Заметки о кино «до кодекса» : Кодекс производства кинофильмов 1930-го годаКодекс Хейса – свод цензурных правил, определивших эстетику Золотой Эры Голливуда и на долгие годы изгнавшему с Фабрики Грез геев, бога, девственность и волосатую грудь.
Как Кодекс Хейса не удержал моральных устоевСовременный Голливуд часто приводят в пример как место, где нет подлинной свободы творчества, поскольку любая рискованная тема, затронутая в фильме, грозит задрать его возрастной рейтинг и снизить прибыль. Но это цветочки по сравнению с дорейтинговой эрой, когда над киноделами висела дамокловым мечом не только необходимость самоокупаемости, но и длинный перечень конкретных моральных запретов, нарушение которых делало прокат фильма невозможным делом.
К началу 30-х годов пуританская общественность США успела уже немало натерпеться от тлетворного голливудского влияния. По экранам шествовала лента «Герои на продажу» (1933) о ветеране Первой мировой, страдающем морфиновой зависимостью. Драма Джозефа фон Штернберга «Марокко» (1930) демонстрировала первый в истории американского кино лесбийский поцелуй, другие картины с Марлен Дитрих тоже вовсю эксплуатировали женскую сексуальность. Мэй Уэст в фильме «Она обошлась с ним нечестно» произносила свое знаменитое «У вас пистолет в кармане или вы просто рады меня видеть?». Мафиозное «Лицо со шрамом» (1932) романтизировало организованную преступность, обыгрывая факты из биографии Аль Капоне.
Параллельно множились претензии со стороны крупных католических общин, добившихся бойкота «неприличных» лент в ряде штатов. Кинопроизводители терпели убытки, оплачивая из своего кармана работу приглашенных цензоров, и терялись в догадках, к чему общественная мораль придерется в следующий раз. Кинематограф искусством тогда не считался, и Первая поправка к Конституции Соединенных Штатов на фильмы не распространялась.
Разговоры о том, что кино тоже может быть средством самовыражения, которое никто не вправе ограничивать, успеха не имели, поэтому религиозно-патриотические цензурные комиссии и лобби по всей Америке ежегодно высасывали из режиссеров цистерны крови, требуя приведения всех претендующих на прокат кинолент в соответствие со своими прихотливыми вкусами. Американские штаты уже приняли на вооружение сотни законов о киноцензуре, в которых не разобрался бы сам черт, и следующим шагом вполне могло бы стать введение прямой государственной цензуры, чего уж точно никому в Голливуде не хотелось.
Добавлял проблем и навешенный на кинозвезд падкими до сенсаций газетчиками флер аморальности: после случая с комиком Роско «Фэтти» Арбаклом, ложно обвиненным в изнасиловании и непредумышленном пьяном убийстве, простые граждане представляли Фабрику Грез натуральным гнездом разврата.
Искусителями бывают не только люди, но и стили. Или жанры. Один из них -pin-up, воплотивший очаровательное женское искусство вовремя потерять интимную деталь.Глеб Жеглов из фильма «Место встречи изменить нельзя», готовя ловушку для бандитов, прикидывал, как уберечь засланного к ним Шарапова. В ловушке оказалась дверь, оклеенная журнальными картинками и фотографиями.
На эту дверь среди «портретов» Глеб Жеглов приклеил фото любимой девушки Шарапова, и тот сразу догадался, где спрятаться от бандитских заточек.
В глаза она бросалась еще и потому, что Варя Синичкина, то есть актриса Наталья Данилова, была совершенно не из тех красавиц, которых принято относить к жанру
pin-up girl.А время действия фильма - конец 40-х - как раз время расцвета этого стиля в американской графике. Название он получил от английского to pin-up - прикалывать, пришпиливать.
Начало
Настоящий американский pin-up хорошо узнаваем: это очаровашка с пухлыми губками и пышными формами (ноги длинные и стройные, талия немыслимо тонка), нечаянно оказавшаяся в двусмысленном положении: она играет с котиком (птичкой, щенком, на флейте) и так увлекается, что не замечает, как юбочка задралась, демонстрируя подвязки. Или прямо на улице - такой конфуз! - розовые трусики падают к ногам, резинка лопнула... Или порыв ветра открывает взглядам заинтересованных наблюдателей ножки в чулочках и трусики-штанишки... Незатейливо, игриво и волнует мужчин любого возраста.
Считается, что первые настоящие pin-up girl появились в начале 1930-х как реакция на кризис 1929-го и Великую депрессию. Реальность казалась безнадежной и жестокой, и американцам, чтобы удержаться в седле, настоятельно требовались «сны золотые». Главным поставщиком снов был Голливуд, но фабрика грез, увы, тоже переживала не лучшие времена.
После бурных экспериментов 20-х началась реакция: киномания, выплеснувшись из столиц, захлестнула провинцию, а рядовым обывателям не нравились ни модернистские затеи, ни свобода нравов на экране.
После серии скандалов, бросивших тень на моральный облик голливудских звезд, в 1922 году была создана «Ассоциация американского кинопроизводства и кинопроката» (MPPDA), первым президентом которой стал Уильям Хейс.
Cкрытый текст -
Большинство людей знают о
Кодексе Хейсадве вещи.
Во-первых, что «в супружеской спальне должно стоять две односпальных кровати на расстоянии не менее 70 см одна от другой».
Во-вторых, что Кодекс, написанный еще в 1930 году, вступил в силу лишь в 1934-м, а кинематограф начала 1930-х безнаказанно нарушал его правила, вследствие чего появился ряд «совершенно неприемлемых фильмов, распущенней, непристойней, пагубней и безобразней», чем все, что снималось в Голливуде до или после.
«Это случилось однажды ночью» (реж. Фрэнк Капра, 1934)
Оба измышления далеки от правды.
В разделе «Декорации», например, авторы замечали: «При изображении спален необходимо руководствоваться соображениями хорошего вкуса и такта».
Такие дефиниции, несомненно, требовали от интерпретаторов особых усилий. И немалую часть работы администраторов, следящих за выполнением Кодекса, составляли собственно обсуждения того, как применят его общие положения в конкретных случаях.
При непосредственной работе с Кодексом администраторы во многом полагались на чутье и собственный опыт взаимодействия с различными цензурными комитетами и ревизионными комиссиями, контролировавшими две трети проката в Америке и влиявшими на прокат в наиболее значимых для Голливуда зарубежных странах.
Например, чтобы не нарушать предписания Британского бюро цензоров, состоящие в браке голливудские звезды должны были спать на экране только в односпальных кроватях.
Сегодня Кодекс упоминают с традиционным ностальгическим презрением к его «странным» требованиям.
Именно правила Хейса, по мнению многих, являются причиной голливудского стремления к «лакировке реальности».
Значение Кодекса одновременно и переоценивается, и принижается, ведь документ этот, будучи серьезным инструментом принятой в отрасли политики, не был ее источником.
Главной претензией, предъявляемой к Кодексу в 1930-х, было то, что он «упрощал» фильмы, делал их более пресными. На его фундаментальные положения публика чаще всего внимания не обращала. Однако голливудская система сдерживания отталкивалась в первую очередь не от дотошной проверки сюжетов, контроля за словоупотреблением или подавления свободы самовыражения независимых продюсеров.
Выказывая беспокойство за культурный облик зрителя, Кодекс боролся с куда более серьезными социальными проблемами, нежели непристойные шуточки Мэй Уэст, длина юбок или «аморальные» финалы картин.
Озаботившись культурой кинематографического развлечения, создатели Кодекса признали за ним культурную силу. Производственный кодекс стал свидетельством вовлеченности классического Голливуда в культуру, а история его внедрения — историей попыток культурной элиты установить контроль над массовыми развлечениями индустриального капитализма.
Предположение, что Кодекс в течение четырех лет существовал на бумаге, но не применялся, такой же миф, как и большинство других историй о Кодексе, однако именно этот миф открывает нам своеобразную правду о том, что такое история по-голливудски.
Голливудская история всегда предпочитала увлекательность точности.
Как-то президент
MPPDA Уильям Хейс заявил:
«Ни один из сюжетов, когда-либо написанных для экрана, не был столь драматичен, как история самого экрана».
И до сих пор большая часть того, что считается историей кино, пишется с претензией на занимательность.
История самого Голливуда часто представляется мелодрамой о стремительном взлете и трагическом финале с разбитым сердцем, о победе творческой добродетели над усатыми злодеями корпоративного капитализма и моральном подавлении заговорщиков-реакционеров.
Миф о кинематографе эпохи
pre-Сode распространялся в двух версиях.
Первая версия господствовала в то же время, что и сам Кодекс — с середины 1930-х до конца 1960-х годов. Эта, официальная история отражала интересы киноиндустрии.
Согласно ей, Голливуд был основан иммигрантами, не знакомыми с основами протестантской деловой морали. Так что им следовало периодически напоминать о гражданской ответственности.
Одно из таких напоминаний было сделано после ряда скандалов, бросивших тень на репутацию некоторых звезд Голливуда и приведших к основанию в 1922 году
MPPDA, первым президентом которой стал
Уильям Хейс.
Уилл Хейс на обложке журнала «Time» от 13-го сентября 1926-го года
В 1920-е годы Хейс начал сотрудничать с гражданскими и религиозными организациями с целью улучшить их мнение о кинематографе. Результатом этой бурной деятельности стало написание в 1930 году «Производственного кодекса».
И тут, как и полагается в добротной голливудской мелодраме, случилась беда — Великая Депрессия.
Необходимость обеспечивать доход при постоянно снижающемся числе зрителей вернула продюсеров на «кривую» дорожку, экран захлестнул поток непристойностей, насилия и фильмов, эксплуатировавших самые низменные инстинкты аудитории. В одиночку
MPPDA не могла этого предотвратить.
Избежать кризиса и тотального общественного разложения удалось лишь благодаря Католической Церкви, которая основала в апреле 1934 года так называемый «Католический легион благопристойности» и пригрозила Голливуду тотальным бойкотом. Продюсеры сдались почти сразу, согласившись на принудительное внедрение Кодекса Хейса.
Руководить процессом был призван известный католический деятель Джозеф Брин.
После отказа от Кодекса в 1968 году распространение получила другая версия этой истории. Перечислялись ровно те же события, но акценты были смещены. Наиболее выразительное новое описание времени сделал историк Роберт Склар, охарактеризовавший начало 1930-х как «золотой век брожения» Голливуда.
Склар отказывался видеть в Голливуде падшую блудницу, спасенную от федеральной цензуры «Легионом благопристойности» с добродетельным Джо Брином во главе: «В первые пять лет Великой Депрессии голливудские кинематографисты бросили самый смелый вызов традиционным ценностям за всю историю массовых коммерческих развлечений.
Их фильмы подвергали сомнению нормы сексуальной пристойности, общественную мораль и правоохранительную систему».
Удивительная наивность. Зачем, скажите, индустрии, тесно связанной с национальными финансовыми центрами и считавшейся четвертой по величине отраслью в США, бросать «вызов традиционным ценностям» в момент наибольшей социальной и политической нестабильности в истории США? В чем здесь логика?
Конечно, такое представление о кинематографе
pre-Сode в полной мере отвечает потребности некоторых критиков поместить Голливуд в контекст захватывающей мелодрамы об отважных героях-творцах и злодеях-реакционерах, ведь самым любимым критиками образом Голливуда является «неамериканский» анти-Голливуд, населенный мятежными художниками, которые бросают системе вызов и затем разрушают ее.
Чтобы спасти репутацию Голливуда, он призвал на помощь гражданские и религиозные организации, в результате родился знаменитый «Производственный кодекс» - цензура, не допускавшая никаких вольностей на экране.
«Кодекс Хейса» приняли в 1930-м, и первые четыре года соблюдали не слишком строго. Продюсеры по-прежнему требовали от сценаристов и режиссеров выдавать что-нибудь погорячее, в фильмах было слишком много секса и насилия, успех опирался на самые низменные инстинкты. Тогда MPPDA обратилась за помощью к церкви: созданный в 1934 году «Католический легион благопристойности» пригрозил Голливуду тотальным бойкотом. Угроза была серьезной, и продюсеры сдались почти сразу, согласившись на принудительное и повсеместное внедрение «Кодекса».
После этого на экране даже в супружеской спальне должно было стоять две односпальные кровати: от полной разнузданности творцы грез перешли к сексуальному аскетизму.
Тут-то и открылась зеленая улица для печатных изданий, прежде безнадежно сдававших позиции Голливуду: популярный журнал «Лайф» поместил на обложке изображение невинной прелестницы в соблазнительной позе.
Вроде бы и придраться не к чему, все пристойно: формально девушка одета, обнажение - в рамках допустимого даже пуританской моралью. Но все дело в том самом «чуть-чуть» - остальное немедленно дорисовывало воображение. Вслед за «Лайф» и другие журналы стали публиковать на обложках и цветных вкладках озорных красоток, и тиражи взлетели - если не до небес, то весьма высоко.
Задорные милашки Когда началась Вторая мировая и американские солдаты отправились в Европу, поднялся настоящий pin-up бум. Полногрудые девчонки с оголившимися плечиками и бедрами смотрели со стен казарм, красовались на картинках, хранимых в кармане гимнастерки, их рисовали на танковой броне и на фюзеляже самолета.
Пин-ап на самолетах
В Интернете недавно появилось исследование - самолеты, украшенные одетыми pin-up girls, сбивали гораздо реже, чем самолеты без картинки: как-то нехорошо стрелять в женщину.
А вот если на фюзеляже была изображена красотка «ню», летчик рисковал вдвойне: немцы почему-то считали, что самолеты с «ню» пилотируют еврейские экипажи.
Pin-up girls украшали зажигалки Zippo - «девушка Zippo», прикуривающая на ветру, считается одной из самых растиражированных картинок.
Pin-up бум середины 40-х обычно объясняют военными условиями: мужчины оторваны от дома, от женщин, a pin-up girls - кусочек мирной жизни, который всегда с тобой.
Такая она задорная эта милашка, такая «своя в доску», словно девчонка-соседка с родной улицы. Карьера модели pin-up стала очень престижной, а следовательно, и высокооплачиваемой.
Фотографии и рисунки «делали имена» так же успешно, как кино.
Мало того: если кинокарьера складывалась неудачно, был шанс наверстать упущенное в pin-up: актриса Джейн Мэнсфилд снялась в нескольких фильмах, в основном в ролях второго плана, но вся Америка знала ее по pin-up.
Вера Джейн Мэнсфилд (Vera Jayne Mansfield)1933-1967 гг.
Американская киноактриса, добившаяся успеха как на Бродвее, так и в Голливуде. За свою актёрскую карьеру Джейн была удостоена «Мировой театральной премии», а также премий «Золотой глобус» и «Золотой лавр».
Мэнсфилд, наряду с Мэрилин Монро, была одной из популярных секс-символов 1950-х годов, появившись при этом неоднократно на страницах журнала Playboy.
Всё же её карьера оказалась недолговечной и в 1960-х годах она уже переместилась на менее значимые роли в мелодрамы и комедии. Несмотря на это, она по-прежнему оставалась популярной звездой, продолжала собирать толпы — успешно выступая в ночных клубах и ресторанах, и в эксклюзивных турах за пределами США. Джейн Мэнсфилд трижды была замужем, родила пятерых детей. Погибла в автокатострофе в 1967 году.
Именно с неё делали знаменитую куклу Барби!
Признанные голливудские кинозвезды тоже охотно шли в pin-up, отбрасывая свою недоступность и стараясь выглядеть попроще.
Одной из первых пин-ап моделей,ставшая секс-символом,была актриса и танцовщица
Бетти Грейбл(1916-1973 гг.)
Любимицей американских солдат была блондинка Бетти Грейбл - «Ноги на миллион».
Плакаты с её изображением были распространены среди солдат во время Второй Мировой войны. Её знаменитое фото в купальном костюме принесло ей в годы Второй мировой войны славу одной из самых очаровательных девушек того времени.
Позднее этот снимок был включён журналом «Life» в список «100 фотографий, которые изменили мир». В Голливуде Грейбл была известна прежде всего из-за своих красивых ног, которые всячески выделялись во множестве различных фотосессий, которые устраивала актрисе студия «20 Century Fox», и которые к тому же были застрахованы британской компанией Lloyd’s of London на $1,000,000.
Как говорила сама Грейбл: «У моего успеха есть две причины, и я стою на обеих».
Хью Хефнер назвал Бетти источником вдохновения для создания Playboy.
Betty Grable - Footlight Serenade (1942) - "I Heard The Birdies Sing"
А вообще в роли pin-up girls побывали многие знаменитости, от Риты Хейуорт до Мэрилин Монро. Выгода от «сотрудничества» была взаимной: pin-up добавлял кинодивам популярности, а красотки с голливудским прошлым делали картинки еще притягательней.
Но это была дорога в одну сторону: голливудская звезда могла «пошалить» в pin-up, но ни одна модель pin-up не поднялась на высшую ступень голливудской «звездной» лестницы.
Бетти Бросмер (Betty Brosmer)– первая красавица конца 40-х и 50-х годов, звезда обложек и прообраз девушек пин-ап. Она — предшественница таких звезд, как Мэрилин Монро и Джейн Мэнсфилд.
Кэрол Лэндис (Carole Landis)1919-1948 гг.Благодаря своей привлекательной внешности Лэндис в юности часто становилась победительницей на различных конкурсах красоты, а в 15 лет бросила школу и решила начать карьеру в шоу-бизнесе. Первый успех к ней пришёл после выхода на экраны фильма «Миллион лет до нашей эры» (1940). Лента произвела фурор в мире кино, и наутро Кэрол проснулась знаменитой.
Во время Второй мировой войны Лэндис много фотографировалась в качестве pin-up girl на плакаты для военнослужащих. Помимо этого она часто давала фронтовые концерты: в 1942 году она вместе с Кэй Фрэнсис выступала в Англии и Северной Африке, а двумя годами позже развлекала военных на юге Тихого океана. За все годы войны Кэрол проехала с концертами более 100 тысяч миль, больше любой другой актрисы. После войны она написала несколько статей для газет и журналов, где рассказывала о своих путешествиях в военные годы.
Это не получилось даже у раскрученной и прославленной
Бетти Пейдж, которая с 1949 по 1957 год позировала для двадцати тысяч pin-up рисунков и фото.
О ней слагали легенды, делали комиксы, но продюсеры задействовали pin-up знаменитость только в порнографии. Бетти плохо кончила: опустошенная, разочарованная, не в состоянии справиться с тяжелой депрессией, она умерла совсем молодой от пневмонии.
В отличие от своей тезки Бетти Грейбл, Пейдж выглядела не как девочка-соседка, но как настоящая роковая женщина. Кроме того, она абсолютно не стеснялась сниматься обнаженной, а её фотосессия для Playboy вызвала у общественности настоящий шок. Именно её называют прародительницей сексуальной революции в Штатах.
В детстве Бетти мечтала стать учительницей...
Она приобрела популярность в жанре эротической фотографии, в том числе позируя обнажённой. Её снимки публиковали известнейшие журналы того времени. В 1952 -1957 гг Бетти работала в качестве модели в Нью-Йорке, сотрудничая с разными фотографами. В 1955 г. появились её первые знаменитые фотографии в playboy. В этом же году она выиграла титул «Мисс Pin-up».
Её преследовали, обвиняли в порнографии. В то же время её фотографии печатались огромными тиражами, изображения с ней появлялись везде — от обложек журналов до конвертов пластинок и игральных карт.
Печально и несправедливо, если учесть, сколько солдатских сердец она согрела, с улыбкой демонстрируя свои роскошные формы на фривольных картинках.
Сексуальная подоплека, безусловно, способствовала популярности стиля, но это далеко не единственная причина бешеного успеха pin-up в Америке середины прошлого века.
Лана Тёрнер (Lana Turner) 1921-1995 гг. Начала сниматься в кино в 16 лет. Её прозвали «девушкой в свитере» за пристрастие к ношению предмета гардероба, который ненавязчиво подчеркивал её пышные формы. Для съёмок одного из первых своих фильмов она выщипала брови, однако они так и не отросли, откуда другое прозвище — «девушка с подрисованными бровями».
В 1939 году для одной из ролей Тернер перекрасилась в блондинку и не только совершенно изменила свой образ, но и приобрела новое прозвище — «Королева ночных клубов».
Соперничая за звание самой сексуальной звезды Голливуда с Ритой Хейворт и Джейн Рассел, Тёрнер снялась в четырёх фильмах с прославленным плейбоем Кларком Гейблом.
Одной за самых успешных её картин был ранний фильм в жанре нуар — «Почтальон всегда звонит дважды» (1946). Считается, что во время Второй мировой войны американские солдаты предпочитали вешать на стены казарм именно её фотографии и афиши. После войны снималась главным образом в мюзиклах.
Вероника Лейк (Veronica Lake)1922-1973 гг. В 1941 году Вероника Лэйк подписала долгосрочный контракт со студией Парамаунт Пикчерз. С этого момента начинается её головокружительная карьера. Образ сексапильной блондинки с длинными волосами, закрывающими один глаз, стиль «пикабу», мгновенно покорил Америку.
Вероника Лейк стала кумиром многих женщин. Все американки тут же захотели выглядеть как прекрасная Вероника. Дошло даже до того, что во время войны правительство США попросило актрису изменить причёску, так как на военных заводах у многих женщин, приходящих на работу в образе à la Lake, волосы запутывались в станках.
Про чёлку и станки
Есть мнение, что именно с неё была срисована Джессика Рэббит
Ава Гарднер (Ava Gardner) 1922 – 1990 гг. Она выросла в многодетной семье фермеров, благосостояние которых не позволяло даже и мечтать о блестящем образовании или головокружительной карьере. Природа наделила Аву совершенной красотой, которая открыла ей дверь в кино, славы, богатства и соблазнов. Кто знает, кем была бы Гарднер, если бы на глаза агенту MGM не попалась фотография, сделанная мужем её сестры – Ларри Тарром?
С ужасным южным акцентом, не имея ни малейшего представления об актёрской профессии, Ава отправилась на первую в жизни съёмку. И хотя на первом кастинге все признали, что Гарднер – одна из самых красивых женщин, которые когда-либо переступали порог студии, на её успех никто не рассчитывал.
Красотка не умела говорить, не умела двигаться, не умела играть, не умела петь или танцевать, но оказалось, что она обладала особенностью, которую еще называют «любовь камеры». Это сразу заметили в MGM, и с ничего не умеющей актрисой заключили долгосрочный контракт на 7 лет.
Первый ощутимый успех пришёл с «Убийцами» (1946) — классическим фильмом в послевоенном жанре нуар. В 1950-е годы её начали раскручивать под девизом «самое сексуальное животное на земле». Пиком её карьеры стали главные роли в фильмах «Снега Килиманджаро» с Грегори Пеком (1952) и «Могамбо» с Кларком Гейблом (1953), за который актриса была номинирована на премию «Оскар».
Мари Макдональд (Marie McDonald) 1923-1965 гг. Американская актриса и певица. Во время Второй мировой войны Мари Макдональд была одной из самых популярных пин-ап голливудских девушек. В числе многих она позировала для еженедельного журнала армии США «YANK».
Рита Хейворт (Rita Hayworth) 1918-1987 гг. Она родилась в семье известного исполнителя испанских танцев фламенко, выходца из Севильи Эдуардо Кансино и полуирландки-полуангличанки Волги Хейворт, хористки из шоу Флоренза Зигфельда.
С 12 лет начала выступать со своим отцом в ночных клубах и в шоу испанских танцев. В 1935г Рита Хейворт привлекла внимание студии 20th Century Fox и начала сниматься в кино. Женское обаяние и красота сделали Риту Хейворт одной из самых популярных кинозвёзд своего времени, фильмы с её участием имели огромный успех не только в США, но и в Европе. Рита Хейворт включена в список 100 величайших звёзд кино по версии Американского института киноискусства.
Состояние умов американских обывателей отлично иллюстрирует голливудский фильм 90-х «Плезантвиль». По сюжету тинейджеры Дэвид и Дженнифер, брат и сестра, попадают в черно-белый телесериал 50-х, в городок Плезантвиль, где все безопасно и благонамеренно, молодежь ничего не знает о сексе, а пожарных вызывают лишь для того, чтобы снять с дерева кошку.
(Все в строгом соответствии с «Производственным кодексом Хейса»).
«Пришельцы» буквально взрывают это сонное царство, заведенный порядок рушится, но зато жизнь из черно-белой становится цветной. Раскованное дитя 90-х Дженнифер соблазняет всех молодых людей, попадающихся на ее пути, точно так же, как pin-up girls соблазняли зажатых в тисках пуританских традиций американцев. И главное тут не сам секс, а возможность «расковаться», мечта о какой-то другой жизни. Кажется, нужно сделать лишь шаг, чтобы там оказаться, шаг - и ты, оставив позади все проблемы и печали, станешь таким же свободным и веселым, как задорная девчонка с картинки.
До 50-х годов XX века Америка де-факто была страной сексуально озабоченных граждан, а де-юре декларировала строгую пуританскую мораль.
Макс Лернер, автор двухтомника «Развитие цивилизации в Америке», говорит об обществе странного смешения «громогласной видимости и тихого лавирования в обход правил», когда речь заходит о сексе.
Этот противоестественный сплав сексуальной озабоченности с пуританскими запретами приводил к тому, что двигателем американской массовой культуры того времени стал не секс как таковой, а хитрости, на которые пускалось общество, чтобы использовать секс для стимулирования чувств. Если бы не было «Кодекса Хейса», если бы голливудское кино продолжило свои модернистские эксперименты, стиль pin-up мог бы просто не состояться, в нем бы не было нужды. Но в Америке такое «если бы» было абсолютно нереально.
Кто это делал?
Итак, pin-up, как и многое другое в Америке, родился в иллюстрированном журнале. В этой стране журналы - законодатели вкусов и мод, двигатель прогресса, двигатель искусства. А искусство, в свою очередь, обретает популярность, если его публикуют в журналах.
Собственно, художественная история стиля pin-up началась еще в позапрошлом столетии.
На рубеже XIX-XX веков Америку свел с ума художник
Чарльз Гибсон.
В 1887 году он, тогда еще начинающий иллюстратор, опубликовал в журнале «Лайф» серию рисунков, на которых была изображена молодая женщина, хорошенькая, с осиной талией и округлыми формами. Она играла в теннис или каталась на велосипеде, принимала гостей или пила кофе в утреннем дезабилье.
Она была аристократична и благовоспитанна, но в глазах прятался маленький бесенок, за ее сдержанностью и уравновешенностью угадывались озорство и лукавство, и намек (пока только намек) на сексуальный призыв. «Девушка Гибсона» тут же стала эталоном, все американки стремились иметь такую же фигуру, такие же платья и шляпы, носили такие же прически и так же катались на велосипеде.
До Первой мировой войны Гибсон поставлял своих девушек во все развлекательно-влиятельные американские журналы, их тиражировали на почтовых открытках и даже проводили конкурсы «кто больше всего похож на девушку Гибсона».
Сам Чарльз Гибсон, заработавший на своих рисунках немалое состояние, в 1918 году стал главным редактором журнала «Лайф», а его девушка (к этому времени уже утратившая популярность) стала прародительницей красоток, «девушек-такого-то», заполонивших американские журналы в сороковые и пятидесятые годы.
Джордж Петти
Именно художники-иллюстраторы и художники, работающие в рекламе, делали себе имена и состоя¬ния на этом стиле.
«Девушка Петти», создание Джорджа Петти, считалась чуть не национальным достоянием.
«Такая живая, что у нее можно пощупать пульс», она появлялась на обложках и в рекламных кампаниях, одетая, полуодетая, в купальнике. В войну ее рисовали на фюзеляжах самолетов и броне танков чаще, чем других pin-up красоток.
Ее образ использовали даже для создания полнометражного мультипликационного фильма. В последний раз на журнальных страницах эта девушка появилась в 1970-м - к сорокалетию журнала «Эсквайр» Петти изобразил свою «музу» поседевшей и в очках.
«Эсквайр» сыграл в популяризации жанра едва не главную роль. Через этот журнал, основанный в 1932-м, журнал со «странной» для тех лет концепцией, где реклама нижнего белья перемежалась произведениями модных писателей, прошли практически все pin-up корифеи.
Джордж Петти был штатным сотрудником «Эсквайра» в конце 30-х - начале 40-х, потом ему на смену пришел Альберто Варгас. До контракта с журналом Варгас работал на крупнейшие голливудские студии, и одна из самых популярных его работ в стиле pin-up - афиша фильма «Луна над Майами» с портретом Бетти Грейбл. (Вообще трудно найти среди голливудских звезд такую, которая бы не позировала Варгасу.
Джордж Петти- в 1934 году он нарисовал целую серию иллюстраций для журнала Esquire.
Работал Варгас очень тщательно: он делал по четыре эскиза к каждой работе, три на тончайшем пергаменте, а один, основной - на холсте. Путем наложения четырех эскизов друг на друга художник выбирал лучшее соотношение цветов и оттенков). «Эсквайр» немало заработал на его имени, вернее, на псевдониме: Варгасу было предложено стать «Варгой», это звучало не так полатиноамерикански. Уйдя из журнала, он потерял право подписываться «раскрученным» псевдонимом и попытался начать все сначала в «Плейбое». Но золотое время pin-up уже миновало, и из 152 рисунков Варгаса в «Плейбое» были опубликованы только два: на обложках в 1961-м и 1965 году.
Вместе с Варгасом в «Эсквайре» трудился Билл Ренделл (в штате с 1946-го года), он публиковался в разделе «Галерея гламура». В 1950-м Ренделл был на пике своей популярности: он сделал обложки сразу для нескольких иллюстрированных журналов, а потом несколько pin-up календарей серии Date Book.
Еще до появления «Эсквайра» на pin-up Олимп взошел Ральф Армстронг, трамплином ему послужил журнал «Пикчерал ревю».
Сотрудничество было взаимовыгодным:
Армстронг стал знаменит, а тираж журнала в 1926 году взлетел до двух миллионов.
Армстронг всю жизнь искал образ идеальной женщины, испробовал множество техник и стилей, пока не остановился на pin-up. Отличительная особенность его рисунков - очень точная, филигранная проработка деталей. Причем Армстронг не признавал фотографий и писал только с «живой натуры», среди его натурщиц были Мэри Пикфорд, Кэтрин Хепберн, Марлен Дитрих.
Джейн Расселл (Jane Russell)1921-2011 гг. В 1939 году Джейн Рассел выиграла конкурс на «лучший бюст Америки», организованный мультимиллионером Говардом Хьюзом, и получила роль в его «супер-культово-нецензурном» (из критики) вестерне «Вне закона» (Outlaw, The, 1943). Хьюз предполагал, что Расселл сможет составить серьёзную конкуренцию признанным секс-символам той эпохи – Рите Хейворт и Лане Тёрнер.
Он не ошибся в своих расчётах. Фильм был разрешен к выпуску на широкий экран со скрипом: слишком уж бесцеремонно камера пыталась запечатлеть декольте начинающей актрисы. Цензура не пропустила картину, начался долгий суд, и судья Балтимора сказал: «Бюст Джейн Расселл висит над фильмом, как облака над равниной». «Вне закона» вышел в прокат лишь долгих шесть лет спустя.
Самый же знаменитый её фильм – «Джентльмены предпочитают блондинок», где она блистала вместе с Мэрилин Монро. После ухода из кино в 1970-х годах, Джейн Расселл продолжила актёрскую карьеру на театральной сцене, а также стала принимать участие в фонде по упрощённому усыновлению детей.
Афиша фильма «Вне закона»
Её фото на сеновале облетело все американские издания и особенно пользовалось успехом у военнослужащих Второй Мировой Войны.
Джейн Рассел и Мэрилин Монро
Ну и, конечно,
Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) 1926-1962 гг. Американская актриса и певица и секс-символ. В августе 1946 года она получила предложение заключить контракт на киностудии 20th Century Fox, куда её брали статисткой. В октябре 1948 года вышел в прокат фильм «Хористки», созданный на киностудии Columbia Pictures. Это был первый фильм, в котором Мэрилин говорила и пела. Мэрлин Монро получает семилетний контракт со студией 20th Century Fox и роль в фильме «Асфальтовые джунгли». В марте 1954 года Мэрилин получила награду «Самая популярная актриса».
В январе 1955 года Мэрилин объявила о создании собственной корпорации «Мэрилин Монро Продакшнс», в которой она являлась президентом и владелицей контрольного пакета акций. Фотография Мэрилин Монро была на обложке первого номера журнала «Playboy».
Обложка первого выпуска журнала «PLAYBOY»
"I Wanna Be Loved By You",Marilyn Monroe
На голливудских звездах специализировался звезда pin-up Эрл Моран - именно ему много раз позировала Мэрилин Монро. А вот другая pin-up звезда,
Джил Элвгрен, в отличие от Армстронга, Варгаса и Морана, выбирал моделями не актрис, а никому не известных девушек, по голливудским стандартам абсолютно не проходящих.
Американский художник в стиле пин-ап, Джил Элвгрен, считается одним из выдающихся художников этого стиля.
Джил чётко понимал пропорции красоты и его критерии были просты: "пятнадцатилетнее лицо на двадцатилетнем теле". У него был изысканный вкус в выборе женщин для своих проектов и он никогда не изображал роковых дам.
Героини Джила - девушки-соседки, которые часто застаются врасплох во время пикантных ситуаций: ветер поднявший юбку, собака задравшая подол, зацепившийся за ограду край платья.
Идеал Элвгрена - сочетание роскошных форм двадцатилетней женщины и наивного кукольного личика девочки. Его работы легко узнаваемы: он слишком часто рисовал свою любимую натурщицу Марджори. Элвгрен обслуживал в основном не журналы, а издательства, его специализация - картинки для календарей и рекламных буклетов.
Вкус, как известно, приходит во время еды. Из вполне респектабельного «Эсквайра» вышел фривольный «Плейбой» (Хью Хефнер, отец «Плей-боя», начинал свою карьеру в «Эсквайре»), Невинно-благопристойные pin-up военных лет со временем стали казаться слишком пресными, захотелось чего-нибудь погорячее. Джил Элвгрен, потом Эрл Моран, а за ним и некоторые другие, работавшие в стиле pin-up (Эдвард Д'Энкон, Эдвард Ранчи), стали экспериментировать, усиливая сексуальный аспект.
Неизменное «а дальше?» заставило художников отступать от первоначальных канонов, все больше и больше «раздевая» свои модели.
Задравшейся юбчонки или съехавшей бретельки для пробуждения фантазии теперь было маловато, и в ход пошли веера и купальные полотенца, лишь слегка прикрывающие «обнаженную натуру».
Уходило игриво-невинное озорство, позы стали гораздо более вызывающими и откровенными, при этом лицо как бы стиралось, и узнаваемость модели перестала работать на популярность картинки.
Стиль все больше размывался и к 60-м фактически переродился в эротическую фотографию.
Европа
Pin-up бум, сдвинувший умы американцев, старушку-Европу не захватил по вполне понятным историческим причинам: у европейцев не было необходимости подглядывать украдкой. Еще в начале века многие культурные табу были сняты, модернизм никто не отменял и не запрещал, и речь уже шла о постмодерне - на европейском культурном фоне рядом со скандальным Дали pin-up girls казались пресными и наивными.
Европа на американский бум отреагировала с запозданием и скорее иронически. С начала 80-х (когда эпоха постмодернизма уже наступила) pin-up цитаты замелькали в искусстве фотографии, а на десять лет раньше они появились в европейских фильмах как пародия на Голливуд.
Во французской комедии Клода Зиди 1974 года «Новобранцы идут на войну» ветер задирает юбку Хайди Болен буквально на голову, демонстрируя зрителям не только чулки и подвязки, но и кружевные трусики, - доведенная до логического конца знаменитая сцена из «Зуда седьмого года», когда юбку Мэрилин Монро поднимает поток воздуха из вентиляционной решетки.
Вот он, классический pin-up
Но зато американский pin-up вполне серьезно повлиял на развитие эротического кино, и в первую очередь европейского, а уже потом голливудского. В 1974-м на экраны выходит «Эммануэль», фильм, ставший эротической классикой.
Все откровенные сцены сняты по pin-up лекалу: вы не увидите никакого грубого натурализма. Красивая музыка, плав¬ные движения, чуть оголившаяся грудь или бедро -и камера тут же переезжает на лицо и глаза Сильвии Кристель. Немецкая «Греческая смоковница» (1976 год), пользовавшаяся запретной популярностью в Советском Союзе, снята точно так же.
А потом в Голливуде точно так же снимут «9 1/2 недель» -вздохи, музыка, снова вздохи, кусочек тела Ким Бейсингер, капельки воды на коже и прочие стимуляторы фантазии, но это будет только через двенадцать лет, в 1986-м. В конце 80-х - начале 90-х голливудская эротика в стиле pin-up хлынет потоком: «9 1/2 недель - 2», «Дикая орхидея», и прочее, и прочее... Но первыми все же были французы.
Кстати, и типаж актрис, прославившихся благодаря киноэротике, вполне повторяет канон pin-up. Блондинка (или брюнетка, но чаще все-таки блондинка) с невинной юной мордашкой, такая смиренная, но в то же время такая лукавая и задорная, такая «своя». Право же, если бы Сильвия Кристель родилась лет на двадцать раньше, она с успехом могла бы потеснить с pin-up пьедестала и Бетти Пейдж, и Бетти Грейбл.
Российский вариант Во время Второй мировой (а нашей Великой Отечественной) никакого особого всплеска интереса к игривым фотографиям и открыткам на территории 1/6 части суши замечено не было, хотя в окопах побывало почти все мужское население страны. Слишком суровой для нас была эта война, слишком сильным было эмоциональное и духовное напряжение, и слишком непохожа была та мирная жизнь, от которой ушли и к которой стремились вернуться солдаты, на жизнь рядового американского городка.
Что же касается сексуальных грез - не только психологи, но и те, кто воевал, признаются, что на лезвии между жизнью и смертью мало кто озабочен этой проблемой. Константин Симонов писал, что на войне или возникает сильное чувство, настоящая любовь на всю жизнь, или проявляется обычный физиологический инстинкт, который без всяких рефлексий тут же и удовлетворяется (женщин и на фронте, и на фронтовой территории для этого хватало). Pin-up girls в нашу военную действительность совсем не вписывались.
После войны и в 50-60 годы Советский Союз захлестнуло повальное увлечение открытками с портретами актеров, а потом - во второй половине 70-х - пошла мода на календари с фотографиями эстрадных и кинозвезд. Открытки продавались во всех киосках, это были сначала черно-белые, а потом и цветные изображения отечественных киношных красавиц, часто сильно декольтированных.
Правда, скульптурные плечи целомудренно прикрывал газовый шарф. Открытки прикнопливали на стены (pin-up!), клали на стол под стекло, носили в сумочках. Множество «любительниц» вроде той, что спасла жизнь Шарапову, заклеивали портретами любимцев стены на своем рабочем месте.
Конечно, шаблон, по которому изготавливались эти изображения, присутствовал, но о каком-то особенном стиле здесь говорить не приходится. Причина популярности открыток - все-таки скорее мечта о какой-то другой, красивой и праздничной жизни, доля сексуального интереса здесь невелика. Именно поэтому их коллекционировали в основном женщины (в 90-х их внучки будут по этим же причинам зачитываться любовными романами в мягких обложках).
Гораздо ближе к американскому стилю подошли мужчины Страны Советов. Мужчины коллекционировали pin-up girls буквально на собственной коже, украшая себя татуировками, как в песне Высоцкого: «На левой груди - профиль Сталина, а на правой - Маринка анфас». Татуировками увлекался «простой народ»: моряки, военные, шоферы, работяги. Ну и, конечно, «криминальный элемент», среди которого в 50-е были представители всех классов и сословий.
Эти картинки вполне соответствовали американскому канону: задорные, соблазнительные, сексуально-призывные, но не «ню». Преимущество татуировки перед открыткой - нарисованную на груди Маринку ни отобрать, ни потерять невозможно, она с тобой навечно. Такой вот pin-up по-русски.
На календарях 70-х изображения были не только поясные, но и в полный рост. Декольтированные плечи, уже не обязательно прикрытые газовым шарфом, остались, но к этому прибавились ножки, обнаженные выше колена и выставленные для обозрения. Несмотря на мини-моду, фотографии звезд в мини не приветствовались, поэтому здесь и использовалась техника pin-up: широкая длинная юбка в естественном движении слегка приподнималась (когда, например, натурщица опиралась ногой о ступеньку лестницы), и - пожалуйста, ножка видна во всей красе.
Часто эксплуатировалась романтическая поза: девушка сидит, обхватив руками колени, солнце (или софит) четко обрисовывает контуры тела под легкими одеждами - тоже примета стиля pin-up. Такие календари считались дефицитом (даже если тираж высок, спрос уж очень велик), тем не менее их можно было увидеть везде: и в «приличных» домах, и в автобусе, на стекле, отгораживающем водителя от салона. Вырезанные из календарей картинки украшали кабины грузовиков и стены кабинета работника ЖЭКа, они висели над рабочим столом солидной матери семейства и над кроватью ее дочери-подростка.
Причем в ход шли не только картинки из календарей.
В Советском Союзе тоже были цветные развороты в журналах. «Огонек» постоянно печатал репродукции (в основном картин передвижников и членов Союза художников СССР) и портреты передовиков производства.
В деревнях эти репродукции вырезались из журнала и занимали почетное место на стене - так раньше крестьяне украшали избу лубочными картинками. Но молодежь, особенно городская, «огоньковскими» репродукциями не соблазнялась и за неимением постеров с красотками использовала картинки... с упаковки колготок.
Полуобнаженная длинноногая блондинка, рекламирующая дорогущие колготки за семь рублей семьдесят копеек, - единственная в СССР абсолютно доступная массам pin-up girl, наш ответ журналу «Эсквайр».
На посту
Если бы не было «железного занавеса», если бы на границе бдительно не отбирали журналы, изданные «там», если бы работы Армстронга, Элвгрена, Ренделла, Морана продавались в киосках «Союзпечать», кто знает, может быть, советских граждан захватил бы pin-up бум посильнее американского. Дай нам возможность, и мы бы поддержали Америку! Но возможности не было.
Хотя в наше кино контрабандой удавалось протащить кое-что из западных находок. Распахнувшийся халатик Тани (Елены Кореневой) в «Романсе о влюбленных» Андрея Кончаловского для советских зрителей был потрясением, а ведь это тоже прием pin-up, «нечаянного обнажения».
В пользу предположения, что только «железный занавес» и партийная цензура оградили нашу страну от послевоенного pin-up бума, свидетельствует и внешность отечественных киноактрис, любимиц народа.
Людмила Целиковская, Валентина Серова, потом Алла Ларионова, да и наша звезда №1 Любовь Орлова великолепно смотрелись бы на картинках в стиле pin-up: все они блондинки, все сексапильны, и их стиль - вполне «девчонка с соседней улицы».
А уж ножки, например, Целиковской, ненароком обнажившиеся в «Сердцах четырех», ничуть не уступают ножкам Мэрилин Монро или Элизабет Тейлор.
Кстати, «Сердца четырех» - единственный советский фильм, создатели которого слишком близко подошли к pin-up находкам. Отправив своих героинь под дождь и искупав в озере, режиссер Константин Юдин получил великолепную возможность - нет, не продемонстрировать, а лишь намекнуть зрителю, какие прелести скрываются под платьицами красавиц. Но и этого хватило, чтобы фильм, снятый накануне войны, в прокат вышел лишь через несколько лет, уже в послевоенное время. Цензура сочла его слишком легкомысленным и «не соответствующим» строгим нормам советской морали.
В начале нового тысячелетия интерес к pin-up снова возродился. Мы давно уже живем в эпоху тотального постмодернизма, а постмодерн ничего нового не изобретает, новизна достигается выворачиванием наизнанку старых смыслов. Простодушный и наивный pin-up «золотой эпохи», конечно, никогда не вернется, но стиль этот вполне отвечает потребностям нашего времени. За прошедшие двадцать, даже тридцать лет потребители объелись откровенностью, пресытились вседозволенностью и заскучали по старым добрым моральным табу.
Мир, где все доступно, стал не интересен. Так почему бы не поиграть в озорную девчонку, для которой задравшаяся юбка или оголенное плечико - такой конфуз...
hellomagazine.com, kinokadr.ru, dw.com, blogs.privet.ru, subscribe.ru, adme.ru, seance.ru, fishki.net