Показать сообщение отдельно
Старый 16.10.2015, 21:06   #46
HectorDragon
Рецензент
Медаль пользователю форума.
ЗОЛОТОМедаль автору.
ЗОЛОТО
Форумчанин
 
Аватар для HectorDragon
 
Регистрация: 06.11.2014
Адрес: Кривой Рог
Сообщения: 1,033
Репутация: 393
Рецензия "Из машины / Ex Machina" (2015)



Из машины / Ex Machina


Я легко согрешу против истины или элементарно оговорюсь по Фрейду, но в названии фильма "Ex Machina", повествующем о развратном тесте Тьюринга наоборот между ботаническим любителем пассивного вандерсекса и откровенно сексапильного вида манекеном женского пола с позитронным мозгом (и другими лучшими друзьями мужчины) на основе крупнейшей в мире поисковой системы, явно не хватает одной очень скромной, но такой важной и о многом говорящей буквы. Никогда еще картина об искусственном интеллекте настолько глубоко не погружалась в разверстую пучину суеты сует поучительной мелодрамы о семейных ценностях и актуальных проблем современной молодежи, ищущих тот самый пресловутый секрет семейного счастья исключительно в тенётах всемирной паутины на очень интересных сайтах, где любому страждущему во всех подробностях и ракурсах расскажут и покажут, как чинить замыкание в кабеле в тот момент, когда к одинокой хозяйке телевизора зашла ее полуголая подруга Шерри, чтобы принять душ.

Итак, типичный воин интернетов и обладатель черного пояса по Контр Страйку Калеб, работающий в светлое время суток программистом в Google, получает приглашение провести неделю в летнем домике в горах, принадлежащем руководителю компании. Далее ему предстоит узнать, что летний домик - это на самом деле полностью автономный бункер Гитлера "Вервольф" неподалеку от Винницы, стены которого просто таки нашпигованы оптоволокном и силовыми магистралями - их общей длины хватит, чтобы дважды обогнуть экватор. А добрый бородач-начальник, который вроде бы миллиардер и технический гений, в действительности - озабоченный порнокороль-расист и неистовый любитель ролевых игр с медсестрой и большой клизмой, наполненной огуречным лосьоном. К тому же, он латентный маньяк-вивисектор и распинатель кошек, сдирающий лоскутами кожу со своей силиконовой подружки в момент оргазма, а также искренне полагающий, что два часа молотьбы в темпе "За Родину! За Сталина!" в день помогают позитронной начинке развиваться и расширять эгрегор до состояния полного просветления. Весь ужас своего положение Калеб осознает ближе к апофеозу тантрических актов мозгового насилия, плавно приводящих к безудержному выделению оранжевой слизи в нижнем брейке эпилептического припадка, а пока что ему предстоит принять участие в эксперименте с первым в мире искусственным интеллектом, обладающим личностным "я", пониманием того, как думает человек, и облаченным в оболочку "секси-понедельник".

Естественно, не все так просто и понятно, как кажется на первый взгляд. Интрига завязывается. То ли женщина, то ли машина по имени Эйва дьявольски умна, чертовски хороша собой, игнорирует бюстгальтеры и откровенно строит Калебу глазки. Чего только стоит прозрачный череп и такой же живот с неоновой подсветкой, выставляющие напоказ последние достижения в области архитектуры микропроцессорных систем! Количество тестостерона в организме Калеба растет. Магнитные бури неизбежны. К тому же, неуемное потребление огуречного лосьона дает мягкий созерцательный приход с нотками лёгкой меланхолии и сонливости. По утрам приходится отстреливаться из маузера от маленьких роботов из зубной пасты. Разговоры про Шопена и Вагнера под частый звон богемского хрусталя, переходящий в мерный храп. И вообще - хотелось жениться даже во сне. Даже на микропроцессорной архитектуре. И еще, как назло, время от времени замыкает силовой кабель и во всей землянке отключается электричество. Можете представить, что там будет дальше... Починка кабеля? Протирка кэша второго уровня? Выбор технологического отверстия для установки дополнительного кулера? Или "50 оттенков серого", где человекоподобные тостеры облепят невинного вьюношу почище спонтанного свингер-клуба из "Парфюмера" Зюскинда?

Конечно, режиссер-дебютант и сценарист Алекс Гарленд, написавший ранее сценарии для "28 дней спустя", "Пекло" и ремейка "Судьи Дредда", вовсе не собирался снимать очередной элитный немецкий фильм или хотя бы попытаться взять лучшее из картин Тинто Брасса. Его инди-проект без потного вала спецэффектов честно предназначен для думающей аудитории, отличающей стохастическое мышление от детерминированного, умеющей анализировать диалоги и выносить единственно верное суждение даже несмотря на периодическое опровержение предыдущих логически выстроенных блок-схем и постоянный ввод новых неизвестных в и без того запутанное уравнение сюжета. В общем, сплошная манипуляция и вождение за нос, которым так сладко поддаваться до наступления неконтролируемого экстаза, обостряя мыслительную составляющую на фоне футуристического минимализма под саундтрек (от Джоффа Барроу и Бена Салисбери), исподволь развивающий от кадра к кадру безотчетное напряжение и подчеркивающий гнетущее впечатление от атмосферы бункера. И на все это великолепие неотвратимой поступи смыслового прогресса накладывается балетная грация кремниевого гоминида Алисии Викандер, природная открытость, наивность и непосредственность Донала Глисона, буддийская отрешенность в полный дзэн энгакукё-сутры Сонои Мизуно и лучезарное одиночество гения-бога Оскара Айзека. Построение сценария больше напоминает о классике научно-фантастического триллера с элементами драмы и детектива, с расследованием на ограниченной территории, где убийца - дворецкий, а все мужики - одинаковые. Ближайшие аналоги - "Симона" Эндрю Никкола, "Она" Спайка Джонса и "Терминатор 3: Восстание машин" Джонатана Мостоу. Примеры с "Роботом по имени Чаппи" Нила Бломкампа и "Превосходством" Уолли Пфистера не совсем корректны, так как тамошний "бог из машины" имеет противоположную гендерную идентичность, а это не может не привести к необратимым генетическим изменениям в коре головного мозга.

  Ответить с цитированием