Показать сообщение отдельно
Старый 12.06.2015, 18:44   #322
djuka
Зритель
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Форумчанин
Аватар для djuka
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 942
Репутация: 2056
Спецэффекты в кино: трилогия «Назад в будущее». Когда сказки становятся явью

Спецэффекты в кино: трилогия «Назад в будущее» Когда сказки становятся явью

1980-е выдались богатыми на культовые ленты. За год до «Назад в будущее» вышел первый «Терминатор», позже были «Чужие», «Хищник», «Робокоп» и многие другие. Почти во всех фильмах Роберта Земекиса, одного из авторов идеи о перемещении во времени на автомобиле, царит уютная атмосфера доброй сказки, начало которой положил проект с комично-безумным доком Эмметом Брауном и героем Майкла Дж. Фокса.
Трилогию «Назад в будущее» заслуженно называют культовой, а для многих она еще остается одним из ностальгических мостиков в детство или юность.

Присмотримся к самым заметным эпизодам трилогии и узнаем, как они снимались.


К моменту начала съемок первого фильма режиссер Роберт Земекис уже прослыл мастером приключенческих постановок благодаря картине «Роман с камнем». Голливудские боссы ему доверяли и не жалели денег.
И все же спецэффекты в ленте использовались не так уж часто — всего три десятка раз, причем почти все они связаны с автомобилем. Над созданием визуальных эффектов, которые добавили к ленте всего за пару недель до начала ее проката, трудились сотрудники студии Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic.
Они добавили нарисованные с помощью компьютера вспышки, сопровождающие переход из одного периода времени в другой, а также молнию в одном из финальных эпизодов.



К слову, никакой молнии могло не быть вовсе. Первоначальная версия сценария предполагала, что необходимую для путешествия во времени энергию док и Марти найдут на ядерных испытаниях в пустыне Невада. Однако потом менеджеры подсчитали, что для подобных съемок всего лишь одного небольшого эпизода понадобится более миллиона долларов (около двух нынешних миллионов долларов с учетом инфляции).



Одной из главных «фишек» фильма и символом всей трилогии стал DeLorean DMC-12, на котором главные герои совершают путешествия во времени. Говорят, сначала в сценарии фигурировала некая абстрактная лазерная установка в кабинете дока.
Затем чья-то фантазия подсказала: попасть в прошлое и будущее эффектнее всего в холодильнике! К счастью, от этой идеи отказались, опасаясь за здоровье тысяч малышей, которые после проката ленты наверняка попытаются опробовать волшебные свойства холодильника у себя дома.





Почему на роль машины времени выбрали DeLorean DMC-12? Возможно, объяснение звучит в фильме из уст самого дока: раз уж ты делаешь подобную штуковину из машины, то почему бы ей не выглядеть стильно?
Конечно же, не стоит забывать, что нержавеющая сталь кузова DeLorean благотворно сказывается на завихрениях потока времени. А еще команда Роберта Земекиса решила, что DMC-12 очень похож на инопланетный корабль и идеально вписывается в шутливый эпизод, когда семейство фермеров находит машину времени у себя в ангаре и принимает ее за НЛО.
Настоящая серийная DeLorean DMC-12
Киношная версия DeLorean DMC-12
DeLorean DMC-12 — реально существовавший спортивный автомобиль, выпускавшийся с 1981-го по 1983 год. Дизайн машины был настолько необычным для того времени, что наделять его дополнительной «футуристичностью» для фильма почти не пришлось.
Разве что прицепили «ядерный реактор», точнее элемент кузова старичка Dodge Polaris, и обвешали найденными на свалке авиадеталями. Всего кинематографистам понадобилось три экземпляра DeLorean, каждый из которых отработал на съемках на 100%.



Для создания эффекта инея у только что вернувшегося из путешествия автомобиля использовали азот — DeLorean буквально замораживали. Огненные же следы, оставленные умчавшейся машиной, — обычное разлитое топливо, которое поджигали вручную.
Кинематографисты решили использовать эти сравнительно дешевые эффекты, хотя долгое время рассматривалась версия с растягивающимся и сжимающимся, как резиновая лента, DeLorean. Но в итоге от такого спецэффекта отказались: делать его было дорого, долго, да и сегодня он наверняка выглядел бы безнадежно устаревшим.



«Взрослые» машины не обошлись без игрушечных дублеров. Кинематографисты создали несколько уменьшенных макетов DeLorean. Именно они, подвешенные в воздухе на специальном рукаве, планируют на фоне синего экрана, на место которого затем накладывались нужные видеофрагменты.
Этот же прием впоследствии применялся на съемках второй и третьей частей трилогии — все летающие автомобили и поезда дублировались в игрушечном формате, с которым киношникам работать намного сподручнее.









Одной из самых больших статей расходов стали не игрушки и не тройка «заряженных» DeLorean, а декорации. Весь городок Хилл-Вэлли не имеет отношения ни к одному из реально существующих населенных пунктов и был создан в открытом павильоне киностудии Universal.
Миллионы долларов ушли на то, чтобы создать декорации центральной площади со всеми предусмотренными сценарием зданиями. В первой части новенькие фасады сначала использовались для съемок сцен, происходивших в 1950-х годах. Лишь ближе к концу съемочного периода декорации специально состарили, чтобы показать настоящее, то есть середину 1980-х.



Самой насыщенной по присутствию в кадре всевозможных визуальных эффектов стала вторая часть трилогии. Немудрено, ведь главные герои большую часть экранного времени проводят в будущем. Да и актерам на этот раз пришлось несладко. Особенно не повезло Майклу Джей Фоксу. В одном из эпизодов ему пришлось сыграть постаревшего Марти, а также его сына и дочь.

Проблема в том, что все они должны были присутствовать в кадре одновременно. Гримировка актера в каждого из трех персонажей занимала около четырех часов. Сначала отсняли роль отца, затем — сына, и наконец, дочери. Потом получившиеся кадры просто наложили друг на друга — так получилась иллюзия, будто на кухне за одним столом одновременно сидят три человека. Весь попадавший в кадр реквизит заранее приклеили, чтобы после монтажа он не «скакал» с места на место на пленке.





Создавая Хилл-Вэлли образца 2015 года, кинематографисты не хотели следовать модной в 1980-е годы тенденции изображать будущее в мрачных тонах а-ля Оруэлл. «Назад в будущее 2» намного оптимистичнее и красочней.
Много внимания Роберт Земекис уделил автопарку будущего. Чтобы немного сэкономить, было решено позаимствовать несколько готовых макетов машин из уже вышедших фантастических фильмов. Например, в разных эпизодах можно заметить авто из «Бегущего по лезвию» и «Последнего звездного бойца». Также в фильме много концепт-каров, модифицированных Ford Probe и Mustang.







Роберт Земекис очень не хотел раскрывать секрет ховерборда. Он даже шутил (с серьезным лицом!), что это обычный скейт, только без колес, и в воздухе он держится за счет магнитного поля. Такие штуковины, мол, уже производятся в условиях строжайшей секретности, но съемочной группе невероятными усилиями удалось добыть парочку.
В действительности же все было намного сложнее. Когда Марти или остальных «ховербордистов» показывали выше колен, на экране демонстрировались обычные «покатушки» на скейтбордах. Чтобы создать эффект легкого скольжения над неровной поверхностью, всю площадь городка покрыли фанерными листами. В некоторых сценах главного героя катали на простой тележке.







Кроме того, инженерам пришлось придумать сложную систему из ремней, крепившуюся на кране. К ремням подвешивали актеров, и те чуть ли не по-настоящему летали в воздухе.
Больше всего зрителей впечатляли кадры, когда актеров показывали ниже колен, с парящими ховербордами и ногами на них. Чтобы снять эти эпизоды, к доскам намертво привинчивали обувь, героев фильма сажали на специальную установку и возили, пока все действо снимала камера.







А вот летающие машины в сцене, когда Марти выходит в город будущего, добавляли послойно, прямо как в Photoshop: сначала детально прорабатывалась траектория одного автомобиля, потом другого и т. д. В конце концов все макеты были сняты на синем фоне, как того требовал Роберт Земекис, и «склеивались» с натурными кадрами.





Один из немногих по-настоящему компьютерных спецэффектов в фильме — виртуальная акула с афиши, «кусающая» главного героя. Сыграть испуг Майклу Джей Фоксу пришлось самостоятельно, никаких акул он не видел. Сам эффект добавили много позднее к уже отснятому материалу.



Больше всего специалисты по спецэффектам гордятся моментом приземления летящего DeLorean. Здесь перед ними стояла непростая задача — сделать так, чтобы зритель не заметил подвоха.
Дело в том, что сначала в кадре мы видим рисованную модель, которая плавно приземляется, и вот перед взором зрителя уже совершенно настоящий автомобиль с Марти и доком внутри.

Сцена получилась настолько настоящей, что даже самые внимательные «кинокритики» не смогли бы рассмотреть момент перехода рисованного DeLorean в настоящий. В этом съемочной группе помог фонарь, удачно разделивший авто до и после «превращения». Работники студии Джорджа Лукаса немало попотели, совмещая кадры, а также игру света и тени.



Третья часть «Назад в будущее» была снята в традициях вестерна, и места для спецэффектов в ней почти не нашлось. Зато картина была отдана на откуп десяткам лучших голливудских каскадеров, которые с удовольствием дрались, скакали на лошадях и прыгали по вагонам поезда.



На этот раз львиную долю съемок пришлось перенести из открытых павильонов Universal в Долину монументов — почти красную пустыню с отдельными возвышающимися скалами. То что надо для фильма о ковбоях и путешествиях во времени!







С технической точки зрения самым тяжелым в «Назад в будущее 3» был эпизод с поездом. Во-первых, многие трюки выполнялись на большой скорости и были опасны для жизни актеров. Во-вторых, съемочной группе надо было во что бы то ни стало сбросить древний паровоз с недостроенных рельсов.

Сделать это с настоящим поездом было нереально, поэтому Роберт Земекис прибег к проверенному приему — снял уменьшенную копию локомотива. Над макетом работали около двух месяцев, а потом начинили его взрывчаткой, разогнали по специально для него построенным рельсам и уничтожили за пару секунд.





В сцене же, где пока еще целехонький поезд разгоняет перед собой DeLorean, многие кадры были сняты задом наперед — в реальности локомотив едет назад. Это было сделано в первую очередь в целях безопасности. Кто знает, вдруг автомобиль вместе с Майклом Фоксом внутри сойдет с рельсов?



Когда Марти наконец-то возвращается в свое время, DeLorean едет по действующим железнодорожным путям. Пару раз в день по ним проходили поезда, и на это время автомобиль приходилось снимать с рельсов.

Эффектную точку в приключениях Марти поставил эпизод с уничтожением машины времени. Режиссер пожертвовал поезду настоящий автомобиль, а не макет, так что на экране мы видим разлетающиеся от столкновения с локомотивом обломки серийного DeLorean DMC-12. Чтобы машину не сдвинуло с рельсов, ее «утяжелили» мокрым песком. Для пущего эффекта авто нафаршировали динамитом, подпилили в нескольких местах и взорвали как раз в тот момент, когда поезд столкнулся с DeLorean.



Роберт Земекис вовремя остановился и не стал делать из трилогии сериал наподобие «Звездных войн». Зрители, с восторгом принявшие «Назад в будущее», требовали, просили и даже умоляли снять четвертый фильм о приключениях Марти и дока.
Остается надеяться, что никому из нынешних голливудских боссов не придет в голову идея испортить впечатления от старой доброй франшизы каким-нибудь ремейком.

Итак, какие же прогнозы из знаменитой серии воплотились в настоящем.
Невероятно добрый, обаятельный и смешной фильм о временных похождениях подростка Марти и дока Брауна подкупал тем настоящим духом приключений, который так тяжело передать современному кинематографу.

А уж как всем понравилось ломать головы над загадками со временем! Сегодня мы слегка отвлечемся от привычного формата и вместо истории создания фильма (о ней — в следующий раз) присмотримся к футуристическим прогнозам картины, которые сбылись или только ожидают своей очереди. Больше всего с этой точки зрения интересна вторая часть трилогии.

В «Назад в будущее 2» главные герои немало времени проводят практически в нашем нынешнем настоящем — в 2015 году. Каким же видели будущее из глубины 1980-х годов Роберт Земекис и команда?

Увы и ах! Светлая мечта человечества о летающих машинах, несмотря на старания изобретателей, ученых, автоконцернов и энтузиастов-одиночек, так и осталась мечтой. Киношные просторы бороздят автомобили, распугивающие в небе птиц, а мы пока можем рассчитывать только на наземных автопилотов…





Пожалуй, самое знаменитое допущение фильма — летающие машины, и в частности летающий «ДеЛориан», оснащенный мусорным реактором. Кажется, как-то в интервью Земекис говорил, что они и сами не верили, будто к 2015 году автомобиль взлетит, но представить себе фильм без него было просто невозможно. Однако автомобиль к 2015 году все же взлетел. Понятно, что с оговорками. Имеются в виду довольно неуклюжие прототипы аппаратов, напоминающие то ли микросамолет, то ли макродрон, — смотрите опыты компаний AeroMobil, Hoverbike и Terrafugia.





Умные кроссовки

Не знаю, почему, но больше всего мне в фильме запомнились самозашнуровывающиеся кроссовки. Наверное, все дело в одновременно гениальной и простой идее. Дизайн кроссовок был разработан в компании Nike, но никто после выхода ленты не решался запустить нечто подобное в розницу. А ведь были просьбы, требования и даже петиции со стороны фанатов!



В конце концов Nike сдалась и пару лет назад выпустила кроссовки из «Назад в будущее 2». Внешне — неотличимы, а вот с «начинкой» вышла накладка. Да, у обуви есть светодиодная подсветка и даже сменный аккумулятор. Не нашлось места лишь главной «фишке» — со шнурками придется возиться самостоятельно.
Самошнурующиеся кроссовки пытались делать энтузиасты из проекта Powerlace. Еще Nike как-то выпустила небольшую партию Air Mag для фанатов за несколько тысяч долларов за пару — их мигом разобрали (но что-то всегда можно найти на eBay). В этом году дизайнер компании вроде бы подтвердил, что они выпустят новую версию кроссовок. В октябре, разумеется.
Современная реплика от Nike


К слову, кроссовки вышли ограниченной партией и были распроданы на благотворительном аукционе за огромную сумму.



Судьба этой роскошной, но тяжелой резиновой куртки намного печальнее. Несмотря на то что она подгоняется под нужный размер одним нажатием кнопки, зрителей куртка не сильно впечатлила. Наверное, и сегодня вряд ли кто-то захочет носить такое чудо-юдо техники.

Летающая доска

Ховерборд — символ второй части трилогии, наравне с кроссовками. Сразу после выхода ленты летающая доска стала предметом вожделения для миллионов американских, а спустя несколько лет и советских детей.



Летающая доска, парящая в нескольких сантиметрах от земли. Бесполезна над водой. Предполагает множество модификаций, в том числе с реактивным двигателем (и тогда доску можно ласково называть «Питбулем»). Первый — довольно сомнительный — образец ховерборда появился пять лет назад.

В истекшем году деньги на промышленное производство более-менее реалистичной модели собирали всем миром. «Более-менее» тут означает, что ховерборд страшно шумит, летает минут пять и только над металлической поверхностью, цена опытного образца что-то около 10 тысяч долларов.

Выпуск досок в том или ином виде компания Hendo Hoverboard обещает, как и положено, в октябре — напомним, что Док, Марти и его подружка были в будущем 21 октября 2015 года.



Реактивная версия ховерборда Несчастную компанию Mattel, логотипу которой не повезло красоваться на «воздушном скейтборде» из фильма, забросали письмами и заболтали звонками с вопросами, когда же высокотехнологичный девайс поступит в продажу. «Не раньше 2015 года», — только и оставалось оправдываться производителю игрушек.

Не верьте Mattel, не будет ничего через два года. Пока все, на что сподобилась американская компания, это игрушечная реплика ховерборда, которая умеет только скользить по поверхности.

Даже у всемогущих энтузиастов почти ничего не получается, разве что такая штукенция на магнитах:

Видимо, магнитное поле еще не скоро подчинят для развлекательных нужд подростков. Воду укротить и то легче, так что пока довольствуемся жутковатым порождением Левиафана под названием FlyBoard:

Голограмма

Зато авторы фильма метко спрогнозировали дальнейшее увлечение потомков виртуальным третьим измерением. В одном из эпизодов Марти испугался рекламной голографической проекции с афиши 19-й части «Челюстей».
Что ж, у Голливуда еще есть пару лет, чтобы быстренько снять оставшиеся 17 частей хоррора про кровожадную акулу, но 3D вполне себе успешно «прокатывается» даже в белорусских кинотеатрах. Пока, правда, не обойтись без специальных очков, но успехи есть и у почти настоящих голограмм.

Но все же этот пародийный эпизод содержит намек сразу на несколько популярных в настоящем 2015 году явлений. Бесконечные сиквелы, 3D-формат во всех его проявлениях и, возможно, грядущий расцвет собственно голографии. Вспомним выступлениецифрового Майкла Джексонапрошлым летом в Лас-Вегасе.



В кафе происходит знаковая встреча главного героя со стариком Биффом. Но нам больше интересно оборудование кафе, сделанного, кстати, в стиле 1980-х (даже игральный автомат той эпохи есть!). Обслуживают клиентов в нем допотопные ламповые телевизоры-роботы в образе Майкла Джексона.





В наше время роботов в кафе встретишь нечасто. Тем не менее попытки, причем иногда вполне успешные, создать роботизированное место общепита предпринимаются. В Китае, например, несколько месяцев назад открыли ресторан, в котором почти всю работу выполняют роботы. Они способны принять заказ, приготовить простенькие блюда, доставить их клиентам и в конце концов рассчитать их. Кто знает — авось к 2015 году китайская «робостоловка» разрастется до масштабов «МакДональдса»!



Жестовый контроллер

В ностальгическом кафе «Восьмидесятые», где молодой МакФлай демонстрирует старинное искусство стрельбы из геймерского пистолета, над ним смеются школьники (один из них — маленький Элайджа Вуд). Потому что игры, в которые надо играть руками, это для детей. Предсказание сбылось наполовину. У нас есть бесконтактные контроллеры Kinect и Wii, и вот они как раз больше подходят детям. Большинству игроков, а это вполне взрослые люди, до сих пор приходится иметь дело с геймпадом, мышкой и клавиатурой.

Как видите, масштабные проекты из «Назад в будущее 2» реализуются со скрипом. Но портативным устройствам повезло намного больше: сегодня они даже лучше, чем в фильме! Время от времени в картине мелькают некие аппараты, похожие на карманные компьютеры. В одной из сцен старик использует такой девайс в качестве расчетного средства. В другой полицейские снимают с его помощью отпечатки пальцев и узнают всю информацию об их обладателе (вернее, обладательнице).



NFC, технология бесконтактных платежей, подключенные к интернету смартфоны, мобильные клиенты соцсетей с подробными данными о пользователях. Все это уже есть, не хватает только сканера отпечатков пальцев, но за этим дело долго не станет — слухи о появлении сканера в мобильных устройствах ходят давно.
Кстати, об отпечатках пальцев. В фильме с их помощью открываются двери в дом.
Сама технология реализована довольно давно, но пока не слишком-то распространена. Представим, что в кино ею пользуются только в элитных, не уплотненных кварталах с индивидуальной застройкой, а не в трущобах (о чем говорит киношный таксист).





В том же доме есть окно-телевизор, которое может показывать любой пейзаж. Наверное, этим эпизодом руководствовались в Samsung, когда разрабатывали Smart Window — телеприемник с прозрачным сенсорным 46-дюймовым экраном. Достаточно прикоснуться рукой, и «умное окно» будет показывать какой угодно пейзаж. Или выполнит роль жалюзи. Или вообще притворится зеркалом.



Устройство показали еще на прошлогодней CES, но в продажу так и не запустили. Может, начнут продавать через пару лет, аккурат к описываемым в фильме событиям?





Огромным плоским телевизором уже никого не удивить, как и беседами с бездушным ящиком. Младший Марти командует, на какие каналы он хочет переключиться, и телик послушно выполняет все требования.



Голосовые функции управления потихоньку внедряют все крупные производители ТВ-приемников. В прошлом году такую возможность представила LG. А ведь еще есть система Nuance Dragon TV. Про разговорчивую Siri тоже не стоит забывать — есть все шансы, что она появится в телевизорах «яблочной компании».

Бионический протез



Выпуск бумажной газеты USA Today дает много занятных подробностей о жизни в воображаемом 2015 году. Хотя по большей части авторы не угадали: Диана, к сожалению, не стала королевой, президентом США выбрали не женщину, у Швейцарии пока нет проблем с терроризмом.

Но, скажем, сообщение об отстраненном питчере, который использовал в игре свою бионическую руку «без калибровки», не такая уж и фантастика. Речь не про питчера — про руку. Первые успешные испытания бионических протезов, которыми управляют силой мысли, состоялись еще в прошлом году. Холестерин, кстати, тоже реабилитировали.

Несколько раз по ходу фильма док пользуется штуковиной, похожей то ли на бинокль, то ли на фотоаппарат. Когда в нее смотрят, устройство подсвечивает зелеными квадратами лица людей. Чем не глупая цифровая «мыльница» или современный умный телефон с функцией распознавания лиц? Индустрия пошла дальше — отслеживать можно даже морды котов.



Жаль, что пока производители не додумались выпустить показанный в фильме «гидратор». Это же настоящая розовая мечта для любого холостяка! В фильме в устройство кладут маленький высушенный блинчик, а через минуту вынимают дымящуюся аппетитную пиццу. Микроволновка, конечно, тоже хороша, но до «гидратора» ей далеко.



Сцена поедания «гидрированной» пиццы, помимо самой пиццы, примечательна очками виртуальной реальности. Вообще-то в ленте не дается описание функций очков, но наверняка этот девайс носит развлекательный характер. К тому же на них можно звонить.



Как тут не вспомнить Google Glass или недавно представленные игровые очки Oculus Rift? Первые выглядят стильно, а вторые, по словам опробовавших устройство, полностью, с головой погружают человека в мир виртуальных развлечений.





А помните, как в «Назад в будущее 2» показали аналог Skype? Когда отец семейства выходит ответить на звонок, то говорит не по телефону, а использует экран телевизора, на котором отображается абонент на другом конце «провода». Чем не видеоконференция через Skype?





Многие изобретения из фильма незаметно перекочевали в нашу жизнь. Некоторые из них получились намного технологичнее, чем неказистые и несуразные девайсы из «Назад в будущее 2». Еще больше только предстоит воплотить в реальности, как, например, кроссовки с автошнуровкой, летающие автомобили и ховерборды. А пока их не изобрели — самое время пересмотреть великолепную кинотрилогию Роберта Земекиса.

Во время семейного ужина дети Марти МакФлая сидят в очках — в них они смотрят телевизор и, похоже, болтают с друзьями. Все это похоже на Google Glass и шлем виртуальной реальности Oculus Rift. Ни тем ни другим в нашем 2015 году пользоваться за обеденным столом невозможно, но тут надо просто заменить очки на смартфон — и можно считать, что прогноз сбылся.

Собственно, в таких деталях вся сила и обаяние этого фильма, особенно для 80–90-х, когда будущее в кино чаще оборачивалось космосом, утопией или апокалиптическим кошмаром.
Тут герои попадают в относительно дружелюбный городок, где, в сущности, все по-прежнему, изменились только мелочи, и появилось больше классных гаджетов. Машины летают, но многие на них еще и ездят. Людей нарядили в форму работников коммунальных служб, но всегда найдется дедушка в кардигане и с тростью. Есть умные очки, но можно почитать газету.

Новые технологии лишь сильнее подчеркивают вечное. Например, что отцов и детей иногда разделяет пропасть. Создателям фильма, правда, не пришло в голову, что в 2015 году болезненная страсть к гаджетам накроет скорее отцов, чем их детей.washingtonpost.com, afisha.ru, tech.onliner.by, powerlace.com, terrafugia.com
  Ответить с цитированием