Показать сообщение отдельно
Старый 11.11.2014, 17:20   #19
GoldFlower
Редактор
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Аватар для GoldFlower
Регистрация: 18.12.2009
Сообщения: 1,880
Репутация: 1253
История создания фильма «Свадьба в Малиновке»

Как снимали фильм «Свадьба в Малиновке»

В 1967 году на экраны вышла историко-революционная эксцентрическая комедия режиссера Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Культовая советская комедия в числе первых в рейтинге кинопроката: по данным на 1991 год, ее посмотрело более 70 млн. зрителей. Впрочем, удивительно ли, что в нас живет ностальгия по старым фильмам. Ведь в них столько доброты, радости, искренних чувств, которых так не хватает сегодня в реальной жизни!

Фильм благодаря прекрасной музыке, зажигательным танцам, великолепной игре любимых актеров, народному юмору о борьбе с бандой «пана атамана Грициана Таврического» стал кинолегендой. Хотя сюжет картины прост: Гражданская война, власть в Малиновке меняется, переходя, будто флаг, из рук белых в руки красных и наоборот, но жизнь селян продолжается.

Михаил Пуговкин о фильме «Свадьба в Малиновке»:
Это тот случай, когда зрители считают, что это моя лучшая роль в кинофильме «Свадьба в Малиновке». А роль-то небольшая. Всего две сценки. Одна — знаменитая, танец «В ту степь», и еще одна небольшая сценка. Роль эпизодическая, но она стала одной из центральных ролей, может быть, благодаря музыке Александрова.

История была непростая. Снимала картину киностудия «Ленфильм», но должна была снимать студия имени Довженко, потому что все действие происходит на Украине, между Полтавой и Киевом, в славном местечке Лубны.Графскую усадьбу снимали в селе Хорошки, ветряная мельница и другие сцены в селе Мацковцы. Павильонные съёмки — на Ленфильме. А натуру действительно снимали в селе Малиновка, только по одним данным, это Малиновка Чугуевского района Харьковской области, а по другим, Малиновка в Глобинском районе Полтавской области.

В массовках были задействованы практически все жители Малиновки.
На роль Софии была утверждена одна ленинградская актриса, но она заболела, и режиссёр пригласил Людмилу Алфимову на пробы. Когда на Ленфильме Алфимова вышла из гримерной в образе, режиссёр вскрикнул: «Это настоящая солдатка София!»

Искали артиста на роль Яшки-артиллериста. Организовывая съемочную группу, режиссер Андрей Петрович Тутышкин сообщил, что Яшку будет играть Михаил Пуговкин. И примерно месяц ассистенты меня «искали», хотя на самом деле только делали вид, что искали. Как часто бывает в кино, ассистент по актерам хотела на эту роль предложить какого-то другого актера, поэтому все время говорила Тутышкину, что меня нет в Москве. Дело подходило уже к съемкам, Андрей Петрович рассвирепел и потребовал от ассистента:
— Ну-ка наберите мне номер Пуговкина! Я подошел к телефону.
— Михаил Иванович, — сказал Тутышкин, — вы что, в Москве?
— В Москве, — отвечаю удивленно.
— А вы что, уезжали куда-то?
— Нет, — говорю я, — никуда не уезжал.
— Да что же это такое! — окончательно разозлился Андрей Петрович. — Вы завтра должны быть в Ленинграде. Садитесь срочно на «Стрелу» и приезжайте. Будете играть роль Яшки-артиллериста.
— Спасибо, — поблагодарил я и отправился в Ленинград.

Я даже не пробовался, приехал и начал сниматься. Вот так мы и начали работать. Танец «В ту степь» поставила балетмейстер Галина Александровна Шеховская. Она много лет работала в Театре оперетты, многие танцы поставила. Лучшим исполнителем танца «в ту степь» был знаменитый Владимир Володин.
— После Володина я ставила «в ту степь» несколько раз, в разных городах, — сказала мне Галина Александровна, — Михась, Вы первый, кто дал мне возможность забывать о танце Володина.

Когда я снимался в первой своей картине «Дело Артамоновых» в далеком 1941 году, Галина Александровна тоже ставила мой танец в этом фильме. И теперь, спустя двадцать пять лет — в фильме «Свадьба в Малиновке».

Почти все съемки проходили под Киевом, мы каждый день ездили в старую усадьбу. В этом фильме снимались и ансамбль «Жок», и Николай Сличенко, и Андрей Львович Абрикосов, и сын его снимался, Григорий. Моей партнершей была Зоя Алесеевна Федорова. Снимались Евгений Лебедев и Тамара Носова, Михаил Водяной и Алексей Смирнов.

Жили на квартирах. Город Лубны был хлебосольный. Мы с женой жили в хате, а в саду было сорок яблонь. Каждый вечер под яблонями накрывали на стол и чаевничали со скороспелым клубничным вареньем. Хозяйка Надежда Сергеевна приходила из магазина и приносила свежайший хлеб, у которого, когда режешь, хрустит корочка. Чаепитие с вареньем и со свежим хлебом под яблонями — это было что-то. Вечерами мы собирались, Коля Сличенко брал гитару и пел цыганские романсы.

У хозяйки была масса разнообразных животных: индюки, куры, гуси. Жена моя вставала рано утром, а индюки, гуси, куры — все собирались вокруг нее. Интересная бала экспедиция. Мы почувствовали запах села. Хоть это и был городок, впечатление было, что это село. Это было хорошее время.


Танец «В ту степь»

Танец «В ту степь» мы репетировали полтора месяца. Почти каждый день Галина Александровна подходила ко мне и говорила:
— Михась, надо порепетировать!
Танец идет ровно минуту. Галина Александровна постоянно говорила:
— Михась, вы ножку плохо вытягиваете! Танец мы сняли, Тутышкин поехал на студию показывать материал. Тогда директором «Ленфильма» был Киселев. Он посмотрел и сказал:
— Надо на этот танец взять артиста из ансамбля, чтобы исполнял профессиональный танцовщик.
Тутышкин говорит:
— Да вы что? Я же почему Пуговкина пригласил?! Потому что он споет все сам, и станцует сам.
— Лучше будет, если станцует артист из ансамбля.

Тутышкин побледнел и говорит:
— Нет, я менять ничего не буду! Прошло время, картину выпустили на экран, она имела большой зрительский успех. В то время были популярными две картины — «Кавказская пленница» Леонида Гайдая и «Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина. Эти картины делали колоссальные сборы у зрителей, правда, артистов это не касалось, как всегда. И уже когда картина вышла и имела успех, я появился на «Ленфильме», и тот же директор подошел ко мне, обнял меня и сказал:
— Дорогой мой, любимый мой, ты — молодец. «В ту степь» сделал вот так! — И Киселев показал большой палец.

Вот и пойми после этого наших киноруководителей — сначала говорил: «Замените его!», а затем — любовь.
— Должен ли комедийный артист ставить перед собой единственную задачу — рассмешить зрителя? — Никогда! Смех в зрительном зале — это результат трудной и серьезной работы актера. Мне не нравятся режиссеры, которые говорят: «Сыграйте-ка этот эпизод посмешнее!» Это не просто.
— Это не то, что пришел — и рассмешил. — Юмор — дело серьезное. Нужно понять характер персонажа, а потом отыскать деталь -ключ к характеру, манеры героя, его любимые словечки и привычку.

Михаил Пуговкин, 2005

Яркое событие

Три четверти комедии «Свадьба в Малиновке» были отсняты в Лубенском районе на Полтавщине.

Снимали картину в селе Пески. Сама Малиновка была недалеко, километрах в сорока-пятидесяти, но в ней не было необходимой по сюжету усадьбы.

О съемках в селе Пески до сих пор вспоминают как об одном из самых ярких событий в жизни провинциальной глубинки.

Снимали в саду, рядом с сельской школой, которая расположилась в бывшем поместье князя Щербатова. Киношники построили копию фасада этого здания, причем настолько точно, что очевидцы отмечают: отличить бутафорию от оригинала было практически невозможно.

Актеры из народа

Немало жителей села были задействованы в массовых сценах. За работу актерам «из народа» платили кому 50 копеек, а кому посчастливилось заработать и по несколько рублей. Особым спросом у режиссера пользовались те, кто приходил к площадке с уткой или гусем. Местные женщины и девушки танцевали в кадре не хуже молдавского хореографического ансамбля «Жок».
– А вот девчата из «Жока» огорчались, когда под ноги во время танца попадали камушки, танцевать ведь босиком надо было, а они все городские, не привыкли по земле без обуви ходить, – вспоминает бывшая учительница Мария Шквиря.

Листья из пульверизаторов

Вспоминают местные жители и то, как во время работы над фильмом декораторы из пульверизаторов красили листья на деревьях в желтый цвет: по сценарию должна была быть осень.

Помнят здесь и историю любви: девушка из съемочной группы полюбила местного парня, и тот вслед за ней уехал вскоре в Ленинград. Вот почему тогдашний председатель колхоза Степан Дрягун постоянно гонял селян от съемочной площадки, потому что из-за их чрезмерного любопытства работа в горячую июльско-августовскую пору ну никак не двигалась: все сбегались на артистов посмотреть. Самый большой восторг у местных подростков вызывали Водяной и Смирнов в роли совершенно умопомрачительных бандитов.

Пьянка на болоте

Во время съемок Михаил Пуговкин квартировал в Лубнах у семьи частников – Николая и Надежды Корниенко. Шутки актера и его потрясающее чувство юмора пожилые супруги вспоминают до сих пор. Кстати, танец, который Пуговкин так лихо отплясывает с героиней Зои Федоровой, актер разучивал у них дома… со шваброй.

Одним из самых комичных случаев во время пребывания Пуговкина в городке, о котором и сегодня со смехом вспоминает семья Корниенко, стали наши сборы на охоту.

– К охоте по тем временам мы готовились основательно, – говорит Николай Михайлович. – И вот когда складывали «продзапас» в багажник автомобиля, к нам подошел Михаил Иванович, посмотрел на все это и выдал:

– Теперь я знаю, что такое настоящая охота! Это та же пьянка, только на болоте и в сапогах!

«Бабий батальон»

– Сыгранный мной образ жены партизанского командира Софии очень мне дорог, – говорит заслуженная артистка СССР Людмила Алфимова. – Казалось, эта роль написана специально для меня. Хотя доля случайности в том, что она досталась мне, есть. А было все вот как. Актриса Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, которая должна была сниматься в роли Софии, неожиданно заболела. Тогда на съемочную площадку пригласили «бабий батальон» – так называли нас, молоденьких актрис Киевского театра киноактера. Я пробовалась на роль Софии последней. Режиссер фильма Андрей Тутышкин все сетовал – слишком молода эта Алфимова. Тем временем я уже примеряла гардероб своей героини – тоненькие рубашки и бархатные жакетики, обувала очень понравившиеся мне ботиночки на шнуровке. Меня загримировали, нарисовали морщины и наложили тени под глазами. И вот я предстала перед съемочной группой на фоне декорации дворца, где Грициан Таврический обычно разгуливал со своей бандой. Тогда Галина Шаховская, балетмейстер Большого театра, которая ставила танцы в нашей комедии, сказала режиссеру: «Что же вы все смотрите, ведь к вам спустилась героиня из Третьяковской галереи, снимайте же ее!» Я очень признательна ей за этот «толчок». Отснятый с моим участием материал был отправлен на «Ленфильм» для утверждения в роли Софии. Вскоре оттуда пришла телеграмма: «Поздравляем с прекрасной Софией! Желаем удачи!» После утверждения на главную роль вместе со мной радовалась вся съемочная группа. Мы работали очень слаженно.

Триумфальное шествие

Премьера комедии состоялась в 1967 году в московском кинотеатре «Россия». Хотя она могла сорваться: именно в тот день сообщили о трагической гибели летчика-космонавта СССР Владимира Комарова. Однако всесоюзная премьера картины состоялась 29 апреля 1967 года. Затем началось триумфальное шествие картины по Советскому Союзу. За год она собрала на своих сеансах 74,69 млн. зрителей.

В мемуарах каскадера Александра Массарского написано, что в сцене поединка атамана (Абрикосова) и красного командира (Самойлов) он дублировал Самойлова. Они с Абрикосовым все отрепетировали, обсудили, а начали снимать — Абрикосов машет шашкой (боевой) так, будто зарубить хочет, Массарский едва отбивается, используя все свое мастерство. А тот все рубит и рубит…. Потом осветитель рассказал каскадеру, что актер для куражу выпил бутылку водки перед съемкой. И в такой раж вошел, что все, что отрепетировали забыл.
Очень жалко, что Андрей Петрович Тутышкин рано ушел из жизни. Планов у нас с ним было много. Эти две картины, конечно, яркие строки в моей творческой биографии, ведь до сих пор они идут с большим успехом у зрителя. Это народные музыкальные кинокомедии.

Фразы из фильма:
– Гриш, а Гриш, и шо я в тебя такой влюбленный, а?!

– Трубка 15, прицел 120, бац, бац… и мимо!

– Да бери усе, я себе еще нарисую!

– Кони стоят пьяные, хлопцы запряженные!

– Гриня, эта офицерская морда двинула мне в морду!

– Cымай сапоги, власть переменилась!

– А то я тебе голову оторву и скажу, что так и было!

– Вы и только вы напоминаете мне мою любимую, мою чернявую, мою безотказную… гаубицу!
– А где же она, ваша любимая, ваша чернявая?
– Погибла в неравном бою.

– Убери ножичек! Сделаешь дырку – потом не запломбируешь!

– Сыграй что-нить такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!

– Я чувствую, что мы на грани грандиозного шухера.
По материалам 1001material.ru и ussr-kruto.ru
  Ответить с цитированием