Показать сообщение отдельно
Старый 22.01.2015, 15:13   #267
Manticore
ВИП
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Регистрация: 06.03.2008
Адрес: Жемчужина у моря
Сообщения: 2,800
Репутация: 2561
История создания фильма «Подранки»

Премьера фильма «Подранки» состоялась 20 июня 1977г
В картине две сюжетные линии: воспоминания главного героя, писателя Алексея Бартенева, о беспризорном детстве и жизни в детском доме и его знакомство с родными братьями, с которыми он разлучился во время войны.

К показу советского фильма «Подранки» режиссера Николая Губенко гости тридцатого юбилейного международного Каннского Кинофестиваля готовились особенно тщательно. Они пришли в лучших вечерних платьях и костюмах, потому что после фильма киноделегация из Советского Союза устраивала большой вечер с блинами, икрой и деликатесной рыбой. А вот что касается фильма — про него никто ничего не знал.
Как никто толком не понимал этого странного слова «подранки». Ведь это что-то из охотничьей терминологии. Так охотники обычно называют раненых птиц и зверей. Перед показом фильма гости с бокалами шампанского в руках расспрашивали друг у друга, кто такой Губенко и о чем все-таки будет фильм?
О киноленте на тот вечер было известно, что современные сцены там должны будут перемежаться с детскими послевоенными воспоминаниями.

Никакого энтузиазма у зрителей не наблюдалось. Но когда уже после фильма в зале зажгли свет, все увидели, как самая модная разнаряженная публика Европы, прятала от фотографов свои заплаканные глаза, а дамы покидали свои места, прикрывая программками лица с разводами от туши, смешанной со слезами.
Но после просмотра фильма «Подранки» была пресс-конференция. И туда пришли другие люди и с другими целями. Тогда Губенко удивился, что вопросы ему задают не по содержанию фильма, а про политику Советского Союза.
Например, его спрашивали, а не будет ли у него проблем при возращении в СССР оттого, что вы купили джинсы за границей? И вообще, почему вы русские продолжаете делать столько фильмов про войну. Вам не надоело? Тогда Губенко жестко ответил:
— А про что я должен делать кино, если я родом из этой войны?Все началось 21 марта 1975 года, когда Николая Губенко пригласили на Мосфильм. В этот день собиралась сценарно-редакционная коллегия Первого творческого объединения. Комиссия должна была обсудить его заявку на производство художественного фильма «Подранки», которую месяц назад он отпечатал на 11 страницах и лично привез на киностудию.
По очереди члены комиссии высказывали свое мнение. Они пытались обратить внимание молодого режиссера, что сегодня, в год тридцатилетия Великой Победы, надо утверждать в сознании советских людей, что в годы войны кровь была пролита недаром. А у него эта позиция отсутствует. Наоборот, в главном герое чувствуется трудно преодолимая ущербность, которую он носит в себе годами.И вообще все герои сценария не выпутались до конца из своих, связанных с войной, несчастий. Ему говорили, что замысел фильма на две серии, как он того хотел, не тянет.

Звучали и доброжелательные мнения. Потому что среди членов комиссии были люди, которые читали в сценарии Николая Губенко про свое трудное и взрослое детство и про самих себя. Они готовы были голосовать за то, чтобы этот фильм появился на наших экранах. Они готовы были пробить для него самых известных советских актеров: Родиона Нахапетова, Нонну Мордюкову, Инну Макарову.Да и сюжет был незаезженный, а интонация — исповедальной. Фильм должен был рассказать о семье, в которой появился на свет будущий писатель Алексей Бартенев. В фильме его роль сыграет Юо́зас Будра́йтис. По сценарию Бартенев родился в 1940 году.
В самом начале войны его отец подорвался на катере, мать же, оставшись с четырьмя ребятишками, не выдержала — наложила на себя руки. С тех пор судьба разбросала детей. Кого-то уже нет в живых, кого-то усыновили. Главный герой пытается разыскать родных. Так начинается его путешествие в прошлое.
У Губенко была задача, чтобы эту заявку обязательно утвердили. Во что бы то ни стало. Выступая, он говорит, что эта вещь ему очень дорога, что она для него этапная.
Просто сценарий «Подранков» Губенко писал про себя. Про того мальчишку, который родился в августе 41-го в катакомбах Одессы. Его отец погиб, когда он еще не появился на свет, а мать умерла, когда ему было 11 месяцев. Про чувство голода, страха, одиночества он знает лучше многих. Как и про интернат для послевоенных сирот. И об этом он хотел сделать свой новый фильм.
Заявку на производство фильма «Подранки» принимают, но на руки Губенко дают список правок, которые настойчиво рекомендуют ему внести в литературный сценарий. Этих правок 26.Его просят отказаться от некоторых героев, например от старшей сестры героя и нескольких эпизодических персонажей, упростить линию увлечения мальчика учительницей английского языка, а также убрать подробности, как Валька собирается мстить нацистам. Художественный руководитель первого творческого объединения Сергей Бондарчук лично следит, чтобы режиссер с пониманием отнесся к замечаниям.
И только после этого Губенко получает разрешение снимать. Он понимает, что это его шанс высказаться. Причем высказаться от имени своего поколения. Вот почему для него важно, чтобы годы рождения артистов совпадали с датами, прописанными в сценарии. И у него действительно играют дети войны — Будрайтис — 1940 года рождения, Калягин 42-го, Болотова, как и сам Губенко — 41-го.
В этой картине Николай Николаевич не только автор сценария и режиссер. Он играет роль физрука Криворучко, его голосом говорит главный герой в исполнении Будрайтиса. А еще в картине играет его жена Жанна Болотова. Для него принципиально ее присутствие в авторской исповедальной картине.
Потому что до встречи с Болотовой ни друзья, ни знакомые, ни коллеги не могли вытеснить из души Губенко приобретенного в раннем детстве чувства одиночества. Оно ушло только благодаря ей. И это не могло не отразиться в «Подранках».

История, как и у главного героя картины судьба разбросала по свету его братьев и сестер, это тоже личная история Николая Губенко.
Своих реальных братьев он разыскал только через 20-30 лет. И эти встречи с родными людьми оказались невыносимо тяжелыми. Николай Николаевич понял, что несмотря на родство по крови, они во многом остались чужими друг для друга.
Когда Николай Губенко только писал заявку на фильм, уже тогда он точно знал, что детей для своей будущей картины поедет искать по детским домам. Потому что через тридцать лет после войны детские дома — это противоестественно. Потому что у этих детей уже что-то произошло в жизни, раз они оказались не в семье, а на попечении государства.
А значит, у этих ребят уже есть биография, есть ситуация, которую они должны перемолоть в себе. Он искал в детях смесь нежности и жестокости, детства и несчастья. Противоестественные и хорошо знакомые ему сочетания.

Съемки фильма «Подраннки» устроили настоящий переполох в детских домах и интернатах. Всегда находился самый проворный мальчишка, который бегал по классам и сообщал: приехали какие-то люди, выбирают самых лучших, чтобы снять их в кино. Когда открывалась дверь, и в классы заходил Губенко с ассистентами, как правило там воцарялась звенящая тишина.И только глаза, детские глаза внимательно следили за каждым шагом кинематографистов.
Не меньше двенадцати тысяч лиц воспитанников детских домов ему пришлось увидеть. Как-то на него взглянула одна девочка. Когда он посмотрел в ее глаза, сразу понял, что снимет ее обязательно, даже если она не сможет произнести ни слова.
В случае необходимости перепишет роль, сделает ее бессловесной, но снимет эти глаза! Девочка из детского дома Зоя Евсеева в фильме «Подранки» сыграла мальчика Вальку Гандина. Того самого сироту, чудом уцелевшего от уничтожения в фашистском концлагере. Вальку с лагерным номером на руке.
Главного героя фильма будущего писателя Алексея Бартенева в детстве тоже нашли в детском доме. В московском интернате 25. Его имя Алексей Черствов.
Воспитывался мальчик без отца. И когда его спрашивали, как твое имя-отчество, он каждый раз представлялся по-новому: Алексей Николаевич, Иванович, Петрович…И каждая встреча с этим ребенком рождала в душе режиссера чувства тревоги и боли.
После просмотра картины на Каннском кинофестивале французские газеты писали: в фильме играет изумительный маленький актер с лицом нежным и в то же время волевым.
С начала и до конца он солирует в фильме, отодвигая на второй план исполнителей взрослых ролей. Где нашли этого потрясающего артиста?
Детская часть фильма построена на множестве маленьких подробностей, она насыщена большим количеством деталей, потому что ведь именно детали из детства остаются в нашей памяти навсегда.
Было еще одно имя, без которого Николай Губенко не представлял своего фильма «Подранки» — это Геннадий Шпаликов, которого не стало за несколько месяцев до съемок. С ним Николй Николаевич подружился во время своего актерского кинодебюта в фильме «Застава Ильича» Марлена Хуциева. А эту картину Губенко делал про него тоже. Про человека, который потерял на войне отца, воспитывался в суворовском училище. Поэтому в финале он читает стихи своего друга.
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

По материалам lublunemogu
  Ответить с цитированием