Эту картину несколько раз возвращали на доработку, ругали, говорили, что
Меньшову изменило чувство вкуса… Госкино, как свидетельствуют документы архива «Мосфильма», отказалось принять картину, посчитав, что в ней много пьянства (это шло вразрез с политикой политбюро). Однако Меньшов стоял на своем: «Переделывать картину не буду». Всё же после долгих споров и незначительных поправок фильм
«Любовь и голуби» пропустили в прокат…
Вася — Сморчков, Борцов, Юрский, Михайлов?
Любопытно, что роль главного героя Васи могла достаться и не
Александру Михайлову.
Борис Сморчков, ранее сыгравший в картине Меньшова
«Москва слезам не верит», попытал счастья на пробах в фильм «Любовь и голуби», но неудачно. Неубедительной показалась и проба
В. Борцова.
Режиссер пробовал на Васю и любимого своего актера
Сергея Юрского, но потом взял его на другую роль — дяди Мити.
Именно Александра Михайлова режиссер сразу видел в роли Васи, но актер был занят и сначала отказывался. Поэтому, как говорит Меньшов, он сам не мог понять, какой именно Вася ему нужен. Но как только на съемки в последний момент всё же приехал Михайлов и произнес первые слова роли, режиссер с облегчением вздохнул: «Вот он какой, Вася…»
Александр Фатюшин обижался на Меньшова, что тот даже не попробовал его, он считал, что это его роль, но на премьере первым подошел к режиссеру и сказал: «Ты победил».
Надя — Полищук, Дорошина?
Любовь Полищук подходила к роли Нади по возрасту, но режиссера ее проба не убедила. А вот
Нина Дорошина, которая уже тогда играла Надю в театре «Современник», буквально купалась в роли. Она до сих пор, вот уже 20 лет, играет в театре эту роль, ничуть не уступая себе прежней.
По сценарию Надежда — женщина средних лет, а баба Шура — старуха-пенсионерка. Однако актриса Нина Дорошина, исполнительница роли Надежды, на 10 лет старше
Натальи Теняковой, сыгравшей бабу Шуру. На момент съемок Дорошиной было 50 лет, а Теняковой — только 40.
Баба Шура — Наталья Тенякова и дядя Митя — Сергей Юрский и в жизни муж и жена. Это одна из самых интеллигентнейших пар Санкт-Петербурга. Вдвойне удивительно, как достоверно они сыграли деревенских жителей…
Они вместе и до сих пор и по-прежнему любят друг друга.
Раиса Захаровна — Кустинская, Гурченко?
Пробу
Натальи Кустинской на роль Раисы Захаровны забраковал худсовет. Когда
Людмила Гурченко согласилась играть эту роль, Людмилу Марковну тут же утвердили.
Люда — Мелихова, Лисовская?
Роль дочери главной героини Люды в фильме «примеривала»
Ольга Мелихова. Но решением худсовета утвердили другую претендентку —
Яну Лисовскую. Она из московской интеллигентной семьи, ее папа — народный артист России, но в фильме ее деревенская девчонка, по словам режиссера, — ну просто вылитая. Потом она снималась в других фильмах, сейчас живет в Германии, близко дружит с дочкой Меньшова Юлей…
Дядя Митя — Шутов, Юрский?
Дядей Митей мог стать актер
Шутов, если бы картину решили делать более приближенной к реальной жизни. В исполнении Сергея Юрского, которому тогда еще и 50 лет не было, деревенский дед получился смешным и театральным. Режиссер рассказывает, что с назначением Юрского сразу пошла театрализация всего действа. А если б в картине был Шутов — прекрасный артист, а с ним еще настоящая, не смешная бабушка, — получилось бы фальшиво…
Натуру для фильма «Любовь и голуби» Меньшов и съемочная группа искали в Иркутской области, на берегу Байкала. Но не поразили как-то тамошние места… И тогда Владимир Меньшов вспомнил о Карелии, где когда-то работал режиссером-стажером в Великой Губе.
«Мне хотелось холмов каких-то, пригорков — красивее можно организовать сценически. И в Медвежьегорск мы поехали просто потому, что в названии «горск» — может, там гора какая-нибудь есть? Ничего приличного с ходу не нашли. И вдруг, проезжая по улице, которая шла вниз, к реке… Мы спустились и увидели этот дворик. Уже потом договорились с хозяевами, замостили всё деревом, как в Сибири.
И речушка эта внизу… Позже, в Москве, когда стали отсматривать материал, меня спрашивали: «Где вы нашли такую шикарную натуру?!»
Съемки фильма велись в Карелии, в городе Медвежьегорске, на окраине города, в доме на берегу реки Кумса.
Рассказывает режиссер Владимир Меньшов:
— Владимир Валентинович, какая сцена в фильме вам далась труднее всего?
— Мне дорог кадр, который мы обстоятельно готовили, придумывали, расписывали: показываем, как из двери избы Михайлов падает прямо в воду, камера выезжает, опускается на воду и снимает, как выныривает уже без костюма Михайлов, обращается к Гурченко, потом они вместе плывут к берегу и идут по пляжу. Всё это было снято в одном кадре!
За полминуты, которые может человек продержаться без дыхания, в воде водолазы снимали с актера костюм, актер должен был вынырнуть и сразу текст говорить. На первом дубле Михайлов вынырнул и текст забыл полностью, его первые слова были: «Люсь, че говорю-то?» Гурченко ему подсказала. А дальше прошло всё нормально.
— Говорят, Александр Михайлов чуть не утонул. С него водолазы под водой стягивали галстук и чуть не удушили…
— Эта история приукрашенная. Съемки происходили на самом деле не в море, а в открытом бассейне. Не так уж всё рискованно было. Ну был момент опасности. Действительно два водолаза немного поторопились…
Убийственно для актеров было изображать жару осенью в холодной, 14-градусной воде! Съемки проходили в ноябре.
Во время его съемок, под водой, возникли проблемы с галстуком, актер чуть не утонул, галстук пришлось разрезать. В итоге в фильм вошел третий дубль, в котором разрезанный ранее галстук просто сшили парой стежков.
Люся Гурченко, которая больше всего в жизни боится холода, несмотря на всё ее умение рисковать во имя съемок, в ужасе ждала ныряний. А ведь она еще целый диалог ведет, пока плавает! А потом вся массовка в этой ледяной воде купалась, изображая пляж. Я к концу съемок после команды «Стоп, снято!» сам нырнул, чтобы разделить общее несчастье. Меня просто обожгла эта вода, такая холодина!
А как снимали финал картины, когда все актеры стоят на крыше! Актеры — люди занятые, и собрать всех актеров в кадре у нас получилось лишь на 20 минут. Пока везли на съемку Дорошину, ее в вертолете загримировали и подняли на крышу — Михайлов через 20 минут должен был улетать в Москву.
В фильме они все стоят спокойные, улыбаются, смотрят в камеру. А на самом деле я помню это паническое состояние у всех, кто был в кадре! Но кино — это такое волшебное искусство!
— Владимир Валентинович, а каким образом на дереве в конце картины цветы появляются?
— Этот эффект основывается на известном фокусе, когда из трости выскакивают цветы. Мы пригласили на съемки фокусника, он помог нам соорудить этот трюк: мы привязали штук десять тростей на дереве. Надо было дернуть за веревочку, чтобы трости «выстреливали», но мы-то хотели, чтобы они все одновременно «выстрелили»!
И вот снимаем: идет длинная сцена, когда Михайлов Дорошину начинает целовать, как говорится, заваливает ее. И в это время камера поднимается вверх и показывает панораму, и тут дерево «зацветает» — семь из десяти тростей сработали, кадр был снят с первого дубля!
Я посмотрел отснятый материал и ахнул: нам Бог помог, всё получилось! Вот так картина снималась на очень непривычных приемах. Всё было экспериментом, дерганьем, мы переживали: будет это смешно или нет. Но когда твоя придумка вызывает хохот в зале и приятие зрительское — это самое важное для режиссера!
Замечания цензуры к фильму «Любовь и голуби»:
«Сократить количество выпивок! Затянута история с Гурченко: сцены их связи, сцена скандала. Подумать, целесообразна ли сцена с цветами на деревьях в конце фильма. Сократить танцы — очень нудно».
«Юрский с его рассказом про умершую жену — эта сцена слишком длинна».
Из обсуждений худсовета:
А. Зархи: «Картина производит впечатление какой-то нечистоплотности крестьянского быта и оставляет ощущение перебора и безвкусицы. Меньшову здесь изменило чувство элементарного вкуса. То, что в театре в актерском исполнении могло существовать, в кино превратилось в пошлость… Товарищи в Госкино посмотрели картину и посчитали, что если пьянство из картины убрать, то всё будет в порядке. Пьянство сейчас трагедия народа, а не смешное поведение. Поэтому относиться к нему так легко нельзя».
Е. Дашков: «Интеллигентные Тенякова и Юрский играют неинтеллигентных людей, а это очень чувствуется, мало в них глубинного, корневого поведения. Глядя на Михайлова, трудно поверить, что его герой так спился, что его целевая установка только гонять голубей. Но если хотели показать чудака, то тут явно чудак с невысоким потолком, а это меня смущает».
С. Соловьев (режиссер): «Мне глубоко чуждо то, что делает Меньшов… Мне кажется, Гурченко — самый сомнительный элемент в этой картине, ее тут много».
Ю. Райзман: «А мне понравилась картина, великолепно сыграна, герои обаятельны, не вызывают неприязни. Но образ, который создает Гурченко, не вписывается в стиль картины. То, что она говорит об экстрасенсах, — совершенно недоступно для зрителей (монологи Гурченко частично вырезали из фильма)».
Из фильма цензурой было вырезано множество интересных сцен. Например, та, в которой случайный прохожий на пирсе допивал пиво из кружек дяди Мити и Василия. В фильм вошел кадр, как прохожий только приступает к потреблению большого количества пива. И надо отметить, что у местного жителя, специально найденного для съемки данной сцены, получилось выпить 5 кружек пива буквально за считанные секунды.
Мало кто знает, что написал сценарий фильма актер, режиссер, драматург, сценарист, член Союза писателей России, почетный житель города Черемхово Владимир Гуркин. В основе — реальная история семьи Василия и Надежды Кузякиных, живших на родине автора сценария.
Поначалу это была пьеса, которая с успехом шла во многих театрах страны. Там ее, кстати, и увидел Меньшов, искавший сценарий для нового фильма. Владимир Гуркин умер летом 2010 года, ему было всего 58 лет, очень жаль, рак легкого. Жаль, когда так рано уходят талантливые люди…
В 2011 году на его родине был установлен памятник героям фильма «Любовь и голуби», а имя Владимира Гуркина присвоено Черемховскому драматическому театру.
Умерла и исполнительница роли Раисы Захаровны Людмила Гурченко…
Янина Лисовская, исполнительница роли Людки, последние 19 лет живет в Германии.
Исполнитель роли Леньки до сих пор снимается в кино. Хотя такой роли, по-моему, больше не сыграл.
Лада Сизоненко (Шурыгина). После успешного дебюта неоднократно проходила актерские пробы в других фильмах, но так больше в кино и не снималась. Свой актерский талант Лада успешно использовала в модельном бизнесе — работала моделью. Воспитывает двух детей.
Александр Михайлов сейчас живет в Зеленоградском административном округе города Москвы. Снимается в кино, занимается понемногу политикой… В 2012 году избран членом Общественной палаты Центрального федерального округа.
На фото «Вася и Надюха», 25 лет спустя…
Владимир Меньшов полон сил и творческих планов… Собирается снимать фильм «Москва слезам не верит — 2». Режиссер с супругой Алентовой, на фоне памятника фильму.
Редкие фотографии со съемочной площадки фильма «Любовь и голуби»
Цитаты- Мамка твоя плохая тута — дома, а папка твой хороший — вона, другу мамку себе заимел!
- Ты ли, чё ли?
- Девушки, уймите вашу мать!
- Страшную весть принес я в твой дом, Надежда! Зови детей!
- Кикимор я не понимаю! Убери её, Надежда!
- Знаете, как она меня называла? Никто не знает! Я ей говорю — Санюшка! А она мне — Митюнюшка!…
- Умерла, говорит, дедушка, твоя бабушка.
- Инфаркт Микарда! Вот такой рубец! Вскрытие показало.
- Шо характерно — любили друг друга!..
- Откопались уже? Да вот, сон им рассказываю… Приснится же, зараза такая…
- Беги, дядь Мить!
- … А в груди прям жгёт! Прям жгёт, как будто жар вот с печи сглотнула!..
- Обрыбишься!
- Зараза! «Людк, а Людк!» Тьфу! Деревня!
- Извините, что помешал вам деньги прятать.
- Это откудова это к нам такого красивого дяденьку замело? Иль чё забыл, сказать пришёл? Ой, гляньте-ка, в глаза не смотрит — наверно двойку получил!
- Ну вот, день взятия Бастилии впустую прошел…
- Только глаз, как это… один сюда, один — туда!
- Бревно! С вагона соскочило, и одним концом Ваську — по голове. Шибануло вашего отца, Людка! Всё!
- Вот так прям чем-то и убила б!
- Может мы тоже пойдём с тобой — состругаем себе снегурочку-то…
- Однако, потоп щас будет!
- А ты из меня сколько крови выпил?! Я ж спокойные дни на пальцах могу посчитать!
- Что характерно, Лёнька не одобрил твой поступок.
- Ишь ты, орган движения они лечили, орган движения! Поотрубать бы вам к чёртовой матери эти органы-то!
- Что характерно — обнаглели!
- А у нас текучка, така страшная у нас текучка…
- Как яму не стыдно поросёнку!?.. Кобель!.. Вот ведь какой кобель батя ваш! Ой, чё делать не знаю! Ой, горе-то како! Лёньк, поросятам дал!?..
- Хрясь! И всё, что болело — в мусорное ведро.
- Посылаем запрос в космос: «Так, мол, и так! Как, мол?»
- Помру — Ваську на поминки позову, а тебя, оглоедку, не пушщу!
- Совсем не держат ноги. Как ватные, ноги. До сих пор трясутся… руки
- Хлебушек — это вообще отрава.
- Ну, Василий, мягкого тебе полёта.
- Полюбовница на спички денег не даёт.
- Когда Ленька топор подхватил, я манёхо не родила.
- Да какая судьба? По пьянке закрутилось и не выберешься.
- Я не очень пьяная, Василий?
Диалоги- — Ах ты, сучка ты крашена!
— Почему же крашеная, это мой натуральный цвет! - — Она всё спрашивает: «Куда деньги дел, куда деньги дел?»
— А куда деньги дел? - — Вот тебе дочка, на платья и на мороженое, а тебе Людка, — Во! — на сапоги и на помады… будем теперь… голодом сидеть!
— Чёт ты размахнулась на 25 рублей, Надюха! - — Выпей, дядь Мить!
— Не надо! Санечка не любила этого… - — Ну, скажи ты ей!..
— Что сказать-то, сынок?
— Чтоб не ревела…
— Надюха! Не реви! - — Товарищ Кузькин?
— Ага, Кузякин.
— Владимир Валентинович?
— Ага, Василий Егорыч.
— А, ну правильно, у меня профессиональная память. - — ...Да, в уборную я!
— И я с тобой! - — Вот, сынок, когда я служил, старшина веревочку натянет, как задницей задел — наряд вне очереди.
— А когда я служил, у нас проволочку колючую натягивали. Немцы. А к ней мины. Наверх вне очереди… - — Ты идешь к этой горгоне?
— Не, я к жене. - — Шибануло вашего отца, Людка!.. Все, всё… Всё. Теперь так и останется…
— Что останется?
— Что что? Косоглазие!
— Так он живой?
— Ты чё каркаешь, дура? Конечно живой! А вы что подумали?!
— Я тебе покажу, что мы подумали! - — Чёй-то, Людк? Пыс пыс-то чё?
— Постскриптум. Послесловие. - — Соль — это белый яд.
— Так сахар же белый яд!
— Сахар это сладкий яд.
— Раиса Захаровна, может, с хлебушком, а?
— Хлебушек — это вообще отрава!
— Нет, я бы сейчас горбушечкой отравился бы!.. Ну правда, жрать охота!
— Не «жрать», а «есть»!
— Чо?
— Да не «чо», а «что»! - — Не пойду!
— Ну и сиди. Тока знай: я с сегодняшнего дня с тобой тоже в контрах! - — Мой папа очень хотел мальчика, а родилась девочка.
— Как назвали-то?
— Кого?
— Девчушку-то?
— Раиса Захаровна!
— Не понял...
— Ну, мой папа хотел мальчика, а родилась девочка — Я!
— Аааа... - — Куда он все хотел-то, говоришь?
— Ну, в бар!
— Где ж я ему возьму-то, этот бар?..
— Вот побарствует маленько и притопает. - — Ракушек мне привези… И пальму.
- — Ой, ты чё сделала-то?
— Погладила.
— Да, кто ж его теперь завяжет-то?
— Ой.
— Ну всё! Съездил на курорт! всё! Распаковывай чемоданы, Людка! - — Сынок, ты там смотри, чтоб ни одна холера на нашу землю...
— Брось, никто на нас не кинется, не паникуй.
По материалам bigpicture и wikiquote