянова, положенные на мелодию Бориса Мокроусова, стали паролем из молодости для всех тех, кто любит фильм Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице»

На съёмках фильма «Весна на Заречной улице». Одесса,1956 год.
Слева-направо: актер Николай Рыбников, Борис Мокроусов (третий слева), его жена, директор киностудии Горский, поэт Алексей Фатьянов.
А начиналось создание фильма очень прозаически. Для того, чтобы заработать какие — нибудь деньги, Феликс Миронер написал одноактную пьесу. Из нее получился сценарий. Запуститься группа смогла на только что возродившейся после войны Одесской киностудии. Им предлагали на выбор несколько металлургических городов, где бы могли проходить съемки. Запорожье оказалось первым по дороге.
Над фильмом два режиссера — Феликс Миронер и Марлен Хуциев работали два года. Выпустили «Весну на Заречной улице» только в 1956. Как и следовало ожидать, в идеологическом отделе ЦК долго и страстно возмущались клеветой на рабочий класс и искренне не понимали, как это сталевар — передовик пьет, ухаживает сразу за двумя барышнями и лазит в школу через окошко. Такого не бывает и быть не должно.
Зато жители славного города Запорожья до сих пор с гордостью показывают всем приезжающим подлинные места съемок фильма. И только бесконечно спорят, проходили ли съемки на Заречной или на Кремлевской? Режиссер Марлен Хуциев разъяснил: « Я убедился, что за полвека наш фильм успел обрасти легендами. В Запорожье никогда не было Заречной улицы, но местные жители уверяют, что была, и даже показывают место. Также все почему-то уверены, что подобная история на самом деле случилась у них в городе и называют прототипов. На самом же деле весь сюжет от начала до конца придумал Феликс Миронер». На нынешней Заречной стоит голубятня, с которой любимец народа Николай Рыбников, размахивая кепкой, гонял голубей. И зареченцы сожалеют, что именно этот кадр не вошел в фильм. А хата, где за бешеные деньги снимала комнату молодая учительница, цела. Ее хозяйка, тетушка Лариса, была еще школьницей в те годы. Дом она специально, из любви к фильму, не перестраивает.
Для сцены в парке во время грозы нужен был парк. Приличного парка тогда в Запорожье попросту не нашлось, и пришлось снимать эпизод в Одессе.
ВЬЮГУ ДЕЛАЛ КУКУРУЗНИК
Вечерняя школа № 24, где встретились главные герои, располагалась в настоящей школе № 47. В этом двухэтажном здании перемены разительные. Парт уже давно нет, вместо них - баскетбольные кольца и гимнастические маты. Теперь здесь спорт-школа.
- Мы знаем историю здания, хотели даже музей "Весны" сделать, - рассказывает директор гимназии №47 Анна Коваль. - Когда-то в гимназии преподавала учительница, которой Николай Рыбников подарил книгу со своим автографом. Она тогда еще ребенком была и помогала съемочной группе делать снежные шапки на заборе у дома, где по фильму жила главная героиня. К сожалению, несколько лет назад преподавательницы не стало, а книгу ее дочь увезла с собой в Израиль.
За процессом съемок с интересом наблюдала местная детвора. Особенно как снимали вьюгу, ведь на самом деле зима 53-го выдалась бесснежной.
- Мы с друзьями сбегали с последних уроков, чтобы поглазеть. Откуда-то привезли горы снега, в конце улицы поставили "кукурузник" без крыльев, завели его и под винт лопатами бросали снег. Потоком воздуха его подхватывало, и получалась самая настоящая метель, - вспоминает местный житель Анатолий, которому сейчас 62 года.
Кстати, тогда киношники так увлеклись, что из-за "снегопада" где-то закоротило проводку и без света остался целый квартал.

В школе, где познакомились главные герои, теперь не классы и парты, а гимнастические залы.
Голос подлинной лаборантки «Запорожстали» Нины Яковенко звучал в тех кадрах, что снимались в мартеновском цеху. Они с девчонками, побросав все экспресс — анализы сбегали в цех — смотреть на самого популярного тогда артиста — Николая Рыбникова.
И, конечно, жутко в него влюблялись. Только любовь, как обычно, мешала производству и начальник смены по фамилии Шор переходил на ненормативную лексику, пытаясь вернуть влюбленных дурочек на рабочее место. А сам кинокумир приходил к лаборанткам по весьма уважительной причине — подремать хоть пару минут. Ведь в роль Рыбников вживался, что называется, полностью. Наравне со всеми обливался потом в цеху. Нина Ивановна вспоминает: «Как-то, разгоряченный, стал в цехе под мощный — полтора метра в диаметре — вентилятор, холщовую куртку распахнул — так его чуть не с ног не сбило...» А однажды Рыбников просто влетел в лабораторию: «Живо собирайтесь на танцы в ДК Горького!» Дело в том, что его герой Савченко должен был танцевать вальс в сцене вечера отдыха, а актер танцевать не умел. Он попросил Ниночку, которая до сих пор помнит свою обновку — юбку-шестиклинку, учить вальсировать и не быстро, «а то я сам себе на ноги наступаю». Тихо лились каждые выходные девичьи слезы — Рыбников улетал в Москву к Алле Ларионовой. О том, что у них — любовь знали лаборантки, а вот грусть, что так и не удалось попасть в кадр с любимым актером, осталось навсегда.

Войти в образ сталевара Саши Савченко исполнителю помогал Григорий Пометун, сталевар «Запорожстали», ставший в 28 лет Героем Социалистического Труда. Тогда, в 1954, его вызвали в партком, познакомили с Марленом Хуциевым. Режиссер попросил помочь молодого сталевара молодому актеру, окончившему музыкальное училище, войти в образ металлурга. А от заданий партии не отказываются.

Григорий Пометун, прототип образа Саши, учил актера Рыбникова мастерству сталевара.
Когда через неделю приехал Рыбников, оказалось, что они похожи как родные братья. И не только характерами, но и внешне. Сразу перешли на «ты». Съемочная группа и жила по соседству — в ста метрах от нового дома Пометуна. Его жена, которую Николай называл ласково Шурик, защищала актера от супруга, когда тот уж особенно рьяно брался делать из друга передовика — производственника. У Рыбникова никак не получалось правильно бросать лопатой. Шурик даже предлагала в кадре снять спину мужа, но обманывать зрителей нельзя, и он все сделал сам. После выхода фильма актер пачками получал письма от мальчишек, просивших его — сталевара Сашу Савченко — научить их профессии сталевара.
В середине 70-х супруги Пометун отдыхали в Ялте. После пляжа Григорий Константинович, понятное дело, захотел пивка. Стали в очередь. А тут слышат — голос знакомый: «Кто крайний?» Сталевар обернулся и увидел актера. Их трогательную встречу наблюдала еще одна отдыхающая — известная ведущая популярного тогда цикла передач «От всей души» Валентина Леонтьева. Это был прямо готовый сюжет для передачи и не воспользоваться им было невозможно. Вся страна глотала слезы, наблюдая за их встречей в студии. В дальнейшем герой и исполнитель не теряли связи друг с другом. Рыбников часто приезжал в Запорожье, а День металлурга стал и его профессиональным праздником. К этому торжеству Рыбников в обязательном порядке приурочивал свои посещения Запорожья.
В последний раз они виделись осенью 1986. Рыбников снимался в крошечной роли генерала и при всем параде явился к Пометунам. Еще и смеялся: «Во, Шурик, я на повышение пошел, не только Гришка!» Еще и сфотографировались, что называется, на добрую память. Оказалось — на вечную. Смерть Рыбникова в 1990 стала для их семьи большим личным горем.

Нину Иванову Хуциев увидел в фильме «Жила — была девочка». Роль учительницы русского языка и литературы Татьяны Сергеевны Левченко стала лучшей в ее небольшой кинокарьере. Она давно не снимается и работает в одной из московских больниц медсестрой. К сожалению, ни с кем из группы она не поддерживает отношений.
Геннадий Юхтин, игравший инженера Крушенкова, к которому и ехала Таня после окончания института, снимается до сих пор. Одна из его последних ролей — в сериале «Петербургские тайны». К сожалению, нет уже в живых Юрия Белова, сыгравшего роль ученика вечерней школы Ищенко, писавшего стихи — парафарз Пушкина на классной доске и не знавшего особенностей грамматики русского языка.
В 1956 фильм «Весна на Заречной улице» занял 9-е место в прокате и его посмотрело более 30 миллионов человек. И с тех самых пор простые слова про заводскую проходную, «что в люди вывела меня» и про весну, которая «когда придет, не знаю» легли на душу народу, а душу народную, как известно, не обмануть и не купить.
Кино бывает разное, как и люди, для которых оно создается. Есть фильмы необыкновенно сложные по психологическому воздействию, снятые с учетом всех изгибов человеческой души. После их просмотра наступает кошмарно-длительный период тяжелого смура, выбраться из которого, ох как непросто. Еще больше фильмов бездумно — развлекательных. Глупые герои действуют в придуманных глупыми авторами обстоятельствах, и просто жалко времени и так быстро протекающей жизни, потраченного на просмотр. Оглушенный и ослепленный профессионально сделанными фильмами с огромным количеством спецэффектов, нынешний зритель через секунду уже не в состоянии вспомнить его содержание и никакие моря крови и кучи костей, к сожалению, давно не в силах напугать никого из нас — действительность намного страшнее.

Героев фильма «Весна на Заречной улице» увековечили.
Уникальные бронзовые скульптуры Саши Савченко и Татьяны Сергеевны – героев кинофильма «Весна на Заречной улице» – появились 11 октября на Бульваре Шевченко, в честь Дня города. Они представляют две знаковые профессии для Запорожья – сталевара и учителя.
Интересные факты о фильме
  • — В одной из самых популярных песен из советских кинофильмов, заглавной песне "Весна на Заречной улице" соло на гитаре исполняет оператор картины Петр Тодоровский.
  • — В фильме 1964 года "Легкая жизнь" есть сцена встречи выпускников, в которой эпизодическую роль сыграла Нина Иванова. Учитель вызывает Таню Левченко, на что его бывшая ученица отвечает: «А я не Левченко, я — Савченко». Эта реплика, очевидно, указывает на то, что главные герои фильма "Весна на Заречной улице" в конце концов поженились.
  • — По независимым опросам ресурсов Livejournal.com и Liveinternet.ru фильм "Весна на Заречной улице" вошел в «Top-100 лучших российских фильмов».
  • — На предложение снять продолжение фильма "Весна на Заречной улице" режиссер Марлен Хуциев ответил решительным отказом.
  • — В 1956 году в Запорожье не было Заречной улицы, но после выхода картины на экраны улицы с таким названием появились и в Запорожье, и в Одессе.
  • — Несмотря на то, что все персонажи и сюжетные линии картины были придуманы Феликсом Миронером, многие жители Запорожья утверждали, что в основу сюжета была положена реальная история и даже называли имена возможных прототипов героев "Весны на Заречной улице".
  • — Для съемок зимних эпизодов необходим был снег, а его в Запорожье не было. Чтобы выйти из этой ситуации, режиссер отправил экспедицию для поездки в Москву и в Новосибирск, чтобы там снять снежную натуру. На следующий день после отъезда группы в Запорожье начался обильный снегопад. Целый день снег валил огромными хлопьями, и за это время Хуциев и его команда успели снять несколько сцен.
  • — После выхода картины на экраны среди представительниц прекрасного пола вошли в моду кудри. Виной тому послужила прическа Татьяны Сергеевны — в особенности ее покоривший многих завиток у виска, который был наречен «локоном страсти».
  • — На съемках фильма возник роман между Ниной Ивановой и Радомиром Василевским. Авторы картины даже говорили на встречах со зрителями: «Татьяна Сергеевна в "Весне..." была так красива потому, что камера смотрела на нее влюбленными глазами оператора Радомира Василевского». После окончания работы над лентой Иванова и Василевский поженились.

По материалам liveinternet.ru, vokrug.tv, kp.ua, zv.zp.ua, 1001material.ru
  Ответить с цитированием