Показать сообщение отдельно
Старый 14.11.2015, 20:10   #98
HectorDragon
Рецензент
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Форумчанин
Аватар для HectorDragon
Регистрация: 06.11.2014
Адрес: Кривой Рог
Сообщения: 977
Репутация: 223
Рецензия "Пуля для генерала / A Bullet for the General" (1966)

Пуля для генерала (Золотая пуля, Эль Чунчо, кто его знает?) / A Bullet for the General

"Революционная диктатура - власть, не связанная никакими законами. Нравственно лишь то, что служит делу революции".
Ульянов Владимир Ильич

"Бедная Мексика! Так далеко от Бога и так близко к США".
Порфирио Диас, Президент Мексики с 5 мая 1877 по 30 ноября 1880 года и с 1 декабря 1884 по 25 мая 1911 года


"Кто знает?" (1966, в советском прокате "Золотая пуля" или "Пуля для генерала") - остросюжетный вестерн с напряженным действием и политическим подтекстом от итальянского кинематографиста и писателя Дамиано Дамиани. Современному зрителю, не отличающему "La resa dei conti" от пролога к "Гарри Поттеру", это имя вряд ли о чем-нибудь скажет. Старшее поколение может связать это имя, в первую очередь, с постановщиком первого сезона ТВ-сериала "Спрут", снискавшему широкую популярность, в том числе и в СССР. Фильм Дамиани вышел как никогда в самое удачное время для своего жанра, когда все еще сидели на измене аккурат после выхода легендарной "Долларовой трилогии" спагетти-вестернов Серджио Леоне, еще одного итальянского законодателя секты поклонников несамовзводных револьверов и нестираных годами и десятилетиями пончо. С неподражаемым Клинтом Иствудом в главной роли. Да, были времена. Но... вернемся к основной канве нашего повествования.

Мексика, 1910 год. В одном маленьком, но очень гордом улусе гремит стачка батраков и малоземельных крестьян, плавно переросшая в Мексиканскую революцию и сопутствующую гражданскую войну между правительственными войсками и либеральными демократами при поддержке перманентно пролетающего мимо элементарных благ населения. Черкесский отряд революционно настроенных махновцев во главе с Чунчо "Барабанщиком" Муньосом (Джан-Мария Волонте) пытается поразить паровой бронепоезд, перевозящий новейшие штурмовые аркебузы, с помощью перочинных ножиков и давно списанного в утиль капитана республиканской армии, предусмотрительно прикованного к рельсам. И у них бы ничего не вышло из этой гиблой затеи, если бы не смелые действия лощеного денди и повесы Билла Тейта (Лу Кастель), храбро застрелившего безоружного машиниста в спину и дернувшего стоп-кран.

Ну а дальше... а дальше зрителя ожидает занимательный биологический процесс межвидового коитуса между давними предками сценариев "Человека с бульвара Капуцинов" и "Семнадцати мгновений весны". Ну посудите сами: белобрысый, холеный метросексуал-гринго в деловом костюмчике цвета морской волны внедряется в банду потных, небритых и не мытых с мылом ни разу в жизни мексов, исторгающих убойный аромат понедельничного перегара и чесночной эссенции. И при этом немедленно становится другом детства самого Чунчо и даже завоевывает неслабый авторитет среди будущих подельников только потому, что умеет складывать и делить в уме столбиком. Впрочем, единственный белый американец в компании потных мексов, подобных этой шайке уездных скоромохов, бывает либо агрессивным волчарой, которого молчаливо сторонятся, либо мелкой шестеркой, третьего как-то не дано. Но под смазливой личиной неистового повесы и за холодным взглядом голубых арийских глаз скрывается профессиональный киллер, нанятый коррумпированным, буржуазно разложившимся, полностью дискредитировавшим себя мексиканским президентом Венустиано Каррансой, дабы причинить безвременную смерть одному из вождей молодой революции, генералу Плутарко Элиасу Кальесу, поразив его в голову смоченной ядом кураре золотой пулей из винтовки с оптическим прицелом. Чтобы добраться до своей жертвы и выполнить заказ, Тейт использует безграничное доверие и завязавшуюся дружбу с наивными революционерами, искренне считающими его другом Мексики, что, однако, не мешает им удовлетворять и собственную жажду неприкрытого чистогана, торгуя экспроприированными берданками на черном рынке.

Для зрителя, несведущего в вестернах полувековой давности, "Пуля для генерала" может показаться фантастически наивной сказкой с прямолинейным, как рельса, сюжетом, и полным отсутствием рефлексии. Но это только поначалу. С каждой минутой и без того динамичное действие набирает обороты, все больше запутывая клубок бурлящих страстей и увеличивая накал сложных, и зачастую противоречивых, чувств вкупе с общим драматизмом ситуации. Наигранный пафос в репликах персонажей, особенно забавно исходящий от безымянной массовки, где все поголовно ходят в белых штанах, сменяется трагичным надрывом и опустошенной обреченностью, тем не менее, постепенно вновь наполняющейся надеждой на светлое будущее, где от каждого - по способностям и каждому - по потребностям. Антураж вестерна весьма способствует крестьянскому фехтованию на косах и серпах, а также обильной стрельбе из всех видов оружия, начиная от хлипких револьверов из алюминиевой стружки и заканчивая станковым пулеметом ручной сборки.

Джан-Мария Волонте и Лу Кастель сыграли классический вариант самого странного кинодуэта ярких представителей люмпен-пролетариата и деклассированной интеллигенции, какой только может вообразить человеческий ум. Прошу прощения за избитую сентенцию, но это было такое безумно гармоничное сочетание несочетаемого, как Versace и Ханты-Мансийск. Веселый балагур и немногословный робот - эта парадоксальная связка будет не раз успешно играть на контрастах. Мартин Бесвик прекрасно справилась с созерцательной ролью жены Штирлица с переглядками в кафе "Элефант". Клаус Кински жег печатным слогом в рясе проповедника, обмотанной крест-накрест пулеметными лентами. Хайме Фернандес в образе генерала Элиаса без устали покорял эфир своими благородными усами, до которых Джонни Деппу еще расти и расти. В общем, по-старому доброе типично игровое кино, когда еще не пытались выехать за счет компьютерных спецэффектов, бессмысленных и беспощадных, а все-таки крутились сами как могли, возносясь в экзистенциальные эмпиреи подлинного искусства. И покоряли сердца и души зрителей актерской игрой, нечеловеческой музыкой Эннио Морриконе и... Дикой Мексикой.

  Ответить с цитированием