Показать сообщение отдельно
Старый 02.07.2014, 14:48   #171
Manticore
ВИП
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Регистрация: 06.03.2008
Адрес: Жемчужина у моря
Сообщения: 2,800
Репутация: 2561
Как Гайдай снимал "12 стульев"

Много лет не утихают споры, какой фильм лучше, "12 стульев", снятые Леонидом Гайдаем, или экранизация Марка Захарова. Об этом в конце статьи, а сейчас немного фактов, так или иначе связанных с гайдаевской лентой.

Загадочная и противоречивая душа Остапа Бендера волновала многих художников. Во многих интервью Леонид Гайдай признавался, что «12 стульев» — его любимая картина. Когда Гайдай предложил «Госкино» экранизировать «Двенадцать стульев», ему велели подождать, пока Михаил Швейцер поставит «Золотого теленка». Чтобы не было простоя, Гайдай выпустил комедию «Бриллиантовая рука», а потом вдруг узнал, что над «Стульями» уже работает Георгий Данелия. Гайдай, конечно, расстроился, но ничего не поделаешь — пришлось распрощаться со своей мечтой. Но оказалось, что Данелия в процессе увлеченной подготовки к съемкам саги о сыне турецкоподданного так «перегорел», что передал проект своему другу Леониду Гайдаю. Старгород решили снимать в волжском городке Рыбинске. Васюки — в селе Работки на Волге, рестораны и горно-морские виды — в Батуми. В январе 1970 года начались пробы актеров.


Остап Бендер задумывался Ильфом и Петровым как второстепенный персонаж. Охотиться за стульями должен был один Воробьянинов. Остапу же отводилась лишь фраза про ключ от квартиры, где деньги лежат. Но нахальный турецкоподданный, с завидной настойчивостью цепляясь за перья сатириков, пролез во вторую главу, а вскоре решил командовать парадом сам. Кису Воробьянинова у Гайдая мечтали сыграть Ростислав Плятт, Анатолий Папанов и Сергей Филиппов. Плятт хорошо смотрелся в паре с Михаилом Пуговкиным (отцом Федором), но в самостоятельных эпизодах не блистал. Гайдай доверил ему чтение авторского текста за кадром, а на роль назначил Филиппова. Тут ему позвонил Никулин: он тоже мечтал сыграть Кису. Но Гайдай решения не переменил, предложив Никулину роль дворника Тихона. Это доверие режиссера фактически спасло жизнь Филиппову: его к тому времени уволили из-за пьянства из театра, он был никому не нужен. Филиппов рьяно взялся за работу, несмотря на серьезную болезнь — опухоль головного мозга и сильнейшие боли. После съемок ему сделали операцию, и он сам озвучил своего героя. Работа помогла ему победить болезнь. Несмотря на малые шансы, Сергей Филиппов успешно прошёл лечение и прожил ещё 20 лет, сыграв свою последнюю роль также у Леонида Гайдая.

На роль Остапа пробовали 22 актера, в том числе Алексей Баталов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Николай Рыбников, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев и Андрей Миронов. Говорят, даже Магомаевубыло предложено «примерить апельсиновые штиблеты». В итоге лучшими оказались Владимир Высоцкий и Арчил Гомиашвили. Легендарную роль в фильме, который вышел на экраны в 1971 году, исполнил последний – тогда никому не известный актер, правда, уже игравший Остапа в театре.

Александр Лазарев, Александр Ширвиндт, Александр Пороховщиков, Евгений Киндинов, Андрей Миронов, Михаил Козаков (слева направо верхний ряд)

Олег Борисов, Александр Белявский, Олег Басилашвили, Спартак Мишулин, Анатолий Кузнецов, Леонид Каневский (слева направо нижний ряд)

Муж актрисы Натальи Крачковской был одним из лучших звукооператоров на «Мосфильме». Как-то он работал с Гайдаем и в одну из командировок в Алушту взял свою вторую половину. Там-то Крачковская и познакомилась с режиссером, который сыграл в ее актерской судьбе не последнюю роль. Цитирую воспоминания актрисы: «Когда Леонид Гайдай пригласил меня на роль мадам Грицацуевой, я растерялась. Пробовалась 19 раз. После одной из проб даже расплакалась: «Не берете — ну и не надо!». Только потом Леонид Иович признался, что отдал мне эту роль уже после второго дубля. Но просто хотел посмотреть, на что я способна. Я была счастлива. Правда, моя радость длилась недолго. Вернувшись домой, перечитала Ильфа и Петрова и… жутко расстроилась! Меня задела характеристика героини: «Мадам Грицацуева — женщина необъятных размеров с арбузными грудями». От обиды меня просто заколотило. Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела?». После этого я перестала думать о своей внешности». Да и думать было некогда. Наталье Крачковской во время погони за своим «сусликом» досталось немало синяков и шишек. Сцену преследования Бендера по редакционным лестницам и коридорам снимали почти две недели. Более того, актрисе два раза пришлось прыгать вниз головой: в первый раз камера не сработала.


Сам Гайдай сыграл в этом фильме эпизодическую роль Коробейникова.


В одном из эпизодов снялся тогда ещё студент Станислав Садальский, его даже не указали в титрах.


Леонид Гайдай хотел во что бы то ни стало найти настоящие гамбсовские стулья для своего фильма. На объявления в газеты никто не откликнулся. Тогда ассистенты сами пошли по домам. С великим трудом отыскали бабушку, у которой хранился один гамбсовский стул, обитый английским ситцем. Хозяйка наотрез отказалась продавать свое сокровище, так что пришлось сфотографировать и заказать такие стулья в Эмиратах — в СССР умельцев не нашлось. На съемках переломали кучу стульев, но два стула до сих пор стоят в кабинете Гайдая в квартире его супруги.

Леонид Гайдай был очень суеверным. Сначала на роль Остапа Бендера он выбрал Александра Белявского – Фокса из «Места встречи». В первый день съемок с Белявским режиссер попросил ассистента разбить о штатив камеры тарелку «на счастье», но она не разбилась. Гайдай сокрушался: «Не пойдет! Фарта не будет!». И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съемки – Высоцкий, по воспоминаниям членов съемочной группы, ушел в загул.

Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили. Гайдай срочно пригласил его на пробы и сразу же принял. В «Госкино» возмутились: «Почему Бендером будет грузин?» — «Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой?» — парировал Гайдай.

Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучивание не пришел из-за болезни. Его герой говорит в фильме голосом актера Юрия Саранцева, что ужасно не нравилось Арчилу Михайловичу. При встрече он сказал Гайдаю: «Если бы я знал, что режиссер сделает так, то не снимался бы в его фильме». Гайдай в долгу не остался: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, то ни за что бы тебя не снимал». После этого они не разговаривали несколько лет.

Так случилось, что актеры, которых забраковал Гайдай, сыграли потом в «12 стульях» Марка Захарова. Причем именно те роли, которые провалили у Гайдая. Например, именно Миронов пробовался на Бендера у Гайдая, а Папанов — на Воробьянинова. Известно, что после премьеры захаровских «12 стульев» Гайдай сильно возмущался. Арчил Гомиашвили вспоминал: «Гайдай мне позвонил и сказал: — Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление. — Что такое? — «Двенадцать стульев», снятые Марком Захаровым».


Сам Марк Захаров считает, что его подбор актеров — это простое совпадение. Цитирую: «Мой фильм к гайдаевскому проекту не имеет никакого отношения. Фильмы снимались в разное время. У Гайдая — на «Мосфильме». У меня — в «Останкино», как некая литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является прямой речью. Это совсем другое дело. И потом Миронов и Папанов — это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил, они были сразу! То, что Папанова и Миронова я снял, — это не случайность. Мы вместе долго работали в театре».

Были рискованные съемки и в фильме Захарова. Чтобы снять танго в его версии «12 стульев», пришлось сделать 14 дублей. Сначала забыли положить подушки, и Миронов уронил партнершу на цементный пол. Во второй раз подушки сдвинулись, и падать снова пришлось на пол. Потом оторвалась нижняя часть стекла витрины, через которую Миронов бросал девушку, а верхнее едва не разрезало ее пополам. Домой Любовь Полищук пришла в синяках и в разодранном платье. Зато после выхода на экраны картины актриса проснулась знаменитой.

Отца Федора Гайдай «подарил» Михаилу Пуговкину. Актер сперва засомневался: «Не грешно ли осмеивать священнослужителя?» — но мама его успокоила, мол, посмеешься не над верой, а над недостойным пастырем! На съемках Пуговкин рисковал здоровьем. На Кавказе для эпизода, когда отец Федор забрался на скалу, Пуговкина, бледного от страха, пожарным краном подняли на самый высокий пик скалы. А когда на студии просмотрели пленку, оказалось, что высоты не видно — пришлось переснимать сцену в павильоне. В Батуми группа месяц ждала шторма. На фоне бушующих волн Пуговкин в тонкой рубашке на ветру рубил топором стулья несколько дней подряд, а после работы слег с сильнейшим приступом радикулита.

Долго не получался эпизод, когда Киса Воробьянинов и отец Федор, держась с обеих сторон за стул, лягают друг друга ногами. Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои — очень длинные.


Гонорары членов съемочной группы:
Гайдай — 7853 рубля плюс 2000 рублей за сценарий, Гомиашвили — 6120 рублей, Филиппов — 6275 рублей, Михаил Пуговкин — 3800 рублей, Наталья Крачковская — 182 рубля, Юрий Никулин — 525 рублей, Савелий Крамаров — 458 рублей, Наталья Варлей — 327 рублей.

Крылатые фразы из фильма (все они принадлежат перу Ильфа и Петрова):
  • Утром деньги — вечером стулья.
  • Это грабеж среди белого дня!
  • Всю контрабанду делают в Одессе на Малой Арнаутской улице.
  • Вы не в церкви, вас не обманут!
  • Знойная женщина, мечта поэта!
  • Контора пишет!
  • Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
  • Мы чужие на этом празднике жизни!
  • Ну, ты, жертва аборта!
  • Отдай колбасу, дурак! Я все прощу!
  • Пишите письма!
  • Почем опиум для народа?
По материалам сайта nnm.me
  Ответить с цитированием