Показать сообщение отдельно
Старый 30.11.2015, 12:46   #391
Manticore
ВИП
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Регистрация: 06.03.2008
Адрес: Жемчужина у моря
Сообщения: 2,800
Репутация: 2561
История создания фильма «Карнавальная ночь»

Едва появившись, этот фильм был тут же «разобран» на цитаты… И сегодня, по прошествии пяти десятилетий, он остаётся одной из самых знаменитых и любимых зрителями кинокомедий.
«Карнавальная ночь» открыла миру талант юной Людмилы Гурченко и начинающего режиссёра Эльдара Рязанова, которому суждено было стать «классиком» комического жанра.
…Закончив в 1955 году работу над музыкальной картиной «Весенние голоса», молодой режиссер Эльдар Рязанов подал заявку на постановку фильма «Встречи на Камчатке». Однако директор «Мосфильма» Иван Александрович Пырьев предложил ему снять комедию по сценарию Б. Ласкина и В. Полякова. Рязанов хотел посвятить себя драме и ответил отказом. Но руководитель проявил настойчивость.

Сценарий Ласкина — Полякова не вызывал у Рязанова особого воодушевления. По существу, это было эстрадное кинообозрение. Вместо живых людей сценарий населяли маски.
Смирившись, Рязанов приступает к разработке режиссерского сценария, хотя это не могло спасти положение. Эльдар Александрович скажет впоследствии: «Я должен был придать действию столь стремительный темп, чтобы зритель не заметил фабульных и всяких иных несоответствий и несообразностей».

Самой важной фигурой Рязанов считал бюрократа Серафима Ивановича Огурцова. Именно этот образ давал возможность придать фильму сатирическую, злободневную направленность.

На эту роль Рязанов пробовал многих артистов, пока не остановился ни кандидатуре Петра Константинова. Но Пырьев, увидев пробу Константинова, забраковал ее категорически: «Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский

Это предложение повергло Рязанова в полную панику. Знаменитый актер театра и кино Игорь Ильинский был классиком сценического искусства. А вдруг он станет навязывать ему свои решения? И пока Игорь Владимирович читал сценарий, Рязанов молил в душе: «Хорошо бы отказался!»

«Накануне встречи с актером я выработал программу — как вести себя со знаменитостью, — пишет в своей книге Эльдар Александрович. — К моему глубокому изумлению, Ильинский держался необычайно деликатно, скромно, ничем не выказывая своего превосходства».
Человек редкостной интеллигентности, Ильинский с неподдельным уважением отнесся к молодому режиссеру. Они сразу нашли общий язык. Роль Огурцова досочинили вместе, во время репетиций и съемок.

Роль Огурцова в «Карнавальной ночи» — роль остросатирическая, во многом близкая знаменитому Бывалову из «Волги-Волги». Ильинский боялся самоповтора. Рязанов предложил Игорю Владимировичу играть бюрократа новой формации: «Огурцов непохож на иных начальников, которые вросли в мягкое кресло. Он инициативен… открыт, прост… демократичен без панибратства и фамильярности. В нем есть все качества, которые мы требуем от положительного героя. Но при всем том Огурцов — законченный дурак».

Игорь Ильинский прекрасно справился с ролью Огурцова. Но зрители восприняли как главную героиню и Лену Крылову — Людмилу Гурченко. Это тем более удивительно, что в сценарии эта роль драматургически тусклая.

Как бы то ни было, сегодня-то сделанный выбор кажется безошибочным, а высокая посещаемость (48,64 миллионов человек) сеансов и десятилетиями не остывающая любовь к картине публики – являются неоспоримыми фактами. Да и сам Иван Пырьев, рекомендуя Ильинского, исходил, возможно, не только из соображений в том духе, что «при гротесковом, буффонном решении сила сатиры увеличивается». Выдающийся комический актёр эпохи «великого немого» остался в зрительской памяти по преимуществу в обличии Бывалова
А точнее, создателем собирательного образа бюрократа по-советски, что он сам дополнительно подчеркнёт, озвучив роль Победоносикова в радиопостановке «Бани» Владимира Маяковского. И не просто «бюрократа по-советски», но такового – времён крепнущего «культа личности» со всеми вытекающими последствиями. Тем важнее, думается, было продемонстрировать многомиллионной аудитории серьёзные метаморфозы, каким типаж подвергся уже в первые годы «оттепели». Вот и получается, что «Карнавальная ночь» остаётся куда более точным документом той недолгой, но незабываемой эпохи, чем иные «официальные» произведения, санкционированные чуть ли не лично Никитой Хрущёвым.

Разумеется, Огурцов по-прежнему наделён большими полномочиями, а нюансы в общении с отдельными важными начальниками косвенно свидетельствуют, что его усилия – всё-таки не личная блажь, всё-таки «кое-кем» и «кое-где» поощряются. Однако попытки во второй раз, уже в меньших масштабах и после того, как «поезд ушёл» (а точнее, уплыл гигантский тихоходный пароход), продемонстрировать неограниченную власть оказываются смехотворными.
Ещё Карл Маркс предупреждал, что История потому и развивается столь нелепо, чтобы человечество, смеясь, расставалось со своим прошлым.
Когда весной 1956 года 20-летняя студентка института кинематографии Людмила Гурченко пробовалась на роль Лены Крыловой, ее задачей было создать привлекательный образ современной девушки. Она исполнила песню Лолиты Торрес из фильма «Возраст любви».

Актрисы, которые пробовались на роль, сами не пели, а открывали рот под чужую фонограмму. Гурченко пела сама. Но в те времена главным все же была внешность актрисы. Людмилу снимал один из помощников главного оператора, и снял неудачно. Костюм случайный, проба наспех. Кандидатура Гурченко даже не рассматривалась на худсовете.

В дело, однако, вмешался счастливый случай в лице того же Пырьева.

«…Я шла по коридору студии «Мосфильма», — пишет Гурченко. — На лице у меня было написано: «Все хочу, все могу, всех люблю, все нравятся». Навстречу шел Иван Александрович Пырьев. Я еще больше завихляла, еще выше задрала подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось, как будто он увидел диковинного зверька.

— Стойте. — Он развернул меня к свету. — Я вас где-то видел.
— Я пробовалась в «Карнавальной ночи».
— А-а, вспомнил. Вы пели…»

Пырьев привел Гурченко в павильон, где снимался фильм и попросил опытного оператора А. Кальцатого снять ее получше: «Поработай над портретом — и будет человек».
Так Людмила Гурченко попала в «Карнавальную ночь».
После «Карнавальной ночи» Гурченко стала «эталоном девушки СССР». Талия — 48 сантиметров, лёгкая химическая завивка. А об этом модном атрибуте — муфте — тогда мечтала каждая советская модница.

Когда начались съемки, Пырьев отсматривал каждый эпизод и, если он казался неудачным, заставлял переснимать. Так «кабинет Огурцова» — первая встреча с бюрократом — был переснят трижды, пока результат не удовлетворил директора «Мосфильма».
Если же эпизод Пырьеву нравился, он не боялся похвалить режиссера. «Постепенно я стал применять и к Пырьеву свою излюбленную тактику, — рассказывает Рязанов. — Когда он директивно советовал то, что мне приходилось не по нутру, я делал вид, что соглашаюсь. Возражать не решался — страшился Пырьева. Потом уходил в павильон или монтажную и делал по-своему. Но Иван Александрович был не из тех, кого можно обвести вокруг пальца. Он вскоре раскусил мои маневры и, обзывая меня «тихим упрямцем», продолжал упорствовать и добивался своего».

Пырьев давал важные советы о ритме и темпе комедии, сам прослушивал музыку Анатолия Лепина. В кабинете Пырьева композитор показывал свои песни, а Гурченко их пела. Анатолий Яковлевич написал такую замечательную песню о любви! Но Пырьев прослушал ее и сказал: «Песня очень хорошая, но не для этого фильма. А музыку не бросайте, используйте». Тема этой песни звучит в музыкальном номере «Танец с зонтиками».

«Многое было впервые, — пишет в своей книге Л. Гурченко. — Звукооператор Виктор Зорин записал меня в «Песне о хорошем настроении» отдельно от оркестра. Сбежались смотреть все работники звукоцеха. В тонзале оркестром дирижировал Эдди Рознер, а я пела под простейший наушник, слушая оркестр, а поддерживала меня и вдохновляла музыкальный редактор Раиса Александровна Лукина».

Вместе с художниками К. Ефимовым и О. Гроссе молодой режиссер по-новому подошел к организации съемочного пространства. Картина была снята в интерьерах, а не в павильоне. Было лето. Театры разъехались на гастроли. И добрая половина фильма делалась в коридорах и фойе Театра Советской Армии.

Многое из образных решений рождалось в процессе съемки, импровизационно. Например, эпизод с горе-лектором по астрономии: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно, наука пока еще не в курсе дела».

Тогда развертывало свою деятельность Общество по распространению научных и политических знаний. Среди лекторов было немало и халтурщиков, готовых витийствовать где угодно, лишь бы платили деньги. Так что фигура человека с портфелем возникла в «Карнавальной ночи», можно сказать, из жизни.

На роль лектора был приглашен Сергей Филиппов. Он сразу согласился сниматься.
Много сцен приходилось переснимать, ведь постановка была для Рязанова одновременно и школой.

Рязанов показал мэтрам отрывки из «Карнавальной ночи». Уважаемые режиссеры были единодушны в оценке: материал скучный и бездарный. Вывод худсовета оказался таков: единственное, что остается, — закончить скорее съемки и забыть об этом фильме как о кошмарном сне. А вот Пырьев по-прежнему верил в молодого режиссера и во многом благодаря его поддержке Рязанова не убрали с постановки.

«Карнавальную ночь» завершили в рекордный по тем временам срок — за пять месяцев.
В небольшом просмотровом зале студии шел показ материала почти целиком снятого фильма. В зале было трое: Ильинский, Рязанов и Гурченко. В конце вечера Игорь Владимирович сказал Гурченко: «Чую… После этой картины ты будешь очень популярной. Так что готовься…»

«Карнавальную ночь» никто не ждал, она не рекламировалась. Просто вышла 28 декабря 1956 года — под Новый год.

Эльдар Рязанов вспоминал в «Неподведённых итогах» о том, как «весело» и «торжественно» снимался фильм. Оказывается, ему, начинающему режиссёру, пришлось уступить настойчивым просьбам Ивана Пырьева и – после четырёх попыток уклониться! – взяться на свою голову за постановку музыкальной комедии. А «Мосфильм» превратился в сущее поле битвы: от дискуссий с самим признанным комедиографом и противоборства с более опытными членами коллектива до отрицательного вердикта спешно созванного художественного совета.
Картина не могла не понравиться зрителям. Новогодний праздник, каскад музыки, танцев, песен… Обаятельные молодые актеры Л. Гурченко и Ю. Белов. Созвездие известных комиков — С. Филиппов, А. Тутышкин, Т. Носова, В. Зельдин. Отличная актерская молодежь, которая все умеет — поет, танцует, ведет себя естественно, непринужденно. Легкая музыка А. Лепина. Хорошие песни.

При этом, как отмечали критики, молодой режиссер проявил замечательное чувство меры. Едва только возникала опасность, что зрителю поднадоест собственно концертный номер, как он тут же сменялся злоключениями Огурцова или лирической вставкой. Смешное встречалось с грустным, юмор с сатирой, и все это восходило к ощущению «общей радости», которое, по меткому замечанию Неи Зоркой, «словно рвалось наружу из картины».

Критики и журналисты не скупились на похвалы не только актерам, но и Рязанову. Появился режиссер, которого сама судьба обязывает делать комедийное кино.

«Карнавальную ночь» сняли за рекордно короткие 5 месяцев. Несмотря на то, что фильм не анонсировали, он стал хитом следующего 57-го года. Тогда его посмотрели 50 миллионов зрителей. Впрочем, несмотря на солидный возраст, кинолента и сейчас продолжает собирать миллионы поклонников, но уже у цветных, а не чёрно-белых экранов.
Уже более чем полвека этот фильм называют культовой советской комедией. . Тогда кинолента вывела на орбиту Эльдара Рязанова и Людмилу Гурченко, а саму картину сразу разобрали на цитаты.

Премьера фильма «Карнавальная ночь» была всесоюзной. Во всех крупных городах за 3 дня до Нового года. Успех был ошеломительным. Чтобы попасть на сеанс, зрителям приходилось простаивать в очереди по нескольку часов.

Впрочем, на такой фурор никто не рассчитывал. Ведь режиссёр фильма — Эльдар Рязанов — был никому не известным документалистом, сыном политического заключённого. А в главной роли — второкурсница ВГИКа с харьковским говорком — Люда Гурченко. Сценарий музыкальной комедии 3 года пылился на полках «Мосфильма». Молодой режиссёр мечтал о драме, и работать над комедией наотрез отказывался, но директор киностудии настоял на своём.
Давайте признаемся себе, каждый из нас хоть раз в жизни мечтал побывать на новогоднем карнавале, примерно таком же, какой показан в легендарной комедии Эльдара Рязанова. В наши дни, как не прискорбно это признать, мы лишены такой возможности. Но, по крайней мере, всё в наших руках. Главное — поверить в себя. Новый Год — волшебная пора, так что нам мешает самим сотворить частичку волшебства?

Когда все приготовления к новогоднему празднику подходят к своему завершению, а на экранах в новостях рассказывают о том, как мир готовится к празднованию Нового года, в рекламных роликах начинается обратный отсчет времени, я с удовольствием в очередной раз пересматриваю «Карнавальную ночь». Именно этот фильм, а не «Ирония судьбы» я считаю лучшей новогодней картиной.
Фильм, в котором нет повода для грусти ни на минуту, даже когда и. о. директора клуба, выступая в роли «медведя на балу» всячески пытается сорвать веселое представление, тягаться с молодежью в таких ситуациях просто бессмысленно, очень много смешных ситуаций, искрометного юмора, полное ощущение новогоднего праздника, пусть вся история происходит внутри клуба и мы не видим такого немаловажного атрибута праздника как новогоднего снега, но атмосфера фильма просто пропитана торжеством.

Музыка, праздничная мишура, новогодняя ёлка, танцы, улыбки, только хорошее настроение и даже небольшая история любви — всё просто великолепно сочетается в этом фильме.

Картина смотрится на одном дыхании, порою знаешь некоторые эпизоды уже наизусть, и всё равно они вызывают положительные эмоции и смех, чего стоит один лектор с лекцией на тему «Есть ли жизнь на Марсе?».

И просмотрев в очередной раз этот фильм, понимаешь, хорошо, что сейчас не то время, когда многое запрещали и нужен был «сурьёз», а каким будет праздник, будет зависеть только от нас самих.

Фильм, рождающий ощущение праздника, веселья, добра. Когда улицы и дома украшают разноцветными огнями и гирляндами, а в самые черствые сердца закрадывается искорка веры в сказку.

Вечерние улицы, хруст снега под ногами, искрящегося мелкими блестками, освежающее дыхание мороза…Это время невозможно не любить! Когда остается пять минут, чтобы загадывать желания под бой часов и звон бокалов. Когда вокруг царит веселье и задорный смех, и мы осознаем, как же дороги нам родные и близкие, коллеги, друзья, любимые…

Смех, конфетти, улыбки, хлопушки…даже лекция со сцены клуба, которой полагается быть скучной, превращается в небывалое по остроумию повествование. А еще музыка, и танцы, танцы, танцы.

Перечислять и вспоминать достоинства фильма Эльдара Рязанова можно долго. Здесь и красивые танцы, и песни, ставшие поистине народными, и великолепные актеры. Обо всех актерах, сыгравших в фильме, либо хорошо, либо ничего. Причем, у Рязанова только первое.

Цитаты
  • Есть установка весело встретить Новый год.
  • Бабу Ягу со стороны брать не будем - воспитаем в своем коллективе.
  • Добавьте сюда еще людей - будет большой, массовый квартет.
  • Басня - это хорошо, басня - это сатира. Нам гоголи-щедрины нужны.
  • Эта ваша музыка. Дает она что-то? Нет, не дает. А надо, чтобы давала. Нужно, чтоб музыка тебя брала, нужно, чтобы она тебя вела, но в то же время и не уводила.
  • Мы должны воспитывать нашего зрителя. Его голыми ногами не воспитаешь. Костюмы надо заменить, ноги изолировать.
  • Я и сам шутить не люблю и людЯм не дам.
  • Зачем нашим советским людям скрывать свое лицо?
  • Товарищи! Есть ли жить на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно.
  • Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок.
  • Товарищи! Есть установка весело встретить новый год! Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать.
  • Я и сам шутить не люблю, и людя́м не дам.
  • - Лектор готов?
    - Готов лектор, давно готов.
    - Выпускайте.
  • В ВЦСПС! От исполняющего обязанности... директора Дома Культуры Огурцова С. И.
    ЗАЯВЛЕНИЕ.
    В то время, как нашей задачей является охват трудящихся культурными мероприятиями, отдельные работники дома превращают его в балаган. Точка! Опираясь на отдельных участников самодеятельности, товарищ Крылова, товарищ Кольцов, товарищ Усиков и другие несознательные товарищи сделали из свободного вечера неизвестно что. Зная моё желание придать вечеру сурьёзный характер, вышеназванные товарищи позволили себе подорвать мой авторитет, для чего сунули мне в карман птицу и прочее. Но этого показалось им мало, и они, используя моё прямое попадание в ящик... Правильно! под видом иллюзии провезения этого ящика по воздуху, подвергая тем личной опасности как меня, так и многих передовиков производства, находящихся в зале, что вызвало нездоровый смех всего зала. Доведя об этом до вашего сведения, прошу принять соответствующие меры против вышеуказанных товарищей, которые очень наивно думают, что они нашли в моём лице дурака.
    — С. И. Огурцов
По материалам 1001material.ru
  Ответить с цитированием