Дракула / Dracula Untold
Жил-был на свету граф Орлов... правда, поначалу не граф, а князь, и не Орлов, но тоже летать научился, только не с лысыми белыми орлами, а с заковыристо левитирующей стаей летучих бипедальных мышей. Это потом. Поначалу, в году эдак 1442, юный князь Влад Цепеш в общей группе количеством 1000 нанайских мальчиков был отправлен родителями на побережье солнечной Анталии, в детский лагерь "Боевые гориллы" с углубленной военной подготовкой, где, помимо безусловно полезных навыков скоростной чистки картошки и сплевывания через щель между коренными зубами в элитном СКМ-стиле с подкруткой, его научили убивать подобных себе настолько быстро и качественно, что спартанцы со своим Агогэ постепенно сливаются с красными плащами и уходят в вечность.
Мальчик рос, бился в экстазе с врагами турецкоподанных, осваивал глубокий шпагат и насаживал народ пачками и штабелями на колья, особенно романтично смотревшихся на фоне кровавого заката умирающего солнца, смахивающего на глаз пораженного катарактой. В последнем навыке он достиг небывалых доселе высот, установив новый мировой рекорд в этой дисциплине, превзойдя предыдущее достижение ассирийских царей на 300 насаженных в одном забеге. Впоследствии пришлось гнать бедолаг эшелонами и использовать в качестве шампуров даже шпалы, так как деревьев в сопутствующих лесах на всех элементарно не хватало.
И таки одним особо романтическим вечером в предгорьях Карпат, задумчиво ковыряя в зубах зубочисткой, Влад-Колосажатель (Наштрикувач, укр.), повинуясь беспощадному перу сценариста-либерала, внезапно прозревает насчет того, что сажать массово народ на колья - это нехорошо, и вообще, дешевле забивать мотыгами, но это отдельный разговор с финансистами, а пока нужно срочно решать вопрос с разыгравшейся не на шутку совестью и желанием жить сытым бюргером с семьей в готичном замке и писать стихи "Нет, я не граф, мадам, я столяр, не из Парижу - из Твери, позвольте ручку поцелую... двери". Окей, князь был человеком дела, поэтому зажил он мирно и счастливо в своем замке, поигрывал в гольф по субботам, а войну смотрел только по телевизору.
Однажды, гуляя с личной охраной по окрестным лесам, князь случайно находит в горной речушке пробитый когтистой лапой металлический шлем турецкого разведчика. Понимая, что приличные турецкие разведчики ходят на задания только группами, он из чистого любопытства, исходя только лишь из этого невинного чувства следует по их следам на гору Щербатый Зуб, где следы теряются в некоей подозрительного вида пещере, эпизодически исторгающей из себя журавлиные клинья летучих кровопийц. Пещера становится еще более подозрительной, когда в ней обнаруживаются человеческие черепа, дружелюбно зияющие пустыми глазницами со всех выступающих участков интерьера. И уж совсем смутные сомнения начинают терзать местного управдома, когда густая тень с красными глазами уволакивает послеобеденный ланч под душераздирающие предсмертные вопли последнего. К счастью, Влад успевает выползти на залитый солнечным светом вход в подозрительную пещеру, прежде чем тьма успевает схватить его за пяточный нерв. В местном монастыре монах объясняет князю, что это был вампир, который в Давние Времена был человеком, заключившим сделку с неким Демоном в обмен на Великую Силу, но Демон опрокинул человека через бедро со своими обещаниями Сладкой Жизни, навеки заточив его в пещере под видом кровососущей твари, и вообще - лазить в подозрительного вида пещеры, из которых несет трупным ядом, не есть гут.
И все бы ничего, да тут на Пасху в Трансильванию прибывают турки-османы - и требуют не только обычную дань деньгами, но еще и натурой - все те же 1000 мальчиков для формирования летней смены янычар в приснопамятном детском лагере на побережье солнечной Анталии, включая единственного сына трансильванского князя. Для подтверждения лояльности новому турецкому султану Мехмеду ІІ, с которым Влад вместе когда-то картошку чистил. А если не отдаст сыновей - тогда султан забудет про совместную картошку и всех зарэжэт. Вспоминая ужасы турецкой кухни, князь предсказуемо предпочитает турецкую делегацию порубать во всех смыслах и позах, но это автоматически означает войну с Османской империей, где силы не то что неравны, но сравнимы с отрядом пионеров перед танковой бригадой быстроходного Гейнца.
В красиво развевающемся плаще с кровавым подбоем трансильванский князь в цельнометаллическом смокинге и пасхальных брюках решительно карабкается на фоне громоподобно надвигающихся хлябей небесных вверх по столбинистым скальным уступам... да, в ту самую, подозрительного вида пещеру, где он вступает в преступную связь с вампиром. В результате непродолжительных переговоров они заключают взаимовыгодную сделку и немедленно выпивают. Влад получает силу и суперспособности вампира на три дня: у него появляется встроенный режим тепловизора с самонаведением на множественные цели с помощью ультразвуковой эхолокации, он может слышать звуки совокупляющихся квакш на расстоянии до тридцати километров, а также превращаться в стайку летучих мышей с мгновенной регенерацией и прочими читерскими плюшками. Но главное - если он за эти три дня не поддастся жажде крови, то он снова станет обычным человеком, а если поддастся - неприличные звуки совокупляющихся квакш будут преследовать его вечно. В нагрузку идет боязнь прямых солнечных лучей и серебра, но распятия в сей запретный список не входят. Пока еще.
Это была, собственно, завязка очередной голливудской интерпретации сказочного образа, собирательно основанного на когда-то имеющих время и место под солнцем участников Истории. Все дальнейшее, как и полагается качественно сделанному "стомиллионнику": масштабные батальные съемки, предсказуемые сюжетные переулки, многополигональные спецэффекты, парочка звезд первой и второй величины в лице Люка Эванса, Доминика Купера и Чарльза Дэнса, а также золотые доспехи и размазавшиеся ресницы турецкого султана. Совсем уж брутальные кровососущие подробности и веселые проделки свиного дырокола решили благополучно оставить за кадром в погоне за PG-13. "Ничего себе фонтанчик!" - это, гражданина, не сюда ходи. Актерская игра радует сбалансированностью, хотя без излишнего, но подсознательно требуемого пафоса, тем более в псевдоисторическом эпике, заигрывающего с фэнтези, не обошлось. Саундтрек буднично справляется с нагнетанием необходимой доли пафосности даже в сценах с кормлением грудью, если бы они вошли в прокатную версию.
В завершении сего краткого экскурса, отмечу, что кино не произвело на меня какого-либо впечатления, отличного от оценки "один раз посмотреть можно, второй раз - через полгодика, если не забуду". Ничего выдающегося, по образу и подобию скул Анджелины Джоли в "Малефисенте", здесь не увидел. Ярких, запоминающихся типажей попросту нет, собственно, как и откровенных буратин. Конечно, нам не привыкать к повсеместной клишированности высокобюджетных блокбастеров по части сценария, но здесь не выручают даже спецэффекты, где нового и интересного для себя ничего не открыл, кроме уже сто крат пережеванной и переваренной масштабности управляемых волновых колебаний... ну хорошо, пусть летучих мышей, а не огня, воды, обезжиренного кефира. И уже не говорю про отсутствие внятной драмы, которой хотелось бы верить и давить слезу, как на сеансе "Дней минувшего будущего". В общем, еще одной ветхозаветной, сто крат обсосанной со всех ракурсов, но на этот раз гарантированно "неизвестной истории" из секретных документов об очередном доморощенном повелителе кефира мой добрый кинокритик головного мозга рискует уже не выдержать.