Показать сообщение отдельно
Старый 29.04.2014, 15:49   #131
GoldFlower
ВИП
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Аватар для GoldFlower
Регистрация: 18.12.2009
Сообщения: 1,880
Репутация: 1253
29 апреля 35 лет со дня мировой премьеры фильма «По семейным обстоятельствам»

История создания фильма «По семейным обстоятельствам»

«По семейным обстоятельствам» — художественный фильм, комедия, по мотивам пьесы Валентина Азерникова «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам». Режиссер Алексей Коренев.

29 апреля 2014 года - 35 лет со дня мировой премьеры фильма! - (Кинопоиск)

«У меня уже шла пьеса в Театре имени Моссовета, — вспоминает автор сценария, драматург Валентин Азерников, — когда его директор сказал мне: «Валентин Захарович, нам очень нужна пьеса к юбилею столицы — что-нибудь о Москве и москвичах».
«Не пишу таких глупостей!» — отрезал я и поехал домой. Машины у меня тогда не было, поэтому спустился в метро. И пока ехал с Пушкинской площади в Сокольники, придумал историю о том, как люди обменивают квартиры и при этом знакомятся. Так был найден сюжетный ход, а остальное — дело техники. Называлась та пьеса «Возможны варианты».

Поначалу история была чисто московской, о чем говорила география: Человек из Мневников, из Черемушек, Женщина с Бульварного кольца. Позже, когда «Возможны варианты» ставили не только по всему Советскому Союзу, но и за границей, каждый город адаптировал ее к своему району. Помню, мне позвонили из Одессы и спросили: «Можно, мы назовем одного из героев Человеком с Ланжерона?» Что же касается человеческих отношений, то они были одинаковыми везде».
Несмотря на триумфальное шествие пьесы в театрах, что такое настоящая популярность автор понял только в 1977 году, когда на экраны вышел фильм «По семейным обстоятельствам». История еще молодой женщины Галины Аркадьевны, в одночасье ставшей женой и бабушкой и в поисках вариантов размена квартиры вновь вышедшей замуж, покорила всех. Главные роли в нем сыграли такие замечательные актеры, как Галина Польских, Марина Дюжева, Евгений Стеблов, Евгений Евстигнеев, Евгения Ханаева, Бухути Закариадзе, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Людмила Зайцева, Нина Дорошина, Николай Парфенов, Юрий Кузьменков, Лев Дуров, Владимир Басов.
Что же касается неизбежных в то время цензурных сокращений, то сегодня создатели картины вспоминают о них со смехом. Например, сначала вырезали знаменитую фразу «логопеф с улицы Койкого». Кинематографическое начальство среднего ранга возмутилось: «Это вы что же, на Брежнева намекаете?! Только он у нас половину букв не выговаривает!» И совсем уж было убрали, но потом все-таки решили показать более высокому начальству — председателю Госкино Ждановой.

«А теперь представьте себе ситуацию, — рассказывает Азерников, — в просмотровом зале «Мосфильма» сидит высокая комиссия, но на экран смотрит только Жданова. Все остальные внимательно следят за ней: засмеется или нет? Она засмеялась, ножницы тут же спрятали. А вот кусок с маклером с исполнении Владимира Басова, в котором речь идет о чешском унитазе («Зять у меня — чех, компакт чешский», — говорила героиня Галины Польских), благополучно вырезали.
Прямо перед премьерным показом контрольный редактор возмутился: «Чех? Вы что, намекаете на советские танки в Праге?!» И — чик! Правда, когда началась перестройка, тот кусочек тут же вклеили обратно».

Интересно, что именно фильм помог сценаристу получить квартиру, без которой он оказался в силу изменений в семейной жизни. Представители Союза писателей и Ростислав Янович Плятт пошли в Моссовет, чтобы выбить Азерникову хоть какое-то жилье. Чиновников больше всего поразил тот факт, что автор замечательной картины об обмене квартир сам остался без оной. И они тут же выписали ему ордер.
Фильм «По семейным обстоятельствам» стал для Азерникова первым опытом работы в качестве сценариста. Режиссером ленты стал Алексей Коренев, оператором — Анатолий Мукасей. Оба кинематографиста уже давно и хорошо были знакомы друг с другом: они принимали участие в создании комедий Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» и «Дайте жалобную книгу», вместе трудились над принесшим им широкую известность мини- сериалом «Большая перемена».

Проверенная литературная основа фильма, великолепный актерский состав, опытная съемочная группа, а также запоминающиеся музыкальные номера, написанные композитором Эдуардом Колмановским, — слагающие успеха, благодаря которым лента «По семейным обстоятельствам» много лет пользуется неослабевающим зрительским интересом и любовью.
— Честно говоря, не ожидал, что эта работа станет столь популярной. Относился к ней, как к хорошему ширпотребу, не более, — делился позднее своими мыслями по поводу успеха картины Евгений Стеблов. — А взрослые люди говорят, что они выросли на этом фильме, цитируют фразы моего персонажа, которые сам-то я уж давно забыл. Сказал перед камерой и забыл.

А зрители помнят, смотрят по нескольку раз, оттого что прониклись симпатией. Странная это вещь — зрительская любовь. Непредсказуемая. Его партнерша по съемочной площадке Марина Дюжева призналась, что со временем ее отношение к героям картины существенно изменились: — Когда я снималась в фильме, я и мое поколение девочек были полностью на стороне своей героини.

Сейчас, когда я уже в возрасте Галины Польских, я полностью на ее стороне. Подрастают наши дочери, которые сейчас переживают за мою героиню. Через 20–30 лет они будут переживать за героиню Польских. А мы в это время будем переживать за героиню Ханаевой. И так будет всё время.

Евгений Стеблов вошел в актерский ансамбль фильма, так как он играл Игоря в премьерном спектакле Театра имени Моссовета по пьесе «Возможны варианты». Сохранилась также запись радиопостановки с участием актера, сделанная в 1976 году. Когда в первой серии Игорь убаюкивает маленькую Леночку, он напевает песню Александра Вертинского «Доченьки».
Роль подросшей Леночки сыграла Катя Василькова — внучка актрисы Зои Васильковой. В эпизодической роли молодой няни снялась Наталья Мартинсон, дочь знаменитого Сергея Мартинсона.

По материалам сайта 1001material.ru
  Ответить с цитированием