Показать сообщение отдельно
Старый 28.11.2014, 12:23   #36
tanchik065
Редактор
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Форумчанин
Аватар для tanchik065
Регистрация: 05.04.2012
Сообщения: 1,206
Репутация: 798
История создания фильма «Отпуск в сентябре»

История создания фильма «Отпуск в сентябре»




Режиссер Виталий Мельников, драматург Александр Вампилов, актер Олег Даль - имена этих, бесспорно выдающихся, деятелей нашей культуры связала воедино экранизация пьесы «Утиная охота», пронзительная картина «Отпуск в сентябре», снятая на Ленфильме в 1979 году.
Виталий Мельников был первым в нашем кино режиссером, который поставил фильм по произведениям современного классика Александра Вампилова. В 1975 году на Ленфильме вышел, ставший впоследствии легендарным, фильм «Старший сын». Именно благодаря Мельникову, Вампилов стал очень популярным в нашей стране. Спектакли по его пьесам ставились в десятках театров: тот же «Старший сын», «Двадцать минут с ангелом», «История с метранпажем». Но некоторые произведения Вампилова продолжали оставаться под негласным запретом, например, очень сильная пьеса «Утиная охота» - на нее и «положил глаз» Виталий Мельников.



Заказчик телефильмов, Гостелерадио Советского Союза, было явно не в восторге от заявки на «Утиную охоту». Заявку эту положили в «долгий ящик» и на все вопросы режиссера: «Ну, когда же запуск?», - по-советски говорили: «Приходите завтра».
Как это часто бывает, все решил случай. В 1978 году Мельников в составе советской делегации поехал на кинофестиваль в Прагу. И там, скучая на одном из банкетов, оказался рядом за столом с таким же скучающим чиновником Гостелерадио. Тот оказался порядочным человеком и с удовольствием выслушал рассказанную Виталием Мельниковым пьесу «Утиная охота». По возвращению в Ленинград Мельников и забыл об этом разговоре, но буквально через несколько недель его вызвали в Москву, в Останкино, и сказали, что «высокое начальство» не возражает против того, чтобы он экранизировал пьесу «Утиная охота». Правда, при одном условии: оставшись один на один с главным редактором, Мельников услышал одну, очень неожиданную, фразу: «Вот что, Вы меня обманите». Мельников - «Как это?» - «А вот давайте…» В это время шла очередная антиалкогольная кампания, как всегда в России, и они решили протолкнуть эту тему в план телевидения под знаком «антиалкогольного произведения». Предложили название картины: «Пока не поздно». Редактор, поддержанный на «самом верху», предложил режиссеру: «Вы работайте, снимайте кино свое, а когда привезете сдавать, мы, как бы случайно, обнаружим, что это Вампилов, для виду разозлимся, но дело-то уже будет сделано, и, как-нибудь, выдадим Ваш фильм в эфир.



Вот так, полуподпольно, Мельникову удалось запустить пьесу «Утиная охота» в производство. Боясь, что кто-то, внезапно, вдруг запретит эту работу, Виталий Вячеславович решил уехать подальше, в Петрозаводск, там снять, и там же смонтировать весь фильм. В лучших традициях революционного подполья, в атмосфере строжайшей секретности, Виталий Мельников стал собирать команду. Брал только проверенных людей. Оператор Юрий Векслер, художник Белла Маневич...
Виталий Мельников: « ничего никому не говоря, не афишируя, не сообщая, я отбирал и приглашал артистов потихоньку, как бы все это дело втихаря, без всяких проб. Какие там пробы, нужно было хотя бы договориться с артистом, которому я доверяю, и они мне доверяют. Получилось что-то в виде заговора».
Среди актеров первым появился Евгений Леонов, любимый актер Мельникова после успеха «Старшего сына» и «Женитьбы».




Во время съемок Е.Леонов невольно стал таким "папой" для артистов, он очень заботился о них, давал по ходу дела чисто актерские советы. Очевидцы вспоминают, что одной из самых сложных была съемка сцены вечеринки. Ассистент режиссера Татьяна Бузян рассказывает: «Все, что есть в кадре - это сплошная импровизация. Леонов был в ударе и хохмил от души. Мы не могли остановить это "безобразие", что он там творил. Евгений Павлович был как заводной, он понимал, что это его выходная ария, и он отдался ей в свойственной ему манере со всей душой».



Мельников пригласил в Петрозаводск и Николая Бурляева, которого снимал еще юношей в конце 60-х в фильме «Мама вышла замуж».



Кроме проверенных лично в работе, по рекомендациям друзей В.Мельников пригласил Юрия Богатырева, Ирину Купченко, Наталью Гундареву.



Когда позвали Ю.Богатырева, его радости не было предела, он зачитывался Вампиловым и мечтал сыграть Зилова. Какого же было разочарование актера, когда он понял, что ему предлагают сыграть друга главного героя. Говорят, Богатырев был готов отказаться от съемок и, чтобы его не потерять, проницательный Мельников решил пойти ему навстречу. Он согласился попробовать его именно на роль Зилова, на ту самую, о которой актер и мечтал. Была только одна проба, после которой Богатырев понял, что с Зиловым они очень разные люди, и согласился играть его друга.



Спустя два с половиной месяца после «исторического» разговора Мельникова в кабинете Гостелерадио была собрана вся команда, но за одним исключением: не было актера на главную роль – Зилова. Виталий Мельников с самого начала в главной роли хотел снимать только Олега Даля, но он совершенно справедливо опасался, что «высокое начальство», узнав об этой идее, может «зарубить» с трудом запущенный фильм «на корню». Дело в том, что в то время, из-за своей скандальной репутации, Олег Даль входил в список «нежелательных для показа по Центральному телевидению актеров».



Виталий Мельников: «я знал, что Олег очень любит эту пьесу, и когда он узнал о том, что собирается группа, был уверен, что его пригласят. А его не приглашают и не приглашают. И только когда вся группа была готова, я поехал специально в Москву поговорить с ним, он очень обиделся, сказал: «что может еще пробы будут?» - я говорю – «нет, зачем пробы, бери чемодан, сегодня же вечером в поезд Москва-Петрозаводск и на этом наши переговоры заканчиваются».

Это абсолютно уникальный случай, другого такого в истории советского кино не было: актера не утверждали на главную роль из-за двоевластия. Дело в том, что Объединение телевизионных фильмов с одной стороны подчинялось руководству Ленфильма, с другой стороны оно подчинялось начальству Комитета по телевидению и радиовещанию в Москве. И получилось следующее: Москва подумала, что «добро» дали на Ленфильме; на Ленфильме решили, что актера на главную роль утвердили в Москве. Мельников ничего об этом Далю не сказал, просто увез его в Петрозаводск и начали съемки. Гостиница и съемочная площадка - это все, что окружало Даля несколько месяцев. Он был полностью сосредоточен на роли и блестяще создал достаточно трагический образ.



На высочайшем духовном подъеме Олег Даль закончил съемки, он ждал премьеру, надеялся на новую работу, но премьера все откладывалась и откладывалась, а больших ролей ему не предлагали.
В. Мельников: «он скверно себя чувствовал, после такой работы был совершенно опустошен, ничего не хотелось делать иного уровня, чем то, что было в драматургии Вампилова».



После «Отпуска в сентябре» в жизни О.Даля были только две картины - « Мы смерти смотрели в лицо»и «Незваный друг».
Закончив последнюю работу в кино, Даль пришлет письмо своему другу Виталию Мельникову. В письме был рисунок, Даль нарисовал своего героя Зилова и от него идут следы по полям письма к нарисованной могилке. Прошло 3 недели и стало известно о смерти в Киеве Олега Даля.


«Отпуск в сентябре» сняли в рекордные сроки, всего два месяца. Быстро смонтировали и озвучили, и уже готовый фильм, с замиранием сердца, Виталий Мельников повез в Москву.
Виталий Мельников: «показали картину в полном молчании, потом сказали: «Ну что ж, у Вас хорошая, замечательная картина, спасибо». Пауза, я жду, что будет дальше. «Но понимаете, какая штука, сейчас такая ситуация, сложная, понимаете ли, общественная, международная… Мы должны чуть-чуть обождать с показом этой картины в эфире». Ну что ж, нужно обождать, обождать… Похвалили, сказали «спасибо»… Хорошо, терпеливо ждем…»



Терпеливо ждать пришлось очень долго. Шли годы, а картина так и не выходила. Фильм «Отпуск в сентябре» продолжал лежать на полке. Он вышел на экраны только в самом конце 1987 года и в одночасье стал популярным. На Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов эта картина получила приз «За лучшую мужскую роль» - так критика оценила созданный Олегом Далем образ «лишнего человека эпохи развитого социализма». Поразительно, но это была единственная официальная награда в карьере актера, народная любовь к которому поистине не знала границ.
  Ответить с цитированием