Показать сообщение отдельно
Старый 16.11.2014, 10:38   #23
Manticore
ВИП
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Регистрация: 06.03.2008
Адрес: Жемчужина у моря
Сообщения: 2,800
Репутация: 2561
История съемок фильма «Всадник без головы»

Фильм "Всадник без головы" за год посмотрели 52 млн зрителей.
Техас снимали под Белогорском, рабов везли из Симферополя, а мустангов – из Подмосковья

В августе 1973-го по всей необъятной Стране Советов к кинотеатрам выстраивались длинные очереди — на все сеансы отечественного вестерна по любимой миллионами книге Майна Рида "Всадник без головы". Барышни тонули в бездонных голубых глазах ирландца-мустангера, мужчины восхищались его крутостью и стилем, в моду вошли куртки с бахромой от скатертей, а дети во дворах играли в друга индейцев Мориса Джеральда и банду Эль-Койота. Все это обеспечило фильму Владимира Вайнштока кассовый успех и место в призовой тройке по итогам первого года проката.

А все начиналось со съемок Техаса в Крыму...
Краевед Владимир Килесса работал тогда в Белогорске секретарем райисполкома и негласно курировал обеспечение комфортных условий для работы киношников, помогал с питанием.


Алупка. Съемки в Воронцовском парке.

"Сначала в город приехал ленфильмовский директор картины "Всадник без головы" по вопросу расселения с 1 июля съемочной группы, — вспоминает Владимир Григорьевич. — Договорившись, уехал. А за ним следом приехали мосфильмовцы и начали снимать фильм-сказку "Чиполлино", но в срок не уложились и гостиницу освобождать отказались. "Вайншток приехал, а гостиница занята, — продолжает краевед. — И более того — под "Чиполлино" заняли самую удобную площадку на Белой скале. Пришлось выкручиваться — теснить и расселять, а декорации "Ленфильма" мы решили разместить чуть левее скалы, внизу — в Красной балке".


Ливадия. Часть асьенды снимали в Итальянском дворике.

Лошадей для съемок, по словам краеведа, везли из Подмосковья: "Красавцы разных мастей были очень дорогими. Владимир Петрович (режиссер) говорил, что если животное нечаянно упадет на съемках, то придется отдать 10 тысяч рублей".
Темнокожих рабов играли студенты-кубинцы — их каждый день из Симферополя на автобусе привозили, а военный оркестр набрали из местных — белогорцев. Они же снимались в эпизодах бала.


Декорация. Асьенду выстроили у скалы под Белогорском

"После съемок все декорации были отданы колхозу за бесценок, — вспоминает историк. — Это были замаскированные под камень деревянные конструкции, поэтому колхозу было выгодно — доски-то всегда ценились".


Автограф. Росчерк Вайнштока

За время съемок "Всадника" Килесса сдружился с Вайнштоком, и накануне нового, 1973 года получил от него из Москвы поздравительную открытку: "Хоть "Всадник без головы" — он все же будет помнить о посильной помощи оказанной Белогорским горсоветом и лично Вами в нашей работе".

РОМАНТИЧЕСКАЯ ВЕРШИНА СМЕРТИ

Белая скала. Благодаря кинематографистам стала американским символом на полуострове — для индейцев и ковбоев советских вестернов

Белая скала (Ак-Кая) с пиковой высотой 325 м над уровнем моря стала главной естественной декорацией в фильме. Под горой на своей крапчатой лошади Лилу каталась Луиза Пойндекстер, на ее вершине Зеб Стамп выследил Всадника без головы и там же в финале картины мустангер Джеральд Морис "разобрался" с подлым капитаном Колхауном.

ПОМЕСТЬЕ ЛУИЗИАНСКОГО ПЛАНТАТОРА РАСТЯНУЛИ ОТ БЕЛОГОРСКА ДО ЛИВАДИИ

Съемками в Белогорском районе не исчерпывается крымская география фильма. Игру в кольца, откровенный разговор Генри (Александр Милокостный) и Луизы (Людмила Савельева) Пойндекстеров снимали на поляне Воронцовского парка в Алупке. А часть асьенды — поместья луизианского плантатора — режиссер Вайншток присмотрел в Ливадийском дворце.

Одна из галерей Итальянского дворика стала местом расположения стола, где за завтраками собиралась семья Пойндекстеров. В кадре видны мраморные скамейки, кованые решетчатые ворота и сквозь них — фреска на часовне православной Крестовоздвиженской церкви. Основную же декорацию асьенды Каса-дель-Корво (Дом на излучине) — вдоль линии крымских тополей — с элементами мавританско-мексиканского стиля, а также 400-метровую улицу с перекрестком, судом и салуном Мигеля Диаса соорудили под Белой скалой.

На скале декораторы выстроили еще стены со сторожевой башней американского форта, но он всегда показан вдалеке, на заднем плане без подробностей, и некоторые зрители ошибочно думают, что киношники добрались тогда и до Судакской крепости.

Так, "с Крыму по нитке" и была соткана режиссером Вайнштоком условная реальность Техаса. Он, по сути, открыл для кинематографистов Америку в Белогорске. Позже там снимали почти все наши вестерны и комедии с индейцами и ковбоями: такие, как "Человек с бульвара Капуцинов", а также ленты, где нужны были "настоящие Штаты", например, телефильм "Мираж".

СТАЛИНСКИЙ ЛАУРЕАТ С ОПЕРНЫМ ПРОШЛЫМ

Для 52-летнего тогда Ивана Петрова, прекрасно сыгравшего роль Зеба Стампа, этот опыт чисто художественного фильма был первым и последним. До этого он снимался лишь в фильмах-спектаклях как солист Большого театра и дважды до этого был удостоен Сталинской премии.

ПОЮЩАЯ ЗВЕЗДА ТЕАТРА И КИНО КУБЫ

Кубинская красавица-актриса, 29-летняя тогда Эслинда Нуньес убедительно сыграла поющую роковую брюнетку Исидору Каварубио. Наши зрители в следующий раз увидели ее на экране через 13 лет в фильме "Капабланка" — и с ролью жены шахматиста она справилась блестяще.

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ С ОСТРОВА СВОБОДЫ

Энрике Сантистебан, сыгравший двуличного Мигеля Диаса (он же главарь банды мексиканцев — Эль-Койот), задолго до этой экранизации Майна Рида прославился у себя на родине как Дон Ипполито, исполнив одну из главных ролей в кубинской версии фильма "Двенадцать стульев"

ЭСТОНСКИЙ СТРЕЛОК С ИНИЦИАЛАМИ "К.К."

Главного антигероя картины доверили сыграть эстонскому актеру с богатой в будущем советской киноисторией "пасторов, немцев и капитанов". Аарне-Мати Юкскюла к моменту съемок уже имел опыт стрелковой роли в революционном боевике "Свободны как птицы".

"ДВА МОИХ ДРУЖКА ПОТЕРЯЛИ ГОЛОВЫ"

Развязка. Суд над Морисом Джеральдом снимали в белогорских декорациях — у скалы с фанерным фортом. Фото из архива В. Килессы

Очевидцем съемок фильма "Всадник без головы" летом 72-го был крымский журналист Александр Рыженко. Он родом из Белогорского района, как раз из села Белая скала, в окрестностях которого режиссер Владимир Вайншток и организовал свой "Техас". Cаше тогда было 8 лет и он хорошо помнит, что из-за отсутствия в то время спецэффектов, съемочной группе приходилось долго ждать, когда же спустится туман. Эта мрачная таинственность нужна была для съемок лошади, везущей всадника без головы — сначала по верху скалы, а потом и с переходом на облака. "Переход" получился в результате комбинированных съемок и нехитрого монтажа.

"У многих возникали мысли, как же актеру удалось сыграть этого самого всадника без головы, — рассказывает Александр. — А играли его по очереди мои одноклассники, тогда им было лет по восемь. Голову втягивать им не приходилось — на ее уровне им просто накладывали бутафорcкие плечи. И самое страшное, что эти мальчишки повторили судьбу киногероя: один, когда был в выпускном классе, попал в аварию, и ему оторвало голову. А второму просто "снесло крышу" — он из тюрьмы не выходит".


Подсадные. Зеб Стамп катал на лошади одноклассников Рыженко.

Рыженко вспоминает, что в советские времена половина села, расположенного у подножья Белой скалы, регулярно участвовала в процессе производства фильмов. Народ забывал, что идет уборка клубники, персиков или яблок — все бежали играть в кино.

"Платили за это очень хорошо — по 10 рублей в день, — говорит он. — Естественно, когда был выбор — пойти с мамой собирать клубнику и заработать 5 рублей или поучаствовать в съемках и заработать в два раза больше — все выбирали кино. А так покрутишься среди режиссеров, и тоже в их среду хочется. Я даже в театральный институт имени Карпенка-Карого поступал, да попытки мои не увенчались успехом. Зато картина Вайнштока имела огромный успех. После ее выхода на экраны, местность Белогорья стали вовсю эксплуатировать киношники, выдавая за американские каньоны и прерии. Кстати, у нас поговаривали, что после того, как съемки завершились, одна из местных жительниц Белой Скалы — за пару месяцев до премьеры — родила сынишку, удивительным образом похожего на Олега Видова".

КОКОСЫ, МУЛЫ И ПУЛИ КОЛХАУНА

B фильме четко обозначено время и место происходящих событий: отвоеванный у мексиканцев Техас, 1850 год. И поскольку практически всю историю, за исключением каравана Пойндекстера и пожара в прерии (снимали в Азербайджане), разыграли в Крыму, то не обошлось без забавных ляпов.

Так, среди кактусовой растительности засушливого Техаса можно увидеть и кокосовую пальму, а вместо мулов, как описано в романе и должно по статусу богатому плантатору, фургон Пойндекстера запряжен волами. На приеме у Пойндекстера пьют за новый 28-й американский штат Техас — акцентируют камеру на дате "1850", при том что штатом он стал пять лет назад. Еще более забавным звучит высказывание одного из гостей, цитирующего генерала Шеридана: "Хороший индеец — мертвый индеец".

Однако Шеридан генералом станет только через 14 лет во время войны Севера и Юга. В финале картины, когда разоблачают капитана Кассиуса Колхауна, суду после вскрытия тела Генри Пойндекстера предъявляют две пули с его инициалами "К. К.", в то время как по-английски его имя пишется "Cassius Calhoun", и неизвестно откуда взявшийся кинжал со все теми же "К. К.".
Кстати, у Вайнштока Морис Джеральд, хотя и женится на Луизе, но так и остается простым мустангером, а Майн Рид выписал более весомый аргумент для брака — мустангер оказывается баронетом, наследником богатой и знатной ирландской семьи.

По материалам segodnya.ua
  Ответить с цитированием